Как провести урок пожарной безопасности

Fri Nov 23 2018 14:51:08 GMT+0000 (GMT)
2 0 178

Рассмотрим структуру проведения урока по пожарной безопасности. Учитываются особенности школьников всех возрастов, предполагается самостоятельная исследовательская работа учащихся. Рассматривается природа и свойства огня, причины пожаров, правила поведения при возгорании дома и в школе, а также отдельные ситуации, которые могут возникнуть при пожаре. Вся информация несет практическую направленность и преподносится системно, доходчиво и детально.

Про пожарную безопасность говорят очень много, но зачастую оказывается, что детям не хватает конкретных практических знаний. В их понимании отсутствуют структура и четкие алгоритмы действий в случае пожара или задымления. Чтобы восполнить эти пробелы, в классах проводятся уроки пожарной безопасности. 

Главная цель учителя – это профилактика возгораний и пожаров, виной которых стали дети и подростки. А также сокращение количества травм, ожогов и смертей в чрезвычайных ситуациях.

Не так просто вызвать у детей интерес к теме и выработать у них привычку следовать требованиям пожарной безопасности. Проводя такие уроки, я старалась сделать это интересно и ярко, чтобы ученики хорошо восприняли эти важные знания. Для этого использовала наглядные материалы, видеоролики и предлагала учащимся самостоятельно добывать знания. Хорошо проходит в таких случаях работа в группах, а младшим школьникам очень нравится игровая форма занятий.

Организационный момент

Здесь важно сразу заинтересовать учащихся, чтобы тема их затянула. В младших классах можно начать с загадок или мультфильма, после которых логичным будет вопрос: «Дети, чем мы сегодня будем заниматься?»

Для средних и старших детей подойдет популярная сейчас социальная реклама по теме «Пожарная безопасность». Такие ролики в большом количестве есть на YouTube. 

Я с небольшой группой ребят ставила трех-пятиминутные агитбригады. Также можно за несколько недель до урока попросить инициативную группу написать сценарий и снять свою социальную рекламу. Желательно под вашим контролем или с помощью кого-то из родителей. Дети сейчас легко обращаются с техникой, и многие из них умеют монтировать видео со своих мобильных. Конечно, очень интересно начинать урок с такой творческой работы. 

Другой вариант начала – поделиться с ребятами статистикой за прошедший год, которую тоже легко можно найти в интернете. Вот универсальная схема, куда можно вставить сведения:

«В 20__ году в России произошло ____ пожаров. В огне погибло ____ человек. Ущерб составил ______ млн рублей».

Можно привести примеры и подробнее рассказать про случаи пожаров и о погибших от огня в вашем городе. Это вызовет эмоциональный отклик у детей.

Определение темы урока и постановка целей

Лучше не сообщать тему и цели заранее, а сформулировать их вместе с учащимися. Тему после вводной части определить будет несложно. А для определения целей можно задавать различные наводящие вопросы. Я начинала беседу так:

  • Что вам было бы полезно и интересно узнать о том, как обезопасить себя от пожаров?
  • Где и в каких обстоятельствах может начаться пожар?
  • Если бы сейчас в комнату повалил дым, смогли бы вы четко и без паники предпринять все необходимые действия?
  • Можете ли вы сейчас с ходу назвать 5 предметов, которые горят быстрее всего, и 5 предметов, которые почти не поддаются возгоранию?
  • Из-за чего пожар может начаться дома? Сможете ли вы при этом сохранить спокойствие и четко выполнить все необходимые действия для спасения себя и окружающих?

При ответе на эти вопросы будут возникать ответы, из которых легко можно сформировать цели. Среди целей могут быть:

  • понять природу и свойства огня,
  • изучить причины пожаров и научиться правильно действовать в различных ситуациях, связанных с огнем,
  • разобраться, как правильно обращаться с бытовыми приборами и открытым огнем, чтобы обезопасить себя,
  • изучить алгоритм действий при пожаре.

Огонь – друг и враг

Дети так привыкли к использованию огня в быту, что и не задумываются о его природе и свойствах. Можно обратить внимание учащихся на то, что огонь – одно из величайших чудес природы. 

С младшими и средними школьниками интересно будет совершить экскурс в первобытное прошлое и вспомнить, как добывали огонь наши предки и для чего использовали.

Затем интересно будет разобрать мифы, сказки или легенды об огне. Это могут быть короткие выступления детей, презентации, а самые творческие педагоги могут поставить двух-трехминутную сценку на основе одной из историй. 

Самый известный миф об огне – это миф о Прометее, который похитил огонь с Олимпа у самого Зевса. Он принес это чудо людям, чтобы сделать их жизнь проще. Так зародилась цивилизация. Но сам герой был в отместку прикован богами к скале, где ежедневно подвергался жестокому наказанию. 

Историческая справка

Со старшими и средними школьниками можно провести исторический экскурс. Подойдут короткие презентации и доклады учеников. В качестве тем можно раздать:

  • большой пожар в Лондоне 1666 года,
  • история о том, как Герострат сжег прекрасный храм богини Артемиды,
  • московский пожар 1470 года, когда осталось всего три двора на весь город,
  • великий пожар эпохи войны с Наполеоном, когда Москву сожгли намеренно,
  • пожар в торговом центре «Зимняя вишня» в Кемерове в 2018 г.

Как возникает горение?

Чтобы избежать пожара, важно понимать, как именно он может вспыхнуть. 

Эту часть урока можно начать с вопроса: «Что нужно для того, чтобы возникло пламя и началось горение? От каких составляющих это зависит?» 

Ответы детей можно объединить в следующую формулу: горючие материалы + воздух или другой окислитель + объект возгорания = пожар. Иногда добавляют четвертую составляющую – человек. Ведь больше чем девяносто процентов всех пожаров случается из-за неосторожных действий людей. 

Как скоро пожар распространится и нанесет ущерб? Нужно объяснить, что это зависит от того, насколько хорошо горят материалы там, где произошло возгорание. 

Разберите с детьми различные материалы на горючие и негорючие.

СОВЕТ: Можно провести эту работу с карточками. Написать на них разные материалы и попросить у детей самостоятельно выполнить разделение – у доски, по парам или в группах. Или же разбить учащихся на три группы и попросить одну из них отобрать только горючие, другую – трудногорючие и третью – негорючие материалы. Для меня самый быстрый и удобный вариант, когда один человек распределяет карточки с картинками у доски, а остальные работают в парах. Потом происходит сверка. 

1. ГОРЮЧИЕ

К этой группе относят те, что при возгорании легко воспламеняются, прогорают и тлеют. Например, древесина, уголь, картон, хлопок.

2. ТРУДНОГОРЮЧИЕ

Это те материалы, которые при воздействии огня  воспламеняются, но до конца не горят. Например, специальные строительные материалы – пенобетоны с наполнителем из полистирола. 

3. НЕГОРЮЧИЕ

Это те материалы, которые не возгораются. Они не воспламеняются, не тлеют и не обугливаются. В качестве примера можно привести строительные материалы – песок, глину, цемент, кирпич.

Причины пожаров в зданиях

Далее можно перейти к причинам пожаров. Самое главное – разобрать пожароопасные ситуации в помещениях: дома, в гостях, в школе, в клубах, в кафе, на дискотеках. 

Начать хорошо с вопроса: «Как вы думаете, из-за чего чаще всего начинается пожар? Какие действия человека на это могут повлиять?»

Можно выписать ответы детей на доске, дополнив их при надобности.

Причины: 

  • спички лежат на видном месте, когда в доме есть маленькие дети,
  • работает тостер, и никто за ним не присматривает,
  • мусорное ведро заполнено и стоит недалеко от плиты,
  • сковородка повернута ручкой к зажженной конфорке,
  • одежда развешена над плитой или возле обогревателя,
  • в доме кто-то курит и не гасит за собой окурки,
  • шнуры для электроприборов повреждены, видны голые провода,
  • сушилка для посуды стоит над плитой,
  • лампа накрывается сверху тканью,
  • оконная занавеска висит недалеко от плиты или обогревателя,
  • любые электроприборы работают длительное время без контроля,
  • на елке не выключаются электрогирлянды и т. д.

С младшими школьниками можно нарисовать агитационные рисунки по теме предотвращения пожаров и развесить в классном уголке. Так информация будет восприниматься детьми эффективнее.

Что делать при пожаре? Исследовательская работа

Детям может казаться, что эта тема им прекрасно известна, потому что она на слуху. Но на деле знания учащихся могут быть очень поверхностными. Так что важно не просто проговорить правила, а привлечь внимание детей, чтобы они сами извлекли нужные знания. 

Например, можно дать работу в группах – составить алгоритм действий в разных ситуациях:

  • если в квартиру повалил дым,
  • если загорелся электроприбор,
  • если почувствовали запах гари,
  • если загорелась елка и т. д.

С младшими школьниками можно провести эту работу в игровой форме. Например, разыграть сценки «Действия при пожаре». 

Все алгоритмы действий, которые дети составят сами, следует обсудить в классе и дополнить. 

Со старшими и средними детьми работу в группах можно заменить на тематическое тестирование или викторину.

Что делать при пожаре? Правила поведения

В результате исследовательской работы дети сами вспомнят многие правила. Следующий этап – это свести всё в систему, составить общие алгоритмы для всех и дополнить недостающие звенья. 

  1.  При пожаре не паникуйте, возьмите себя в руки – это может спасти вам жизнь. Здраво оцените происходящее и продумайте план действий. Если рядом есть взрослые – найдите тех, кто может вам помочь. 
  2. Сразу же звоните в пожарную охрану. Стационарный телефон – «01». С мобильных устройств – «101» или «112».
  3. Покидая комнату с очагом возгорания, плотно закройте дверь. Тогда огонь не перейдет на остальное помещение. 
  4. Если выход заблокирован, попытайтесь выбраться через балкон. Если и это не представляется возможным, отгородитесь от горящей комнаты тряпками и тяжелыми предметами и ложитесь на пол. Дышите через смоченную ткань. Так можно продержаться некоторое время, пока подоспеют пожарные. 
  5. При сильном задымлении ползите к выходу по полу, дыша через мокрую тряпку. 
  6. Не старайтесь спасти свои любимые вещи, главное – позаботиться о себе и по возможности о других людях.
  7. Если есть такая возможность, постарайтесь вывести  детей и стариков, ведь сами они не смогут о себе позаботиться. Главное – увести их на безопасное расстояние от возгорания, с учетом, что может случиться взрыв. 
  8. Если вы покинули место пожара, предоставьте все необходимые сведения пожарным: где горит, что вы видели, где могут быть люди.

Экстренные ситуации

Не ограничивайтесь общими правилами, рассмотрите с ребятами различные ситуации, чтобы углубить материал. Вот ценные рекомендации, которые пригодятся ученикам в критической ситуации. 


  1. Если ваша одежда загорелась, не бегите – это еще больше усилит горение из-за взаимодействия с воздухом. Ваша цель – снять с себя всё, и чем быстрее, тем лучше. Хорошо, если рядом есть лужа или снег – ложитесь и начинайте кататься там. Если нет, катайтесь по земле. Также можно быстро завернуться в плотную ткань: покрывало или пальто. Но только не с головой – так можно задохнуться от дыма. Когда справитесь с огнем, не обдирайте сами лоскуты одежды с поврежденных частей кожи – предоставьте это врачу.  
  2. Если загорелся бытовой прибор, сразу же выдерните его из розетки, а потом вызывайте пожарных. Эвакуируясь из квартиры, где остался горящий прибор, затворите все окна. Воздух усиливает горение. 
  3. Если входная дверь горит, не открывайте ее, ведь тогда огонь попадет в коридор. Попытайтесь связаться с соседями по лестничной клетке или людьми на улице, чтобы потушили дверь снаружи. А вы в это время поливайте дверь из таза или ведра изнутри.
  4. При горении телевизора сразу же выдерните его из розетки или же вырубите электричество в квартире. Так как при таком пожаре выделяется много токсичных веществ, всем необходимо покинуть помещение. Сверху телевизора попробуйте накинуть плотную ткань. Если не помогает, залейте воду в отверстия сзади. Но стойте при этом подальше и сбоку: может произойти небольшой взрыв. 
  5. Если вы или кто-то рядом с вами получили ожог, подержите поврежденную часть тела в холодной воде. Потом аккуратно заверните ожог в сухую и чистую ткань или забинтуйте. Не пользуйтесь мазями и маслом – это может ухудшить ситуацию. Затем нужно выпить обезболивающее и ждать врача. При этом пить чай и быть завернутым во что-нибудь теплое.
  6. Если в подъезде случился пожар, не выходите туда. И не пытайтесь воспользоваться лифтом: он может остановиться, и вы застрянете. Закройтесь в квартире, обложив выход мокрыми полотенцами. Находитесь на балконе или у окна, кричите прохожим на улице, что вам нужна помощь.   

В любом случае при малейших признаках возгорания, задымления, запаха дыма нужно вызвать пожарную охрану. А также оповестить всех в здании. 

Можно предложить учащимся составить план эвакуации из своей квартиры. Нарисовать схему жилья – все комнаты вместе с мебелью. А затем разработать план действий в случае возгорания на кухне, в спальне и т. д.

Пожарная безопасность в здании школы

В школе дети зачастую проводят не меньше времени, чем дома. Поэтому важно четко запомнить правила эвакуации. Тем более, из-за большого количества людей в помещении покинуть его гораздо сложнее, и на это нужно больше времени. Если не действовать организованно, возникнет паника. 

  1. Закройте дверь комнаты, где горит огонь. Это помешает распространению дыма и не даст пожару быстро распространиться под влиянием воздуха.
  2. Поднимите тревогу – не стесняйтесь громко кричать о пожаре.
  3. Сообщите о возгорании учителям и работникам школы, чтобы они начали организованную эвакуацию из здания.
  4. Сообщите в пожарную охрану, указав этаж и место возгорания.
  5. Вспомните, как вы действовали при учебных эвакуациях. Слушайте указания учителя, встаньте в организованный строй, двигайтесь со всеми. Это поможет избежать паники.
  6. При задымлении закрывайте лицо мокрой тканью, передвигайтесь пригнувшись: внизу меньше всего дыма.
  7. На безопасном расстоянии от школы посчитайтесь и убедитесь, что все одноклассники на месте. Если кого-то не хватает, сообщите пожарным, указав схему вашего маршрута. 

Завершая урок, сделайте выводы. Спросите, что ребята сегодня узнали нового и как им это может пригодиться в жизни. Со старшими школьниками можно закончить работу тестированием с самопроверкой, с младшими – тематическими рисунками, играми или мультфильмом.

Читайте также
Комментарии (0)
Мария Ковалева
все материалы автора
Творческая личность. Закончила филфак, 6 лет работала учителем начальных классов, потом преподавала ИЗО. Сейчас заканчиваю режиссёрский факультет. Преподаю актерское мастерство и ставлю спектакли с детьми и взрослыми.

Мы будем сообщать Вам по e-mail о новых материалах данного автора

Подписаться




Как провести урок пожарной безопасности

Как выстроить урок, чтобы он получился интересным и эффективным. Методика педагога
2 0 178

Fri Nov 23 2018 14:51:08 GMT+0000 (GMT)

Мария Ковалева
Подписаться

Рассмотрим структуру проведения урока по пожарной безопасности. Учитываются особенности школьников всех возрастов, предполагается самостоятельная исследовательская работа учащихся. Рассматривается природа и свойства огня, причины пожаров, правила поведения при возгорании дома и в школе, а также отдельные ситуации, которые могут возникнуть при пожаре. Вся информация несет практическую направленность и преподносится системно, доходчиво и детально.

Про пожарную безопасность говорят очень много, но зачастую оказывается, что детям не хватает конкретных практических знаний. В их понимании отсутствуют структура и четкие алгоритмы действий в случае пожара или задымления. Чтобы восполнить эти пробелы, в классах проводятся уроки пожарной безопасности. 

Главная цель учителя – это профилактика возгораний и пожаров, виной которых стали дети и подростки. А также сокращение количества травм, ожогов и смертей в чрезвычайных ситуациях.

Не так просто вызвать у детей интерес к теме и выработать у них привычку следовать требованиям пожарной безопасности. Проводя такие уроки, я старалась сделать это интересно и ярко, чтобы ученики хорошо восприняли эти важные знания. Для этого использовала наглядные материалы, видеоролики и предлагала учащимся самостоятельно добывать знания. Хорошо проходит в таких случаях работа в группах, а младшим школьникам очень нравится игровая форма занятий.

Организационный момент

Здесь важно сразу заинтересовать учащихся, чтобы тема их затянула. В младших классах можно начать с загадок или мультфильма, после которых логичным будет вопрос: «Дети, чем мы сегодня будем заниматься?»

Для средних и старших детей подойдет популярная сейчас социальная реклама по теме «Пожарная безопасность». Такие ролики в большом количестве есть на YouTube. 

Я с небольшой группой ребят ставила трех-пятиминутные агитбригады. Также можно за несколько недель до урока попросить инициативную группу написать сценарий и снять свою социальную рекламу. Желательно под вашим контролем или с помощью кого-то из родителей. Дети сейчас легко обращаются с техникой, и многие из них умеют монтировать видео со своих мобильных. Конечно, очень интересно начинать урок с такой творческой работы. 

Другой вариант начала – поделиться с ребятами статистикой за прошедший год, которую тоже легко можно найти в интернете. Вот универсальная схема, куда можно вставить сведения:

«В 20__ году в России произошло ____ пожаров. В огне погибло ____ человек. Ущерб составил ______ млн рублей».

Можно привести примеры и подробнее рассказать про случаи пожаров и о погибших от огня в вашем городе. Это вызовет эмоциональный отклик у детей.

Определение темы урока и постановка целей

Лучше не сообщать тему и цели заранее, а сформулировать их вместе с учащимися. Тему после вводной части определить будет несложно. А для определения целей можно задавать различные наводящие вопросы. Я начинала беседу так:

  • Что вам было бы полезно и интересно узнать о том, как обезопасить себя от пожаров?
  • Где и в каких обстоятельствах может начаться пожар?
  • Если бы сейчас в комнату повалил дым, смогли бы вы четко и без паники предпринять все необходимые действия?
  • Можете ли вы сейчас с ходу назвать 5 предметов, которые горят быстрее всего, и 5 предметов, которые почти не поддаются возгоранию?
  • Из-за чего пожар может начаться дома? Сможете ли вы при этом сохранить спокойствие и четко выполнить все необходимые действия для спасения себя и окружающих?

При ответе на эти вопросы будут возникать ответы, из которых легко можно сформировать цели. Среди целей могут быть:

  • понять природу и свойства огня,
  • изучить причины пожаров и научиться правильно действовать в различных ситуациях, связанных с огнем,
  • разобраться, как правильно обращаться с бытовыми приборами и открытым огнем, чтобы обезопасить себя,
  • изучить алгоритм действий при пожаре.

Огонь – друг и враг

Дети так привыкли к использованию огня в быту, что и не задумываются о его природе и свойствах. Можно обратить внимание учащихся на то, что огонь – одно из величайших чудес природы. 

С младшими и средними школьниками интересно будет совершить экскурс в первобытное прошлое и вспомнить, как добывали огонь наши предки и для чего использовали.

Затем интересно будет разобрать мифы, сказки или легенды об огне. Это могут быть короткие выступления детей, презентации, а самые творческие педагоги могут поставить двух-трехминутную сценку на основе одной из историй. 

Самый известный миф об огне – это миф о Прометее, который похитил огонь с Олимпа у самого Зевса. Он принес это чудо людям, чтобы сделать их жизнь проще. Так зародилась цивилизация. Но сам герой был в отместку прикован богами к скале, где ежедневно подвергался жестокому наказанию. 

Историческая справка

Со старшими и средними школьниками можно провести исторический экскурс. Подойдут короткие презентации и доклады учеников. В качестве тем можно раздать:

  • большой пожар в Лондоне 1666 года,
  • история о том, как Герострат сжег прекрасный храм богини Артемиды,
  • московский пожар 1470 года, когда осталось всего три двора на весь город,
  • великий пожар эпохи войны с Наполеоном, когда Москву сожгли намеренно,
  • пожар в торговом центре «Зимняя вишня» в Кемерове в 2018 г.

Как возникает горение?

Чтобы избежать пожара, важно понимать, как именно он может вспыхнуть. 

Эту часть урока можно начать с вопроса: «Что нужно для того, чтобы возникло пламя и началось горение? От каких составляющих это зависит?» 

Ответы детей можно объединить в следующую формулу: горючие материалы + воздух или другой окислитель + объект возгорания = пожар. Иногда добавляют четвертую составляющую – человек. Ведь больше чем девяносто процентов всех пожаров случается из-за неосторожных действий людей. 

Как скоро пожар распространится и нанесет ущерб? Нужно объяснить, что это зависит от того, насколько хорошо горят материалы там, где произошло возгорание. 

Разберите с детьми различные материалы на горючие и негорючие.

СОВЕТ: Можно провести эту работу с карточками. Написать на них разные материалы и попросить у детей самостоятельно выполнить разделение – у доски, по парам или в группах. Или же разбить учащихся на три группы и попросить одну из них отобрать только горючие, другую – трудногорючие и третью – негорючие материалы. Для меня самый быстрый и удобный вариант, когда один человек распределяет карточки с картинками у доски, а остальные работают в парах. Потом происходит сверка. 

1. ГОРЮЧИЕ

К этой группе относят те, что при возгорании легко воспламеняются, прогорают и тлеют. Например, древесина, уголь, картон, хлопок.

2. ТРУДНОГОРЮЧИЕ

Это те материалы, которые при воздействии огня  воспламеняются, но до конца не горят. Например, специальные строительные материалы – пенобетоны с наполнителем из полистирола. 

3. НЕГОРЮЧИЕ

Это те материалы, которые не возгораются. Они не воспламеняются, не тлеют и не обугливаются. В качестве примера можно привести строительные материалы – песок, глину, цемент, кирпич.

Причины пожаров в зданиях

Далее можно перейти к причинам пожаров. Самое главное – разобрать пожароопасные ситуации в помещениях: дома, в гостях, в школе, в клубах, в кафе, на дискотеках. 

Начать хорошо с вопроса: «Как вы думаете, из-за чего чаще всего начинается пожар? Какие действия человека на это могут повлиять?»

Можно выписать ответы детей на доске, дополнив их при надобности.

Причины: 

  • спички лежат на видном месте, когда в доме есть маленькие дети,
  • работает тостер, и никто за ним не присматривает,
  • мусорное ведро заполнено и стоит недалеко от плиты,
  • сковородка повернута ручкой к зажженной конфорке,
  • одежда развешена над плитой или возле обогревателя,
  • в доме кто-то курит и не гасит за собой окурки,
  • шнуры для электроприборов повреждены, видны голые провода,
  • сушилка для посуды стоит над плитой,
  • лампа накрывается сверху тканью,
  • оконная занавеска висит недалеко от плиты или обогревателя,
  • любые электроприборы работают длительное время без контроля,
  • на елке не выключаются электрогирлянды и т. д.

С младшими школьниками можно нарисовать агитационные рисунки по теме предотвращения пожаров и развесить в классном уголке. Так информация будет восприниматься детьми эффективнее.

Что делать при пожаре? Исследовательская работа

Детям может казаться, что эта тема им прекрасно известна, потому что она на слуху. Но на деле знания учащихся могут быть очень поверхностными. Так что важно не просто проговорить правила, а привлечь внимание детей, чтобы они сами извлекли нужные знания. 

Например, можно дать работу в группах – составить алгоритм действий в разных ситуациях:

  • если в квартиру повалил дым,
  • если загорелся электроприбор,
  • если почувствовали запах гари,
  • если загорелась елка и т. д.

С младшими школьниками можно провести эту работу в игровой форме. Например, разыграть сценки «Действия при пожаре». 

Все алгоритмы действий, которые дети составят сами, следует обсудить в классе и дополнить. 

Со старшими и средними детьми работу в группах можно заменить на тематическое тестирование или викторину.

Что делать при пожаре? Правила поведения

В результате исследовательской работы дети сами вспомнят многие правила. Следующий этап – это свести всё в систему, составить общие алгоритмы для всех и дополнить недостающие звенья. 

  1.  При пожаре не паникуйте, возьмите себя в руки – это может спасти вам жизнь. Здраво оцените происходящее и продумайте план действий. Если рядом есть взрослые – найдите тех, кто может вам помочь. 
  2. Сразу же звоните в пожарную охрану. Стационарный телефон – «01». С мобильных устройств – «101» или «112».
  3. Покидая комнату с очагом возгорания, плотно закройте дверь. Тогда огонь не перейдет на остальное помещение. 
  4. Если выход заблокирован, попытайтесь выбраться через балкон. Если и это не представляется возможным, отгородитесь от горящей комнаты тряпками и тяжелыми предметами и ложитесь на пол. Дышите через смоченную ткань. Так можно продержаться некоторое время, пока подоспеют пожарные. 
  5. При сильном задымлении ползите к выходу по полу, дыша через мокрую тряпку. 
  6. Не старайтесь спасти свои любимые вещи, главное – позаботиться о себе и по возможности о других людях.
  7. Если есть такая возможность, постарайтесь вывести  детей и стариков, ведь сами они не смогут о себе позаботиться. Главное – увести их на безопасное расстояние от возгорания, с учетом, что может случиться взрыв. 
  8. Если вы покинули место пожара, предоставьте все необходимые сведения пожарным: где горит, что вы видели, где могут быть люди.

Экстренные ситуации

Не ограничивайтесь общими правилами, рассмотрите с ребятами различные ситуации, чтобы углубить материал. Вот ценные рекомендации, которые пригодятся ученикам в критической ситуации. 


  1. Если ваша одежда загорелась, не бегите – это еще больше усилит горение из-за взаимодействия с воздухом. Ваша цель – снять с себя всё, и чем быстрее, тем лучше. Хорошо, если рядом есть лужа или снег – ложитесь и начинайте кататься там. Если нет, катайтесь по земле. Также можно быстро завернуться в плотную ткань: покрывало или пальто. Но только не с головой – так можно задохнуться от дыма. Когда справитесь с огнем, не обдирайте сами лоскуты одежды с поврежденных частей кожи – предоставьте это врачу.  
  2. Если загорелся бытовой прибор, сразу же выдерните его из розетки, а потом вызывайте пожарных. Эвакуируясь из квартиры, где остался горящий прибор, затворите все окна. Воздух усиливает горение. 
  3. Если входная дверь горит, не открывайте ее, ведь тогда огонь попадет в коридор. Попытайтесь связаться с соседями по лестничной клетке или людьми на улице, чтобы потушили дверь снаружи. А вы в это время поливайте дверь из таза или ведра изнутри.
  4. При горении телевизора сразу же выдерните его из розетки или же вырубите электричество в квартире. Так как при таком пожаре выделяется много токсичных веществ, всем необходимо покинуть помещение. Сверху телевизора попробуйте накинуть плотную ткань. Если не помогает, залейте воду в отверстия сзади. Но стойте при этом подальше и сбоку: может произойти небольшой взрыв. 
  5. Если вы или кто-то рядом с вами получили ожог, подержите поврежденную часть тела в холодной воде. Потом аккуратно заверните ожог в сухую и чистую ткань или забинтуйте. Не пользуйтесь мазями и маслом – это может ухудшить ситуацию. Затем нужно выпить обезболивающее и ждать врача. При этом пить чай и быть завернутым во что-нибудь теплое.
  6. Если в подъезде случился пожар, не выходите туда. И не пытайтесь воспользоваться лифтом: он может остановиться, и вы застрянете. Закройтесь в квартире, обложив выход мокрыми полотенцами. Находитесь на балконе или у окна, кричите прохожим на улице, что вам нужна помощь.   

В любом случае при малейших признаках возгорания, задымления, запаха дыма нужно вызвать пожарную охрану. А также оповестить всех в здании. 

Можно предложить учащимся составить план эвакуации из своей квартиры. Нарисовать схему жилья – все комнаты вместе с мебелью. А затем разработать план действий в случае возгорания на кухне, в спальне и т. д.

Пожарная безопасность в здании школы

В школе дети зачастую проводят не меньше времени, чем дома. Поэтому важно четко запомнить правила эвакуации. Тем более, из-за большого количества людей в помещении покинуть его гораздо сложнее, и на это нужно больше времени. Если не действовать организованно, возникнет паника. 

  1. Закройте дверь комнаты, где горит огонь. Это помешает распространению дыма и не даст пожару быстро распространиться под влиянием воздуха.
  2. Поднимите тревогу – не стесняйтесь громко кричать о пожаре.
  3. Сообщите о возгорании учителям и работникам школы, чтобы они начали организованную эвакуацию из здания.
  4. Сообщите в пожарную охрану, указав этаж и место возгорания.
  5. Вспомните, как вы действовали при учебных эвакуациях. Слушайте указания учителя, встаньте в организованный строй, двигайтесь со всеми. Это поможет избежать паники.
  6. При задымлении закрывайте лицо мокрой тканью, передвигайтесь пригнувшись: внизу меньше всего дыма.
  7. На безопасном расстоянии от школы посчитайтесь и убедитесь, что все одноклассники на месте. Если кого-то не хватает, сообщите пожарным, указав схему вашего маршрута. 

Завершая урок, сделайте выводы. Спросите, что ребята сегодня узнали нового и как им это может пригодиться в жизни. Со старшими школьниками можно закончить работу тестированием с самопроверкой, с младшими – тематическими рисунками, играми или мультфильмом.

Читайте также
Комментарии (0)