Сенсорная комната: в чем польза

2019-07-09T14:41:04.356Z
8 0

Сегодня все чаще в детских садах, центрах инклюзивного образования, школах можно встретить новое популярное пространство – сенсорную комнату. Попробуем разобраться, для чего она нужна и чем может быть полезна. 

Волшебная комната

Сенсорная комната – это организованная среда, где с помощью специального оборудования и предметов происходит воздействие на органы чувств человека: зрение, слух, осязание, обоняние. Врачи, логопеды, психологи, коррекционные педагоги, учителя начальных классов проводят здесь развивающие и лечебно-коррекционные занятия, психологические тренинги и сеансы релаксации. 

Часто такая комната делится на две зоны:

  • темная сенсорная комната – помогает расслабиться и снять напряжение. Упражнения в сухом бассейне, звуки водного фонтана или отражения зеркального шара в сочетании с тихой и приятной музыкой способствуют релаксации; 
  • светлая сенсорная комната – место для занятий и дидактических игр. 

В активной зоне можно выполнять упражнения для развития органов чувств, коммуникативных навыков и физического здоровья. Здесь специалисты часто используют пузырьковую колонну, сенсорные дорожки, столы для рисования песком или фиброоптические светящиеся волокна

Сенсорная комната для дошкольников

Дошкольники на занятии в сенсорной комнате. Педагог Юлия Зуева 

В эру телевидения и гаджетов детям для полноценного развития не хватает разнообразия ощущений. Этот пробел и помогает устранить сенсорная комната. В игровой форме малыши могут получить представление о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе. 

С радостью прыгая в сухом бассейне и прохаживаясь по сенсорным «кочкам» (на дорожке из ковролина крепятся мешочки из ткани с различными наполнителями), дети и не догадываются, что они чему-то учатся. Здесь они знакомятся с материалами, которые имеют разную форму и фактуру: различные виды ткани, дерево, пластмасса, камень, металл; изучают свойства предметов: теплый – холодный, мягкий – жесткий, круглый – квадратный. Специальное сенсорное панно развивает тактильные ощущения: большой – маленький, один – много, колючий – гладкий, мягкий – жесткий, длинный – короткий, включить – выключить.

Логопеду «волшебная» комната помогает разговорить самых стойких молчунов. Например, с цветными светящимися  шнурами можно поиграть в прятки. Игра снимает все зажимы, и ребенок радостно откликается, произнося слова: «Ау!» или «Ку-ку».

Веселые игровые задания развивают у малышей память, речь, моторику, творческие способности, воображение, любознательность и наблюдательность. Дыхательная гимнастика успокаивает и помогает тренировать концентрацию внимания. 

Педагог-психолог Юлия Зуева уже не первый год проводит занятия в сенсорной комнате с дошкольниками. Приводим описание упражнений с ее занятий.

Фрагмент занятия с дошкольниками в сенсорной комнате

Сенсорная комната в школе

Сенсорная комната в школе – это «лечебное» пространство для учеников любого возраста. Оно помогает школьникам справляться с переутомлением, эмоциональным напряжением вместе с психологом или педагогом в безопасном месте, где нет оценок и критики. Для подростков такая комната – настоящее спасение. Старшеклассники часто с недоверием относятся к взрослым. А сенсорная комната создает комфортную зону общения со специалистом. 

Педагог или психолог проводят здесь для детей и подростков обучающие игры и психотехнические упражнения с элементами арт-терапии, психогимнастику, релаксационные упражнения, творческие мероприятия. Здесь можно работать над формированием позитивной жизненной установки, снижением агрессивности, перепадами настроений, преодолением робости и застенчивости. А можно просто зайти, чтобы разгрузить голову после уроков. И 15 минут достаточно, чтобы набраться сил и энергии. 

Упражнение «Водопад»  

Расположитесь поудобнее. Представьте себе, что вы находитесь под небольшим водопадом. Вода чистая и теплая. Струйки воды стекают на ваше лицо, мягко струятся по всему телу. Постойте немного под водопадом. Расслабьтесь. Пусть вода унесет прочь ваши страхи и неприятности. Возьмите хорошее настроение с собой на весь день.

Из упражнений на релаксацию с использованием зеркального шара или интерактивного панно «Водопад»

Особые дети в сенсорной комнате

Занятие в Центре инклюзивного образования «Подсолнух»

Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в развитии сенсорной сферы. Оборудование, общая атмосфера сенсорной комнаты и индивидуальные программы помогают им успешно развиваться.  

У некоторых детей, которые к нам приходят, не развит навык зрительного контакта, − говорит кандидат педагогических наук, директор и педагог Центра инклюзивного образования «Подсолнух» Виктория Козырева. − Как правило, не сформирован указательный жест. Это базовые вещи, которые необходимы, чтобы ребенок начал чему-нибудь обучаться. Когда мы подводим малыша к пузырьковой трубе, он видит, что там рыбки плавают, и волей-неволей он начинает на них смотреть. И тут педагог начинает разговаривать с ребенком, и указательный жест можно формировать: “Покажи рыбку! Покажи дельфинчика! Посмотри, куда он поплыл: вверх или вниз?”. 

Или, например, зеркальный шар. Дети могут ловить солнечных зайчиков на полу, на стене, на потолке. Так ребенок незаметно для себя постепенно учится видеть какой-то предмет и переключать внимание.

Бывает и так, что перед занятием ребенку нужно успокоиться. В таких случаях мы используем музыкальную кровать. Через нее проходят низкочастотные звуки. Эти низкие частоты и спокойная классическая или храмовая музыка помогают даже очень агрессивного ребенка привести в уравновешенное состояние. Например, у нас есть девочка, которая бывает очень агрессивна по отношению к себе, просто бьет себя, и когда кладешь ее на эту кровать, она успокаивается, и дальше можно с ней продуктивно заниматься.

Сенсорная комната – новый подход к решению психологических проблем и устранению проблем, связанных с дефицитом сенсорных ощущений. Эта уникальная среда стимулирует положительный настрой, активирует сенсорный опыт ребенка, улучшает физические и социальные навыки, стимулирует общение и развивает способность чувствовать свое тело. 


Читайте также
Комментарии (0)
2019-07-09T14:41:04.356Z
8 0

Сенсорная комната: в чем польза


Сегодня все чаще в детских садах, центрах инклюзивного образования, школах можно встретить новое популярное пространство – сенсорную комнату. Попробуем разобраться, для чего она нужна и чем может быть полезна. 

Волшебная комната

Сенсорная комната – это организованная среда, где с помощью специального оборудования и предметов происходит воздействие на органы чувств человека: зрение, слух, осязание, обоняние. Врачи, логопеды, психологи, коррекционные педагоги, учителя начальных классов проводят здесь развивающие и лечебно-коррекционные занятия, психологические тренинги и сеансы релаксации. 

Часто такая комната делится на две зоны:

  • темная сенсорная комната – помогает расслабиться и снять напряжение. Упражнения в сухом бассейне, звуки водного фонтана или отражения зеркального шара в сочетании с тихой и приятной музыкой способствуют релаксации; 
  • светлая сенсорная комната – место для занятий и дидактических игр. 

В активной зоне можно выполнять упражнения для развития органов чувств, коммуникативных навыков и физического здоровья. Здесь специалисты часто используют пузырьковую колонну, сенсорные дорожки, столы для рисования песком или фиброоптические светящиеся волокна

Сенсорная комната для дошкольников

Дошкольники на занятии в сенсорной комнате. Педагог Юлия Зуева 

В эру телевидения и гаджетов детям для полноценного развития не хватает разнообразия ощущений. Этот пробел и помогает устранить сенсорная комната. В игровой форме малыши могут получить представление о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе. 

С радостью прыгая в сухом бассейне и прохаживаясь по сенсорным «кочкам» (на дорожке из ковролина крепятся мешочки из ткани с различными наполнителями), дети и не догадываются, что они чему-то учатся. Здесь они знакомятся с материалами, которые имеют разную форму и фактуру: различные виды ткани, дерево, пластмасса, камень, металл; изучают свойства предметов: теплый – холодный, мягкий – жесткий, круглый – квадратный. Специальное сенсорное панно развивает тактильные ощущения: большой – маленький, один – много, колючий – гладкий, мягкий – жесткий, длинный – короткий, включить – выключить.

Логопеду «волшебная» комната помогает разговорить самых стойких молчунов. Например, с цветными светящимися  шнурами можно поиграть в прятки. Игра снимает все зажимы, и ребенок радостно откликается, произнося слова: «Ау!» или «Ку-ку».

Веселые игровые задания развивают у малышей память, речь, моторику, творческие способности, воображение, любознательность и наблюдательность. Дыхательная гимнастика успокаивает и помогает тренировать концентрацию внимания. 

Педагог-психолог Юлия Зуева уже не первый год проводит занятия в сенсорной комнате с дошкольниками. Приводим описание упражнений с ее занятий.

Фрагмент занятия с дошкольниками в сенсорной комнате

Сенсорная комната в школе

Сенсорная комната в школе – это «лечебное» пространство для учеников любого возраста. Оно помогает школьникам справляться с переутомлением, эмоциональным напряжением вместе с психологом или педагогом в безопасном месте, где нет оценок и критики. Для подростков такая комната – настоящее спасение. Старшеклассники часто с недоверием относятся к взрослым. А сенсорная комната создает комфортную зону общения со специалистом. 

Педагог или психолог проводят здесь для детей и подростков обучающие игры и психотехнические упражнения с элементами арт-терапии, психогимнастику, релаксационные упражнения, творческие мероприятия. Здесь можно работать над формированием позитивной жизненной установки, снижением агрессивности, перепадами настроений, преодолением робости и застенчивости. А можно просто зайти, чтобы разгрузить голову после уроков. И 15 минут достаточно, чтобы набраться сил и энергии. 

Упражнение «Водопад»  

Расположитесь поудобнее. Представьте себе, что вы находитесь под небольшим водопадом. Вода чистая и теплая. Струйки воды стекают на ваше лицо, мягко струятся по всему телу. Постойте немного под водопадом. Расслабьтесь. Пусть вода унесет прочь ваши страхи и неприятности. Возьмите хорошее настроение с собой на весь день.

Из упражнений на релаксацию с использованием зеркального шара или интерактивного панно «Водопад»

Особые дети в сенсорной комнате

Занятие в Центре инклюзивного образования «Подсолнух»

Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в развитии сенсорной сферы. Оборудование, общая атмосфера сенсорной комнаты и индивидуальные программы помогают им успешно развиваться.  

У некоторых детей, которые к нам приходят, не развит навык зрительного контакта, − говорит кандидат педагогических наук, директор и педагог Центра инклюзивного образования «Подсолнух» Виктория Козырева. − Как правило, не сформирован указательный жест. Это базовые вещи, которые необходимы, чтобы ребенок начал чему-нибудь обучаться. Когда мы подводим малыша к пузырьковой трубе, он видит, что там рыбки плавают, и волей-неволей он начинает на них смотреть. И тут педагог начинает разговаривать с ребенком, и указательный жест можно формировать: “Покажи рыбку! Покажи дельфинчика! Посмотри, куда он поплыл: вверх или вниз?”. 

Или, например, зеркальный шар. Дети могут ловить солнечных зайчиков на полу, на стене, на потолке. Так ребенок незаметно для себя постепенно учится видеть какой-то предмет и переключать внимание.

Бывает и так, что перед занятием ребенку нужно успокоиться. В таких случаях мы используем музыкальную кровать. Через нее проходят низкочастотные звуки. Эти низкие частоты и спокойная классическая или храмовая музыка помогают даже очень агрессивного ребенка привести в уравновешенное состояние. Например, у нас есть девочка, которая бывает очень агрессивна по отношению к себе, просто бьет себя, и когда кладешь ее на эту кровать, она успокаивается, и дальше можно с ней продуктивно заниматься.

Сенсорная комната – новый подход к решению психологических проблем и устранению проблем, связанных с дефицитом сенсорных ощущений. Эта уникальная среда стимулирует положительный настрой, активирует сенсорный опыт ребенка, улучшает физические и социальные навыки, стимулирует общение и развивает способность чувствовать свое тело. 

Читайте также
Комментарии (0)