Метапредметное обучение: что это такое, зачем оно нужно, как его добиться

Wed Nov 14 2018 15:50:00 GMT+0000 (GMT)

Cогласно требованиям ФГОС в основе современного образования должен лежать принцип метапредметности. Метапредметность, которая подразумевает интеграцию содержания образования,  направлена на устранение разобщенности знаний школьника, разделенных по отдельным предметам, и получение им представлений о целостной картине мира. 

Метапредметность и межпредметность

Часто даже в педагогической среде возникает путаница в понятиях «межпредметность» и «метапредметность». Возможно, от того, что понятия эти абстрактны, несколько размыты и сложны для восприятия. Межпредметность можно определить как объединение неких пограничных, смежных явлений из различных предметных областей, в то время как метапредметность – это обращение к основам предмета, его изначальному смыслу, что в теории ведет к целостному образному восприятию мира, к универсальной надпредметной деятельности. Метапредметность, в первую очередь, способ мышления и получения универсального знания, не привязанного к отдельным предметам и в тоже время включающий их.

Метапредметное обучение

Метапредметность подразумевает обучение детей приемам, техникам, схемам, образцам познавательной деятельности, которые могут и должны использоваться не только при изучении различных дисциплин, но и во внешкольной жизни. 

Существует ряд образовательных методик, подходов и технологий, которые включают в себя элементы метапредметного обучения, среди них развивающее обучение Эльконина – Давыдова, мыследеятельностная педагогика, коммуникативная дидактика и др.

Значительный вклад в развитие метапредметности внес отечественный педагог и психолог, профессор Юрий Вячеславович Громыко. В конце прошлого века научная группа под его руководством  разработала технологию обучения, подразумевающая изучение в школе метапредметов.

Метапредмет – это образовательная форма, которая основывается на мыследеятельностном типе интеграции учебного материала и выстраивается поверх традиционных школьных дисциплин.

Ю. Громыко выделил следующие метапредметы:  «Знание», «Знак», «Проблему» и «Задачу». Каждый из них имеет свои цели: 

  • «Знак» – формирование у ребят способности схематизации, умения через схемы выражать то, что они понимают,  хотят сказать и сделать.
  • «Знание» – формирование своего блока способностей, в частности, умение работать с понятиями, с системами знаний.
  • «Проблема» – умение организовывать и вести диалог, развитие способностей целеполагания, самоопределения и т.д.
  • «Задача» – решение  задач разных типов  из разных областей знания. 

Например, почти на всех дисциплинах школьник вынужден работать со схематическими изображениями. Это и географические карты, и формулы химических соединений, и схемы предложений на занятиях русскому языку и т. д. Но порой дети сталкиваются с трудностями восприятия таких изображений. А в процессе освоения метапредмета «Знак» ребята должны научиться разбираться в разного рода графических изображениях, понимать свять между схемой (формулой) и тем, что за ней стоит, после чего они сами смогут составлять схемы.

Универсальные учебные действия

Метапредметность подразумевет освоение ребенком универсальных учебных действией (метапредметных умений). Универсальные учебные действия (УУД) – это способы осуществления разных видов деятельности, позволяющих учащемуся самостоятельно овладевать новыми знаниями и умениями. К УУД  относятся: обобщение, систематизация, классификация, умение определять цели, планировать, навыки контроля и самооценки, рефлексия собственной деятельности и т д.

Усвоение школьниками учебного материала  осуществляется  через решение им той или иной  задачи, проблемной ситуации. Это так называемые метапредметные задания. Большое значение  имеет использование таких заданий, которые предполагают изучение одного вопроса или познание одного объекта с помощью двух и/или более  образовательных дисциплин.

В процессе выполнения метапредметных заданий у ребенка как раз и формируются универсальные учебные действия, которые он сможет использовать не только при освоении разных дисциплин, но и в решении  житейских проблем. Поэтому очень важно, чтобы дети понимали, что именно они осваивают и где помимо школы они могут применять полученные знания и умения. 

Сформированность у школьника  УУД является результатом метапредметного обучения.

Метапредметность на занятиях

Поскольку далеко не во всех школах возможно введение метапредметов, то наиболее оптимальным способом использования метапредметности становится внедрение интегрированных курсов или уроков,   применение элементов метапредметности на традиционных занятиях. 

Метапредметный подход также используется  при подготовке и защите проектов. Например, проект, посвященный французской культуре, предполагает работу  с материалами  по литературе, истории,  географии, МХК и иностранному языку. Под руководством двух педагогов (учителя французского языка и преподавателя какого-нибудь еще из названных предметов) дети подбирают и изучают книги, статьи, интернет-ресурсы, фото-, видео- и аудиоматериалы, делают сообщения и презентации. 

Интегрированные уроки могут готовиться и проводиться усилиями как одного, так и двух преподавателей. Понятно, что один и тот же учитель будет вести урок, включающий материалы дисциплин «Русский язык» и «Литература». Но если это, скажем, история и  ИЗО  или  английский язык и МХК, то скорее всего, что  здесь потребуются уже два педагога. Вариант интегрированного занятия, предполагающего деятельность двух специалистов, является более сложным в организационном отношении. Особенно, если это касается урока, в котором соединяются гуманитарная и естественнонаучная дисциплина. Например, если это интегрированный урок по литературе и биологии или по английскому языку и физике, то каждому учителю, помимо подготовки по своей дисциплине, необходимо познакомиться и с материалом, который предложит его коллега. 

Интегрированные уроки

На интегрированном занятии по русскому языку и литературе можно провести анализ стихотворения, а затем попросить детей нарисовать схемы предложений, из которых состоит текст стихотворения, объяснить расстановку в нем знаков препинания, правописание отдельных слов. На уроке по физике и английскому языку педагоги могут по очереди задавать ребятам вопросы и давать задания, соответственно на русском и английском языках. Большую помощь в подготовке  и проведении таких уроков окажет методический журнал для преподавателей английского языка, некоторые номера которого посвящены отдельным школьным предметам.

Очень полезно интегрировать дисциплины «Иностранный язык» и «МХК». В рамках соответствующего курса можно давать ребятам тексты, рассказывающие о жизни и творчестве выдающихся деятелей отечественной и мировой культуры. По возможности следует организовывать для детей экскурсии, а затем обсуждать увиденное на иностранном языке.  Например, школьники из Москвы и Подмосковья на этапе изучения древнерусской культуры вместе с преподавателем МХК могут посетить  Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, расположенный на территории Спасо-Андроникова  монастыря. После этого учитель английского языка может предложить ребятам прочитать и пересказать текст Museum of Andrey Rublyov.  Затем дети  должны будут ответить на вопросы и выполнить задания по тексту. Освоив необходимую лексику, ребята смогут самостоятельно строить высказывания на английском языке по изучаемой теме, делиться своими впечатлениями от увиденного.

Элементы межпредметности на традиционных занятиях

Необходимо использовать элементы метапредметности и на обычных занятиях. Рассмотрим пример, связанный  с изучением дисциплины «Русский язык».  На уроках в 10–11 классах, направленных на формирование речевых компетенций, учитель обычно просит  подростков подготовить публичное выступление на определенную тему. Предположим, что один из ребят должен сделать сообщение об эпохе Петра I. С этой целью школьник обращается и к историческим книгам, и к произведениям художественной литературы (например, к роману А.Н.Толстого «Петр I»). Он также может дополнить свое выступления показом репродукций картин знаменитых художников. В процессе такой работы школьнику предстоит отобрать необходимый материал, изучить тексты книг, выделив в них нужную информацию и т. д. Знания и умения, формируемые в процессе такой работы, являются универсальными, ведь подобного рода деятельность  используется почти на всех дисциплинах, кроме того, приобретенные навыки пригодятся ребятам, когда они продолжат обучение в колледже или институте. 

Большие возможности для формирования разных метапредметных умений предоставляет дисциплина «Иностранный язык». Программа по данному предмету предполагает использование разнообразных лексических тем (выше уже упоминалась методическая периодика, в которой материалы дисциплины «Английский язык» интегрируются с другими школьными предметами). Таким образом, получается, что в процессе работы над соответствующими текстами и упражнениями ребенок приобретает знания и по иностранному языку, и по другому предмету. 

Обязательные лексические темы страноведческого характера тесно переплетаются с темами уроков истории и географии. Например, для английского языка это могут быть материалы по теме ВеликобританииВ процессе работы с соответствующими текстами ребята не только осваивают и закрепляют лексику и грамматические конструкции, но и узнают новую информации. Либо они вспоминают и закрепляют материал, если он уже был изучен на уроках по другим предметам. Изучая по французскому языку тему мир животных, дети не только расширяют свои познания в иностранном  языке и в биологии, но и учатся бережно относиться к братьям нашим меньшим. 

Выполняя письменные задания и упражнения по иностранному языку, ребята могут использовать умения и навыки, приобретенные на уроках русского языка. Педагоги должны обращать внимание школьников на элементы, свойственные как русскому, так и иностранному языку. В частности, это наличие синонимов и омонимов, использование префиксов и суффиксов при образовании новых слов и т.д. 

При изучении иностранного языка следует давать читать ребятам произведения авторов – носителей языка. Пусть даже в некоторых случаях это будут лишь фрагменты из книг и адаптированные тексты. По прочтении произведений англоязычных (франко-, немецко-, испанско- или италоязычных) авторов нужно давать школьникам  задания, подобные тем, которые они получают на уроках литературы.  Например, изучающим английский язык можно дать роман Ш.Бронте «Джейн Эйр» и/или пьесу Дж.Б.Шоу «Пигмалион». В последнем случае можно предложить детям чтение по ролям, аналогично тому, как они делают на занятиях по литературе, когда работают над драматическими произведениями. В дальнейшем можно поставить с ребятами спектакль по этой и/или другим пьесам. 

Изучение любого иностранного языка направлено на развитие коммуникативных компетенций. Сформированные на школьных занятиях навыки говорения, умения и вести диалог обязательно пригодятся учащемуся, когда он отправится в путешествие за границу или будет общаться с гостями из других стран.  

Таким образом, современная школа предоставляет педагогу возможность использования разных вариантов метапредметности. И, наконец, следует обратить внимание на то, что метапредметная деятельностьность не просто развивает универсальные учебные действия школьников, но и формирует и поддерживает их интерес к изучаемым дисциплинам.   

Читайте также
Комментарии (0)
Анна Соколова
все материалы автора
Преподаватель русского языка и литературы, английского языка, журналист. Имею многолетний опыт работы со школьниками и студентами.

Мы будем сообщать Вам по e-mail о новых материалах данного автора

Подписаться




Метапредметное обучение: что это такое, зачем оно нужно, как его добиться

Разбираемся вместе с педагогом
Wed Nov 14 2018 15:50:00 GMT+0000 (GMT)

Анна Соколова
Подписаться
Cогласно требованиям ФГОС в основе современного образования должен лежать принцип метапредметности. Метапредметность, которая подразумевает интеграцию содержания образования,  направлена на устранение разобщенности знаний школьника, разделенных по отдельным предметам, и получение им представлений о целостной картине мира. 

Метапредметность и межпредметность

Часто даже в педагогической среде возникает путаница в понятиях «межпредметность» и «метапредметность». Возможно, от того, что понятия эти абстрактны, несколько размыты и сложны для восприятия. Межпредметность можно определить как объединение неких пограничных, смежных явлений из различных предметных областей, в то время как метапредметность – это обращение к основам предмета, его изначальному смыслу, что в теории ведет к целостному образному восприятию мира, к универсальной надпредметной деятельности. Метапредметность, в первую очередь, способ мышления и получения универсального знания, не привязанного к отдельным предметам и в тоже время включающий их.

Метапредметное обучение

Метапредметность подразумевает обучение детей приемам, техникам, схемам, образцам познавательной деятельности, которые могут и должны использоваться не только при изучении различных дисциплин, но и во внешкольной жизни. 

Существует ряд образовательных методик, подходов и технологий, которые включают в себя элементы метапредметного обучения, среди них развивающее обучение Эльконина – Давыдова, мыследеятельностная педагогика, коммуникативная дидактика и др.

Значительный вклад в развитие метапредметности внес отечественный педагог и психолог, профессор Юрий Вячеславович Громыко. В конце прошлого века научная группа под его руководством  разработала технологию обучения, подразумевающая изучение в школе метапредметов.

Метапредмет – это образовательная форма, которая основывается на мыследеятельностном типе интеграции учебного материала и выстраивается поверх традиционных школьных дисциплин.

Ю. Громыко выделил следующие метапредметы:  «Знание», «Знак», «Проблему» и «Задачу». Каждый из них имеет свои цели: 

  • «Знак» – формирование у ребят способности схематизации, умения через схемы выражать то, что они понимают,  хотят сказать и сделать.
  • «Знание» – формирование своего блока способностей, в частности, умение работать с понятиями, с системами знаний.
  • «Проблема» – умение организовывать и вести диалог, развитие способностей целеполагания, самоопределения и т.д.
  • «Задача» – решение  задач разных типов  из разных областей знания. 

Например, почти на всех дисциплинах школьник вынужден работать со схематическими изображениями. Это и географические карты, и формулы химических соединений, и схемы предложений на занятиях русскому языку и т. д. Но порой дети сталкиваются с трудностями восприятия таких изображений. А в процессе освоения метапредмета «Знак» ребята должны научиться разбираться в разного рода графических изображениях, понимать свять между схемой (формулой) и тем, что за ней стоит, после чего они сами смогут составлять схемы.

Универсальные учебные действия

Метапредметность подразумевет освоение ребенком универсальных учебных действией (метапредметных умений). Универсальные учебные действия (УУД) – это способы осуществления разных видов деятельности, позволяющих учащемуся самостоятельно овладевать новыми знаниями и умениями. К УУД  относятся: обобщение, систематизация, классификация, умение определять цели, планировать, навыки контроля и самооценки, рефлексия собственной деятельности и т д.

Усвоение школьниками учебного материала  осуществляется  через решение им той или иной  задачи, проблемной ситуации. Это так называемые метапредметные задания. Большое значение  имеет использование таких заданий, которые предполагают изучение одного вопроса или познание одного объекта с помощью двух и/или более  образовательных дисциплин.

В процессе выполнения метапредметных заданий у ребенка как раз и формируются универсальные учебные действия, которые он сможет использовать не только при освоении разных дисциплин, но и в решении  житейских проблем. Поэтому очень важно, чтобы дети понимали, что именно они осваивают и где помимо школы они могут применять полученные знания и умения. 

Сформированность у школьника  УУД является результатом метапредметного обучения.

Метапредметность на занятиях

Поскольку далеко не во всех школах возможно введение метапредметов, то наиболее оптимальным способом использования метапредметности становится внедрение интегрированных курсов или уроков,   применение элементов метапредметности на традиционных занятиях. 

Метапредметный подход также используется  при подготовке и защите проектов. Например, проект, посвященный французской культуре, предполагает работу  с материалами  по литературе, истории,  географии, МХК и иностранному языку. Под руководством двух педагогов (учителя французского языка и преподавателя какого-нибудь еще из названных предметов) дети подбирают и изучают книги, статьи, интернет-ресурсы, фото-, видео- и аудиоматериалы, делают сообщения и презентации. 

Интегрированные уроки могут готовиться и проводиться усилиями как одного, так и двух преподавателей. Понятно, что один и тот же учитель будет вести урок, включающий материалы дисциплин «Русский язык» и «Литература». Но если это, скажем, история и  ИЗО  или  английский язык и МХК, то скорее всего, что  здесь потребуются уже два педагога. Вариант интегрированного занятия, предполагающего деятельность двух специалистов, является более сложным в организационном отношении. Особенно, если это касается урока, в котором соединяются гуманитарная и естественнонаучная дисциплина. Например, если это интегрированный урок по литературе и биологии или по английскому языку и физике, то каждому учителю, помимо подготовки по своей дисциплине, необходимо познакомиться и с материалом, который предложит его коллега. 

Интегрированные уроки

На интегрированном занятии по русскому языку и литературе можно провести анализ стихотворения, а затем попросить детей нарисовать схемы предложений, из которых состоит текст стихотворения, объяснить расстановку в нем знаков препинания, правописание отдельных слов. На уроке по физике и английскому языку педагоги могут по очереди задавать ребятам вопросы и давать задания, соответственно на русском и английском языках. Большую помощь в подготовке  и проведении таких уроков окажет методический журнал для преподавателей английского языка, некоторые номера которого посвящены отдельным школьным предметам.

Очень полезно интегрировать дисциплины «Иностранный язык» и «МХК». В рамках соответствующего курса можно давать ребятам тексты, рассказывающие о жизни и творчестве выдающихся деятелей отечественной и мировой культуры. По возможности следует организовывать для детей экскурсии, а затем обсуждать увиденное на иностранном языке.  Например, школьники из Москвы и Подмосковья на этапе изучения древнерусской культуры вместе с преподавателем МХК могут посетить  Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, расположенный на территории Спасо-Андроникова  монастыря. После этого учитель английского языка может предложить ребятам прочитать и пересказать текст Museum of Andrey Rublyov.  Затем дети  должны будут ответить на вопросы и выполнить задания по тексту. Освоив необходимую лексику, ребята смогут самостоятельно строить высказывания на английском языке по изучаемой теме, делиться своими впечатлениями от увиденного.

Элементы межпредметности на традиционных занятиях

Необходимо использовать элементы метапредметности и на обычных занятиях. Рассмотрим пример, связанный  с изучением дисциплины «Русский язык».  На уроках в 10–11 классах, направленных на формирование речевых компетенций, учитель обычно просит  подростков подготовить публичное выступление на определенную тему. Предположим, что один из ребят должен сделать сообщение об эпохе Петра I. С этой целью школьник обращается и к историческим книгам, и к произведениям художественной литературы (например, к роману А.Н.Толстого «Петр I»). Он также может дополнить свое выступления показом репродукций картин знаменитых художников. В процессе такой работы школьнику предстоит отобрать необходимый материал, изучить тексты книг, выделив в них нужную информацию и т. д. Знания и умения, формируемые в процессе такой работы, являются универсальными, ведь подобного рода деятельность  используется почти на всех дисциплинах, кроме того, приобретенные навыки пригодятся ребятам, когда они продолжат обучение в колледже или институте. 

Большие возможности для формирования разных метапредметных умений предоставляет дисциплина «Иностранный язык». Программа по данному предмету предполагает использование разнообразных лексических тем (выше уже упоминалась методическая периодика, в которой материалы дисциплины «Английский язык» интегрируются с другими школьными предметами). Таким образом, получается, что в процессе работы над соответствующими текстами и упражнениями ребенок приобретает знания и по иностранному языку, и по другому предмету. 

Обязательные лексические темы страноведческого характера тесно переплетаются с темами уроков истории и географии. Например, для английского языка это могут быть материалы по теме ВеликобританииВ процессе работы с соответствующими текстами ребята не только осваивают и закрепляют лексику и грамматические конструкции, но и узнают новую информации. Либо они вспоминают и закрепляют материал, если он уже был изучен на уроках по другим предметам. Изучая по французскому языку тему мир животных, дети не только расширяют свои познания в иностранном  языке и в биологии, но и учатся бережно относиться к братьям нашим меньшим. 

Выполняя письменные задания и упражнения по иностранному языку, ребята могут использовать умения и навыки, приобретенные на уроках русского языка. Педагоги должны обращать внимание школьников на элементы, свойственные как русскому, так и иностранному языку. В частности, это наличие синонимов и омонимов, использование префиксов и суффиксов при образовании новых слов и т.д. 

При изучении иностранного языка следует давать читать ребятам произведения авторов – носителей языка. Пусть даже в некоторых случаях это будут лишь фрагменты из книг и адаптированные тексты. По прочтении произведений англоязычных (франко-, немецко-, испанско- или италоязычных) авторов нужно давать школьникам  задания, подобные тем, которые они получают на уроках литературы.  Например, изучающим английский язык можно дать роман Ш.Бронте «Джейн Эйр» и/или пьесу Дж.Б.Шоу «Пигмалион». В последнем случае можно предложить детям чтение по ролям, аналогично тому, как они делают на занятиях по литературе, когда работают над драматическими произведениями. В дальнейшем можно поставить с ребятами спектакль по этой и/или другим пьесам. 

Изучение любого иностранного языка направлено на развитие коммуникативных компетенций. Сформированные на школьных занятиях навыки говорения, умения и вести диалог обязательно пригодятся учащемуся, когда он отправится в путешествие за границу или будет общаться с гостями из других стран.  

Таким образом, современная школа предоставляет педагогу возможность использования разных вариантов метапредметности. И, наконец, следует обратить внимание на то, что метапредметная деятельностьность не просто развивает универсальные учебные действия школьников, но и формирует и поддерживает их интерес к изучаемым дисциплинам.   

Читайте также
Комментарии (0)