Приемы и техники, которые превратят учителя в блестящего оратора



Большинство учителей, особенно те, кто долго работает в школе, имеют хорошо поставленную, четкую и грамотную речь, владеют техниками удержания внимания и поддержания дисциплины во время урока. Однако если педагог самосовершенствуется, ему приходится принимать участие в качестве спикера в профильных конференциях, форумах и конгрессах. Чтобы его выступления были интересными и запоминающимися, умений, которые помогают вести урок и управлять классом, бывает недостаточно. Необходимо постоянно повышать уровень ораторского мастерства. В нашей статье расскажем о том, как готовиться к публичному выступлению, и представим несколько приемов и техник, которые помогут оживить любую, даже самую скучную, тему доклада. 

Имидж влияет на успех

Еще 10-15 лет назад невозможно было себе представить выступающего перед учительской аудиторией спикера, одетого во что-то, кроме строгого костюма, закрытого платья или комплекта юбка плюс блузка (брюки плюс рубашка) из категории «темный низ, белый верх». Говорить выступающий должен был четко и правильно, без отклонений от темы.  

Что же мы наблюдаем на педагогических форумах и конгрессах в наши дни? Молодой учитель для рассказа о своей методике преподавания может выйти на сцену в кедах и одежде в стиле casual и… будет на ура воспринят слушателями. 

Отклонение от официально-делового стиля в одежде уже не воспринимается как грубое нарушение норм. Однако педагогу все же важно выдерживать баланс между креативным подходом при подаче себя и этическими нормами педагогического сообщества. 

Кроме того, на каждом тематическом мероприятии есть свои негласно установленные нормы дресс-кода. Как бы ни хотелось предстать модником, стоит помнить, что впечатление, которое производит спикер в первые несколько секунд, влияет на восприятие и его доклада. Поэтому, подбирая одежду к мероприятию, лучше придерживаться стиля, который принят в той социальной группе, где вам предстоит выступать. Кроме того, всем известно, что любая аудитория всегда лояльнее относится к докладчику своего круга.

От «доклада по бумажке» к «сторителлингу»

В последние годы изменился и формат публичных выступлений. Любая аудитория, особенно молодежная, значительно лучше воспринимает не сухие доклады, а повествования с элементами сторителлинга (англ. storytelling – рассказывание историй), когда тезисы выступления подкрепляются примерами из жизни, само повествование ведется от первого лица, а в речи спикера минимум сложных конструкций, длинных фраз, канцеляризмов. Конечно, если вам предстоит комментировать презентацию, которая изобилует графиками и цифрами, превратить доклад в «рассказ из жизни» не получится, но разбавить его живыми примерами от первого лица будет полезно.

Хорошая спонтанная речь – подготовленная речь

Порой нам кажется, что некоторые ораторы настолько яркие личности, что и готовиться к выступлению им совсем не приходится, ведь у них отличная память, врожденные актерские данные и талант импровизации. Эти счастливчики создают впечатление людей, которые будут уверенно чувствовать себя в любой аудитории, всегда с легкостью ответят на все вопросы слушателей и смогут поддержать беседу на любую тему. Такие ораторы прекрасны, но… их талант не врожденный.

Спикерам, которым приходится часто выступать, в 90% случаев помогают спичрайтеры, стилисты, специалисты по ораторскому мастерству и техникам публичных выступлений. А те, у кого нет такого штата помощников, оттачивают мастерство публичных выступлений самостоятельно: тратят часы и дни на подготовку речей, читают десятки книг по ораторскому мастерству, тренируются уходить от неудобных вопросов и регулярно отрабатывают техники вовлечения аудитории. 

Блестящими спикерами не рождаются, но всему можно научиться. Так как же подготовится к выступлению? Об этом по порядку.

Итак, готовимся...

  • Лучше всего начать готовиться к выступлению с докладом или презентацией заранее, оптимально − за 7–10 дней до дня выступления. 
  • В первую очередь постарайтесь как можно больше узнать об аудитории, перед которой вам предстоит выступать (эту информацию можно получить у организаторов мероприятия). Также будет нелишним узнать заранее, что представляет собой площадка и как она технически оснащена: проектор для демонстрации презентации и техника для вывода на экран видео со звуком – хорошее подспорье для спикера.
  • Составьте план речи, выделив 1-2 главных тезиса доклада. В течение всей недели добавляйте живые примеры, которые проиллюстрируют тему вашего выступления.
  • Подготовьте презентацию. О том, какие инструменты вам в этом помогут, мы писали в одной из наших прошлых статей. Важно, чтобы на слайдах преобладал иллюстративный материал (фото, диаграммы, графики), а не текст. Словами лучше обозначить только основные посылы и тезисы.
  • Чтобы не упустить важные моменты, на которых стоит остановиться во время доклада, обсудите с коллегами тему и тезисы вашего выступления, выслушайте их мнение.
  • Постарайтесь сформулировать как можно больше вопросов, которые могут возникнуть у аудитории по вашей теме. Запишите и выучите ответы.
  • Подготовьте небольшие карточки-шпаргалки, которые помогут вам сохранить последовательность изложения.
  • Отрепетируйте выступление перед зеркалом
  • Ложитесь пораньше и постарайтесь выспаться в ночь перед выступлением.

Секреты, которые сделают ярким любой доклад

Даже самую скучную и серьезную тему выступления можно оживить. С помощью чего и как? Приводим несколько идей.

Интересный факт

Включение в речь небольших отступлений из категории «необязательно знать, но интересно услышать», имеющих прямое или косвенное отношение к теме доклада, всегда помогает привлечь внимание слушателей. Изучите подборки фактов из жизни знаменитых педагогов, ученых, мировых деятелей и включите один или два из них в свое повествование. Важно лишь подчеркнуть связь между ними и темой выступления.

Нетривиальные сравнения

Что это значит и как это использовать? 

История из жизни. Один из спикеров, рассказывая аудитории на конференции EdCrunch о нормативах проведения закупок оборудования для школ, сделал паузу и произнес: «Если сложить все парты мира друг на друга, то верхняя коснется Луны». Даже та часть слушателей, которая не была вовлечена в рассказ спикера, подняла на него взгляд. 

Используйте этот прием и вы. Нужно заранее придумать несколько подобных сравнений и держать их наготове. Если вы видите, что аудитория заскучала, достаньте свой козырь из рукава. Прием особенно хорошо работает в середине речи, когда внимание слушателей начинает угасать. 

Все внимание на предмет в руках

Известно, что, когда человек, стоящий на сцене, держит что-то в руке, внимание зрителей приковано к этому предмету. 

Вспомним знаменитую историю −  Билл Гейтс, раскрывая на одной из конференций очень сложную тему о проблемах малярии, в самом начале своей речи достал баночку. В середине выступления он открыл ее и выпустил в зал якобы малярийных комаров. Этот прием (конечно, вместе с эффектом от летящих на зрителей «опасных» насекомых) произвел фурор. Тема и речь запомнились и долго обсуждались.

Источник фото

Докладывая, например, о достижениях вашей школы, возьмите в руки поделку ученика начальных классов, которая была отмечена дипломом на конкурсе, и представьте ее в конце выступления. Уверяем, за предметом, который вы держите, слушатели будут следить все время, пока вы находитесь на сцене.

Как завоевать слушателей

Как мы уже писали выше, впечатление об ораторе формируется в первые секунды после его выхода на сцену. Но чтобы симпатия слушателей по отношению к спикеру подкреплялась на протяжении всего выступления, рекомендуем следующие приемы и техники.

«Мы с тобой одной крови…», или «Свой – чужой»

Цель этой техники – подчеркнуть принадлежность выступающего и слушателей к одной и той же социальной группе. 

Известно, что «своему» человеку верят больше, чем «чужому», поэтому перед выступлением важно изучить особенности аудитории, перед которой вы будете выступать. Найдите заранее и подчеркните в самом начале выступления ваши общие черты: принадлежность к профессиональному сообществу, общие культурные и исторические ценности. Например: «Я, так же как и большинство здесь присутствующих, учитель»; «Я, так же как и вы, училась еще в советской школе». 

Шутка или анекдот

Шутка или анекдот в начале выступления способны хорошо разрядить обстановку и настроить аудиторию на позитивный лад. Однако хорош анекдот только тогда, когда он уместен и соответствует обстановке. 

Прим.: Если вас трудно назвать искрометным шутником, этот прием лучше не использовать. 

Вовлечение в диалог

Эта техника – одна из самых эффективных для установления контакта с аудиторией. Но как ее использовать, если тема вашего доклада нова и сформулировать вопросы к аудитории сложно?

Используйте универсальные вопросы-обращения: хорошо ли вас слышно на последних рядах; все ли получили раздаточный материал; не желают ли те, кто сидит сбоку, пересесть поближе к центру (если зал большой и есть свободные места близко от сцены). Благодаря даже такому, на первый взгляд ничего не значащему, общению зритель участвует в диалоге и принятии решений, что подсознательно сближает его с спикером. 

Нелишним будет подготовить и несколько вопросов к залу по материалам, которые вы представляете аудитории. Получив ответ, не забудьте повторить его в микрофон для всех присутствующих и поблагодарить участника диалога.

Переключение внимания

Люди воспринимают тему гораздо лучше, если вовлечены в процесс. Давайте аудитории возможность переключиться на какую-то иную деятельность, кроме пассивного слушания. Какая это будет активность, зависит от вашей темы.

Проведите небольшой опрос или попросите заполнить мини-анкету (о раздаче вопросника и карандашей необходимо позаботиться заранее), разыграйте небольшой приз, заранее загрузите в облачное хранилище дополнительные материалы к вашей презентации и предложите открыть их со смартфонов. 

«Когда я ехал на встречу с вами»

Эта техника помогает установить контакт практически с любой, даже самой сложной аудиторией. Спикер начинает свою речь со слов: «Когда я ехал к вам (вариант: «Когда я готовился к этому докладу»), со мной случилось…» − и дальше рассказывает о каком-то событии, связанном с темой выступления или хотя бы логически пересекающемся с ним. Благодаря этому приему дистанция между спикером и слушателями всегда сокращается.

Оттяжка

Эту технику можно применять, если вы уже достаточно уверенный оратор. Спикер начинает свою речь не с темы выступления, а с совершенно не связанной с ней, казалось бы, истории, факта, анекдота, и лишь на третьей-четвертой минуте приступает к повествованию по заявленной теме. Практика показывает: такое начало гарантирует внимание слушателей как минимум на следующие 7–10 минут.

Практика и еще раз практика!

Мы привели несколько приемов привлечения внимания аудитории и несколько техник, которые помогут сделать более ярким ваше выступление на форуме, конференции или конгрессе. Необязательно использовать все и сразу, достаточно выбрать несколько приемов, отработать их и по необходимости чередовать. 

Практикуя разные подходы в работе с аудиторией, вы со временем сформируете собственный стиль, и выступления, а также подготовка к ним не будут представлять никаких сложностей. 

к комментариям


Читайте также

Комментарии (0)