Педагогико-эргономические требования к мебели в классе

2018-11-15T11:32:27.866Z
12 0

Среда и средства обучения в современной школе не менее важны, чем содержание учебных планов. Именно этому посвящена сравнительно новая отрасль педагогики, известная как педагогическая эргономика. Ее главная миссия – создать условия, в которых максимальная эффективность обучения будет достигаться при минимальных затратах времени и усилий.

Почему это направление стало таким востребованным именно сейчас? Дело в том, что объем информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку, стремительно вырос и продолжает расти, и если человек будет тратить на усвоение новых знаний столько же времени и сил, сколько в прежние времена, он безнадежно отстанет. Чтобы вместить эти новые объемы информации, процесс обучения должен стать более эффективным и менее энергозатратным. Для этого нужно создать вокруг ученика такую среду, где каждая деталь будет работать на результат.  

Как выглядит правильно оборудованный с точки зрения педагогической эргономики класс? Прежде всего, он многофункционален! Кабинет должен быть одинаково удобен для индивидуальной и групповой работы, для демонстрации мультимедийных презентаций и обучающих фильмов, для научных опытов и игровых методик, для кружков и факультативных занятий. Доказано, что чередование разных видов деятельности в рамках одного урока увеличивает работоспособность и позволяет лучше усваивать материал – и кабинет должен давать учителю и ученикам такую возможность. 

Создание гармоничной среды для обучения складывается из множества параметров, начиная от освещения, вентиляции, температуры воздуха и влажности в классе, заканчивая мебелью и оборудованием. О них мы сегодня и поговорим.   

Эргономический подход к мебели для школьников

  • Важнейшее требование к рабочему месту школьника – соответствие росту и комплекции каждого ученика. Несоблюдение этого условия – прямой путь к нарушениям осанки, ухудшению зрения и быстрой утомляемости. Оптимальная рабочая поза школьника за партой подробно описана в СанПиНе: спинка стула поддерживает спину в поясничной области и нижней части лопаток, край стола находится на несколько сантиметров ниже уровня груди, локти удобно лежат на столе, ступни уверенно стоят на полу или на подставке, между коленями и столешницей остается достаточно свободного пространства, а передний край стула не давит под коленями. Учитывая, что школьники стремительно растут, единственный способ соблюсти все эти требования – оборудовать класс партами и стульями, которые регулируются по высоте. Если речь о начальных классах, то желательно, чтобы регулировался и наклон столешницы.  
  • Другие базовые требования к мебели для школьников – прочность, водостойкость, низкая теплопроводность, экологичность материалов. 
  • Выбирая мебель (особенно для младших классов), обязательно обратите внимание на ее травмоопасность. К потенциально травмоопасным смело можно отнести любые парты с острыми углами и выпирающими элементами. Некачественные механизмы регулировки высоты тоже могут представлять опасность: например, ими легко прищемить пальцы. 
  • Требования к цветовой гамме мебели. Исследования показали, что в кабинете со светлой мебелью освещенность рабочих мест на 7 %, освещенность доски – на 15 %, а общая освещенность – на 20 % выше, чем в точно таком же кабинете с темной мебелью. 
  • Дополнительные требования к столам для кабинетов химии: они должны надежно прикрепляться к полу, а их покрытие должно быть устойчиво к растворам кислот и щелочей. 
  • Лучше выбирать парты с зонами хранения под столешницей, чтобы ребенок мог сложить туда все лишнее и не загромождать рабочее пространство. 

Мебель и оборудование для предметных кабинетов 

  • Демонстрационный стол для опытов и экспериментов. Требования: к столам подводится электричество и (если речь о кабинете химии) вода; снизу располагаются выдвижные ящики под приборы или реактивы. Чтобы опыт было видно из любой точки класса, демонстрационный стол лучше установить на подиуме. 
  • Мобильная лаборатория. Универсальная компактная станция, позволяющая проводить эксперименты по любым предметам и в любых помещениях. Снабжена зарядными устройствами, автономной системой водоснабжения, лотками для хранения оборудования, системами защиты. Позволяет подключать учебное и лабораторное оборудование. 
  • Модульные системы для экспериментов. Такие многофункциональные системы заменяют сразу несколько комплектов оборудования для опытов. Они позволяют проводить опыты по разным темам и даже предметам: достаточно всего лишь менять отдельные элементы, блоки, узлы. К примеру, модульная система экспериментов по физике включает модули «Ток», «Напряжение», «Сила», «Движение», «Звук», «Давление газа», «Магнитное поле» и т. д.
  • Транспортно-зарядная база. Мобильная станция для хранения и транспортировки лабораторного оборудования и подзарядки техники. Позволяет проводить лабораторные занятия в любом кабинете. 

Теория vs реальность: основные проблемы реализации педагогико-эргономических требований в школах 

К сожалению, даже если в теории все понимают очевидные плюсы эргономического подхода к оборудованию классов, очень немногие школы имеют возможность в полном объеме применить их на практике. 

  • Переполненность классов. 

Нормы СанПиН требуют, чтобы на каждого ученика в классе приходилось как минимум 2,5 кв. м при фронтальных формах занятий и не менее 3,5 кв. м – при групповых и индивидуальных формах занятий. При этом «площадь кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения пособий и оборудования». 

В типовых школах советской постройки средняя площадь класса – от 40 до 50 кв. м. Вычитаем из этого площадь для расстановки дополнительной мебели – получится, что в таких классах по нормам СанПиН могут заниматься от 15 до 20 учеников. Тем временем большинство школ набирают в классы в среднем по 25 человек, а иногда родители жалуются, что в классах 30 и более учеников (в некоторых районах Москвы доходит и до 35). Это, пожалуй, самое серьезное препятствие для внедрения в школы эргономических норм. 

  • Устаревшая мебель.

Недавно НИИ гигиены и здоровья детей и подростков Минздрава РФ было проведено масштабное исследование: специалисты в течение 11 лет, с 1-го по 11-й класс, наблюдали за здоровьем сотен учащихся четырех московских школ. Выводы неутешительны: за время обучения в школе здоровье детей значительно ухудшается, говорят врачи. Причем самые распространенные из приобретенных за годы учебы заболеваний – нарушения осанки и сколиоз: к старшим классом они развиваются у 65 % школьников. 

Эту проблему могла бы решить регулируемая школьная мебель: она нужна постоянно растущему ребенку не меньше, чем новая обувь по размеру для растущих ног. Но хотя связь между нарушениями осанки и неподходящей по росту мебелью давно доказана, на практике в школах все еще редко можно встретить регулируемую мебель. 

  • Недостаточная укомплектованность классов необходимой мебелью и оборудованием. 
  • Отсутствие у педагогов возможности влиять на закупки. 

Варианты решения проблем 

  • Нестандартная расстановка мебели. 

Конечно, в условиях нехватки учебных площадей довольно сложно обеспечить предписанные 2,5 – 3,5 кв. м на каждого ученика в классе. Но проблему можно частично решить за счет расстановки мебели. Многие школы уже активно экспериментируют с расстановкой парт, особенно в младших классах: ставят их кругом, полукругом, в шахматном порядке. Удачная, продуманная расстановка мебели может удивительным образом «расширить» помещение, сделать его гораздо более просторным и комфортным. 

  • Перепланировка кабинетов. 

Более трудозатратное, но тоже вполне выполнимое решение. Самый эффективный вариант – класс-трансформер, который можно легко и быстро переоборудовать под разные уроки и виды активностей. 

  • Трансформируемая мебель. 

Продумывая закупки, эффективнее всего выбирать мебель, которая легко меняет назначение, переставляется, перемещается в зависимости от формата и задач урока. Скажем, мобильная лаборатория для предметных кабинетов позволит сэкономить массу пространства, а в конечном счете и денег, т. к. ее можно использовать в любом кабинете и для совершенно разных занятий. А парты и стулья-трансформеры не только положительно влияют на осанку учеников, но и за счет своей эргономичной конструкции позволяют визуально освободить пространство, сделать его более мобильным. 

Ссылки на официальные документы



Читайте также
Комментарии (0)
2018-11-15T11:32:27.866Z
12 0

Педагогико-эргономические требования к мебели в классе


Светлана Ворошилова
Подписаться

Среда и средства обучения в современной школе не менее важны, чем содержание учебных планов. Именно этому посвящена сравнительно новая отрасль педагогики, известная как педагогическая эргономика. Ее главная миссия – создать условия, в которых максимальная эффективность обучения будет достигаться при минимальных затратах времени и усилий.

Почему это направление стало таким востребованным именно сейчас? Дело в том, что объем информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку, стремительно вырос и продолжает расти, и если человек будет тратить на усвоение новых знаний столько же времени и сил, сколько в прежние времена, он безнадежно отстанет. Чтобы вместить эти новые объемы информации, процесс обучения должен стать более эффективным и менее энергозатратным. Для этого нужно создать вокруг ученика такую среду, где каждая деталь будет работать на результат.  

Как выглядит правильно оборудованный с точки зрения педагогической эргономики класс? Прежде всего, он многофункционален! Кабинет должен быть одинаково удобен для индивидуальной и групповой работы, для демонстрации мультимедийных презентаций и обучающих фильмов, для научных опытов и игровых методик, для кружков и факультативных занятий. Доказано, что чередование разных видов деятельности в рамках одного урока увеличивает работоспособность и позволяет лучше усваивать материал – и кабинет должен давать учителю и ученикам такую возможность. 

Создание гармоничной среды для обучения складывается из множества параметров, начиная от освещения, вентиляции, температуры воздуха и влажности в классе, заканчивая мебелью и оборудованием. О них мы сегодня и поговорим.   

Эргономический подход к мебели для школьников

  • Важнейшее требование к рабочему месту школьника – соответствие росту и комплекции каждого ученика. Несоблюдение этого условия – прямой путь к нарушениям осанки, ухудшению зрения и быстрой утомляемости. Оптимальная рабочая поза школьника за партой подробно описана в СанПиНе: спинка стула поддерживает спину в поясничной области и нижней части лопаток, край стола находится на несколько сантиметров ниже уровня груди, локти удобно лежат на столе, ступни уверенно стоят на полу или на подставке, между коленями и столешницей остается достаточно свободного пространства, а передний край стула не давит под коленями. Учитывая, что школьники стремительно растут, единственный способ соблюсти все эти требования – оборудовать класс партами и стульями, которые регулируются по высоте. Если речь о начальных классах, то желательно, чтобы регулировался и наклон столешницы.  
  • Другие базовые требования к мебели для школьников – прочность, водостойкость, низкая теплопроводность, экологичность материалов. 
  • Выбирая мебель (особенно для младших классов), обязательно обратите внимание на ее травмоопасность. К потенциально травмоопасным смело можно отнести любые парты с острыми углами и выпирающими элементами. Некачественные механизмы регулировки высоты тоже могут представлять опасность: например, ими легко прищемить пальцы. 
  • Требования к цветовой гамме мебели. Исследования показали, что в кабинете со светлой мебелью освещенность рабочих мест на 7 %, освещенность доски – на 15 %, а общая освещенность – на 20 % выше, чем в точно таком же кабинете с темной мебелью. 
  • Дополнительные требования к столам для кабинетов химии: они должны надежно прикрепляться к полу, а их покрытие должно быть устойчиво к растворам кислот и щелочей. 
  • Лучше выбирать парты с зонами хранения под столешницей, чтобы ребенок мог сложить туда все лишнее и не загромождать рабочее пространство. 

Мебель и оборудование для предметных кабинетов 

  • Демонстрационный стол для опытов и экспериментов. Требования: к столам подводится электричество и (если речь о кабинете химии) вода; снизу располагаются выдвижные ящики под приборы или реактивы. Чтобы опыт было видно из любой точки класса, демонстрационный стол лучше установить на подиуме. 
  • Мобильная лаборатория. Универсальная компактная станция, позволяющая проводить эксперименты по любым предметам и в любых помещениях. Снабжена зарядными устройствами, автономной системой водоснабжения, лотками для хранения оборудования, системами защиты. Позволяет подключать учебное и лабораторное оборудование. 
  • Модульные системы для экспериментов. Такие многофункциональные системы заменяют сразу несколько комплектов оборудования для опытов. Они позволяют проводить опыты по разным темам и даже предметам: достаточно всего лишь менять отдельные элементы, блоки, узлы. К примеру, модульная система экспериментов по физике включает модули «Ток», «Напряжение», «Сила», «Движение», «Звук», «Давление газа», «Магнитное поле» и т. д.
  • Транспортно-зарядная база. Мобильная станция для хранения и транспортировки лабораторного оборудования и подзарядки техники. Позволяет проводить лабораторные занятия в любом кабинете. 

Теория vs реальность: основные проблемы реализации педагогико-эргономических требований в школах 

К сожалению, даже если в теории все понимают очевидные плюсы эргономического подхода к оборудованию классов, очень немногие школы имеют возможность в полном объеме применить их на практике. 

  • Переполненность классов. 

Нормы СанПиН требуют, чтобы на каждого ученика в классе приходилось как минимум 2,5 кв. м при фронтальных формах занятий и не менее 3,5 кв. м – при групповых и индивидуальных формах занятий. При этом «площадь кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения пособий и оборудования». 

В типовых школах советской постройки средняя площадь класса – от 40 до 50 кв. м. Вычитаем из этого площадь для расстановки дополнительной мебели – получится, что в таких классах по нормам СанПиН могут заниматься от 15 до 20 учеников. Тем временем большинство школ набирают в классы в среднем по 25 человек, а иногда родители жалуются, что в классах 30 и более учеников (в некоторых районах Москвы доходит и до 35). Это, пожалуй, самое серьезное препятствие для внедрения в школы эргономических норм. 

  • Устаревшая мебель.

Недавно НИИ гигиены и здоровья детей и подростков Минздрава РФ было проведено масштабное исследование: специалисты в течение 11 лет, с 1-го по 11-й класс, наблюдали за здоровьем сотен учащихся четырех московских школ. Выводы неутешительны: за время обучения в школе здоровье детей значительно ухудшается, говорят врачи. Причем самые распространенные из приобретенных за годы учебы заболеваний – нарушения осанки и сколиоз: к старшим классом они развиваются у 65 % школьников. 

Эту проблему могла бы решить регулируемая школьная мебель: она нужна постоянно растущему ребенку не меньше, чем новая обувь по размеру для растущих ног. Но хотя связь между нарушениями осанки и неподходящей по росту мебелью давно доказана, на практике в школах все еще редко можно встретить регулируемую мебель. 

  • Недостаточная укомплектованность классов необходимой мебелью и оборудованием. 
  • Отсутствие у педагогов возможности влиять на закупки. 

Варианты решения проблем 

  • Нестандартная расстановка мебели. 

Конечно, в условиях нехватки учебных площадей довольно сложно обеспечить предписанные 2,5 – 3,5 кв. м на каждого ученика в классе. Но проблему можно частично решить за счет расстановки мебели. Многие школы уже активно экспериментируют с расстановкой парт, особенно в младших классах: ставят их кругом, полукругом, в шахматном порядке. Удачная, продуманная расстановка мебели может удивительным образом «расширить» помещение, сделать его гораздо более просторным и комфортным. 

  • Перепланировка кабинетов. 

Более трудозатратное, но тоже вполне выполнимое решение. Самый эффективный вариант – класс-трансформер, который можно легко и быстро переоборудовать под разные уроки и виды активностей. 

  • Трансформируемая мебель. 

Продумывая закупки, эффективнее всего выбирать мебель, которая легко меняет назначение, переставляется, перемещается в зависимости от формата и задач урока. Скажем, мобильная лаборатория для предметных кабинетов позволит сэкономить массу пространства, а в конечном счете и денег, т. к. ее можно использовать в любом кабинете и для совершенно разных занятий. А парты и стулья-трансформеры не только положительно влияют на осанку учеников, но и за счет своей эргономичной конструкции позволяют визуально освободить пространство, сделать его более мобильным. 

Ссылки на официальные документы


Читайте также
Комментарии (0)