Как рассадить детей в классе. В помощь классному руководителю

Wed Sep 12 2018 14:37:53 GMT+0000 (GMT)
4 2 3381

Как сделать так, чтобы всем было удобно, никто не отвлекался, а родители были довольны


Посадить детей так, чтобы всем было хорошо видно и слышно, никто не отвлекался и не болтал на уроках, а родители были довольны – эта задача в начале учебного года встает перед каждым классным руководителем. Некоторые учителя позволяют школьникам самим выбирать себе парту и соседа, а другие ежедневно проверяют, не поменялся ли кто-то местами в обход установленного порядка. Мы считаем, что проконтролировать выбор мест все-таки стоит, и предлагаем несколько полезных советов.

Со слабым зрением – вперед

Первое, на что следует обратить внимание – состояние здоровья школьников. Нарушение зрения и слуха должны быть зафиксированы в медицинской карте. В этом случае обычно рекомендуются определенные места – центральный ряд, первая или вторая парта. Еще одним «медицинским показанием» может быть нарушение осанки. 

Ранжирование по росту

Высоких обычно стараются посадить на последние парты, низеньких – на первые. Но есть и другой вариант. Для тех, кто повыше, прекрасно подойдут внешние стороны первого и третьего рядов, причем как последние парты, так и первые – сидящим сзади в любом случае будет видно доску. 

Успеваемость 

Многие из нас со школьных лет помнят, что впереди обычно сидели отличницы, весь урок тянущие руку, в конце класса – двоечники и хулиганы, а в середине – тихони, больше всего боящиеся, что их вызовут к доске. Кажется, учителю такая схема удобна: «камчатка» живет своей жизнью, вмешиваться – себе дороже, любимчики на виду, остальные по крайней мере не мешают... На самом деле хорошего в таком порядке мало. Во-первых, слабых учеников лучше сажать поближе. Двоечник, предоставленный самому себе, да еще и в компании себе подобных, вряд ли сможет исправиться. Бумажки на полу, рисунки на парте и двойки в журнале вам будут обеспечены. Помогите такому ученику, как сейчас говорят, покинуть зону комфорта – и, может быть, его отношение к урокам изменится. Напротив, кого-то из тех, кто привык активно работать, в ком вы уверены, не страшно отправить и за последнюю парту. 

С тихими и вялыми «середнячками» сложнее. Такой ребенок прячется за чужими спинами как улитка в домике. Лишив его укрытия, вы можете помочь ему преодолеть неуверенность в себе, страх или лень, а можете заставить замкнуться еще сильнее. Будьте осторожны и опять-таки наблюдайте, как перемена места сказывается на психологическом состоянии ученика и его поведении на уроке. 

Гиперактивность

Редкий класс обходится без ученика, чье поведение заставляет преподавателей срываться на крик, хвататься за сердце и раньше выходить на пенсию. Куда его посадить? Вперед? Но тогда он любой урок сможет превратить в представление. Назад? Издалека его сложнее будет призвать к порядку. Скорее всего, правильный ответ, как и подходящее место для такого ребенка, где-то посередине. Но не в центре, а сбоку, на первом или третьем ряду. 

Я с тобой не дружу

Личные симпатии и антипатии – немаловажный момент. Во вновь сформированном классе, где ученики еще не успели перезнакомиться, учитывать их не придется. В других случаях сложившиеся между одноклассниками отношения надо принять во внимание. Так, сажать за одну парту детей, которые то и дело ссорятся, определенно не следует, а вот с лучшими друзьями все не так однозначно. Можно разрешить ученикам сидеть с теми, с кем хочется, но при одном условии: дисциплина не должна пострадать. Если закадычные подружки на уроке не умолкают ни на минуту, их стоит рассадить на безопасное расстояние. 

И волки сыты, и овцы целы

Местом своего ребенка в классе нередко активно интересуются родители. Чаще всего им хочется, чтобы он сидел поближе к доске и к учительскому столу. Но в стандартном школьном кабинете только три первые парты, и на всех их точно не хватит. Объяснить это родителям не всегда бывает просто. Но можно пойти на хитрость. Подготовьте несколько комплектов карточек с необходимой информацией о каждом ученике (состояние здоровья, рост и т.д.). После этого, на следующем собрании, предложите родителям поработать в группах: составить оптимальную схему посадки с учетом всех данных. Затем сравните результаты, предложив и свой вариант. Скорее всего, все получившиеся схемы будут очень похожи. Проделав такую работу однажды, можно надеяться, что и в будущем родители будут относиться к вашим решениям с пониманием.

Новая четверть – новое место

У вас получилось соблюсти все изложенные выше принципы, угодив и ученикам, и родителям? Не спешите радоваться: установленный порядок еще не раз придется пересмотреть. В первую очередь этого требуют врачи: годами сидеть с одной и той же стороны и на одном и том же расстоянии от доски чревато нарушениями осанки или зрения. К тому же ученики растут, заводят новых друзей, влюбляются, ссорятся, двоечники берутся за ум, хорошисты скатываются на двойки, появляются новенькие… Как часто пересаживать детей в классе? Обычно это советуют делать раз в четверть или раз в полугодие – если, конечно, нет причин поторопиться. 

Контроль или доверие?

Последний вопрос – стоит ли требовать от учеников строго соблюдать установленный порядок? В начальной школе это несложно. А кочующим из кабинета в кабинет старшеклассникам трудно запретить пересаживаться. Конечно, можно проверять, не поменялся ли кто-то местами, в начале каждого урока (в ущерб своему предмету или личному времени) или просить об этом учителей-предметников. На наш взгляд, такая принципиальность редко бывает оправданна. Иногда проще показать детям, что вы им доверяете, и закрыть глаза на что-то глаза – разумеется, не в ущерб учебе. 

Все сказанное выше касалось привычных нам трех рядов. Но помните, что парты можно поставить и по-другому. Тематические вечера, семинары, диспуты, конкурсы и прочее – любые нестандартные формы от этого только выиграют. Не упускайте случая внести нотку разнообразия в школьные будни и ненадолго отменить привычные правила. Тогда в другое время соблюдать их вашим ученикам будет проще. 

Читайте также
Комментарии (2)

Мы будем сообщать Вам по e-mail о новых материалах данного автора

Подписаться




Как рассадить детей в классе. В помощь классному руководителю

Как сделать так, чтобы всем было удобно, никто не отвлекался, а родители были довольны
4 2 3381

Wed Sep 12 2018 14:37:53 GMT+0000 (GMT)

Ирина Маркина
Подписаться


Посадить детей так, чтобы всем было хорошо видно и слышно, никто не отвлекался и не болтал на уроках, а родители были довольны – эта задача в начале учебного года встает перед каждым классным руководителем. Некоторые учителя позволяют школьникам самим выбирать себе парту и соседа, а другие ежедневно проверяют, не поменялся ли кто-то местами в обход установленного порядка. Мы считаем, что проконтролировать выбор мест все-таки стоит, и предлагаем несколько полезных советов.

Со слабым зрением – вперед

Первое, на что следует обратить внимание – состояние здоровья школьников. Нарушение зрения и слуха должны быть зафиксированы в медицинской карте. В этом случае обычно рекомендуются определенные места – центральный ряд, первая или вторая парта. Еще одним «медицинским показанием» может быть нарушение осанки. 

Ранжирование по росту

Высоких обычно стараются посадить на последние парты, низеньких – на первые. Но есть и другой вариант. Для тех, кто повыше, прекрасно подойдут внешние стороны первого и третьего рядов, причем как последние парты, так и первые – сидящим сзади в любом случае будет видно доску. 

Успеваемость 

Многие из нас со школьных лет помнят, что впереди обычно сидели отличницы, весь урок тянущие руку, в конце класса – двоечники и хулиганы, а в середине – тихони, больше всего боящиеся, что их вызовут к доске. Кажется, учителю такая схема удобна: «камчатка» живет своей жизнью, вмешиваться – себе дороже, любимчики на виду, остальные по крайней мере не мешают... На самом деле хорошего в таком порядке мало. Во-первых, слабых учеников лучше сажать поближе. Двоечник, предоставленный самому себе, да еще и в компании себе подобных, вряд ли сможет исправиться. Бумажки на полу, рисунки на парте и двойки в журнале вам будут обеспечены. Помогите такому ученику, как сейчас говорят, покинуть зону комфорта – и, может быть, его отношение к урокам изменится. Напротив, кого-то из тех, кто привык активно работать, в ком вы уверены, не страшно отправить и за последнюю парту. 

С тихими и вялыми «середнячками» сложнее. Такой ребенок прячется за чужими спинами как улитка в домике. Лишив его укрытия, вы можете помочь ему преодолеть неуверенность в себе, страх или лень, а можете заставить замкнуться еще сильнее. Будьте осторожны и опять-таки наблюдайте, как перемена места сказывается на психологическом состоянии ученика и его поведении на уроке. 

Гиперактивность

Редкий класс обходится без ученика, чье поведение заставляет преподавателей срываться на крик, хвататься за сердце и раньше выходить на пенсию. Куда его посадить? Вперед? Но тогда он любой урок сможет превратить в представление. Назад? Издалека его сложнее будет призвать к порядку. Скорее всего, правильный ответ, как и подходящее место для такого ребенка, где-то посередине. Но не в центре, а сбоку, на первом или третьем ряду. 

Я с тобой не дружу

Личные симпатии и антипатии – немаловажный момент. Во вновь сформированном классе, где ученики еще не успели перезнакомиться, учитывать их не придется. В других случаях сложившиеся между одноклассниками отношения надо принять во внимание. Так, сажать за одну парту детей, которые то и дело ссорятся, определенно не следует, а вот с лучшими друзьями все не так однозначно. Можно разрешить ученикам сидеть с теми, с кем хочется, но при одном условии: дисциплина не должна пострадать. Если закадычные подружки на уроке не умолкают ни на минуту, их стоит рассадить на безопасное расстояние. 

И волки сыты, и овцы целы

Местом своего ребенка в классе нередко активно интересуются родители. Чаще всего им хочется, чтобы он сидел поближе к доске и к учительскому столу. Но в стандартном школьном кабинете только три первые парты, и на всех их точно не хватит. Объяснить это родителям не всегда бывает просто. Но можно пойти на хитрость. Подготовьте несколько комплектов карточек с необходимой информацией о каждом ученике (состояние здоровья, рост и т.д.). После этого, на следующем собрании, предложите родителям поработать в группах: составить оптимальную схему посадки с учетом всех данных. Затем сравните результаты, предложив и свой вариант. Скорее всего, все получившиеся схемы будут очень похожи. Проделав такую работу однажды, можно надеяться, что и в будущем родители будут относиться к вашим решениям с пониманием.

Новая четверть – новое место

У вас получилось соблюсти все изложенные выше принципы, угодив и ученикам, и родителям? Не спешите радоваться: установленный порядок еще не раз придется пересмотреть. В первую очередь этого требуют врачи: годами сидеть с одной и той же стороны и на одном и том же расстоянии от доски чревато нарушениями осанки или зрения. К тому же ученики растут, заводят новых друзей, влюбляются, ссорятся, двоечники берутся за ум, хорошисты скатываются на двойки, появляются новенькие… Как часто пересаживать детей в классе? Обычно это советуют делать раз в четверть или раз в полугодие – если, конечно, нет причин поторопиться. 

Контроль или доверие?

Последний вопрос – стоит ли требовать от учеников строго соблюдать установленный порядок? В начальной школе это несложно. А кочующим из кабинета в кабинет старшеклассникам трудно запретить пересаживаться. Конечно, можно проверять, не поменялся ли кто-то местами, в начале каждого урока (в ущерб своему предмету или личному времени) или просить об этом учителей-предметников. На наш взгляд, такая принципиальность редко бывает оправданна. Иногда проще показать детям, что вы им доверяете, и закрыть глаза на что-то глаза – разумеется, не в ущерб учебе. 

Все сказанное выше касалось привычных нам трех рядов. Но помните, что парты можно поставить и по-другому. Тематические вечера, семинары, диспуты, конкурсы и прочее – любые нестандартные формы от этого только выиграют. Не упускайте случая внести нотку разнообразия в школьные будни и ненадолго отменить привычные правила. Тогда в другое время соблюдать их вашим ученикам будет проще. 

Читайте также
Комментарии (2)