Подготовка воспитателей: методики STEM, инклюзия и сказкотерапия

Партнерский материал
2019-10-01T14:51:57.753Z
8 0

Современные воспитатели дошкольных групп должны владеть инновационными методиками, чтобы помочь детям с самого раннего возраста раскрыть свой потенциал. О том, как работают с детьми с ОВЗ по методике STEM, а также о том, как и чему обучают будущих педагогов дошкольных групп образовательных организаций, редакции ActivityEdu рассказали в Департаменте образования и науки города Москвы в рамках партнерского проекта «Современное образование: опыт регионов. Москва». 

Фото предоставлено Департаментом образования и науки города Москвы

STEM-образование

STEM-образование для детей – одна из самых актуальных тем в мировой образовательной практике. Программа «STEM-образование для дошкольников» позволяет ребятам, которые по ней занимаются, развивать свои интеллектуальные способности через включение в научно-техническое творчество.

Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы - организатор площадки для стажировки московских педагогов: здесь открыта первая в России лаборатория STEM-образования.

Опыта дошкольного STEM, на мой взгляд, в мировой практике еще не было. Именно в России, в Москве, впервые стали применять технологию STEM для дошкольников, именно у нас впервые стали говорить о возможности использования методики STEM для детей с особыми образовательными потребностями.

Елена Ушакова, 

начальник отдела методической и инновационной деятельности Городского психолого-педагогического центра

Уникальность этой методики состоит в том, что здесь нет отдельных предметов. Дети всей группой создают какой-то проект, в ходе которого им потребуются знания из разных областей естественных наук, математики, инженерии и других.

В STEM-образовании не надо отдельно изучать предметы, закреплять теорию на практике, отрабатывать навыки. Это все очень длительный процесс, который часто далек от жизни. В STEM большое внимание уделяется среде, которая развивается вместе с ребенком. В данной технологии все интегрировано и взаимосвязано, отвечает интересам и познавательным потребностям детей. Дети сразу видят результат своих исследований и размышлений, − отметила Елена Ушакова. − В такой деятельности участвуют все дети по мере своих возможностей, и каждый получает для себя определенный стимул к дальнейшему развитию и познанию. 

Программа «STEM-образование для каждого» основана на принципах развивающего обучения, соответствует положению Л.С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Она способствует тому, чтобы на самом раннем этапе выявлять способности и развивать таланты любого ребенка.

По своей сути, программа непрерывна и дает ребенку возможность познавать мир во всем его многообразии и целостности, знакомясь с основами научно-технического творчества, а в дальнейшем – продолжая обучение в технопарках и кванториумах.

Программа является парциальной модульной, поэтому может быть включена в основную программу, а также реализовываться через кружковую деятельность. Она включает модули, которые могут использоваться в полном объеме. А можно использовать разные комбинации модулей, добавляться новые, например, «ART». Все зависит от творчества педагога.

1-й модуль – дидактическая система Ф. Фребеля;

2-й модуль – математическое развитие;

3-й модуль – робототехника; 

4-й модуль – конструирование;

5-й модуль – экспериментирование с живой и неживой природой;

6-й модуль – мультстудия.

Елена Ушакова

Плюс ко всему ребенок имеет возможность совершенствовать навыки коммуникации, так как исследование происходит в группе, и ему приходится пробовать внедрять свое решение в общий алгоритм деятельности, а для этого нужно уметь договариваться с другими ребятами. 

Воспитатель на таких занятиях не учит, как нужно сделать, а вместе с детьми ищет наиболее интересное и оригинальное решение задачи, поддерживает интерес, создает условия, чтобы начатое дело было доведено до конца.

Инклюзивная практика в дошкольном образовании

Сегодня детей с ОВЗ стараются не выделять в особые классы, чтобы убрать барьеры в общении и взаимодействии детей. Поэтому педагоги дошкольного образования должны иметь определенные знания для работы в таких комбинированных группах.

В Институте педагогики и психологии образования МГПУ удалось выстроить структурированную программу подготовки бакалавров для работы в системе дошкольного образования, в том числе реализации инклюзивной практики, считает Юлия Родионова, доцент МГПУ.

С самого начала обучения преподаватели нашего института стараются привить студентам основные ценности инклюзивного подхода, познакомить их с целями и технологиями организации инклюзивной практики в дошкольном образовании. На воспитателе таких групп лежит большая ответственность, ведь именно он отвечает за общий эмоциональный фон в группе, комфортное пребывание в ней всех без исключения детей. В связи с этим мы учим наших студентов формированию механизмов эмпатии у детей, принятия нормотипичными детьми своих особых сверстников, формированию основ толерантности у старших дошкольников.

Юлия Родионова 

Воспитателю инклюзивной группы нужно знать, как организовать пространство группы, чтобы оно было комфортным для всех, а также уметь проводить психолого-педагогическую диагностику и развивающие занятия. Кроме этого, будущие воспитатели учатся тому, как научить детей сотрудничать друг с другом в играх, общении и повседневной деятельности, обучают будущих педагогов и основам правильных взаимоотношений с родителями. Все эти знания и навыки студенты получают на предметных курсах.

Нашим выпускникам во многом помогает подготовка по таким дисциплинам, как «Инклюзивное образование: проектирование и реализация», «Проектирование программ по педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья», «Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов детей с ограниченными возможностями здоровья», − рассказала Юлия Родионова. − Помимо этого, институт инициирует проведение научно-практических конференций, круглых столов, на которых обсуждаются наиболее проблемные аспекты инклюзивной практики дошкольного образования: создание безбарьерной среды, программно-методическое обеспечение инклюзивного образования, психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ.

Народная сказка – универсальная методика воспитания и развития

На занятиях с дошкольниками воспитатели используют различные технологии и методики. Народная сказка – это еще один ресурс, который поможет им в работе. В чем сила народного творчества и как воспитателю работать с этим материалом, рассказывает Наталья Полковникова, к.п.н., доцент Департамента образования МГПУ.

Каждый находит в сказке собственное решение насущных жизненных вопросов. Поэтому сказка представляет своеобразную психотерапию. Кроме того, народная сказка возбуждает любознательность и стимулирует воображение детей, развивает интеллект, помогает разобраться в самом себе, своих желаниях и эмоциях. Сказка помогает ребенку понять смысл жизни, повышает уверенность в себе и в будущем, − рассказала Наталья Полковникова

Чтобы сказочный материал в полной мере воспринимался ребенком, помимо чтения воспитатель проводит дополнительную работу, задавая детям различные вопросы.

Эти вопросы направлены на формирование у детей ряда умений: понять суть, основную идею народной сказки, воссоздать в воображении персонажей и последовательную картину событий сказки, а также представить и узнать особенности быта, уклада жизни людей, увидеть в народной сказке отличительные особенности национальных характеров. Педагог учит использовать в ответах на вопросы о содержании фольклорного произведения некоторые несложные бытовые слова, которые встречаются в сказке и являются частью языкового наследия народа.

Наталья Полковникова

«Прожить» и понять волшебную историю помогают детям и другие виды деятельности, например, игры и рисование.

Со второй младшей группы необходимо организовывать театрализованные и дидактические игры по народным сказкам, а в работу с детьми можно включать понятные и доступные народные игры. Для детей от шести лет подходят технологии, использующие музейную педагогику: создание экспозиций и мини-музеев по сказкам разных народов. Экспозиции можно демонстрировать детям помладше, сверстникам, родителям и гостям детского сада, − отметила Наталья. 

Правильная работа со сказкой в дошкольном возрасте развивает интеллект и личность. Ребенок переживает за героя, оценивает поступки персонажей и примеряет их на себя. Помочь ему проделать эту сложную внутреннюю работу должен подготовленный воспитатель.


Читайте также
Комментарии (0)
2019-10-01T14:51:57.753Z
8 0

Подготовка воспитателей: методики STEM, инклюзия и сказкотерапия

Партнерский материал

Современные воспитатели дошкольных групп должны владеть инновационными методиками, чтобы помочь детям с самого раннего возраста раскрыть свой потенциал. О том, как работают с детьми с ОВЗ по методике STEM, а также о том, как и чему обучают будущих педагогов дошкольных групп образовательных организаций, редакции ActivityEdu рассказали в Департаменте образования и науки города Москвы в рамках партнерского проекта «Современное образование: опыт регионов. Москва». 

Фото предоставлено Департаментом образования и науки города Москвы

STEM-образование

STEM-образование для детей – одна из самых актуальных тем в мировой образовательной практике. Программа «STEM-образование для дошкольников» позволяет ребятам, которые по ней занимаются, развивать свои интеллектуальные способности через включение в научно-техническое творчество.

Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы - организатор площадки для стажировки московских педагогов: здесь открыта первая в России лаборатория STEM-образования.

Опыта дошкольного STEM, на мой взгляд, в мировой практике еще не было. Именно в России, в Москве, впервые стали применять технологию STEM для дошкольников, именно у нас впервые стали говорить о возможности использования методики STEM для детей с особыми образовательными потребностями.

Елена Ушакова, 

начальник отдела методической и инновационной деятельности Городского психолого-педагогического центра

Уникальность этой методики состоит в том, что здесь нет отдельных предметов. Дети всей группой создают какой-то проект, в ходе которого им потребуются знания из разных областей естественных наук, математики, инженерии и других.

В STEM-образовании не надо отдельно изучать предметы, закреплять теорию на практике, отрабатывать навыки. Это все очень длительный процесс, который часто далек от жизни. В STEM большое внимание уделяется среде, которая развивается вместе с ребенком. В данной технологии все интегрировано и взаимосвязано, отвечает интересам и познавательным потребностям детей. Дети сразу видят результат своих исследований и размышлений, − отметила Елена Ушакова. − В такой деятельности участвуют все дети по мере своих возможностей, и каждый получает для себя определенный стимул к дальнейшему развитию и познанию. 

Программа «STEM-образование для каждого» основана на принципах развивающего обучения, соответствует положению Л.С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Она способствует тому, чтобы на самом раннем этапе выявлять способности и развивать таланты любого ребенка.

По своей сути, программа непрерывна и дает ребенку возможность познавать мир во всем его многообразии и целостности, знакомясь с основами научно-технического творчества, а в дальнейшем – продолжая обучение в технопарках и кванториумах.

Программа является парциальной модульной, поэтому может быть включена в основную программу, а также реализовываться через кружковую деятельность. Она включает модули, которые могут использоваться в полном объеме. А можно использовать разные комбинации модулей, добавляться новые, например, «ART». Все зависит от творчества педагога.

1-й модуль – дидактическая система Ф. Фребеля;

2-й модуль – математическое развитие;

3-й модуль – робототехника; 

4-й модуль – конструирование;

5-й модуль – экспериментирование с живой и неживой природой;

6-й модуль – мультстудия.

Елена Ушакова

Плюс ко всему ребенок имеет возможность совершенствовать навыки коммуникации, так как исследование происходит в группе, и ему приходится пробовать внедрять свое решение в общий алгоритм деятельности, а для этого нужно уметь договариваться с другими ребятами. 

Воспитатель на таких занятиях не учит, как нужно сделать, а вместе с детьми ищет наиболее интересное и оригинальное решение задачи, поддерживает интерес, создает условия, чтобы начатое дело было доведено до конца.

Инклюзивная практика в дошкольном образовании

Сегодня детей с ОВЗ стараются не выделять в особые классы, чтобы убрать барьеры в общении и взаимодействии детей. Поэтому педагоги дошкольного образования должны иметь определенные знания для работы в таких комбинированных группах.

В Институте педагогики и психологии образования МГПУ удалось выстроить структурированную программу подготовки бакалавров для работы в системе дошкольного образования, в том числе реализации инклюзивной практики, считает Юлия Родионова, доцент МГПУ.

С самого начала обучения преподаватели нашего института стараются привить студентам основные ценности инклюзивного подхода, познакомить их с целями и технологиями организации инклюзивной практики в дошкольном образовании. На воспитателе таких групп лежит большая ответственность, ведь именно он отвечает за общий эмоциональный фон в группе, комфортное пребывание в ней всех без исключения детей. В связи с этим мы учим наших студентов формированию механизмов эмпатии у детей, принятия нормотипичными детьми своих особых сверстников, формированию основ толерантности у старших дошкольников.

Юлия Родионова 

Воспитателю инклюзивной группы нужно знать, как организовать пространство группы, чтобы оно было комфортным для всех, а также уметь проводить психолого-педагогическую диагностику и развивающие занятия. Кроме этого, будущие воспитатели учатся тому, как научить детей сотрудничать друг с другом в играх, общении и повседневной деятельности, обучают будущих педагогов и основам правильных взаимоотношений с родителями. Все эти знания и навыки студенты получают на предметных курсах.

Нашим выпускникам во многом помогает подготовка по таким дисциплинам, как «Инклюзивное образование: проектирование и реализация», «Проектирование программ по педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья», «Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов детей с ограниченными возможностями здоровья», − рассказала Юлия Родионова. − Помимо этого, институт инициирует проведение научно-практических конференций, круглых столов, на которых обсуждаются наиболее проблемные аспекты инклюзивной практики дошкольного образования: создание безбарьерной среды, программно-методическое обеспечение инклюзивного образования, психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ.

Народная сказка – универсальная методика воспитания и развития

На занятиях с дошкольниками воспитатели используют различные технологии и методики. Народная сказка – это еще один ресурс, который поможет им в работе. В чем сила народного творчества и как воспитателю работать с этим материалом, рассказывает Наталья Полковникова, к.п.н., доцент Департамента образования МГПУ.

Каждый находит в сказке собственное решение насущных жизненных вопросов. Поэтому сказка представляет своеобразную психотерапию. Кроме того, народная сказка возбуждает любознательность и стимулирует воображение детей, развивает интеллект, помогает разобраться в самом себе, своих желаниях и эмоциях. Сказка помогает ребенку понять смысл жизни, повышает уверенность в себе и в будущем, − рассказала Наталья Полковникова

Чтобы сказочный материал в полной мере воспринимался ребенком, помимо чтения воспитатель проводит дополнительную работу, задавая детям различные вопросы.

Эти вопросы направлены на формирование у детей ряда умений: понять суть, основную идею народной сказки, воссоздать в воображении персонажей и последовательную картину событий сказки, а также представить и узнать особенности быта, уклада жизни людей, увидеть в народной сказке отличительные особенности национальных характеров. Педагог учит использовать в ответах на вопросы о содержании фольклорного произведения некоторые несложные бытовые слова, которые встречаются в сказке и являются частью языкового наследия народа.

Наталья Полковникова

«Прожить» и понять волшебную историю помогают детям и другие виды деятельности, например, игры и рисование.

Со второй младшей группы необходимо организовывать театрализованные и дидактические игры по народным сказкам, а в работу с детьми можно включать понятные и доступные народные игры. Для детей от шести лет подходят технологии, использующие музейную педагогику: создание экспозиций и мини-музеев по сказкам разных народов. Экспозиции можно демонстрировать детям помладше, сверстникам, родителям и гостям детского сада, − отметила Наталья. 

Правильная работа со сказкой в дошкольном возрасте развивает интеллект и личность. Ребенок переживает за героя, оценивает поступки персонажей и примеряет их на себя. Помочь ему проделать эту сложную внутреннюю работу должен подготовленный воспитатель.

Читайте также
Комментарии (0)