Как воспитателю проводить мониторинг потребностей родителей

2019-05-13T14:14:25.154Z
0 0

Сильным, опытным становится педагог, 
который умеет анализировать свой труд.

В. А. Сухомлинский

Система дошкольного образования, как обозначено в законе об образовании, является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству образования дошкольных групп. Следовательно, актуальность проведения мониторинга удовлетворенности родителей связана также с объективной необходимостью в переходе к новой системе оценки качества деятельности образовательного учреждения, ориентированной на стимулирование его развития. В настоящее время формирование организационной структуры управления дошкольными группами является важной задачей, стоящей перед каждым руководителем учреждения.

Основой решения проблемы качества образования на уровне дошкольных групп является мониторинг потребностей родителей. Понятие «мониторинг» происходит от латинского monitor (напоминающий, надзирающий) и представляет собой комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки прогноза состояния целостной системы.

Цели и виды мониторинга

Цель мониторинга – выявление уровня деятельности дошкольных групп соответственно стандартам и требованиям дошкольного образования, принятие управленческих решений. При организации мониторинга следует опираться на: 

  1. ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).
  2. Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (письмо от 21.10.2010 № 03-248).
  3. Реализуемую основную общеобразовательную программу дошкольного образования, нормативно-правовую основу организации мониторинга в дошкольной образовательной организации.
  4. Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией». 
  6. Приказ Минобразования России от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию». 
  7. Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования». 
  8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 15.01.2014 № 14 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования». 

Существует несколько видов мониторинга потребностей: информационный (накопление и распространение информации), базовый (выявление проблем), проблемный (исследование закономерностей процессов и проблем) и управленческий (отслеживание и оценка эффективности принятых решений).

Как проводить мониторинг

Для проведения мониторинга можно воспользоваться несколькими методами, наиболее эффективными из которых будут:  

О. А. Сафонова рассматривает мо­ниторинг качества образования в дошкольных группах как систематическое наблю­дение, оценку и прогноз состояния  образовательной системы дошкольных групп в плане ее соот­ветствия стандартам, определяет поле (объекты) мониторин­га. Мы выделили такие объекты для мониторинга, как образовательный процесс, профессиональная деятельность педагога и социальное партнерство семьи и педагогов.

Остановимся на объекте «Социальное партнерство семьи и педагогов».  Современный педагог включен во все сферы жизнедеятельности общества, поэтому и необходимо было оценить его регистрацию в соцсетях и их использование для его педагогической деятельности. Анализ показал, что основная часть педагогов зарегистрированы в тех или иных соцсетях: перепосты интересных ресурсов о воспитании и педагогике, фото праздников, воспитанников – все это создает у родителей впечатление увлеченного своим делом педагога.

В связи с большим спектром регистрации педагогов в соцсетях мы также можем выявить потребности родителей, что дает возможность быстро реагировать на запросы данных.

Таким образом, оценив качество и уровень работы педагогов, можно переходить к мониторингу взаимодействия дошкольной группы с семьями воспитанников.                                                                                                   Мониторинг может проводиться в виде бесед, опросов, анкетирования и выполняет следующие задачи:

  • изучение удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством образовательных услуг в данном учреждении («Наш воспитатель», «Наш детский сад», «Питание в детском саду»),
  • выявление запросов семьи как участников образовательного процесса («Наши потребности», «Создадим вместе социальный паспорт ребенка», «Наша почта»).

Проводя изучение запросов семьи, мы выявили, что приоритетным для родителей является уровень педагогического мастерства воспитателя: его образование, наличие категории, повышение квалификации. Молодой и грамотный педагогический коллектив способен обеспечить разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по всем направлениям.

Изучив и выявив запросы наших родителей, мы решили изменить традиционную форму тетрадей взаимодействия с семьей и заменить ее на журнал, в котором фиксируются разнообразные формы сотрудничества: 

  • информационно-аналитические (анкетирование, опрос, «Почта доверия»),  
  • наглядно-информационные (альбомы, выставки, стенды, соцсети),
  • познавательные (родительские встречи, клубы по интересам, семинары-практикумы, консультации, открытые просмотры любых видов детской деятельности), 
  • досуговые (праздники и развлечения, дни здоровья, творческие конкурсы, выставки).                                                                                                                                       

Если родители предлагают что-то новое и интересное, данная форма также вносится в журнал, т. е. с данным журналом имеют возможность работать как воспитатели, так и родители.

Потребности родителей

С помощью опроса и индивидуальных бесед с родителями были выявлены следующие потребности: 

  1. Психологические. Многие папы и мамы хотят воспитать свободную, творческую личность. К этому стремится и каждый воспитатель в образовательной организации – полифункциональность, вариативность и трансформируемость используемого материала дает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. Например, обыкновенные вкладыши, которые очень любят дети. Их можно использовать многопланово: в играх с водой, с песком, с камешками, а также в сюжетно-ролевой игре «Семья». 
  2. Социальные. Задачей дошкольных групп становится организация социума для развития социальных навыков у детей дошкольного возраста. Вся жизнь ребенка в саду должна быть направлена на развитие личности малыша и его взаимодействие с детьми и взрослыми. Такую потребность в учреждении можно решить с помощью использования современных технологий эффективной социализации ребенка по Н. П. Гришаевой. Одна из которых – социальная акция «Рисунки на заборе». Это поздравление с праздником 23 Февраля, 8 Марта и Днем Победы жителей района. В акциях могут принимать участие не только дети, но и их родители. 
  3. Безопасность. Наличие охраны, соблюдение правил техники безопасности, ухоженная территория, отсутствие сломанного оборудования. Важны для родителей и низкие показатели заболеваемости, разнообразное питание.
  4. Обучение и развитие. С детьми должны заниматься квалифицированные педагоги, использующие современные программы и методики, направленные на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Кроме базовой программы педагоги могут использовать дополнительные программы и технологии, такие как«Юный эколог» С. Н. Николаевой, «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой, «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации» Н. П. Гришаевой. 
  5. Бытовые. Педагоги могут выполнять пожелания родителей (например, присутствие родителей в первые дни адаптации ребенка).

Принятие решений на основе мониторинга

Результат проведенного мониторинга дал возможность мне выстроить план принятия управленческих решений:

  • необходимость взаимодействия дошкольных групп с другими организациями,
  • организация и проведение дополнительных образовательных услуг,
  • проведение благотворительных ярмарок и праздников,
  • выпуск ежемесячных газет, буклетов, информационных стендов взамен старых и несовременных,
  • развитие инклюзивного образования в рамках школы и дошкольной группы,
  • создание совета родительской общественности на базе дошкольной группы.

Проведя большую и кропотливую диагностическую работу для принятия управленческих решений по реализации планов работы, можно сделать вывод, что мониторинг помогает результативно организовать и осуществить образовательный процесс в дошкольной группе, стимулирует личностное развитие детей и творческий рост педагогов, способствует повышению статуса дошкольной группы. 

Необходимо помнить, что ориентированность дошкольного учреждения на повышение педагогической культуры конкретной семьи усиливает требования к уровню психолого-педагогических знаний об особенностях возрастного развития ребенка, закономерностях и принципах воспитания и обучения.

Читайте также
Комментарии (0)

Как воспитателю проводить мониторинг потребностей родителей

0 0

2019-05-13T14:14:25.154Z

Надежда Ермачкова
Подписаться

Сильным, опытным становится педагог, 
который умеет анализировать свой труд.

В. А. Сухомлинский

Система дошкольного образования, как обозначено в законе об образовании, является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству образования дошкольных групп. Следовательно, актуальность проведения мониторинга удовлетворенности родителей связана также с объективной необходимостью в переходе к новой системе оценки качества деятельности образовательного учреждения, ориентированной на стимулирование его развития. В настоящее время формирование организационной структуры управления дошкольными группами является важной задачей, стоящей перед каждым руководителем учреждения.

Основой решения проблемы качества образования на уровне дошкольных групп является мониторинг потребностей родителей. Понятие «мониторинг» происходит от латинского monitor (напоминающий, надзирающий) и представляет собой комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки прогноза состояния целостной системы.

Цели и виды мониторинга

Цель мониторинга – выявление уровня деятельности дошкольных групп соответственно стандартам и требованиям дошкольного образования, принятие управленческих решений. При организации мониторинга следует опираться на: 

  1. ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).
  2. Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (письмо от 21.10.2010 № 03-248).
  3. Реализуемую основную общеобразовательную программу дошкольного образования, нормативно-правовую основу организации мониторинга в дошкольной образовательной организации.
  4. Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией». 
  6. Приказ Минобразования России от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию». 
  7. Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования». 
  8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 15.01.2014 № 14 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования». 

Существует несколько видов мониторинга потребностей: информационный (накопление и распространение информации), базовый (выявление проблем), проблемный (исследование закономерностей процессов и проблем) и управленческий (отслеживание и оценка эффективности принятых решений).

Как проводить мониторинг

Для проведения мониторинга можно воспользоваться несколькими методами, наиболее эффективными из которых будут:  

О. А. Сафонова рассматривает мо­ниторинг качества образования в дошкольных группах как систематическое наблю­дение, оценку и прогноз состояния  образовательной системы дошкольных групп в плане ее соот­ветствия стандартам, определяет поле (объекты) мониторин­га. Мы выделили такие объекты для мониторинга, как образовательный процесс, профессиональная деятельность педагога и социальное партнерство семьи и педагогов.

Остановимся на объекте «Социальное партнерство семьи и педагогов».  Современный педагог включен во все сферы жизнедеятельности общества, поэтому и необходимо было оценить его регистрацию в соцсетях и их использование для его педагогической деятельности. Анализ показал, что основная часть педагогов зарегистрированы в тех или иных соцсетях: перепосты интересных ресурсов о воспитании и педагогике, фото праздников, воспитанников – все это создает у родителей впечатление увлеченного своим делом педагога.

В связи с большим спектром регистрации педагогов в соцсетях мы также можем выявить потребности родителей, что дает возможность быстро реагировать на запросы данных.

Таким образом, оценив качество и уровень работы педагогов, можно переходить к мониторингу взаимодействия дошкольной группы с семьями воспитанников.                                                                                                   Мониторинг может проводиться в виде бесед, опросов, анкетирования и выполняет следующие задачи:

  • изучение удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством образовательных услуг в данном учреждении («Наш воспитатель», «Наш детский сад», «Питание в детском саду»),
  • выявление запросов семьи как участников образовательного процесса («Наши потребности», «Создадим вместе социальный паспорт ребенка», «Наша почта»).

Проводя изучение запросов семьи, мы выявили, что приоритетным для родителей является уровень педагогического мастерства воспитателя: его образование, наличие категории, повышение квалификации. Молодой и грамотный педагогический коллектив способен обеспечить разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по всем направлениям.

Изучив и выявив запросы наших родителей, мы решили изменить традиционную форму тетрадей взаимодействия с семьей и заменить ее на журнал, в котором фиксируются разнообразные формы сотрудничества: 

  • информационно-аналитические (анкетирование, опрос, «Почта доверия»),  
  • наглядно-информационные (альбомы, выставки, стенды, соцсети),
  • познавательные (родительские встречи, клубы по интересам, семинары-практикумы, консультации, открытые просмотры любых видов детской деятельности), 
  • досуговые (праздники и развлечения, дни здоровья, творческие конкурсы, выставки).                                                                                                                                       

Если родители предлагают что-то новое и интересное, данная форма также вносится в журнал, т. е. с данным журналом имеют возможность работать как воспитатели, так и родители.

Потребности родителей

С помощью опроса и индивидуальных бесед с родителями были выявлены следующие потребности: 

  1. Психологические. Многие папы и мамы хотят воспитать свободную, творческую личность. К этому стремится и каждый воспитатель в образовательной организации – полифункциональность, вариативность и трансформируемость используемого материала дает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. Например, обыкновенные вкладыши, которые очень любят дети. Их можно использовать многопланово: в играх с водой, с песком, с камешками, а также в сюжетно-ролевой игре «Семья». 
  2. Социальные. Задачей дошкольных групп становится организация социума для развития социальных навыков у детей дошкольного возраста. Вся жизнь ребенка в саду должна быть направлена на развитие личности малыша и его взаимодействие с детьми и взрослыми. Такую потребность в учреждении можно решить с помощью использования современных технологий эффективной социализации ребенка по Н. П. Гришаевой. Одна из которых – социальная акция «Рисунки на заборе». Это поздравление с праздником 23 Февраля, 8 Марта и Днем Победы жителей района. В акциях могут принимать участие не только дети, но и их родители. 
  3. Безопасность. Наличие охраны, соблюдение правил техники безопасности, ухоженная территория, отсутствие сломанного оборудования. Важны для родителей и низкие показатели заболеваемости, разнообразное питание.
  4. Обучение и развитие. С детьми должны заниматься квалифицированные педагоги, использующие современные программы и методики, направленные на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Кроме базовой программы педагоги могут использовать дополнительные программы и технологии, такие как«Юный эколог» С. Н. Николаевой, «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой, «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации» Н. П. Гришаевой. 
  5. Бытовые. Педагоги могут выполнять пожелания родителей (например, присутствие родителей в первые дни адаптации ребенка).

Принятие решений на основе мониторинга

Результат проведенного мониторинга дал возможность мне выстроить план принятия управленческих решений:

  • необходимость взаимодействия дошкольных групп с другими организациями,
  • организация и проведение дополнительных образовательных услуг,
  • проведение благотворительных ярмарок и праздников,
  • выпуск ежемесячных газет, буклетов, информационных стендов взамен старых и несовременных,
  • развитие инклюзивного образования в рамках школы и дошкольной группы,
  • создание совета родительской общественности на базе дошкольной группы.

Проведя большую и кропотливую диагностическую работу для принятия управленческих решений по реализации планов работы, можно сделать вывод, что мониторинг помогает результативно организовать и осуществить образовательный процесс в дошкольной группе, стимулирует личностное развитие детей и творческий рост педагогов, способствует повышению статуса дошкольной группы. 

Необходимо помнить, что ориентированность дошкольного учреждения на повышение педагогической культуры конкретной семьи усиливает требования к уровню психолого-педагогических знаний об особенностях возрастного развития ребенка, закономерностях и принципах воспитания и обучения.

Читайте также
Комментарии (0)