Основные вопросы создания рабочей программы воспитателя или педагога ДОО

2018-10-10T11:02:41.805Z
89 0

Рассказывает ведущий научный сотрудник ФИРО Елена Хайлова.

Вопросы создания рабочей программы воспитателя или педагога (далее – РП) дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) всегда наиболее актуализируются, когда речь заходит о ее основном предназначении и сравнении с образовательной программой, которая разрабатывается в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).

Согласно ФГОС ДО программы – это структура, содержание, целевые ориентиры (планируемые результаты), а также психолого-педагогические, кадровые, материально-технические и финансовые условия образовательной деятельности и развивающей предметно-пространственной среде. 

Цели написания данной статьи обусловлены важнейшей составляющей каждого нормативного документа – определить порядок, общие правила и законы относительно главных видов деятельности, которые будут прописаны в рабочей программе. 

Можно ли на основании рабочей программы, как организационно-методической документации, отменить или внести изменения в уже существующие нормативы? По правде сказать, что если рабочая программа рассматривается и утверждается, то, как любой документ, то есть как источник, устанавливающий права и обязанности сторон по нормам и правилам существующего законодательства, должна стать фактически нормативом, а практически - инструментом в руках педагога. Если рабочая программа – нормативный документ, то она относится к какому-то виду? Действительно, структура, заданная внутри любого документа, может быть зафиксирована по ряду схожих признаков и на их основании материализовать информацию правового источника. Но можно ли говорить, что именно структура документа существенным образом будет влиять на жизнеспособность свода правил, определенных в нем? 

Структура образовательной программы

Например, структура образовательной программы (далее – Программа), заданная во ФГОС ДО, включает:

  • обязательную часть 
  • часть, формируемую участниками образовательных отношений
  • дополнительный раздел Программы в форме презентации.

Каждая из названных выше частей состоит из трех разделов:

  • целевой раздел
  • содержательный раздел
  • организационный раздел

В Целевом разделе в Пояснительную записку должны быть включены цели и задачи реализации Программы, принципы и подходы к ее формированию, значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. В разделе «Планируемые результаты» могут быть помещены требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов.

В Содержательном разделе Программы дается описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях. Здесь же приводятся названия используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания. Сюда также входит изложение вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Характеристика образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой, тоже относится к Содержательному разделу Программы.

Далее Программа представляется на основании разделения содержательный раздел основной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

В содержательный раздел отнесены представления, связанные с реализацией:

  • образовательной деятельности разных видов и культурных практик, их особенностей;
  • способов и направлений поддержки детской инициативы;
  • взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников, их особенностями;
  • других особенностей содержания Программы, наиболее существенных с точки зрения авторов Программы.

Содержательный раздел, формируемый участниками образовательного процесса:

  • может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.
  • в нем должны учитываться образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов.
  • должен быть ориентирован на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • включает обоснование по выбору парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;
  • упорядочивает сложившиеся традиции Организации или Группы.

К данному разделу также относится описание содержания специальных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья:

  • по обеспечению коррекции развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи;
  • по освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Организационный раздел – это:

  • описание материально-технического обеспечения Программы;
  • степень обеспеченности ДОО методическими материалами и средствами обучения и воспитания;
  • распорядок дня;
  • особенности традиционных событий, праздников, мероприятий;
  • особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Краткая презентация Программы

Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.

В краткой презентации Программы должны быть указаны:

  1. возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей;
  2. используемые Примерные программы;
  3. характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.

Типологические признаки документа

Говоря о выстраивании разделов, пунктов, подпунктов любого нормативного документа, основным типологическим признаком каждого из них являются с большей или меньшей степенью ясности прописанные цели и задачи, то есть – главное назначение данного документа.

На основании целей и задач, утверждаемых на разных уровнях документов, может быть определена их типология. 

Типологические признаки деления нормативных и правовых документов, как типология вообще, могут определяться:

  • на основании едином для всех нормативных и правовых документов;
  • прямым обращением к каждому документу;
  • с учетом противоречий, которые могут возникать при анализе документов, обращенных к одной и той же сфере деятельности, но не объединяя их в типологии;
  • вследствие заданной последовательности (например, хронологической).

Что говорит закон

Рабочая программа в основном федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (далее – закон об образовании) относится к деятельности учителей, а не воспитателей? Стоит помнить, что уровень образования, носящий название «дошкольное образование», в соответствии со ст. 10 «Структура системы образования», ст. 12 «Образовательные программы», ст. 13 «Общие требования к реализации образовательных программ», ст. 23 «Типы образовательных организаций», ст. 33 «Обучающиеся», а также ст. 43, 44, 45, ст. 59 и 64  закона об образовании предусматривает не только оценку степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы, но и добросовестное отношение обучающихся к данному процессу. Насколько современные дети уже на уровне дошкольного образования готовы к освоению параметров, которые прописаны в главном образовательном законе? 

Рабочая программа в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» в заданной последовательности ст. 2 при перечислении учебно-методической документации упоминается после примерного учебного плана и примерного календарного учебного графика. В Письме Министерства образования и науки РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16 мая 2016 г. № НТ-664/08/269 расположение аналогичное: основная образовательная программа, включающая результаты освоения образовательной программы, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы.

Вместе с тем, изменения в законе «Об образовании в Российской Федерации» не только определяют основную функцию дошкольной образовательной организации, а именно: присмотр и уход за детьми, но и включают ряд нововведений, связанных:

  • с обязательным прохождением ребёнком уровня дошкольного образования, как первого уровня общего образования, в любой форме (детский сад или семейное образование);
  • с постижением первооснов образовательных дисциплин в образовательных программах разных уровней общего образования;
  • с обеспечением реализации образовательных программ общего образования возможностями, предоставляемыми образовательными технологиями и   сетевыми формами взаимодействия с другими организациями;
  • с услугами консультативных пунктов, которые могут создаваться на базе дошкольных образовательных организаций.

Выводы

Все проблемы дошкольного образования, таким образом, сгруппированы вокруг реализации образовательной программы. Рабочая программа воспитателя – это необходимый шаг в развитии дошкольной образовательной ступени. Ни одна образовательная программа комплексного и даже парциального содержания не может до конца раскрыть взаимосвязь наиболее существенных возрастных изменений в образовании детей от 2 месяцев до 8 лет. На сегодня выстраивание рабочих программ воспитателей и педагогов в соответствии с возрастной периодизацией вынужденный шаг, поскольку развитие личности ребёнка как субъекта психической деятельности в дошкольных образовательных организациях до сих пор не понятый до конца факт. Требуется значимое по силе управленческое решение, способное перестроить сложившуюся объектную систему взаимодействия взрослого с детьми на такой свободный стиль отношений, который не только позволит раскрыть характер личности каждого ребенка, но и отказаться от формального предоставления рабочей программы как нормативного документа. Рабочая программа должна стать проектом по выстраиванию образовательного процесса с детьми.

В изучении ребенка, человека всегда присутствует многоступенчатый подход. Начиная с биологии, а точнее эволюционных процессов и их значения в жизни каждого, и в соответствии с другими научными достижениями в разных областях знаний, как осуществляемых при помощи прогнозирования, моделирования, так и в процессе выявления социальных качеств индивида, происходит процесс антропологизации (Ананьев Б.Г.). На сегодня мотивационно-смысловые, межиндивидные отношения, как характеристики личности субъекта этих отношений, относятся не только к педагогике и психологии. Не случайно развитие именно качеств личности в системе общественных отношений получили отражение в целевых ориентирах ФГОС ДО. 

Таким образом, рабочая программа воспитателя может актуализировать одну или несколько характеристик личности, не исключая деление на группы по возрасту. В связи с пересмотром обязательной нормативной документации дошкольных образовательных организаций планомерно возникает главный вопрос: так на чём должно базироваться изучение сенситивного состояния развития ребёнка. Опираясь на сензитивность, как основной фактор, благоприятный для воспитания и развития детей, становится понятна адресованность рабочих программ педагогов и воспитателей детского сада, в которой они опираются на один из возрастов дошкольного детства. Но не менее важны социальные факторы, эргономический подход, обращение к таким достижениям в области наук как семиотика, аксиология, эвристика, которые также направлены на изучение личности человека. Возрастные рамки дошкольного возраста на данный момент развития структуры образования ограничиваются 8 годами. Следовательно, после наступления этого временного периода ребёнок уже не может оставаться в детском саду и вообще быть причислен к дошкольникам? Пытаясь ответить на данный вопрос, становится понятно, почему экзистенциональная философия отрицала антропологический подход. Но выступая с предложением проекта, который будет опираться на термин «антропологизация» следует все же уточнить: что несет в себе данное понятие. Например, философская антропология не является по существу аналогом антропологии вообще.  Но это лишь всего один из подходов. Какой из них выберет и положит в основу своей рабочей программы каждый воспитатель или педагог может показать непосредственно рабочая программа, создаваемая ими.

Какие риски в связи с вариативностью подходов к развертыванию педагогического процесса выделялись ранее?

Это, прежде всего:

  • невозможность воспитателю детского сада справиться с огромным потоком научной информации, причем крайне разнородной;
  • гипертрофированное отношение самих разработчиков различного рода теорий воспитания и их противопоставление педагогике;
  • дробность подходов к процессу воспитания и обучения в связи с отсутствием интеграции научных знаний, а наоборот – их дифференциация.

В законе об образовании дошкольное образование как высокоэффективный процесс воспитательно-образовательного воздействия взрослого на ребенка определен на основании научных данных о взаимосвязи и сочетании умственного, физического, нравственного, художественно-эстетического и других сторон единого процесса развития. 

Взаимосвязь качественных сторон личности является проявлением взаимосвязи общественного и индивидуального развития. Внутри этого постулата и выделена основная проблема педагогики и психологии. Но вместе с тем единое развитие человека как индивида, личности, индивидуальности есть основное звено в цепочке развития, скажем, его специфика. Отличие рабочей программы педагога или воспитателя дошкольной образовательной организации и будет основываться на данной специфике. В образовательной программе данный процесс отразить, как оказалось, весьма затруднительно, поскольку все сводится к общим фразам, за которыми очень много заимствований, дублирования, отсутствия взаимосогласования. Разработка рабочей программы пока единственный способ снять это главное противоречие. 

Читайте также
Комментарии (0)

Основные вопросы создания рабочей программы воспитателя или педагога ДОО

89 0

2018-10-10T11:02:41.805Z

Елена Хайлова
Подписаться

Рассказывает ведущий научный сотрудник ФИРО Елена Хайлова.

Вопросы создания рабочей программы воспитателя или педагога (далее – РП) дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) всегда наиболее актуализируются, когда речь заходит о ее основном предназначении и сравнении с образовательной программой, которая разрабатывается в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).

Согласно ФГОС ДО программы – это структура, содержание, целевые ориентиры (планируемые результаты), а также психолого-педагогические, кадровые, материально-технические и финансовые условия образовательной деятельности и развивающей предметно-пространственной среде. 

Цели написания данной статьи обусловлены важнейшей составляющей каждого нормативного документа – определить порядок, общие правила и законы относительно главных видов деятельности, которые будут прописаны в рабочей программе. 

Можно ли на основании рабочей программы, как организационно-методической документации, отменить или внести изменения в уже существующие нормативы? По правде сказать, что если рабочая программа рассматривается и утверждается, то, как любой документ, то есть как источник, устанавливающий права и обязанности сторон по нормам и правилам существующего законодательства, должна стать фактически нормативом, а практически - инструментом в руках педагога. Если рабочая программа – нормативный документ, то она относится к какому-то виду? Действительно, структура, заданная внутри любого документа, может быть зафиксирована по ряду схожих признаков и на их основании материализовать информацию правового источника. Но можно ли говорить, что именно структура документа существенным образом будет влиять на жизнеспособность свода правил, определенных в нем? 

Структура образовательной программы

Например, структура образовательной программы (далее – Программа), заданная во ФГОС ДО, включает:

  • обязательную часть 
  • часть, формируемую участниками образовательных отношений
  • дополнительный раздел Программы в форме презентации.

Каждая из названных выше частей состоит из трех разделов:

  • целевой раздел
  • содержательный раздел
  • организационный раздел

В Целевом разделе в Пояснительную записку должны быть включены цели и задачи реализации Программы, принципы и подходы к ее формированию, значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. В разделе «Планируемые результаты» могут быть помещены требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов.

В Содержательном разделе Программы дается описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях. Здесь же приводятся названия используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания. Сюда также входит изложение вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Характеристика образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой, тоже относится к Содержательному разделу Программы.

Далее Программа представляется на основании разделения содержательный раздел основной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

В содержательный раздел отнесены представления, связанные с реализацией:

  • образовательной деятельности разных видов и культурных практик, их особенностей;
  • способов и направлений поддержки детской инициативы;
  • взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников, их особенностями;
  • других особенностей содержания Программы, наиболее существенных с точки зрения авторов Программы.

Содержательный раздел, формируемый участниками образовательного процесса:

  • может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.
  • в нем должны учитываться образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов.
  • должен быть ориентирован на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • включает обоснование по выбору парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;
  • упорядочивает сложившиеся традиции Организации или Группы.

К данному разделу также относится описание содержания специальных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья:

  • по обеспечению коррекции развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи;
  • по освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Организационный раздел – это:

  • описание материально-технического обеспечения Программы;
  • степень обеспеченности ДОО методическими материалами и средствами обучения и воспитания;
  • распорядок дня;
  • особенности традиционных событий, праздников, мероприятий;
  • особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Краткая презентация Программы

Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.

В краткой презентации Программы должны быть указаны:

  1. возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей;
  2. используемые Примерные программы;
  3. характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.

Типологические признаки документа

Говоря о выстраивании разделов, пунктов, подпунктов любого нормативного документа, основным типологическим признаком каждого из них являются с большей или меньшей степенью ясности прописанные цели и задачи, то есть – главное назначение данного документа.

На основании целей и задач, утверждаемых на разных уровнях документов, может быть определена их типология. 

Типологические признаки деления нормативных и правовых документов, как типология вообще, могут определяться:

  • на основании едином для всех нормативных и правовых документов;
  • прямым обращением к каждому документу;
  • с учетом противоречий, которые могут возникать при анализе документов, обращенных к одной и той же сфере деятельности, но не объединяя их в типологии;
  • вследствие заданной последовательности (например, хронологической).

Что говорит закон

Рабочая программа в основном федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (далее – закон об образовании) относится к деятельности учителей, а не воспитателей? Стоит помнить, что уровень образования, носящий название «дошкольное образование», в соответствии со ст. 10 «Структура системы образования», ст. 12 «Образовательные программы», ст. 13 «Общие требования к реализации образовательных программ», ст. 23 «Типы образовательных организаций», ст. 33 «Обучающиеся», а также ст. 43, 44, 45, ст. 59 и 64  закона об образовании предусматривает не только оценку степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы, но и добросовестное отношение обучающихся к данному процессу. Насколько современные дети уже на уровне дошкольного образования готовы к освоению параметров, которые прописаны в главном образовательном законе? 

Рабочая программа в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» в заданной последовательности ст. 2 при перечислении учебно-методической документации упоминается после примерного учебного плана и примерного календарного учебного графика. В Письме Министерства образования и науки РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16 мая 2016 г. № НТ-664/08/269 расположение аналогичное: основная образовательная программа, включающая результаты освоения образовательной программы, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы.

Вместе с тем, изменения в законе «Об образовании в Российской Федерации» не только определяют основную функцию дошкольной образовательной организации, а именно: присмотр и уход за детьми, но и включают ряд нововведений, связанных:

  • с обязательным прохождением ребёнком уровня дошкольного образования, как первого уровня общего образования, в любой форме (детский сад или семейное образование);
  • с постижением первооснов образовательных дисциплин в образовательных программах разных уровней общего образования;
  • с обеспечением реализации образовательных программ общего образования возможностями, предоставляемыми образовательными технологиями и   сетевыми формами взаимодействия с другими организациями;
  • с услугами консультативных пунктов, которые могут создаваться на базе дошкольных образовательных организаций.

Выводы

Все проблемы дошкольного образования, таким образом, сгруппированы вокруг реализации образовательной программы. Рабочая программа воспитателя – это необходимый шаг в развитии дошкольной образовательной ступени. Ни одна образовательная программа комплексного и даже парциального содержания не может до конца раскрыть взаимосвязь наиболее существенных возрастных изменений в образовании детей от 2 месяцев до 8 лет. На сегодня выстраивание рабочих программ воспитателей и педагогов в соответствии с возрастной периодизацией вынужденный шаг, поскольку развитие личности ребёнка как субъекта психической деятельности в дошкольных образовательных организациях до сих пор не понятый до конца факт. Требуется значимое по силе управленческое решение, способное перестроить сложившуюся объектную систему взаимодействия взрослого с детьми на такой свободный стиль отношений, который не только позволит раскрыть характер личности каждого ребенка, но и отказаться от формального предоставления рабочей программы как нормативного документа. Рабочая программа должна стать проектом по выстраиванию образовательного процесса с детьми.

В изучении ребенка, человека всегда присутствует многоступенчатый подход. Начиная с биологии, а точнее эволюционных процессов и их значения в жизни каждого, и в соответствии с другими научными достижениями в разных областях знаний, как осуществляемых при помощи прогнозирования, моделирования, так и в процессе выявления социальных качеств индивида, происходит процесс антропологизации (Ананьев Б.Г.). На сегодня мотивационно-смысловые, межиндивидные отношения, как характеристики личности субъекта этих отношений, относятся не только к педагогике и психологии. Не случайно развитие именно качеств личности в системе общественных отношений получили отражение в целевых ориентирах ФГОС ДО. 

Таким образом, рабочая программа воспитателя может актуализировать одну или несколько характеристик личности, не исключая деление на группы по возрасту. В связи с пересмотром обязательной нормативной документации дошкольных образовательных организаций планомерно возникает главный вопрос: так на чём должно базироваться изучение сенситивного состояния развития ребёнка. Опираясь на сензитивность, как основной фактор, благоприятный для воспитания и развития детей, становится понятна адресованность рабочих программ педагогов и воспитателей детского сада, в которой они опираются на один из возрастов дошкольного детства. Но не менее важны социальные факторы, эргономический подход, обращение к таким достижениям в области наук как семиотика, аксиология, эвристика, которые также направлены на изучение личности человека. Возрастные рамки дошкольного возраста на данный момент развития структуры образования ограничиваются 8 годами. Следовательно, после наступления этого временного периода ребёнок уже не может оставаться в детском саду и вообще быть причислен к дошкольникам? Пытаясь ответить на данный вопрос, становится понятно, почему экзистенциональная философия отрицала антропологический подход. Но выступая с предложением проекта, который будет опираться на термин «антропологизация» следует все же уточнить: что несет в себе данное понятие. Например, философская антропология не является по существу аналогом антропологии вообще.  Но это лишь всего один из подходов. Какой из них выберет и положит в основу своей рабочей программы каждый воспитатель или педагог может показать непосредственно рабочая программа, создаваемая ими.

Какие риски в связи с вариативностью подходов к развертыванию педагогического процесса выделялись ранее?

Это, прежде всего:

  • невозможность воспитателю детского сада справиться с огромным потоком научной информации, причем крайне разнородной;
  • гипертрофированное отношение самих разработчиков различного рода теорий воспитания и их противопоставление педагогике;
  • дробность подходов к процессу воспитания и обучения в связи с отсутствием интеграции научных знаний, а наоборот – их дифференциация.

В законе об образовании дошкольное образование как высокоэффективный процесс воспитательно-образовательного воздействия взрослого на ребенка определен на основании научных данных о взаимосвязи и сочетании умственного, физического, нравственного, художественно-эстетического и других сторон единого процесса развития. 

Взаимосвязь качественных сторон личности является проявлением взаимосвязи общественного и индивидуального развития. Внутри этого постулата и выделена основная проблема педагогики и психологии. Но вместе с тем единое развитие человека как индивида, личности, индивидуальности есть основное звено в цепочке развития, скажем, его специфика. Отличие рабочей программы педагога или воспитателя дошкольной образовательной организации и будет основываться на данной специфике. В образовательной программе данный процесс отразить, как оказалось, весьма затруднительно, поскольку все сводится к общим фразам, за которыми очень много заимствований, дублирования, отсутствия взаимосогласования. Разработка рабочей программы пока единственный способ снять это главное противоречие. 

Читайте также
Комментарии (0)