Как интерактивная доска помогает вести урок литературы

Mon Sep 03 2018 14:24:00 GMT+0000 (GMT)
6 0 341

Своей методикой поделилась учитель русского языка и литературы


Древняя китайская пословица гласит: «Расскажи мне, и я забуду! Покажи мне, и я запомню! Дай мне попробовать, и я научусь!». Как раз это и дает нам использование информационных технологий и интерактивной доски. Казалось бы, что интерактивного можно придумать для урока литературы. Оказывается, очень много. Конечно, можно обойтись и минимумом знаний и использовать интерактивную доску в основном в качестве проекционного экрана, но имеющийся арсенал возможностей позволяет уроку «зазвучать» по-новому.

Своими находками с нами поделилась Наталья Щербакова, учитель русского языка и литературы, замдиректора школы № 15 города Ярославль.

Виртуальное путешествие

Например, изучаем биографию писателя: это необходимое условие для понимания его художественного мира. Варианты изложения биографического материала в средних классах не столь разнообразны, как в старших. В первую очередь, это традиционная биографическая справка или эмоциональное слово учителя о поэте. Но как «перебросить мост» между духовным миром поэта и миром мыслей и чувств сегодняшних школьников? Как объяснить, чем жил юноша-поэт 200 лет тому назад? Как и где он учился?

Поможет интерактивная доска и виртуальное путешествие по местам жизни писателя или, что еще любопытнее, по следам героев его произведений. Настоящее приключение! Можно во время урока перенестись в лицей, походить по лицейским классам, тут же очутиться в Михайловском или Одессе.

Комментарий учителя:

Интерактивная доска позволяет на одном уроке использовать гораздо больше разных форм работы: кроссворды, иллюстрации, видеофрагменты, рисунки, занимательные задания, тесты. Смена видов деятельности, особенно в 5-7 классах, способствует тому, что ребята меньше устают на уроке, нет однообразия, которое утомляет детей, особенно творческих. Яркие образы, впечатляющие краски, безграничные возможности для фантазии позволяют ученикам средних классов в форме игры легко усвоить учебный материал. Следовательно, у школьника развивается интерес к предмету и появляется желание принять участие в работе самому: подобрать иллюстративный материал, сопоставить произведения разных видов искусств, поработать с дополнительной информацией и даже самостоятельно составить родословную Пушкина.

Сравнение текста и его экранизации

Смотреть кино на уроке? Да кто же от этого откажется! Но – с пользой дела, конечно. Задача – сопоставить художественное произведение и снятый по нему фильм. 

Ребята активно включаются в обсуждение работы режиссера, актеров. Все фрагменты и ссылки легко встраиваются в сам файл урока.

Комментарий учителя: 

Уже на первом этапе урока использование интерактивной доски и ее возможностей позволяет нам создать проблемную ситуацию. «Почему произведение называется «Капитанская дочка»? Я «кликаю» на стрелочки, появляются вопросы, учащиеся высказывают свое мнение. При этом мы учитываем, что в классе обучаются разные дети: одни воспринимают информацию легко на слух, другим нужно увидеть и услышать. Выслушав мнения, предлагаю посмотреть видеофрагмент о писателе. Во время просмотра можно сфотографировать отдельные эпизоды фильма с помощью инструментов программы для доски. Наглядная, всегда находящаяся перед глазами информация помогает сосредоточить внимание на ключевых моментах и активно задействовать все органы чувств человека одновременно, а, значит, информация ориентируется на каждого ученика в классе.

Учим стихи

Одной из главных задач на уроке остается формирование у школьников прочных знаний, умений и навыков. И здесь интерактивная доска – главный помощник. Она позволяет сочетать инновационные и традиционные приемы обучения стихосложению.

Комментарий учителя:

Как легко запомнить онегинскую строфу? При помощи инструментов доски (заливка, перо) показать ученикам способ рифмовки, а затем графически изобразить эти строки. Я придумала сделать это в виде рисунка храма. Первые четыре строчки – это крест (перекрестная рифма), следующие парная, снова парная – это купол, опоясывающая – сам храм, еще парная – основание, ученики уже никогда не забудут 14 строчек романа в стихах.

Не только литература

Образовательные ресурсы помогают учителю построить урок, основанный на метапредметных связях. Например, на уроке «Роман «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни» Наталья Щербакова использует материалы, полученные учениками не только на уроке истории, но и музыки, технологии. Можно в деталях рассмотреть костюмы той эпохи, увидеть, что значит «как денди лондонский одет», послушать «салонную» музыку.

Нажми на кнопку

Пульт для выбора ответа при проведении тестовых заданий на уроке - уникальный инструмент! Каждый пульт имеет индивидуальный номер, позволяющий получить персональный результат. Обработка теста происходит мгновенно, результат выводится на экран. 

Комментарий учителя:

Тестовые задания я провожу после изучения каждого блока тем. Огромный плюс этой методики в том, что возможно мгновенно выявить пробелы в знаниях у ребят и скорректировать дальнейшую работу.

Итак, преимущества работы с интерактивной доской на уроках литературы:

  • экономия времени на различных этапах урока;
  • возможность многократно использовать подготовленный материал: при объяснении нового материала, при проверке домашнего задания и тематическом повторении;
  • доска позволяет создавать и совершенствовать собственные коллекции материалов к урокам; 
  • использование интерактивной доски стимулирует активность учеников на уроках, усиливается процесс запоминания и повторения.

Комментарий учителя:

Конечно, очень важно не перегрузить учащегося информацией, поэтому объем учебного материала необходимо определять с учетом санитарно-гигиенических норм работы ученика за компьютером, а также с учетом основных дидактических принципов обучения русскому языку и литературы. Учитель в зависимости от темы, типа урока, поставленных целей может обратиться к возможностям интерактивной доски лишь тогда, когда эффективность и целесообразность такой работы очевидна и дает результат. 

Читайте также
Комментарии (0)
Мария Набиркина
все материалы автора
Журналист, оптимист, мама двоих детей

Мы будем сообщать Вам по e-mail о новых материалах данного автора

Подписаться




Как интерактивная доска помогает вести урок литературы

Своей методикой поделилась учитель русского языка и литературы
6 0 341

Mon Sep 03 2018 14:24:00 GMT+0000 (GMT)

Мария Набиркина
Подписаться

Древняя китайская пословица гласит: «Расскажи мне, и я забуду! Покажи мне, и я запомню! Дай мне попробовать, и я научусь!». Как раз это и дает нам использование информационных технологий и интерактивной доски. Казалось бы, что интерактивного можно придумать для урока литературы. Оказывается, очень много. Конечно, можно обойтись и минимумом знаний и использовать интерактивную доску в основном в качестве проекционного экрана, но имеющийся арсенал возможностей позволяет уроку «зазвучать» по-новому.

Своими находками с нами поделилась Наталья Щербакова, учитель русского языка и литературы, замдиректора школы № 15 города Ярославль.

Виртуальное путешествие

Например, изучаем биографию писателя: это необходимое условие для понимания его художественного мира. Варианты изложения биографического материала в средних классах не столь разнообразны, как в старших. В первую очередь, это традиционная биографическая справка или эмоциональное слово учителя о поэте. Но как «перебросить мост» между духовным миром поэта и миром мыслей и чувств сегодняшних школьников? Как объяснить, чем жил юноша-поэт 200 лет тому назад? Как и где он учился?

Поможет интерактивная доска и виртуальное путешествие по местам жизни писателя или, что еще любопытнее, по следам героев его произведений. Настоящее приключение! Можно во время урока перенестись в лицей, походить по лицейским классам, тут же очутиться в Михайловском или Одессе.

Комментарий учителя:

Интерактивная доска позволяет на одном уроке использовать гораздо больше разных форм работы: кроссворды, иллюстрации, видеофрагменты, рисунки, занимательные задания, тесты. Смена видов деятельности, особенно в 5-7 классах, способствует тому, что ребята меньше устают на уроке, нет однообразия, которое утомляет детей, особенно творческих. Яркие образы, впечатляющие краски, безграничные возможности для фантазии позволяют ученикам средних классов в форме игры легко усвоить учебный материал. Следовательно, у школьника развивается интерес к предмету и появляется желание принять участие в работе самому: подобрать иллюстративный материал, сопоставить произведения разных видов искусств, поработать с дополнительной информацией и даже самостоятельно составить родословную Пушкина.

Сравнение текста и его экранизации

Смотреть кино на уроке? Да кто же от этого откажется! Но – с пользой дела, конечно. Задача – сопоставить художественное произведение и снятый по нему фильм. 

Ребята активно включаются в обсуждение работы режиссера, актеров. Все фрагменты и ссылки легко встраиваются в сам файл урока.

Комментарий учителя: 

Уже на первом этапе урока использование интерактивной доски и ее возможностей позволяет нам создать проблемную ситуацию. «Почему произведение называется «Капитанская дочка»? Я «кликаю» на стрелочки, появляются вопросы, учащиеся высказывают свое мнение. При этом мы учитываем, что в классе обучаются разные дети: одни воспринимают информацию легко на слух, другим нужно увидеть и услышать. Выслушав мнения, предлагаю посмотреть видеофрагмент о писателе. Во время просмотра можно сфотографировать отдельные эпизоды фильма с помощью инструментов программы для доски. Наглядная, всегда находящаяся перед глазами информация помогает сосредоточить внимание на ключевых моментах и активно задействовать все органы чувств человека одновременно, а, значит, информация ориентируется на каждого ученика в классе.

Учим стихи

Одной из главных задач на уроке остается формирование у школьников прочных знаний, умений и навыков. И здесь интерактивная доска – главный помощник. Она позволяет сочетать инновационные и традиционные приемы обучения стихосложению.

Комментарий учителя:

Как легко запомнить онегинскую строфу? При помощи инструментов доски (заливка, перо) показать ученикам способ рифмовки, а затем графически изобразить эти строки. Я придумала сделать это в виде рисунка храма. Первые четыре строчки – это крест (перекрестная рифма), следующие парная, снова парная – это купол, опоясывающая – сам храм, еще парная – основание, ученики уже никогда не забудут 14 строчек романа в стихах.

Не только литература

Образовательные ресурсы помогают учителю построить урок, основанный на метапредметных связях. Например, на уроке «Роман «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни» Наталья Щербакова использует материалы, полученные учениками не только на уроке истории, но и музыки, технологии. Можно в деталях рассмотреть костюмы той эпохи, увидеть, что значит «как денди лондонский одет», послушать «салонную» музыку.

Нажми на кнопку

Пульт для выбора ответа при проведении тестовых заданий на уроке - уникальный инструмент! Каждый пульт имеет индивидуальный номер, позволяющий получить персональный результат. Обработка теста происходит мгновенно, результат выводится на экран. 

Комментарий учителя:

Тестовые задания я провожу после изучения каждого блока тем. Огромный плюс этой методики в том, что возможно мгновенно выявить пробелы в знаниях у ребят и скорректировать дальнейшую работу.

Итак, преимущества работы с интерактивной доской на уроках литературы:

  • экономия времени на различных этапах урока;
  • возможность многократно использовать подготовленный материал: при объяснении нового материала, при проверке домашнего задания и тематическом повторении;
  • доска позволяет создавать и совершенствовать собственные коллекции материалов к урокам; 
  • использование интерактивной доски стимулирует активность учеников на уроках, усиливается процесс запоминания и повторения.

Комментарий учителя:

Конечно, очень важно не перегрузить учащегося информацией, поэтому объем учебного материала необходимо определять с учетом санитарно-гигиенических норм работы ученика за компьютером, а также с учетом основных дидактических принципов обучения русскому языку и литературы. Учитель в зависимости от темы, типа урока, поставленных целей может обратиться к возможностям интерактивной доски лишь тогда, когда эффективность и целесообразность такой работы очевидна и дает результат. 

Читайте также
Комментарии (0)