Комитет гражданских инициатив: новые ФГОС формируют риски для школы и общества

0

Комитет гражданских инициатив выступил с заявлением, в котором подверг критике проекты новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для начальной и основной школы.

Мы публикуем ключевые моменты:

18 сентября завершается период общественного обсуждения новых ФГОС – федеральных государственных образовательных стандартов для начальной и основной школы, разработанных под эгидой Министерства просвещения РФ. Считаем, что принятие этих проектов в существующем виде не решает ни одной действительно актуальной школьной проблемы, но, напротив, формирует новые риски и для школы, и для общества в целом.

Предлагаемые стандарты носят архаичный и имитационный характерДекларируя приверженность вариативности и персонализации образования, они подменяют содержание образовательного процесса - как цепи событий, происходящих со школьником и обеспечивающих его прогресс, - жестко зафиксированным набором учебного материала, по сути – единственным учебником, обязательным для прохождения всеми детьми по единому графику. 

Бессмысленность пребывания в школе сформирует базу для ценностного конфликта поколений, который будет развиваться по мере осознания подростками ограниченности их образовательного выбора и переключения их интереса за пределы архаичной и неинтересной школьной программы.

Проект предлагает негодные решения реальных проблем, дезориентирующие общество: вместо снижения нагрузки с помощью ее рационализации, а также модернизации подготовки педагогов - фиксацию учебного материала; вместо комфортного периода адаптации к школьной программе на новом месте для детей, переехавших из других регионов, - единственный учебник; возврат в начальную школу измерения скорости чтения – вместо развития навыков чтения смыслового.

При жесткой фиксации учебного материала невозможны персонализация образования и учет индивидуальных особенностей ученика, класса, конкретной школы. Это в полной мере относится не только к обычным, но и к селективным школам, нацеленным на работу с талантами. 

Предлагаемые стандарты дезориентируют и систему государственного управленияимитируя выполнение решений, принятых на политическом уровне. В частности, это касается выполнения поручений Президента России Владимира Путина №209 (февраль 2017 г.), №294 (февраль 2019 г.) и «майского указа» (2018 г.).

При принятии новых стандартов о реальном достижении конкурентоспособности придется забыть, поскольку весь мир движется в противоположную сторону – к вариативности, персонализации, повышению статуса и развитию педагогов.

Дети проигрывают, общество проигрывает, государство проигрывает. В выигрыше могут оказаться только контролирующие чиновники, для которых расширяется поле деятельности, и издатели «единственных учебников», которым будет гарантирован госзаказ. В целом это означает снижение конкурентоспособности учебных материалов и программ при увеличении возможностей для коррупции.

Учитывая сказанное, считаем принятие новых образовательных стандартов в предложенном виде не соответствующим общественным интересам. Предлагаем:

  • ввести мораторий на изменение ФГОС  (до выполнения следующих двух пунктов)
  • проанализировать результаты – сильные и слабые стороны – применения действующих ФГОС «второго поколения»
  • сформулировать цель и задачи развития системы образования, включая задачи модернизации как школьного, так и профессионального педагогического образования, снижения нагрузки на учеников и педагогов, повышения их социального статуса
  • наладить общественный диалог (создать площадку для учета мнений и интересов всех участников и бенефициаров образовательного процесса).

Мы намерены принять активное участие в формулировании действительно актуальной повестки для сферы образования и разработке необходимых для ее реализации решений.

С полным текстом заявления вы можете ознакомиться на сайте КГИ. Проекты новых ФГОС для начальной и основной школы выложены на федеральном портале проектов нормативных актов.


Читать также
Комментарии (0)



Комитет гражданских инициатив: новые ФГОС формируют риски для школы и общества

0

Комитет гражданских инициатив выступил с заявлением, в котором подверг критике проекты новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для начальной и основной школы.

Мы публикуем ключевые моменты:

18 сентября завершается период общественного обсуждения новых ФГОС – федеральных государственных образовательных стандартов для начальной и основной школы, разработанных под эгидой Министерства просвещения РФ. Считаем, что принятие этих проектов в существующем виде не решает ни одной действительно актуальной школьной проблемы, но, напротив, формирует новые риски и для школы, и для общества в целом.

Предлагаемые стандарты носят архаичный и имитационный характерДекларируя приверженность вариативности и персонализации образования, они подменяют содержание образовательного процесса - как цепи событий, происходящих со школьником и обеспечивающих его прогресс, - жестко зафиксированным набором учебного материала, по сути – единственным учебником, обязательным для прохождения всеми детьми по единому графику. 

Бессмысленность пребывания в школе сформирует базу для ценностного конфликта поколений, который будет развиваться по мере осознания подростками ограниченности их образовательного выбора и переключения их интереса за пределы архаичной и неинтересной школьной программы.

Проект предлагает негодные решения реальных проблем, дезориентирующие общество: вместо снижения нагрузки с помощью ее рационализации, а также модернизации подготовки педагогов - фиксацию учебного материала; вместо комфортного периода адаптации к школьной программе на новом месте для детей, переехавших из других регионов, - единственный учебник; возврат в начальную школу измерения скорости чтения – вместо развития навыков чтения смыслового.

При жесткой фиксации учебного материала невозможны персонализация образования и учет индивидуальных особенностей ученика, класса, конкретной школы. Это в полной мере относится не только к обычным, но и к селективным школам, нацеленным на работу с талантами. 

Предлагаемые стандарты дезориентируют и систему государственного управленияимитируя выполнение решений, принятых на политическом уровне. В частности, это касается выполнения поручений Президента России Владимира Путина №209 (февраль 2017 г.), №294 (февраль 2019 г.) и «майского указа» (2018 г.).

При принятии новых стандартов о реальном достижении конкурентоспособности придется забыть, поскольку весь мир движется в противоположную сторону – к вариативности, персонализации, повышению статуса и развитию педагогов.

Дети проигрывают, общество проигрывает, государство проигрывает. В выигрыше могут оказаться только контролирующие чиновники, для которых расширяется поле деятельности, и издатели «единственных учебников», которым будет гарантирован госзаказ. В целом это означает снижение конкурентоспособности учебных материалов и программ при увеличении возможностей для коррупции.

Учитывая сказанное, считаем принятие новых образовательных стандартов в предложенном виде не соответствующим общественным интересам. Предлагаем:

  • ввести мораторий на изменение ФГОС  (до выполнения следующих двух пунктов)
  • проанализировать результаты – сильные и слабые стороны – применения действующих ФГОС «второго поколения»
  • сформулировать цель и задачи развития системы образования, включая задачи модернизации как школьного, так и профессионального педагогического образования, снижения нагрузки на учеников и педагогов, повышения их социального статуса
  • наладить общественный диалог (создать площадку для учета мнений и интересов всех участников и бенефициаров образовательного процесса).

Мы намерены принять активное участие в формулировании действительно актуальной повестки для сферы образования и разработке необходимых для ее реализации решений.

С полным текстом заявления вы можете ознакомиться на сайте КГИ. Проекты новых ФГОС для начальной и основной школы выложены на федеральном портале проектов нормативных актов.



Читать также
Комментарии (0)