Технологии в образовании – не просто тренд, а необходимость



10 ноября прошла онлайн-конференция «Яндекса» про образование Yet Another Conference on Education. В ней приняли участие ученые, педагоги, методисты, разработчики цифровых образовательных продуктов. Целый день на разных площадках конференции они делились мнениями о современном образовании, спорили, рассказывали о своем опыте и самых новых и удобных технологических решениях в образовании. Рассказываем, о чем именно шла речь. 

Цифровые технологии в школе

На пороге гуманистического образования

Мир, в котором появляется все больше технологий и информации, стал невероятно сложным еще до пандемии. При переходе на дистант фокус внимания общества на поиск новых решений для удобного доступа к знаниям еще больше сместился. Об этом рассказала генеральный директор «Яндекса» в России Елена Бунина в своем выступлении «На пороге нового гуманистического образования». Она отметила, что на фоне всеобщего стресса, невозможности планировать свою жизнь и ограничений в общении успешнее всего кажутся образованные люди. Они уверены в себе и понимают, что, даже если их профессия окажется под угрозой исчезновения, они смогут освоить новую. 

«Яндекс» занимается образованием уже давно: в 2007 году начала работать первая программа по подготовке аналитиков и разработчиков, которых не хватало компании. Через 13 лет опыт превратился во внятную стратегию: в «Яндексе» знают, что в образовании важнейшая ценность – человек: и тот, кто учит, и тот, кто учится. Для создания хорошего образовательного продукта важны и интересы конкретного человека, и комфортная среда, и увлекательный процесс, и сознательный выбор учеником траектории, и сочетание фундаментальных и практических знаний. И сейчас в «Яндексе» есть большое подразделение «Образовательная инициатива», которое работает над улучшением образовательной среды в России при помощи технологий. 

Как работают цифровые инструменты в образовании

Рассказала Елена и про «Яндекс.Учебник» – бесплатную цифровую платформу для обучения основным школьным предметам, пока по большей части в начальной школе. Он отвечает запросу на гуманистический подход в образовании, помогая детям полюбить предметы школьной программы, давая им быструю и качественную обратную связь, подсказывая и не наказывая за ошибки. О том, что начинание успешно, свидетельствовало совместное исследование «Яндекс.Учебника» с НИУ ВШЭ: выяснилось, что, получая цифровые задания, дети улучшают свои образовательные результаты. 

Главное, что мы увидели, – они начинают больше любить те предметы, которыми занимаются. А любовь к предмету – это залог успеха. Важно любить предмет, а остальное все придет, 

– подчеркнула Елена.

Подробнее об этом рассказал директор «Яндекс.Учебника» Евгений Лурье. Он подчеркнул, что «Яндекс.Учебник» – это платформа, создаваемая ради ребенка, но для учителя. Она помогает педагогам перераспределять ресурсы: например, с рутинной проверки домашних заданий переключиться на общение с учениками, разработку интересных уроков, самообразование. А цифровая образовательная платформа тем временем мягко и ненавязчиво поможет ученику отработать информацию, полученную в школе, на практике: 

Учитель в классе всегда может подойти, подсказать, дать обратную связь. Когда же ребенок остается с материалом один на один, у него могут возникать сложности. Есть вещи, которые ребенок упускает. А если так происходит в начальной школе, к средним классам это превращается в снежный ком, и процесс обучения усложняется, результаты снижаются. Появление цифрового образовательного продукта провоцирует изменения в этом взаимодействии. Рядом с учеником в отсутствие учителя может быть понимающий, опытный и внимательный помощник, который дает обратную связь на то, как ребенок действует и как совершает ошибки.

Так и действует «Яндекс.Учебник»: команда разрабатывает все больше механик взаимодействия ученика и платформы. Каждая из них включает три попытки: первая – просто предложение попробовать еще раз, вторая – подсвечивание зеленым цветом той части задания, с которой ребенок справился, а третья – обозначение ошибки. Таким образом можно, например, написать онлайн-диктант, выполнить умножение в столбик, разобрать по частям слово или предложение. 

Такой опыт для современного школьника действительно новый. Да, мы давно научились выкладывать в интернет задания из бумажных учебников, но концептуально контент едва ли изменился. А современные дети – это вызов, на который должно отвечать образование. Ведь когнитивные процессы ребят, выросших буквально с гаджетами в руках, иначе устроены, их ритм жизни более быстрый, они привыкли к мгновенной обратной связи и не всегда умеют возвращаться в контекст по прошествии времени. Но они ошибаются – и важно не привить им страх ошибки, потому что учимся мы все именно на промахах. 

Кроме того, важно донести до всех участников образовательного процесса ценность, которую представляют цифровые инструменты, продемонстрировать их возможности. 

По словам Ильи Залесского, руководителя образовательных сервисов «Яндекса», до пандемии онлайн-ресурсы для школы воспринимались как приятное дополнение, однако тотальный дистант заставил всех пересмотреть такое отношение:

В тот период нам пришлось работать с высокой нагрузкой, но для нас не это было основном проблемой. Главный вопрос, который перед нами встал, – каким образом донести до всех пользователей, как наш инструмент правильно упаковывать, использовать, интегрировать в методики ведения уроков.

Почему цифровые технологии нужны образованию

Тезис о том, что современной школе необходима «цифра», подтвердил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, также принимавший участие в конференции. В своем выступлении «Цифровые технологии: от эволюции к революции» он подчеркнул, что дистанционное обучение, на которое перешли и школьники, и студенты в связи с пандемией, интенсифицировало процесс внедрения технологий в образование и вскрыло определенные проблемы. 

Так, до пандемии 80% учителей школы и вузовских преподавателей не считали нужным использовать цифровые технологии в классе или аудитории. Разумеется, с приходом дистанта они столкнулись со сложностями. Как и ученики: ведь, согласно статистике, в четверти домохозяйств страны нет персонального компьютера, а в 40% школ России скорость интернета чрезвычайно низкая. 

Онлайн для школы – это пожарная мера, “костыль”. Дистант для школы не нужен, особенно для младшеклассников, где важен эмоциональный контакт. Школе не нужен дистант, но школе точно нужна “цифра”. Будущая школа – это школа смешанной формы обучения. Никто замещать онлайном учителя не будет, но это будет школа с активным участием верифицированного цифрового контента, 

– утверждает Кузьминов.

Говоря о цифровых инструментах, Ярослав Кузьминов подчеркнул: нет проблемы с «движками» для них, а вот создание качественного обучающего контента – это сложное и дорогое занятие, поэтому мало кто это делает. 

Зачем же нужен цифровой контент? Кажется, что его главная задача – преодолеть ограничения классно-урочной системы, а еще обеспечить обратную связь для той трети учеников, которые пока не являются успешными. 

Это ложная дихотомия, что существует классическое образование и онлайн-образование. Никакого онлайн-образования нет. Правильный вопрос звучит так: могут ли технологии и данные улучшить образование? Очевидно, ответ: могут, 

–  отметил Александр Ларьяновский, управляющий партнер Skyeng.

Технологии и учитель 

О том, что «цифра» дает новый виток развития образованию, говорил и научный руководитель Центра педагогического мастерства Иван Ященко. Он рассказал об интересном феномене: оказывается, после весеннего перехода на дистант среди тех, кто хорошо сдал ЕГЭ, оказалось больше детей из отдаленных регионов страны. 

Иван считает, что уменьшение расслоения связано с тем, что все электронные ресурсы с отличным качеством контента предоставили ученикам открытый доступ, и мотивированные ребята воспользовались возможностями и дополнительным временем. Кроме того, на дистанционном обучении наблюдался рост количества участников олимпиад: ведь раньше для этого нужно было выкроить время, доехать, а в онлайн-формате достаточно просто открыть пару новых вкладок. 

Однако Иван Ященко призвал как можно более аккуратно относиться к урокам и информации, которую учителя дают ученикам, – как очно, так и дистанционно: 

Важно учить честно, искренне и с любовью. И в каждый момент, задавая домашнее задание или отправляясь на урок, помнить, что ты на самом деле забираешь у ребенка время его детства – наиболее ценное, что есть. Самый дорогой в образовании ресурс – это не деньги, не здания, не зарплата учителей – это время ребенка. И давай подумаем, что мы в обмен ему даем. Если мы даем ему что-то хорошее, то мы молодцы. Если нет, то, может, этого лучше не делать.

Конечно, учителю важно давать ученикам самую нужную информацию, особенно в период дистанта. Современный учитель в целом волевым усилием спасает образовательный процесс, в кратчайшие сроки приспосабливаясь к новому режиму и помогая адаптироваться своим ученикам. 

Учитель должен быть образцом борца со своими страхами и быть бесстрашным. Наверное, каждый учитель видел взгляд ученика с бегущей строкой: "Я этого никогда не пойму" <...> И одна из главных моих задач как учителя математики – сделать так, чтобы этот страх у ребенка уходил, чтобы ученик знал, что любая проблема может быть превращена в задачу, 

– говорит директор «Новой школы» Кирилл Медведев.

И технологии могут здорово помочь учителю. Так, например, руководитель Центра цифровых гуманитарных исследований НИУ ВШЭ Ася Бонч-Осмоловская рассказала о приложении «Живые страницы», в котором интерфейсно перерабатываются тексты классиков: например, пьесы Чехова становятся чатами, а события «Преступления и наказания» наносятся на карту Санкт-Петербурга. А Анна Левинзон, основательница проекта «Верные слова», отметила, что технологии можно использовать даже для обучения дошкольников чтению. Еще один пример привела руководитель направления «словесность» в «Яндекс.Учебнике» Анна Булгакова в рамках своего выступления «Как организовать дискуссию на уроке»:

В Яндекс.Учебнике есть предметные задания по русскому языку, используя потенциал которых, можно постепенно подготавливать учеников, формировать у них умения, необходимые для участия в дискуссии. Например, традиционное задание: подбери прилагательное для картины. Нужно выбрать вариант ответа. Но если потом мы развиваем потенциал, начинаем описывать картину словами (устно или письменно), а чтобы повысить точность формулировок, делаем это на время. Получается, что у нас есть задание в онлайн-формате, которое подготавливает материал и позволяет провести первичную работу. А потом мы переходим в офлайн-формат и оттачиваем это умение.

На школьных уроках для использования технологий есть море возможностей. Например, можно собирать обратную связь от учеников через приложения Kahoot!, Mentimeter и «Яндекс.Формы», объединять мультимедийный контент для уроков в приложении Desmos, следить за успехами учеников с помощью учебной аналитики в «Яндекс.Учебнике», культурно просвещать ребят вместе с «Яндекс.Музыкой» и «Культурным марафоном», давать онлайн-диктанты и другие задания с автоматической проверкой в «Яндекс.Учебнике», вовлекать в работу каждого через «Яндекс.Диск», визуализировать информацию в Jamboard или структурировать материалы в Padlet. О многих из этих технологий будет рассказано на вебинарах «Я Учителя» – программы развития учителей от «Яндекса». 

Современная картина мира и ее отражение в образовании

Современные учителя – настоящие супергерои, но школа не единственный источник образования для подрастающего поколения. О том, что современная образовательная организация не может обеспечить ребенка всеми знаниями о мире, которые ему нужны, говорил Георгий Васильев, руководитель программы «Всенаука» – еще одного проекта на стыке образования и технологий:

Фрагментарность информации делает человека несчастным и тревожным. <...> Школьное образование покрывает важнейшие темы современной картины мира на 25%. <...> Современная информационная среда достаточно активна, чтобы восполнить этот недостаток специфических знаний.

В проекте «Всенаука» создают электронную библиотеку лучших научно-популярных книг, которые будут доступны для изучения всем желающим. Сейчас проект приобретает права на электронную дистрибуцию трудов, чтобы распространять их бесплатно. 

Итак, технологическая составляющая в образовании не просто тренд, а необходимость, без которой обучение в период коронавируса остановилось бы в принципе. Пандемия интенсифицировала развитие «цифры» в образовании, но ситуация изменится, а цифровая среда останется в нашей жизни в той или иной степени. Наша задача – усвоить уроки, найти и сохранить самые лучшие решения, научиться эффективно работать в двух мирах: онлайн и офлайн. Для этого всем участникам образовательного процесса полезно учиться друг с друга и делиться опытом. И в следующем году вновь встретиться на Yet Another Conference и обсудить найденные решения. 


Материал предоставлен пресс-службой «Яндекс.Учебника».

к комментариям


Читайте также

Комментарии (0)