Настольные лингвистические игры: расширяем словарный запас и не только

Mon Oct 08 2018 13:40:12 GMT+0000 (GMT)
69 0 405

Их выбор огромен. Какую купить – зависит от задач, которые стоят перед вами.

Расширить словарный запас ребенка, исправить дефекты речи, развить коммуникативные навыки – все это позволяют лингвистические игры. 

«Словодел» (компания «Десятое королевство») 

Источник фото: 10kor.ru

Игра для развития лексики. Рассчитана на детей старше семи лет. Построена по принципу давно известного «Эрудита» или «Скрэббла». Правила просты: каждый игрок получает по семь фишек с буквами, из которых нужно складывать пересекающиеся друг с другом слова. Первое слово обязательно должно проходить через центр поля. В процессе игры запас фишек пополняется. У каждой буквы своя «стоимость» – в итоге определяется количество баллов за слово. Редко употребляемые Ф, Щ, Ъ оцениваются в максимальные 10 баллов, а часто встречающиеся Е, Н, И, О – всего в 1 очко. Кто заработал больше баллов, тот и выиграл. 

Один комплект рассчитан на 2 – 6 игроков. Картонный «Словодел» наиболее доступен по цене. Его стоимость составляет 240 рублей. Пластиковый набор обойдется уже в 540 рублей, а магнитный вариант в 710 рублей. 

Если говорить о качестве, то в картонном «Словоделе» бумага плотная, толщиной 3 мм – игрового поля и фишек хватит надолго. Преимущество пластиковой модели в том, что каждая клетка поля слегка утоплена внутрь, поэтому, если случайно задеть игру, то фишки не сдвинутся с места. В этом смысле еще надежнее магнитный «Словодел» – фишки примагничиваются, игру можно отложить на следующий урок, и созданные слова при этом не собьются.

Из недостатков «Словодела» пользователи отмечают не очень хорошее качество печати: буквы на некоторых фишках полусмазаны или нечетко пропечатаны. Поэтому их очертания тают буквально на глазах. Кто-то покрывает фишки прозрачным лаком, кто-то заклеивает скотчем, чтобы буквы не стирались слишком быстро. Есть еще одна тонкость: прежде чем начать игру, в магнитном «Словоделе» нужно самостоятельно вставить магнит в каждую фишку – которых, между прочим, 120 штук. В любом случае, учтите, что открыть коробку и сразу приступить к игре точно не получится. 

«Грамматика» и «Эрудит» (НПО «Рантис») 

Источник фото: tico-rantis.ru

Конструкторы серии «ТИКО» (Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения). «Грамматика» рассчитана на проведение занятий в начальной школе, а «Эрудит» – в подготовительной группе детского сада. Правила второй игры аналогичны «Словоделу». Только вместо фишек на игровом поле в «Эрудите» слова составляются из пластмассовых квадратов с изображенными на них буквами. Их нужно соединять между собой специальным креплением. Это важно на этапе, когда дети знают буквы, но никак не могут прочитать их слитно, в одно слово. В «Эрудите» дети собственноручно сцепляют буквы друг с другом, и это облегчает слитное прочтение слов. Дополнительный плюс лингвистического конструктора – развитие мелкой моторики. Стоимость «Эрудита» – 1 100 рублей. 

В «Грамматике» принцип соединения букв тот же самый, но важную роль играет цвет квадратов. В соответствии с принятыми учебными стандартами гласные расположены на красных квадратиках, твердые согласные – на синих, мягкие согласные – на зеленых, а Ъ, Ь и знаки препинания – на белых. Это очень удобно и для учителя, и для детей. Составлять можно не только слова, но и целые предложения. Стоимость «Грамматики» около 850 рублей. Кстати, крепления у обоих конструкторов очень прочные, это позволяет переносить составленное слово с места на место, не боясь, что оно развалится. 

«Орфограф русского языка»
«Ударник литературной речи»
«Гонобобель. Игра в слова»
«Не тот Федот. Игра в пословицы и поговорки»
«Ерундопель русского языка» (студия Pagedown)

Источник фото: page-down.ru

Игры рассчитаны на детей от 10 лет и старше. Средняя стоимость каждой 300 рублей. Всего студия выпустила больше двадцати игр. Они позволяют узнать новую лексику, правильно писать и ставить ударения в сложных словах, понять истинный смысл русских народных пословиц и поговорок. В каждом комплекте 100 – 120 карточек с «трудными» словами и выражениями, на обороте даны три варианта ответа. Нужно выбрать правильный. Абсолютно все слова в каждом комплекте (а не только в «Ударнике литературной речи») снабжены ударением, и это важно, поскольку встречаются в этих играх такие лексические единицы, которые и прочитать-то трудно с первого раза, а не то, что правильно произнести.

Кстати, названия игр – реальные слова: ерундОпель – это салат (в переносном значении «путаница, неразбериха»), а гонобОбель – ягоды голубики. Минус этих комплектов – специфичность лексики: многие слова среднестатистическому подростку явно не знакомы, и есть риск, что значение таких слов дети будут называть просто наобум. Именно на это жалуются пользователи: для своих игр студия Pagedown выбрала не самые распространенные слова. Поэтому не надейтесь, что все они пригодятся вам в повседневной речи. То же самое касается и пословиц и поговорок в наборе «Не тот Федот» – общеизвестных изречений там практически нет. Но в то же время это заставляет задуматься над простыми вещами, осознать глубину народной мудрости, прочувствовать красоту, точность и выразительность русского языка – а что еще нужно от развивающей лингвистической игры?

Зачем нужны лингвистические игры? 

Лариса Петрухина, учитель русского языка и литературы 

- Лингвистические игры я использую в основном в 5 - 6-х классах. Это переходный этап в жизни детей: из начальной школы – в среднюю. Задача учителя в это время – сделать так, чтобы встреча с этим новым миром не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к познанию. Мне, как учителю русского языка и литературы, приходится решать такую задачу почти каждый день. Программа в 5-6 классах предусматривает шесть часов русского языка в неделю. Обилие новых тем и орфограмм. Для меня важно сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят игры. На таких уроках дети работают более активно, причем даже те, которые обычно учатся неохотно. Если игра построена в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить. После я всегда слышу от детей фразу: «Давайте еще поиграем!», что свидетельствует об успешности урока». 

Татьяна Чернышова, учитель русского языка и литературы

 - Только в игре ребенок раскрепощается. Она помогает усвоению знаний не по необходимости, а по желанию. Так как учеба (особенно в младших классах) часто строится на принуждении, игру дети воспринимают особенно радостно, и эта радость, в свою очередь, позволяет расположить к предмету – в нашем случае, к русскому языку. Такая форма проведения занятий дает возможность оценить себя на фоне других учеников, а это важное качество, которое поможет ребенку в жизни, потому что недооценка своих способностей помешала бы ему стать решительным, инициативным, энергичным. Ведь победителем чаще всего бывает не тот, кто больше знает, а тот, у кого вдобавок развито воображение, кто умеет наблюдать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации. Условный характер игры позволяет детям отвлечься от реальной ситуации урока с ее ответственностью, наказуемостью и дать волю фантазии, снять барьер страха, боязнь быть смешным, получить плохую отметку и т.д

А еще игра способна сплотить ребят. Она создает атмосферу здорового соревнования, мобилизует творческие возможности ребенка, ведь от его ответа зависит не только личная отметка, но и победа команды. Дети учатся сотрудничать в рамках своего – пусть и небольшого – коллектива. 

Читайте также
Комментарии (0)
Марина Севастьянова
все материалы автора
Окончила педагогический университет по специальности "учитель русского языка и литературы". Пишу статьи с 2011 года. Самая интересная и близкая мне тема - все, что касается детей и сферы образования.

Мы будем сообщать Вам по e-mail о новых материалах данного автора

Подписаться




Настольные лингвистические игры: расширяем словарный запас и не только

Их выбор огромен. Какую купить – зависит от задач, которые стоят перед вами
69 0 405

Mon Oct 08 2018 13:40:12 GMT+0000 (GMT)

Марина Севастьянова
Подписаться

Их выбор огромен. Какую купить – зависит от задач, которые стоят перед вами.

Расширить словарный запас ребенка, исправить дефекты речи, развить коммуникативные навыки – все это позволяют лингвистические игры. 

«Словодел» (компания «Десятое королевство») 

Источник фото: 10kor.ru

Игра для развития лексики. Рассчитана на детей старше семи лет. Построена по принципу давно известного «Эрудита» или «Скрэббла». Правила просты: каждый игрок получает по семь фишек с буквами, из которых нужно складывать пересекающиеся друг с другом слова. Первое слово обязательно должно проходить через центр поля. В процессе игры запас фишек пополняется. У каждой буквы своя «стоимость» – в итоге определяется количество баллов за слово. Редко употребляемые Ф, Щ, Ъ оцениваются в максимальные 10 баллов, а часто встречающиеся Е, Н, И, О – всего в 1 очко. Кто заработал больше баллов, тот и выиграл. 

Один комплект рассчитан на 2 – 6 игроков. Картонный «Словодел» наиболее доступен по цене. Его стоимость составляет 240 рублей. Пластиковый набор обойдется уже в 540 рублей, а магнитный вариант в 710 рублей. 

Если говорить о качестве, то в картонном «Словоделе» бумага плотная, толщиной 3 мм – игрового поля и фишек хватит надолго. Преимущество пластиковой модели в том, что каждая клетка поля слегка утоплена внутрь, поэтому, если случайно задеть игру, то фишки не сдвинутся с места. В этом смысле еще надежнее магнитный «Словодел» – фишки примагничиваются, игру можно отложить на следующий урок, и созданные слова при этом не собьются.

Из недостатков «Словодела» пользователи отмечают не очень хорошее качество печати: буквы на некоторых фишках полусмазаны или нечетко пропечатаны. Поэтому их очертания тают буквально на глазах. Кто-то покрывает фишки прозрачным лаком, кто-то заклеивает скотчем, чтобы буквы не стирались слишком быстро. Есть еще одна тонкость: прежде чем начать игру, в магнитном «Словоделе» нужно самостоятельно вставить магнит в каждую фишку – которых, между прочим, 120 штук. В любом случае, учтите, что открыть коробку и сразу приступить к игре точно не получится. 

«Грамматика» и «Эрудит» (НПО «Рантис») 

Источник фото: tico-rantis.ru

Конструкторы серии «ТИКО» (Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения). «Грамматика» рассчитана на проведение занятий в начальной школе, а «Эрудит» – в подготовительной группе детского сада. Правила второй игры аналогичны «Словоделу». Только вместо фишек на игровом поле в «Эрудите» слова составляются из пластмассовых квадратов с изображенными на них буквами. Их нужно соединять между собой специальным креплением. Это важно на этапе, когда дети знают буквы, но никак не могут прочитать их слитно, в одно слово. В «Эрудите» дети собственноручно сцепляют буквы друг с другом, и это облегчает слитное прочтение слов. Дополнительный плюс лингвистического конструктора – развитие мелкой моторики. Стоимость «Эрудита» – 1 100 рублей. 

В «Грамматике» принцип соединения букв тот же самый, но важную роль играет цвет квадратов. В соответствии с принятыми учебными стандартами гласные расположены на красных квадратиках, твердые согласные – на синих, мягкие согласные – на зеленых, а Ъ, Ь и знаки препинания – на белых. Это очень удобно и для учителя, и для детей. Составлять можно не только слова, но и целые предложения. Стоимость «Грамматики» около 850 рублей. Кстати, крепления у обоих конструкторов очень прочные, это позволяет переносить составленное слово с места на место, не боясь, что оно развалится. 

«Орфограф русского языка»
«Ударник литературной речи»
«Гонобобель. Игра в слова»
«Не тот Федот. Игра в пословицы и поговорки»
«Ерундопель русского языка» (студия Pagedown)

Источник фото: page-down.ru

Игры рассчитаны на детей от 10 лет и старше. Средняя стоимость каждой 300 рублей. Всего студия выпустила больше двадцати игр. Они позволяют узнать новую лексику, правильно писать и ставить ударения в сложных словах, понять истинный смысл русских народных пословиц и поговорок. В каждом комплекте 100 – 120 карточек с «трудными» словами и выражениями, на обороте даны три варианта ответа. Нужно выбрать правильный. Абсолютно все слова в каждом комплекте (а не только в «Ударнике литературной речи») снабжены ударением, и это важно, поскольку встречаются в этих играх такие лексические единицы, которые и прочитать-то трудно с первого раза, а не то, что правильно произнести.

Кстати, названия игр – реальные слова: ерундОпель – это салат (в переносном значении «путаница, неразбериха»), а гонобОбель – ягоды голубики. Минус этих комплектов – специфичность лексики: многие слова среднестатистическому подростку явно не знакомы, и есть риск, что значение таких слов дети будут называть просто наобум. Именно на это жалуются пользователи: для своих игр студия Pagedown выбрала не самые распространенные слова. Поэтому не надейтесь, что все они пригодятся вам в повседневной речи. То же самое касается и пословиц и поговорок в наборе «Не тот Федот» – общеизвестных изречений там практически нет. Но в то же время это заставляет задуматься над простыми вещами, осознать глубину народной мудрости, прочувствовать красоту, точность и выразительность русского языка – а что еще нужно от развивающей лингвистической игры?

Зачем нужны лингвистические игры? 

Лариса Петрухина, учитель русского языка и литературы 

- Лингвистические игры я использую в основном в 5 - 6-х классах. Это переходный этап в жизни детей: из начальной школы – в среднюю. Задача учителя в это время – сделать так, чтобы встреча с этим новым миром не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к познанию. Мне, как учителю русского языка и литературы, приходится решать такую задачу почти каждый день. Программа в 5-6 классах предусматривает шесть часов русского языка в неделю. Обилие новых тем и орфограмм. Для меня важно сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят игры. На таких уроках дети работают более активно, причем даже те, которые обычно учатся неохотно. Если игра построена в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить. После я всегда слышу от детей фразу: «Давайте еще поиграем!», что свидетельствует об успешности урока». 

Татьяна Чернышова, учитель русского языка и литературы

 - Только в игре ребенок раскрепощается. Она помогает усвоению знаний не по необходимости, а по желанию. Так как учеба (особенно в младших классах) часто строится на принуждении, игру дети воспринимают особенно радостно, и эта радость, в свою очередь, позволяет расположить к предмету – в нашем случае, к русскому языку. Такая форма проведения занятий дает возможность оценить себя на фоне других учеников, а это важное качество, которое поможет ребенку в жизни, потому что недооценка своих способностей помешала бы ему стать решительным, инициативным, энергичным. Ведь победителем чаще всего бывает не тот, кто больше знает, а тот, у кого вдобавок развито воображение, кто умеет наблюдать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации. Условный характер игры позволяет детям отвлечься от реальной ситуации урока с ее ответственностью, наказуемостью и дать волю фантазии, снять барьер страха, боязнь быть смешным, получить плохую отметку и т.д

А еще игра способна сплотить ребят. Она создает атмосферу здорового соревнования, мобилизует творческие возможности ребенка, ведь от его ответа зависит не только личная отметка, но и победа команды. Дети учатся сотрудничать в рамках своего – пусть и небольшого – коллектива. 

Читайте также
Комментарии (0)