Формирование функциональной грамотности и цифровые инструменты

Партнерский материал
2020-06-18T17:37:30.102Z
3 0

Во вторник 16 июня в рамках целого цикла онлайн-конференций «Яндекс» провел круглый стол на тему «Формирование функциональной грамотности у российских школьников с использованием цифровых инструментов». Эксперты «Яндекс.Учебника», специалисты Института стратегии развития образования Российской академии образования, НИТУ «МИСиС», МГУ им. М. В. Ломоносова, СПбГУ, МГПУ, НИУ ВШЭ, Сбербанка обсудили, как влияет онлайн-погружение на жизнь детей, как можно использовать цифровые инструменты для развития функциональной грамотности, какими должны быть педагоги будущего и многое другое. Приводим некоторые интересные фрагменты круглого стола. (Видеозапись обсуждения можно посмотреть, перейдя по ссылке в конце статьи.)

Что такое функциональная грамотность

Впервые это понятие было употреблено на Всемирном конгрессе министров просвещения в 1965 году в контексте «совокупности умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем». Позже, в 1978 году, в ЮНЕСКО дополнили определение: «функционально грамотным считается только тот, кто может принимать участие во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счетом для своего собственного развития и для дальнейшего развития общины (социального окружения)».

В течение многих лет понятие функциональной грамотности дополнялось, и сегодня, в цифровую эпоху, оно неразрывно связано с диджитал.

Интернет – агент социализации

Галина Солдатова, профессор факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, член-корреспондент РАО, директор Фонда развития интернета в своем выступлении на круглом столе рассказала об исследованиях функциональной грамотности в динамике (проведенных в 2010, 2013 и 2019 годах):

Феномен детства меняется, и цифровизация — один из ключевых факторов, влияющих на эти изменения. Интернет становится важным агентом социализации, составляя конкуренцию семье и школе. Ученые выяснили, что интенсивность использования интернета за последние 6 лет существенно возросла и среди взрослых, и среди детей: каждый второй подросток проводит онлайн около 6 часов в день, а каждый пятый — 9 часов и больше. 

Галина Солдатова

По ее словам, современные дети не делят реальность на онлайн и офлайн — для них она одна. Каждый второй подросток, но только каждый пятый взрослый, живут в смешанной реальности. А пандемия коронавируса, во время которой обучение перешло в интернет, и вовсе размыла эти границы. Взрослым, как правило, кажется, что интернет плохо влияет на когнитивные способности ребенка, и не без оснований: новое поколение хуже запоминает информацию, не фокусируется долго на одном деле… Но, возможно, все это эволюционный процесс, который позволяет нашим детям адаптироваться к новому миру, избегая перегрузки?

Так или иначе, детей необходимо учить существовать в рамках «цифры». Как никогда сегодня важна цифровая компетентность детей — и на нее так или иначе направлены все средства, подвластные учителю. Педагоги будущего


В вопросах формирования  функциональной грамотности у детей самое главное — подготовка учителей, считает Нурлан Киясов, основатель и программный директор конференции EdCrunch, директор Центра EdCrunch University НИТУ «МИСиС».
В своем выступлении спикер рассказал о том, каков он, идеальный учитель, по мнению ученых из Международного общества развития технологий в образовании (ISTE). 

Итак, педагог будущего — это специалист, который постоянно учится новому, лидер, гражданин цифрового общества, формирующий отношение детей к онлайн-ресурсам, аналитик, фасилитатор, моделирующий культуру общения, специалист по педагогическому дизайну и организатор обучения в сотрудничестве.
Однако учитель не может полностью отвечать за функциональную грамотность, развивать ее — задача и ученика. Современная цифровая образовательная среда – это несколько составляющих: учитель, который применяет технологии, обучение вне класса, надежная инфраструктура, заинтересованные руководители и новые технологии оценивания. И все это важно уметь эффективно использовать.

Цифровые инструменты и обучение

О том, как именно цифровые инструменты могут способствовать развитию функциональной грамотности, рассказал Евгений Лурье, директор по продукту «Яндекс.Учебника»:

Функциональная грамотность связана с жизненными задачами во всех сферах человеческой деятельности, и во всех этих сферах сегодня также присутствуют цифровые решения. «Яндекс.Учебник» помогает формировать функциональную грамотность с самого детства, интегрируя в предметные задачи элементы, направленные на ее развитие. При этом качество заданий мониторится еженедельно — задачи, вызывающие сложности у большого количества школьников, перерабатываются методистами. 

Евгений Лурье

Также Лурье рассказал об исследовании влияния цифровых инструментов на успехи в учебе, которое было проведено в прошлом году в Алтайском крае и Новосибирской области. Ученики, активно пользовавшиеся «Яндекс.Учебником», показали результаты выше, чем те, кто этого не делал. Причем самый заметный прогресс наблюдался у изначально менее успешных в учебе школьников.
Научный руководитель программы благотворительного фонда Сбербанка «Цифровая платформа для персонализированного образования в школе» Елена Казакова рассказала о разработках их команды. Она отметила, что Сбербанк при создании платформы ориентировался на самого ученика — интерфейс не предполагает активной роли учителя. Система подсказывает ребенку, какие навыки он «прокачал», изучая ту или иную тему.

Прикладные методы

На круглом столе обсуждались также прикладные методы формирования функциональной грамотности с помощью цифровых средств. Специалисты «Яндекса», РАО, МГПУ, Института образования НИУ ВШЭ на конкретных примерах разобрали методы интеграции задач на развитие функциональной грамотности в задания по русскому языку, математике, биологии и другим предметам.

Информация окружает и нечитающих детей, и в ней нужно учить разбираться вне зависимости от формирования навыков чтения. Но и их тоже надо формировать, отметила Анна Булгакова, руководитель направления «Словесность» в «Яндекс.Учебнике».   Эти навыки нужно развивать сообща. Важно научить ребенка находить, извлекать, интегрировать и интерпретировать, осмысливать, оценивать и использовать информацию.

Часто ребенок не понимает, как можно применить умение решать обычные учебные задачи в реальной жизни, − подчеркнула Марина Рогатова, главный методист по математике «Яндекс.Учебника». − Появление приближенных к жизни заданий направлено на развитие математической грамотности. Это не типичные учебные задачи, они сформулированы в виде контекстной проблемной ситуации, которая разрешается средствами математики. Нужно суметь математически формулировать ситуацию, а затем интерпретировать математические данные.

Полную запись круглого стола можно посмотреть по ссылке.


Благодарим «Яндекс.Учебник» за предоставленный материал.


Читайте также
Комментарии (0)
2020-06-18T17:37:30.102Z
3 0

Формирование функциональной грамотности и цифровые инструменты

Партнерский материал

Во вторник 16 июня в рамках целого цикла онлайн-конференций «Яндекс» провел круглый стол на тему «Формирование функциональной грамотности у российских школьников с использованием цифровых инструментов». Эксперты «Яндекс.Учебника», специалисты Института стратегии развития образования Российской академии образования, НИТУ «МИСиС», МГУ им. М. В. Ломоносова, СПбГУ, МГПУ, НИУ ВШЭ, Сбербанка обсудили, как влияет онлайн-погружение на жизнь детей, как можно использовать цифровые инструменты для развития функциональной грамотности, какими должны быть педагоги будущего и многое другое. Приводим некоторые интересные фрагменты круглого стола. (Видеозапись обсуждения можно посмотреть, перейдя по ссылке в конце статьи.)

Что такое функциональная грамотность

Впервые это понятие было употреблено на Всемирном конгрессе министров просвещения в 1965 году в контексте «совокупности умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем». Позже, в 1978 году, в ЮНЕСКО дополнили определение: «функционально грамотным считается только тот, кто может принимать участие во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счетом для своего собственного развития и для дальнейшего развития общины (социального окружения)».

В течение многих лет понятие функциональной грамотности дополнялось, и сегодня, в цифровую эпоху, оно неразрывно связано с диджитал.

Интернет – агент социализации

Галина Солдатова, профессор факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, член-корреспондент РАО, директор Фонда развития интернета в своем выступлении на круглом столе рассказала об исследованиях функциональной грамотности в динамике (проведенных в 2010, 2013 и 2019 годах):

Феномен детства меняется, и цифровизация — один из ключевых факторов, влияющих на эти изменения. Интернет становится важным агентом социализации, составляя конкуренцию семье и школе. Ученые выяснили, что интенсивность использования интернета за последние 6 лет существенно возросла и среди взрослых, и среди детей: каждый второй подросток проводит онлайн около 6 часов в день, а каждый пятый — 9 часов и больше. 

Галина Солдатова

По ее словам, современные дети не делят реальность на онлайн и офлайн — для них она одна. Каждый второй подросток, но только каждый пятый взрослый, живут в смешанной реальности. А пандемия коронавируса, во время которой обучение перешло в интернет, и вовсе размыла эти границы. Взрослым, как правило, кажется, что интернет плохо влияет на когнитивные способности ребенка, и не без оснований: новое поколение хуже запоминает информацию, не фокусируется долго на одном деле… Но, возможно, все это эволюционный процесс, который позволяет нашим детям адаптироваться к новому миру, избегая перегрузки?

Так или иначе, детей необходимо учить существовать в рамках «цифры». Как никогда сегодня важна цифровая компетентность детей — и на нее так или иначе направлены все средства, подвластные учителю. Педагоги будущего


В вопросах формирования  функциональной грамотности у детей самое главное — подготовка учителей, считает Нурлан Киясов, основатель и программный директор конференции EdCrunch, директор Центра EdCrunch University НИТУ «МИСиС».
В своем выступлении спикер рассказал о том, каков он, идеальный учитель, по мнению ученых из Международного общества развития технологий в образовании (ISTE). 

Итак, педагог будущего — это специалист, который постоянно учится новому, лидер, гражданин цифрового общества, формирующий отношение детей к онлайн-ресурсам, аналитик, фасилитатор, моделирующий культуру общения, специалист по педагогическому дизайну и организатор обучения в сотрудничестве.
Однако учитель не может полностью отвечать за функциональную грамотность, развивать ее — задача и ученика. Современная цифровая образовательная среда – это несколько составляющих: учитель, который применяет технологии, обучение вне класса, надежная инфраструктура, заинтересованные руководители и новые технологии оценивания. И все это важно уметь эффективно использовать.

Цифровые инструменты и обучение

О том, как именно цифровые инструменты могут способствовать развитию функциональной грамотности, рассказал Евгений Лурье, директор по продукту «Яндекс.Учебника»:

Функциональная грамотность связана с жизненными задачами во всех сферах человеческой деятельности, и во всех этих сферах сегодня также присутствуют цифровые решения. «Яндекс.Учебник» помогает формировать функциональную грамотность с самого детства, интегрируя в предметные задачи элементы, направленные на ее развитие. При этом качество заданий мониторится еженедельно — задачи, вызывающие сложности у большого количества школьников, перерабатываются методистами. 

Евгений Лурье

Также Лурье рассказал об исследовании влияния цифровых инструментов на успехи в учебе, которое было проведено в прошлом году в Алтайском крае и Новосибирской области. Ученики, активно пользовавшиеся «Яндекс.Учебником», показали результаты выше, чем те, кто этого не делал. Причем самый заметный прогресс наблюдался у изначально менее успешных в учебе школьников.
Научный руководитель программы благотворительного фонда Сбербанка «Цифровая платформа для персонализированного образования в школе» Елена Казакова рассказала о разработках их команды. Она отметила, что Сбербанк при создании платформы ориентировался на самого ученика — интерфейс не предполагает активной роли учителя. Система подсказывает ребенку, какие навыки он «прокачал», изучая ту или иную тему.

Прикладные методы

На круглом столе обсуждались также прикладные методы формирования функциональной грамотности с помощью цифровых средств. Специалисты «Яндекса», РАО, МГПУ, Института образования НИУ ВШЭ на конкретных примерах разобрали методы интеграции задач на развитие функциональной грамотности в задания по русскому языку, математике, биологии и другим предметам.

Информация окружает и нечитающих детей, и в ней нужно учить разбираться вне зависимости от формирования навыков чтения. Но и их тоже надо формировать, отметила Анна Булгакова, руководитель направления «Словесность» в «Яндекс.Учебнике».   Эти навыки нужно развивать сообща. Важно научить ребенка находить, извлекать, интегрировать и интерпретировать, осмысливать, оценивать и использовать информацию.

Часто ребенок не понимает, как можно применить умение решать обычные учебные задачи в реальной жизни, − подчеркнула Марина Рогатова, главный методист по математике «Яндекс.Учебника». − Появление приближенных к жизни заданий направлено на развитие математической грамотности. Это не типичные учебные задачи, они сформулированы в виде контекстной проблемной ситуации, которая разрешается средствами математики. Нужно суметь математически формулировать ситуацию, а затем интерпретировать математические данные.

Полную запись круглого стола можно посмотреть по ссылке.


Благодарим «Яндекс.Учебник» за предоставленный материал.

Читайте также
Комментарии (0)