«Первое время была готова ездить к ученикам хоть за тридевять земель»

2018-09-10T15:33:06.811Z
1 0

История молодого репетитора

О выборе профессии

Помню, когда я отдыхала в детском лагере, одна девочка спросила меня: «А тебе что-нибудь, кроме «Гарри Поттера», нравится?». Я ответила, что не так много читала. Тогда Даша (так звали ту самую девочку) саркастически улыбнулась. Оказалось, что она в моем возрасте читала гораздо больше и в ближайшем будущем собиралась осилить «Войну и мир».

Этот случай мне запомнился надолго. Сама я начала по-настоящему интересоваться книгами только в старших классах, когда у нас сменился учитель по литературе. Именно благодаря ему я полюбила читать. 

В начале 11 класса я не знала, куда буду поступать. Учительница по истории сказала мне, что филология для девушки — одна из самых подходящих сфер. Узнав этимологию данного слова, я поняла, что мне это подходит (ведь я любила «слово»). Просмотрев вступительные экзамены в различные вузы, я поняла, что проще всего поступить в педагогический, так как там не требовался английский язык (тогда он мне тяжело давался). 

Успешно сдав ЕГЭ по русскому языку, литературе и истории, я поступила в МПГУ. И в стенах университета уже прониклась идеей стать учителем. 

Начало карьеры

На третьем курсе я поняла, что мои доходы не позволяют мне удовлетворить мои потребности. Тогда я зарегистрировалась на сайте для репетиторов. 

Ознакомившись с анкетами более опытных репетиторов, я поняла, что единственным моим преимуществом может стать только низкая цена за урок. Но и тут, правда, я столкнулась с конкуренцией — такими же начинающими студентами. Тогда я решила, что буду откликаться даже на тех учеников, которые живут в Подмосковье. 

Одними из первых стали два брата, а потом еще и их отец, который решил подтянуть русский, так как он не являлся его родным языком. 

Старшего брата мне нужно было подготовить к ОГЭ по русскому языку, а младшего — подтянуть по программе.  

На дорогу у меня уходило около двух часов. Причем первое занятие с младшим братом начиналось в 8 часов вечера, а со старшим заканчивалось в 10. То есть домой я приезжала примерно в 12 часов ночи, а с утра вставала на пары в университет. Было сложно все успевать (у меня же не было маховика времени, как у Гермионы). Но, в общем и целом я была рада первым ученикам. Семья была гостеприимная, мама всегда улыбалась и угощала чаем.

Сами занятия было проводить не очень легко. Старший брат, довольно развитый мальчик, любил порассуждать на различные темы, мне приходилось все время его осекать и возвращать к теме урока. Иногда мне это плохо удавалось, и ученик все время пытался вставить свои реплики из жизни, рассказывал про спорт или какие-то другие свои увлечения. Впоследствии с этим стало лучше, я поняла свои ошибки и старалась не допускать каких-либо «лирических отступлений».

Младший брат, наоборот, был крайне неразговорчив, но при этом заниматься с ним было сложнее — мне приходилось буквально вытаскивать из него слова.  

Но в итоге удалось подготовить на хороший балл старшего ребенка и немного подтянуть младшего.

Еще одного ученика у меня все-таки получилось найти неподалеку от себя. Вот только, чтобы до него достучаться, мне пришлось пройти довольно длинный путь, но уже в метафорическом плане. У мамы ученика возникла проблема: сын отказался ходить в школу. Я готовила ребенка к русскому языку и истории. Часто сталкивалась с его нежеланием что-либо делать. Иногда я приходила, а у него сильно болела голова — занятие отменялось.

Потом началась практика в школе. Думала, что как раз наберусь опыта от профессиональных учителей, но, к сожалению, преподавателем было не до нас. Единственный совет, который я заполнила: не идите в школу, пока не выйдете замуж.

Опыт работы в школе

Частные уроки развеяли мои представления о том, что преподавать, зная предмет и обладая хорошей эмпатией, будет не так сложно. Но надо были идти дальше, я чувствовала, что репетиторство не дает мне полноценной реализации. Получив диплом, я попыталась устроиться в школу. Правда, приняли меня не сразу, только через полгода я нашла учреждение, где были готовы взять молодого специалиста без опыта. 

Мне дали три восьмых класса и один пятый. Дети были хорошие, развитые, но нагрузка была для меня очень большой. Я работала почти без перерыва: проверка тетрадей, разработка уроков, проведение уроков. Плюс ко всему, на мои уроки приходили опытные учителя, которые постоянно делали замечания. 

Восьмым классам я очень нравилась, так как была на их волне: играла на гитаре стихи Есенина, рассказывала интересные факты из биографий писателей, а вот с пятым классом у меня, откровенно говоря, не получилось. Они быстро поняли, что я мягкая и неуверенная в себе. К концу года я так устала, что решила уйти — дать себе время подумать. К сожалению, из университета я вынесла знания, но методика преподавания у меня явно хромала. И на это не раз впоследствии будут обращать внимание.

В сентябре 2017 года я решила, что перейду полностью на частную практику, подумала, что у меня есть приемлемый опыт в этой области и что с поиском учеников не будет таких проблем.  

Но, к сожалению, я ошиблась. Не справившись с конкуренцией, снова начала брать учеников из Подмосковья. Одна моя знакомая предложила мне ученика в Ватутинках и я согласилась. По субботам мне приходилось выезжать из дома довольно рано, тратя на дорогу около 2 часов. Ученик попался развитый, но только, в силу возраста, рассеянный и неусидчивый. Плюс ко всему, занятия часто отменялись (огромный минус репетиторства — нестабильность). Мальчик то болел, то уезжал, то был слишком загружен. 

Лето для репетитора

Для репетитора летние каникулы — мертвый сезон. Но, к счастью, есть небольшое количество учеников, готовых заниматься летом. Сейчас у меня ученица, которая сдает досрочный экзамен в своей школе и улетает учиться в Германию. Девочка довольно развитая, с ней легко работать, она воспринимает и запоминает информацию, интересуется многими важными темами. Я чувствую, что ее увлекают мои методы обучения. И это помогает, мотивирует.

Несколько советов


  1. С учениками нужно быть разной. Ребенок, с одной стороны, должен привыкнуть к какому-то определенному алгоритму работы и определенным реакциям со стороны учителя, но каждый урок не должен напоминать предыдущий и замыкать рутинную цепь.
  2. Мало кто из людей может похвастаться абсолютной грамотностью, безупречным знанием теории русского языка и всех нововведений. Поэтому чего-то не знать — это норма, а не отклонение. Это нужно совершенно четко донести ученику.
  3. Учитель может быть ученику другом-помощником, но только когда не нарушается некоторая тонкая грань. Не стоит отвечать на все личные вопросы ученика, даже если могут оказаться для него полезными.



Для себя я поняла, что нужно постоянно анализировать свою профессиональную деятельность, но и не слишком упрекать себя за какие-либо ошибки. То есть не следует ставить на себе крест и думать, что ты занимаешь чужое место. Если ученик получил от тебя что-то, если есть какой-то, пусть небольшой, но результат, то уже есть чему радоваться.  

Читайте также
Комментарии (0)

«Первое время была готова ездить к ученикам хоть за тридевять земель»

1 0

2018-09-10T15:33:06.811Z

Зоя Обломова
Подписаться

История молодого репетитора

О выборе профессии

Помню, когда я отдыхала в детском лагере, одна девочка спросила меня: «А тебе что-нибудь, кроме «Гарри Поттера», нравится?». Я ответила, что не так много читала. Тогда Даша (так звали ту самую девочку) саркастически улыбнулась. Оказалось, что она в моем возрасте читала гораздо больше и в ближайшем будущем собиралась осилить «Войну и мир».

Этот случай мне запомнился надолго. Сама я начала по-настоящему интересоваться книгами только в старших классах, когда у нас сменился учитель по литературе. Именно благодаря ему я полюбила читать. 

В начале 11 класса я не знала, куда буду поступать. Учительница по истории сказала мне, что филология для девушки — одна из самых подходящих сфер. Узнав этимологию данного слова, я поняла, что мне это подходит (ведь я любила «слово»). Просмотрев вступительные экзамены в различные вузы, я поняла, что проще всего поступить в педагогический, так как там не требовался английский язык (тогда он мне тяжело давался). 

Успешно сдав ЕГЭ по русскому языку, литературе и истории, я поступила в МПГУ. И в стенах университета уже прониклась идеей стать учителем. 

Начало карьеры

На третьем курсе я поняла, что мои доходы не позволяют мне удовлетворить мои потребности. Тогда я зарегистрировалась на сайте для репетиторов. 

Ознакомившись с анкетами более опытных репетиторов, я поняла, что единственным моим преимуществом может стать только низкая цена за урок. Но и тут, правда, я столкнулась с конкуренцией — такими же начинающими студентами. Тогда я решила, что буду откликаться даже на тех учеников, которые живут в Подмосковье. 

Одними из первых стали два брата, а потом еще и их отец, который решил подтянуть русский, так как он не являлся его родным языком. 

Старшего брата мне нужно было подготовить к ОГЭ по русскому языку, а младшего — подтянуть по программе.  

На дорогу у меня уходило около двух часов. Причем первое занятие с младшим братом начиналось в 8 часов вечера, а со старшим заканчивалось в 10. То есть домой я приезжала примерно в 12 часов ночи, а с утра вставала на пары в университет. Было сложно все успевать (у меня же не было маховика времени, как у Гермионы). Но, в общем и целом я была рада первым ученикам. Семья была гостеприимная, мама всегда улыбалась и угощала чаем.

Сами занятия было проводить не очень легко. Старший брат, довольно развитый мальчик, любил порассуждать на различные темы, мне приходилось все время его осекать и возвращать к теме урока. Иногда мне это плохо удавалось, и ученик все время пытался вставить свои реплики из жизни, рассказывал про спорт или какие-то другие свои увлечения. Впоследствии с этим стало лучше, я поняла свои ошибки и старалась не допускать каких-либо «лирических отступлений».

Младший брат, наоборот, был крайне неразговорчив, но при этом заниматься с ним было сложнее — мне приходилось буквально вытаскивать из него слова.  

Но в итоге удалось подготовить на хороший балл старшего ребенка и немного подтянуть младшего.

Еще одного ученика у меня все-таки получилось найти неподалеку от себя. Вот только, чтобы до него достучаться, мне пришлось пройти довольно длинный путь, но уже в метафорическом плане. У мамы ученика возникла проблема: сын отказался ходить в школу. Я готовила ребенка к русскому языку и истории. Часто сталкивалась с его нежеланием что-либо делать. Иногда я приходила, а у него сильно болела голова — занятие отменялось.

Потом началась практика в школе. Думала, что как раз наберусь опыта от профессиональных учителей, но, к сожалению, преподавателем было не до нас. Единственный совет, который я заполнила: не идите в школу, пока не выйдете замуж.

Опыт работы в школе

Частные уроки развеяли мои представления о том, что преподавать, зная предмет и обладая хорошей эмпатией, будет не так сложно. Но надо были идти дальше, я чувствовала, что репетиторство не дает мне полноценной реализации. Получив диплом, я попыталась устроиться в школу. Правда, приняли меня не сразу, только через полгода я нашла учреждение, где были готовы взять молодого специалиста без опыта. 

Мне дали три восьмых класса и один пятый. Дети были хорошие, развитые, но нагрузка была для меня очень большой. Я работала почти без перерыва: проверка тетрадей, разработка уроков, проведение уроков. Плюс ко всему, на мои уроки приходили опытные учителя, которые постоянно делали замечания. 

Восьмым классам я очень нравилась, так как была на их волне: играла на гитаре стихи Есенина, рассказывала интересные факты из биографий писателей, а вот с пятым классом у меня, откровенно говоря, не получилось. Они быстро поняли, что я мягкая и неуверенная в себе. К концу года я так устала, что решила уйти — дать себе время подумать. К сожалению, из университета я вынесла знания, но методика преподавания у меня явно хромала. И на это не раз впоследствии будут обращать внимание.

В сентябре 2017 года я решила, что перейду полностью на частную практику, подумала, что у меня есть приемлемый опыт в этой области и что с поиском учеников не будет таких проблем.  

Но, к сожалению, я ошиблась. Не справившись с конкуренцией, снова начала брать учеников из Подмосковья. Одна моя знакомая предложила мне ученика в Ватутинках и я согласилась. По субботам мне приходилось выезжать из дома довольно рано, тратя на дорогу около 2 часов. Ученик попался развитый, но только, в силу возраста, рассеянный и неусидчивый. Плюс ко всему, занятия часто отменялись (огромный минус репетиторства — нестабильность). Мальчик то болел, то уезжал, то был слишком загружен. 

Лето для репетитора

Для репетитора летние каникулы — мертвый сезон. Но, к счастью, есть небольшое количество учеников, готовых заниматься летом. Сейчас у меня ученица, которая сдает досрочный экзамен в своей школе и улетает учиться в Германию. Девочка довольно развитая, с ней легко работать, она воспринимает и запоминает информацию, интересуется многими важными темами. Я чувствую, что ее увлекают мои методы обучения. И это помогает, мотивирует.

Несколько советов


  1. С учениками нужно быть разной. Ребенок, с одной стороны, должен привыкнуть к какому-то определенному алгоритму работы и определенным реакциям со стороны учителя, но каждый урок не должен напоминать предыдущий и замыкать рутинную цепь.
  2. Мало кто из людей может похвастаться абсолютной грамотностью, безупречным знанием теории русского языка и всех нововведений. Поэтому чего-то не знать — это норма, а не отклонение. Это нужно совершенно четко донести ученику.
  3. Учитель может быть ученику другом-помощником, но только когда не нарушается некоторая тонкая грань. Не стоит отвечать на все личные вопросы ученика, даже если могут оказаться для него полезными.



Для себя я поняла, что нужно постоянно анализировать свою профессиональную деятельность, но и не слишком упрекать себя за какие-либо ошибки. То есть не следует ставить на себе крест и думать, что ты занимаешь чужое место. Если ученик получил от тебя что-то, если есть какой-то, пусть небольшой, но результат, то уже есть чему радоваться.  

Читайте также
Комментарии (0)