Образовательная программа для детского сада

Fri Nov 23 2018 12:22:55 GMT+0000 (GMT)
0 0 228

Наша новая статья посвящена образовательной программе для детского сада. Эту тему мы затронули не случайно, ведь такая программа является документом, на основе которого проводится обучение и воспитание дошкольников.

Занятия с дошкольниками в детском саду проводятся в соответствии с образовательной программой. Такие программы составляются воспитателем (воспитателями) вместе с инструктором по физкультуре, музыкальным и медицинским работниками (или с помощью данных специалистов).

Основа и структура

Образовательная программа для детского сада составляется в соответствии с требованиями ФГОС ДО на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и таких нормативных документов, как
 Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» и Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных учреждений. 

Структура образовательной программы включает целевой, содержательный и организационный разделы. Дополнительным компонентом программы могут стать приложения.

Целевой и содержательный разделы 

В целевом разделе формулируются цели и задачи программы, принципы и подходы, используемые в организации образовательного процесса, планируемые результаты освоения данной программы. 

Содержательный раздел отражает тематическое планирование работы, которое, согласно ФГОС, соответствует направлениям развития детей в пяти сферах: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической.

В каждой из представленных сфер формулируются свои цели и задачи воспитания и обучения, описываются знания, умения и навыки, которыми должны овладеть дошкольники, перечисляются формы и виды их деятельности.

В области физического развития рассматриваются такие виды деятельности, как двигательная, в том числе движения при ходьбе, беге, прыжках, лазанье, катании на самокате, санках, велосипеде, ходьбе на лыжах, в спортивных играх.

Социально-коммуникативная сфера подразумевает развитие умений общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, использовать устную речь в качестве основного средства коммуникации.

Познавательное развитие связано с исследованием объектов окружающего мира и экспериментированием с ними, конструированием, освоением элементов трудовой деятельности,

Эстетическое развитие подразумевает изобразительную, музыкальную и театральную деятельность. 

Речевое развитие – это, прежде всего, работа с произведениями художественной литературы и фольклора. Ребята слушают рассказы и сказки, пересказывают их, учат наизусть стихи, педагог обсуждает с детьми прослушанные произведения, все вместе анализируют поступки главных героев.  

Речевое развитие также происходит на логопедических занятиях, которые включают не только работу над исправлением звуковой стороны речи (которую, как правило, проводит логопед), но и занятия по развитию связной речи, умения правильно сочетать отдельные слова, строить высказывания, передавать свои мысли. 

Важно отметить, что образовательные области тесно взаимосвязаны. Так, например, развитие речи происходит не только на вышеперечисленных занятиях, но и в процессе остальных занятий, поскольку любую свою деятельность ребенок сопровождает соответствующими комментариями, отвечает на вопросы педагога, а если это парная или групповая работа, то здесь имеет место речевое общение. 

Даже физкультурная деятельность в некоторой степени направлена на развитие речи, так как многие из подвижных игр сопровождаются вопросами и ответами участников, а упражнения – стихотворным текстом (например, упражнение на координацию «Цапля», подвижные игры «Возьми платочек!» и «Угадай по голосу»).

Организационный раздел

В организационном разделе говорится о структурных подразделениях детского сада, программа занятий которых отражается в общей образовательной программе, об используемых формах дополнительного образования, рассматривается организация режима жизнедеятельности дошкольников, описывается материально-техническое оснащение образовательно-воспитательного процесса. 

Сегодня наиболее распространенными структурными подразделениями дошкольных образовательных учреждений являются группа кратковременного пребывания (ГКП) и центр игровой поддержки ребенка (ЦИПР). Педагоги и психологи работают с малышами в возрасте от года до трех лет. Занятия направлены на всестороннее развитие и  адаптацию ребятишек к условиям пребывания в детском саду. Вместе с детьми на занятия приходят мамы. В данной части программы рассказывается об организации деятельности ГКП и ЦИПР, расписываются дни и часы их работы. 

Далее описывается организация дополнительного образования дошкольников. Дополнительное образование в детском саду может быть представлено в виде деятельности кружков, секций и студий различной направленности. 

В организационном разделе отражается распределение разных видов деятельности дошкольников, указывается, сколько времени отводится на тот или иной вид занятий (в день, в неделю, в месяц, в квартал, в год). Например, в старшей группе занятия по физкультуре проводятся 3 раза в неделю по 25 минут, по музыке – 2 раза в неделю по 25 минут, спортивные праздники проводятся 3 раза в год и длятся по 50–60 минут, а ежедневным подвижным играм на прогулке уделяется по 20 минут.

Реализация образовательно-воспитательной программы невозможна без наличия соответствующего оборудования. В списке материально-технического обеспечения перечисляются: игровой и обучающий материал, технические средства обучения, в том числе основанные на использовании информационно-коммуникационных технологий (в частности, компьютер, медиапроектор).

Например, к оборудованию, предназначенному для физического развития, относятся мячи разных размеров, тренажеры, массажеры, эспандеры, гимнастические скамейки и т. д. Для художественно-эстетического развития потребуются карандаши, краски, кисти, фломастеры, белая и цветная бумага, репродукции картин известных художников, детские музыкальные инструменты (металлофоны, гармошки, барабаны и др.), для речевого развития – дидактические игры, предметные картинки, карточки, книги, аудиозаписи литературных произведений, игрушки, изображающие сказочных персонажей.

Существует большое количество разнообразных целевых комплектов игровых, развивающих и обучающих средств, соответствующих требованиям ФГОС дошкольного образования. Например, для эстетического развития детей подойдет комплект «Изобразительное искусство, музыка, театр», для речевого развития – «Звук, слог, слово», для ознакомления дошкольника с миром профессий и разными видами трудовой деятельности – «Человеческая деятельность».

В последние годы весьма популярными стали нетрадиционные формы занятий с дошкольниками. В частности, арт-терапия и песочная терапия.

Комплект для игр с песком, песочной терапии и анимации станет незаменимым помощником воспитателя. Данный комплект носит универсальный характер, поскольку занятия с входящим в него оборудованием подразумевают различные виды деятельности и направлены на социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. 

В конце образовательной программы для ДОУ дается список методической литературы, которую педагоги используют при составлении и реализации данной программы.

Креативный подход

Следование определенным стандартам не отрицает творческого подхода к составлению программы. Педагоги дошкольных учреждений могут по-разному преподносить материал, помимо необходимых компонентов включать в программу дополнительные части (подразделы). Например, в содержательный раздел можно вставить главу, в которой будет говориться о специфике данной программы, в организационный раздел – главу, посвященную организации работы с родителями. По мере реализации программы в нее могут вноситься необходимые изменения и дополнения. 

При составлении образовательной программы детского сада педагог использует научно-методическую литературу, материалы интернета. За основу будущей программы можно взять какую-либо из авторских программ, представленных в разделе «Навигатор образовательных программ дошкольного образования» сайта Федерального института развития образования (ФИРО).

Незаменимыми помощниками воспитателя являются методические журналы, которые можно приобрести как в бумажной, так и в электронной форме. Например, иллюстрированный научно-популярный и методический журнал «Обруч».  

Приложения к образовательной программе, которые обычно носят творческий характер, могут содержать:

  • перечни и описания игр (сюжетных, включая сюжетно-ролевые, игр с правилами, подвижных);        
  • сценарии мероприятий, приуроченных к знаменательным датам, календарным событиям, народным праздникам (например, к Новому году, Дню Победы, Масленице, Празднику урожая), театрализованных представлений, основанных на любимых детьми сказках, концертов, спортивных мероприятий;
  • списки художественной литературы, мультфильмов, музыкальных произведений и т. д. 

Для успешной реализации учебно-воспитательного процесса в детском саду необходима хорошо продуманная и тщательно разработанная программа.

Читайте также
Комментарии (0)
Анна Соколова
все материалы автора
Преподаватель русского языка и литературы, английского языка, журналист. Имею многолетний опыт работы со школьниками и студентами.

Мы будем сообщать Вам по e-mail о новых материалах данного автора

Подписаться




Образовательная программа для детского сада

Что в нее входит и позволяет ли документ применить творческий подход. Говорит педагог
0 0 228

Fri Nov 23 2018 12:22:55 GMT+0000 (GMT)

Анна Соколова
Подписаться

Наша новая статья посвящена образовательной программе для детского сада. Эту тему мы затронули не случайно, ведь такая программа является документом, на основе которого проводится обучение и воспитание дошкольников.

Занятия с дошкольниками в детском саду проводятся в соответствии с образовательной программой. Такие программы составляются воспитателем (воспитателями) вместе с инструктором по физкультуре, музыкальным и медицинским работниками (или с помощью данных специалистов).

Основа и структура

Образовательная программа для детского сада составляется в соответствии с требованиями ФГОС ДО на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и таких нормативных документов, как
 Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» и Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных учреждений. 

Структура образовательной программы включает целевой, содержательный и организационный разделы. Дополнительным компонентом программы могут стать приложения.

Целевой и содержательный разделы 

В целевом разделе формулируются цели и задачи программы, принципы и подходы, используемые в организации образовательного процесса, планируемые результаты освоения данной программы. 

Содержательный раздел отражает тематическое планирование работы, которое, согласно ФГОС, соответствует направлениям развития детей в пяти сферах: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической.

В каждой из представленных сфер формулируются свои цели и задачи воспитания и обучения, описываются знания, умения и навыки, которыми должны овладеть дошкольники, перечисляются формы и виды их деятельности.

В области физического развития рассматриваются такие виды деятельности, как двигательная, в том числе движения при ходьбе, беге, прыжках, лазанье, катании на самокате, санках, велосипеде, ходьбе на лыжах, в спортивных играх.

Социально-коммуникативная сфера подразумевает развитие умений общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, использовать устную речь в качестве основного средства коммуникации.

Познавательное развитие связано с исследованием объектов окружающего мира и экспериментированием с ними, конструированием, освоением элементов трудовой деятельности,

Эстетическое развитие подразумевает изобразительную, музыкальную и театральную деятельность. 

Речевое развитие – это, прежде всего, работа с произведениями художественной литературы и фольклора. Ребята слушают рассказы и сказки, пересказывают их, учат наизусть стихи, педагог обсуждает с детьми прослушанные произведения, все вместе анализируют поступки главных героев.  

Речевое развитие также происходит на логопедических занятиях, которые включают не только работу над исправлением звуковой стороны речи (которую, как правило, проводит логопед), но и занятия по развитию связной речи, умения правильно сочетать отдельные слова, строить высказывания, передавать свои мысли. 

Важно отметить, что образовательные области тесно взаимосвязаны. Так, например, развитие речи происходит не только на вышеперечисленных занятиях, но и в процессе остальных занятий, поскольку любую свою деятельность ребенок сопровождает соответствующими комментариями, отвечает на вопросы педагога, а если это парная или групповая работа, то здесь имеет место речевое общение. 

Даже физкультурная деятельность в некоторой степени направлена на развитие речи, так как многие из подвижных игр сопровождаются вопросами и ответами участников, а упражнения – стихотворным текстом (например, упражнение на координацию «Цапля», подвижные игры «Возьми платочек!» и «Угадай по голосу»).

Организационный раздел

В организационном разделе говорится о структурных подразделениях детского сада, программа занятий которых отражается в общей образовательной программе, об используемых формах дополнительного образования, рассматривается организация режима жизнедеятельности дошкольников, описывается материально-техническое оснащение образовательно-воспитательного процесса. 

Сегодня наиболее распространенными структурными подразделениями дошкольных образовательных учреждений являются группа кратковременного пребывания (ГКП) и центр игровой поддержки ребенка (ЦИПР). Педагоги и психологи работают с малышами в возрасте от года до трех лет. Занятия направлены на всестороннее развитие и  адаптацию ребятишек к условиям пребывания в детском саду. Вместе с детьми на занятия приходят мамы. В данной части программы рассказывается об организации деятельности ГКП и ЦИПР, расписываются дни и часы их работы. 

Далее описывается организация дополнительного образования дошкольников. Дополнительное образование в детском саду может быть представлено в виде деятельности кружков, секций и студий различной направленности. 

В организационном разделе отражается распределение разных видов деятельности дошкольников, указывается, сколько времени отводится на тот или иной вид занятий (в день, в неделю, в месяц, в квартал, в год). Например, в старшей группе занятия по физкультуре проводятся 3 раза в неделю по 25 минут, по музыке – 2 раза в неделю по 25 минут, спортивные праздники проводятся 3 раза в год и длятся по 50–60 минут, а ежедневным подвижным играм на прогулке уделяется по 20 минут.

Реализация образовательно-воспитательной программы невозможна без наличия соответствующего оборудования. В списке материально-технического обеспечения перечисляются: игровой и обучающий материал, технические средства обучения, в том числе основанные на использовании информационно-коммуникационных технологий (в частности, компьютер, медиапроектор).

Например, к оборудованию, предназначенному для физического развития, относятся мячи разных размеров, тренажеры, массажеры, эспандеры, гимнастические скамейки и т. д. Для художественно-эстетического развития потребуются карандаши, краски, кисти, фломастеры, белая и цветная бумага, репродукции картин известных художников, детские музыкальные инструменты (металлофоны, гармошки, барабаны и др.), для речевого развития – дидактические игры, предметные картинки, карточки, книги, аудиозаписи литературных произведений, игрушки, изображающие сказочных персонажей.

Существует большое количество разнообразных целевых комплектов игровых, развивающих и обучающих средств, соответствующих требованиям ФГОС дошкольного образования. Например, для эстетического развития детей подойдет комплект «Изобразительное искусство, музыка, театр», для речевого развития – «Звук, слог, слово», для ознакомления дошкольника с миром профессий и разными видами трудовой деятельности – «Человеческая деятельность».

В последние годы весьма популярными стали нетрадиционные формы занятий с дошкольниками. В частности, арт-терапия и песочная терапия.

Комплект для игр с песком, песочной терапии и анимации станет незаменимым помощником воспитателя. Данный комплект носит универсальный характер, поскольку занятия с входящим в него оборудованием подразумевают различные виды деятельности и направлены на социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. 

В конце образовательной программы для ДОУ дается список методической литературы, которую педагоги используют при составлении и реализации данной программы.

Креативный подход

Следование определенным стандартам не отрицает творческого подхода к составлению программы. Педагоги дошкольных учреждений могут по-разному преподносить материал, помимо необходимых компонентов включать в программу дополнительные части (подразделы). Например, в содержательный раздел можно вставить главу, в которой будет говориться о специфике данной программы, в организационный раздел – главу, посвященную организации работы с родителями. По мере реализации программы в нее могут вноситься необходимые изменения и дополнения. 

При составлении образовательной программы детского сада педагог использует научно-методическую литературу, материалы интернета. За основу будущей программы можно взять какую-либо из авторских программ, представленных в разделе «Навигатор образовательных программ дошкольного образования» сайта Федерального института развития образования (ФИРО).

Незаменимыми помощниками воспитателя являются методические журналы, которые можно приобрести как в бумажной, так и в электронной форме. Например, иллюстрированный научно-популярный и методический журнал «Обруч».  

Приложения к образовательной программе, которые обычно носят творческий характер, могут содержать:

  • перечни и описания игр (сюжетных, включая сюжетно-ролевые, игр с правилами, подвижных);        
  • сценарии мероприятий, приуроченных к знаменательным датам, календарным событиям, народным праздникам (например, к Новому году, Дню Победы, Масленице, Празднику урожая), театрализованных представлений, основанных на любимых детьми сказках, концертов, спортивных мероприятий;
  • списки художественной литературы, мультфильмов, музыкальных произведений и т. д. 

Для успешной реализации учебно-воспитательного процесса в детском саду необходима хорошо продуманная и тщательно разработанная программа.

Читайте также
Комментарии (0)