Основные вопросы создания рабочей программы воспитателя или педагога ДОО

Wed Oct 10 2018 11:02:41 GMT+0000 (GMT)
6 0 310

Рассказывает ведущий научный сотрудник ФИРО Елена Хайлова.

Вопросы создания рабочей программы воспитателя или педагога (далее – РП) дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) всегда наиболее актуализируются, когда речь заходит о ее основном предназначении и сравнении с образовательной программой, которая разрабатывается в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).

Согласно ФГОС ДО программы – это структура, содержание, целевые ориентиры (планируемые результаты), а также психолого-педагогические, кадровые, материально-технические и финансовые условия образовательной деятельности и развивающей предметно-пространственной среде. 

Цели написания данной статьи обусловлены важнейшей составляющей каждого нормативного документа – определить порядок, общие правила и законы относительно главных видов деятельности, которые будут прописаны в рабочей программе. 

Можно ли на основании рабочей программы, как организационно-методической документации, отменить или внести изменения в уже существующие нормативы? По правде сказать, что если рабочая программа рассматривается и утверждается, то, как любой документ, то есть как источник, устанавливающий права и обязанности сторон по нормам и правилам существующего законодательства, должна стать фактически нормативом, а практически - инструментом в руках педагога. Если рабочая программа – нормативный документ, то она относится к какому-то виду? Действительно, структура, заданная внутри любого документа, может быть зафиксирована по ряду схожих признаков и на их основании материализовать информацию правового источника. Но можно ли говорить, что именно структура документа существенным образом будет влиять на жизнеспособность свода правил, определенных в нем? 

Структура образовательной программы

Например, структура образовательной программы (далее – Программа), заданная во ФГОС ДО, включает:

  • обязательную часть 
  • часть, формируемую участниками образовательных отношений
  • дополнительный раздел Программы в форме презентации.

Каждая из названных выше частей состоит из трех разделов:

  • целевой раздел
  • содержательный раздел
  • организационный раздел

В Целевом разделе в Пояснительную записку должны быть включены цели и задачи реализации Программы, принципы и подходы к ее формированию, значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. В разделе «Планируемые результаты» могут быть помещены требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов.

В Содержательном разделе Программы дается описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях. Здесь же приводятся названия используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания. Сюда также входит изложение вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Характеристика образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой, тоже относится к Содержательному разделу Программы.

Далее Программа представляется на основании разделения содержательный раздел основной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

В содержательный раздел отнесены представления, связанные с реализацией:

  • образовательной деятельности разных видов и культурных практик, их особенностей;
  • способов и направлений поддержки детской инициативы;
  • взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников, их особенностями;
  • других особенностей содержания Программы, наиболее существенных с точки зрения авторов Программы.

Содержательный раздел, формируемый участниками образовательного процесса:

  • может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.
  • в нем должны учитываться образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов.
  • должен быть ориентирован на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • включает обоснование по выбору парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;
  • упорядочивает сложившиеся традиции Организации или Группы.

К данному разделу также относится описание содержания специальных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья:

  • по обеспечению коррекции развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи;
  • по освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Организационный раздел – это:

  • описание материально-технического обеспечения Программы;
  • степень обеспеченности ДОО методическими материалами и средствами обучения и воспитания;
  • распорядок дня;
  • особенности традиционных событий, праздников, мероприятий;
  • особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Краткая презентация Программы

Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.

В краткой презентации Программы должны быть указаны:

  1. возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей;
  2. используемые Примерные программы;
  3. характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.

Типологические признаки документа

Говоря о выстраивании разделов, пунктов, подпунктов любого нормативного документа, основным типологическим признаком каждого из них являются с большей или меньшей степенью ясности прописанные цели и задачи, то есть – главное назначение данного документа.

На основании целей и задач, утверждаемых на разных уровнях документов, может быть определена их типология. 

Типологические признаки деления нормативных и правовых документов, как типология вообще, могут определяться:

  • на основании едином для всех нормативных и правовых документов;
  • прямым обращением к каждому документу;
  • с учетом противоречий, которые могут возникать при анализе документов, обращенных к одной и той же сфере деятельности, но не объединяя их в типологии;
  • вследствие заданной последовательности (например, хронологической).

Что говорит закон

Рабочая программа в основном федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (далее – закон об образовании) относится к деятельности учителей, а не воспитателей? Стоит помнить, что уровень образования, носящий название «дошкольное образование», в соответствии со ст. 10 «Структура системы образования», ст. 12 «Образовательные программы», ст. 13 «Общие требования к реализации образовательных программ», ст. 23 «Типы образовательных организаций», ст. 33 «Обучающиеся», а также ст. 43, 44, 45, ст. 59 и 64  закона об образовании предусматривает не только оценку степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы, но и добросовестное отношение обучающихся к данному процессу. Насколько современные дети уже на уровне дошкольного образования готовы к освоению параметров, которые прописаны в главном образовательном законе? 

Рабочая программа в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» в заданной последовательности ст. 2 при перечислении учебно-методической документации упоминается после примерного учебного плана и примерного календарного учебного графика. В Письме Министерства образования и науки РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16 мая 2016 г. № НТ-664/08/269 расположение аналогичное: основная образовательная программа, включающая результаты освоения образовательной программы, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы.

Вместе с тем, изменения в законе «Об образовании в Российской Федерации» не только определяют основную функцию дошкольной образовательной организации, а именно: присмотр и уход за детьми, но и включают ряд нововведений, связанных:

  • с обязательным прохождением ребёнком уровня дошкольного образования, как первого уровня общего образования, в любой форме (детский сад или семейное образование);
  • с постижением первооснов образовательных дисциплин в образовательных программах разных уровней общего образования;
  • с обеспечением реализации образовательных программ общего образования возможностями, предоставляемыми образовательными технологиями и   сетевыми формами взаимодействия с другими организациями;
  • с услугами консультативных пунктов, которые могут создаваться на базе дошкольных образовательных организаций.

Выводы

Все проблемы дошкольного образования, таким образом, сгруппированы вокруг реализации образовательной программы. Рабочая программа воспитателя – это необходимый шаг в развитии дошкольной образовательной ступени. Ни одна образовательная программа комплексного и даже парциального содержания не может до конца раскрыть взаимосвязь наиболее существенных возрастных изменений в образовании детей от 2 месяцев до 8 лет. На сегодня выстраивание рабочих программ воспитателей и педагогов в соответствии с возрастной периодизацией вынужденный шаг, поскольку развитие личности ребёнка как субъекта психической деятельности в дошкольных образовательных организациях до сих пор не понятый до конца факт. Требуется значимое по силе управленческое решение, способное перестроить сложившуюся объектную систему взаимодействия взрослого с детьми на такой свободный стиль отношений, который не только позволит раскрыть характер личности каждого ребенка, но и отказаться от формального предоставления рабочей программы как нормативного документа. Рабочая программа должна стать проектом по выстраиванию образовательного процесса с детьми.

В изучении ребенка, человека всегда присутствует многоступенчатый подход. Начиная с биологии, а точнее эволюционных процессов и их значения в жизни каждого, и в соответствии с другими научными достижениями в разных областях знаний, как осуществляемых при помощи прогнозирования, моделирования, так и в процессе выявления социальных качеств индивида, происходит процесс антропологизации (Ананьев Б.Г.). На сегодня мотивационно-смысловые, межиндивидные отношения, как характеристики личности субъекта этих отношений, относятся не только к педагогике и психологии. Не случайно развитие именно качеств личности в системе общественных отношений получили отражение в целевых ориентирах ФГОС ДО. 

Таким образом, рабочая программа воспитателя может актуализировать одну или несколько характеристик личности, не исключая деление на группы по возрасту. В связи с пересмотром обязательной нормативной документации дошкольных образовательных организаций планомерно возникает главный вопрос: так на чём должно базироваться изучение сенситивного состояния развития ребёнка. Опираясь на сензитивность, как основной фактор, благоприятный для воспитания и развития детей, становится понятна адресованность рабочих программ педагогов и воспитателей детского сада, в которой они опираются на один из возрастов дошкольного детства. Но не менее важны социальные факторы, эргономический подход, обращение к таким достижениям в области наук как семиотика, аксиология, эвристика, которые также направлены на изучение личности человека. Возрастные рамки дошкольного возраста на данный момент развития структуры образования ограничиваются 8 годами. Следовательно, после наступления этого временного периода ребёнок уже не может оставаться в детском саду и вообще быть причислен к дошкольникам? Пытаясь ответить на данный вопрос, становится понятно, почему экзистенциональная философия отрицала антропологический подход. Но выступая с предложением проекта, который будет опираться на термин «антропологизация» следует все же уточнить: что несет в себе данное понятие. Например, философская антропология не является по существу аналогом антропологии вообще.  Но это лишь всего один из подходов. Какой из них выберет и положит в основу своей рабочей программы каждый воспитатель или педагог может показать непосредственно рабочая программа, создаваемая ими.

Какие риски в связи с вариативностью подходов к развертыванию педагогического процесса выделялись ранее?

Это, прежде всего:

  • невозможность воспитателю детского сада справиться с огромным потоком научной информации, причем крайне разнородной;
  • гипертрофированное отношение самих разработчиков различного рода теорий воспитания и их противопоставление педагогике;
  • дробность подходов к процессу воспитания и обучения в связи с отсутствием интеграции научных знаний, а наоборот – их дифференциация.

В законе об образовании дошкольное образование как высокоэффективный процесс воспитательно-образовательного воздействия взрослого на ребенка определен на основании научных данных о взаимосвязи и сочетании умственного, физического, нравственного, художественно-эстетического и других сторон единого процесса развития. 

Взаимосвязь качественных сторон личности является проявлением взаимосвязи общественного и индивидуального развития. Внутри этого постулата и выделена основная проблема педагогики и психологии. Но вместе с тем единое развитие человека как индивида, личности, индивидуальности есть основное звено в цепочке развития, скажем, его специфика. Отличие рабочей программы педагога или воспитателя дошкольной образовательной организации и будет основываться на данной специфике. В образовательной программе данный процесс отразить, как оказалось, весьма затруднительно, поскольку все сводится к общим фразам, за которыми очень много заимствований, дублирования, отсутствия взаимосогласования. Разработка рабочей программы пока единственный способ снять это главное противоречие. 

Читайте также
Комментарии (0)
Подписаться