Как оптимизировать рутинную работу. 8 советов педагогам

2019-01-21T13:44:41.323Z
24 0

Помимо проведения уроков, школьному учителю приходится очень много времени заниматься рутинной работой. Педагог должен составлять рабочую программу, готовить план каждого урока, вести учебную документацию, писать отчеты, проверять тетради. Нередко учитель вынужден тратить на нее свои свободные часы, что весьма негативно отражается на его здоровье. Мы собрали для вас несколько советов для оптимизации подобной работы. Они помогут сэкономить время, которое вы сможете уделить ученикам.

Факт первый: учителя перегружены бумажной работой. Об этом уже давно известно не только представителям благороднейшей из профессий, но и людям, которые связаны со сферой школьного образования косвенно (например, родителям, чьи дети оказываются обделены вниманием постоянно занятого учителя). По данным международного исследования TALIS, которое за последнее десятилетие несколько раз проводилось в нашей стране, российские учителя тратят на бумажную работу от 35 до 50 % рабочего времени. И, разумеется, в исследованиях было невозможно в полной мере учесть ту работу, которую учителя регулярно берут на дом. Хотя любой учитель подтвердит, что несколько вечеров (или ночей) в неделю усердно корпит над особым «домашним заданием» для педагогов. Кстати, согласно тем же исследованиям, в России учителя тратят на бумажную работу гораздо больше времени, чем специалисты в большинстве стран Западной Европы. 

Факт второй: учителя не всегда в курсе, как оптимизировать необходимую бумажную работу, чтобы тратить на нее как можно меньше времени. Это неудивительно: когда на тебя обрушивается цунами из бумажек, отчетов, записок, планов и пр., так легко потерять равновесие. Зачастую непонимание, как справиться со всей этой тонной бумаг, приводит к эмоциональному выгоранию. И вот в какой-то день в школу приходит уже не тот профессионал своего дела с горящими глазами и желанием обучать детей, а уставший, лишенный энтузиазма, грустный взрослый, рядом с которым детям тоже становится грустно. Чтобы такие истории происходили в наших школах как можно реже (а когда-нибудь и вовсе прекратились), делимся с вами советами, которые помогут учителям грамотно организовать свое время.

1. Записывайте все, что необходимо сделать

Представьте ситуацию: вот вам кажется, что на сегодня вся работа выполнена, вы выдыхаете и направляетесь домой, чувствуя усталость, но пребывая в приятных размышлениях о том, как проведете час-другой за каким-нибудь приятным занятием. И тут-то вы и вспоминаете, что не закончили важный отчет, который уже завтра утром должен (обязан!) лежать на директорском столе. Вы чувствуете отчаяние, потому что в очередной раз останетесь без отдыха и проведете вечер, согнувшись над рабочим столом. Знакомая ситуация? 

Чтобы такого никогда не происходило, возьмите за правило записывать каждую задачу, которую важно выполнить. Не стоит доверять своей памяти даже в мелочах: в условиях стресса и напряженной работы рано или поздно она обязательно вас подведет. А работа учителя требует огромной эмоциональной вовлеченности. Создайте заметку в своем смартфоне, куда сможете записывать все большие и маленькие задачи. Вы поняли, что на этой неделе нужно обязательно написать письмо маме ученика? Или составить календарный план? Записывайте это!

2. Определитесь с приоритетами

Когда все дела, которые важно выполнить, собраны в одном месте, и вам больше не нужно с острой головной болью вспоминать, ничего ли вы не забыли, вспомните о главном правиле тайм-менеджмента - о расставлении приоритетов. Адекватно оцените сложность и важность всех задач, ответив себе на следующие вопросы:

  1. Сколько времени должно уйти на выполнение этой задачи?
  2. Насколько на самом деле эта задача актуальна? К какому сроку ее необходимо выполнить?
  3. Насколько эта задача важна для вашей работы? 

Все дела, которые можно выполнить в течение нескольких минут, никогда не стоит откладывать на конец дня. Заполняйте электронный журнал в процессе урока, рассылайте короткие письма родителям сразу после урока. Работая над более крупными задачами, старайтесь уделять наибольшее внимание той части вашей работы, от которой зависит комфорт и успешность детей. На выполнение отчетной работы, требующей меньшей вдумчивости и эмоциональной вовлеченности, выделяйте адекватное, но ограниченное количество времени.

3. Систематизация материала

Важную роль в оптимизации бумажной работы учителя играет умение держать все свои рабочие материалы и документы в порядке. 

Для хранения программ, планов, отчетов, учебных материалов следует использовать папки, сортируя информацию по видам. 

Чтобы не запутаться и при необходимости легко найти нужную папку, следует придумать определенную систему маркировки (например, приклеить на  папки с разным содержимым листочки соответствующих цветов) или  использовать разноцветные папки. Предположим, планы будут храниться в синих, а учебные материалы в зеленых папках. 

Важно всегда держать на месте литературу по своему предмету, систематизируя ее по видам и назначению (разделять книги для педагога и учеников,  учебники (УМК) и дополнительные пособия для школьников расставлять по классам, выделять  справочную и методическую литературу). Желательно собрать на отдельной полке методические журналы, разложив их по годам издания и номерам, разместить в отдельном ящичке или на специальной подставке диски с видео- и аудиозаписями. 

4. Придерживайтесь плана на неделю

Конечно, бывает такое, что в течение недели возникают новые дела, задачи, проблемы, требующие вашего безотлагательного вмешательства. Но в основном учителя всегда в состоянии правильно оценить, что именно предстоит сделать в течение рабочей недели. Возьмите за правило составлять план необходимых дел на неделю и старайтесь его придерживаться. Помните, что не всегда то, что легко переносится на завтра, лучше сделать сегодня. В обязательном порядке вносите в свои планы время для эффективного, качественного отдыха: физического и эмоционального.

5. Избавьтесь от рукописной работы

Это совсем не сложно! Больше никаких стикеров с неясными формулировками, наклеенных прямо на ваш учительский стол. Переведите максимум документов в электронный формат. Это станет большим вкладом в последующие годы вашей работы, так как большинство отчетов и планов строятся по единым шаблонам, которые вы всегда сможете использовать. Все конспекты уроков, планы, идеи и методические наработки, тесты и КИМы храните в отдельных папках на компьютере, чтобы всегда иметь доступ к самому необходимому. И помните: всегда стоит создавать резервные копии важных файлов. Просто на всякий случай.

6. Пользуйтесь помощью других учителей и предлагайте свою

Важно помнить, что один в поле (то есть в школе) не воин. Десяткам учителей, работающим в одной школе, очень часто приходится выполнять очень похожие задачи, заполнять одни и те же документы, изучать одни и те же источники информации. Создание слаженного педагогического комьюнити внутри одной школы поможет упростить, а главное, усовершенствовать работу многих педагогов. Если в вашей школе учителя все еще не обсуждают друг с другом свою работу, свои профессиональные проблемы или, наоборот, достижения, стоит задуматься о создании единого форума, общаясь на котором, учителя смогут помогать друг другу справляться с различной работой, в том числе с "надоедливыми бумажками". Важно, чтобы платформа для общения была организована таким образом, чтобы обсуждались именно профессиональные вопросы, а не закупка новых досок или подарок на юбилей завучу. 

7. Подпишитесь на полезные интернет-ресурсы

Не пытайтесь изобретать велосипед в мире, где все уже давно пересели на высокоскоростные авто. Вместо того чтобы постоянно создавать свои авторские методические материалы для работы с детьми, вы можете без зазрения совести пользоваться чужими наработками. Подпишитесь на полезные ресурсы, посвященные вашей теме, и просматривайте их ежедневно в течение пяти минут, сохраняя полезные и понравившиеся вам материалы. Вскоре вы поймете, что в вашей виртуальной копилке уже достаточно хороших и вдохновляющих вас идей и планов для уроков, а свободного времени стало больше.

Электронные варианты методических книг и журналов позволяют без особых усилий создавать раздаточный материал для учащихся. Например, распечатывать тексты для чтения, упражнения и тестовые задания. Кроме того, в журналах представлен большой выбор планов-конспектов занятий, материал которых я часто использую для составления планов и проведения собственных занятий. 

Изучение свежей литературы часто подсказывает мне новые темы для раскрытия разделов программы по дисциплине при составлении календарно-тематического плана. 

8. Умейте отказываться от работы, которая не входит в ваши обязанности

Часто необходимая бумажная работа, выполнить которую учителям приказано «сверху»кажется очень сложной, громоздкой, отнимающей силы и даже бессмысленной. Но так же часто сложная, громоздкая, отнимающая силы и бессмысленная работа, предписанная «сверху», не является такой уж необходимой. Помните, что вы в праве отказываться от бумажной (и не только) работы, выполнение которой не входит в ваши прямые обязанности. Необходимо иногда говорить «нет».  

Читайте также
Комментарии (0)

Как оптимизировать рутинную работу. 8 советов педагогам

24 0

2019-01-21T13:44:41.323Z

Мария Хмара
Подписаться

Помимо проведения уроков, школьному учителю приходится очень много времени заниматься рутинной работой. Педагог должен составлять рабочую программу, готовить план каждого урока, вести учебную документацию, писать отчеты, проверять тетради. Нередко учитель вынужден тратить на нее свои свободные часы, что весьма негативно отражается на его здоровье. Мы собрали для вас несколько советов для оптимизации подобной работы. Они помогут сэкономить время, которое вы сможете уделить ученикам.

Факт первый: учителя перегружены бумажной работой. Об этом уже давно известно не только представителям благороднейшей из профессий, но и людям, которые связаны со сферой школьного образования косвенно (например, родителям, чьи дети оказываются обделены вниманием постоянно занятого учителя). По данным международного исследования TALIS, которое за последнее десятилетие несколько раз проводилось в нашей стране, российские учителя тратят на бумажную работу от 35 до 50 % рабочего времени. И, разумеется, в исследованиях было невозможно в полной мере учесть ту работу, которую учителя регулярно берут на дом. Хотя любой учитель подтвердит, что несколько вечеров (или ночей) в неделю усердно корпит над особым «домашним заданием» для педагогов. Кстати, согласно тем же исследованиям, в России учителя тратят на бумажную работу гораздо больше времени, чем специалисты в большинстве стран Западной Европы. 

Факт второй: учителя не всегда в курсе, как оптимизировать необходимую бумажную работу, чтобы тратить на нее как можно меньше времени. Это неудивительно: когда на тебя обрушивается цунами из бумажек, отчетов, записок, планов и пр., так легко потерять равновесие. Зачастую непонимание, как справиться со всей этой тонной бумаг, приводит к эмоциональному выгоранию. И вот в какой-то день в школу приходит уже не тот профессионал своего дела с горящими глазами и желанием обучать детей, а уставший, лишенный энтузиазма, грустный взрослый, рядом с которым детям тоже становится грустно. Чтобы такие истории происходили в наших школах как можно реже (а когда-нибудь и вовсе прекратились), делимся с вами советами, которые помогут учителям грамотно организовать свое время.

1. Записывайте все, что необходимо сделать

Представьте ситуацию: вот вам кажется, что на сегодня вся работа выполнена, вы выдыхаете и направляетесь домой, чувствуя усталость, но пребывая в приятных размышлениях о том, как проведете час-другой за каким-нибудь приятным занятием. И тут-то вы и вспоминаете, что не закончили важный отчет, который уже завтра утром должен (обязан!) лежать на директорском столе. Вы чувствуете отчаяние, потому что в очередной раз останетесь без отдыха и проведете вечер, согнувшись над рабочим столом. Знакомая ситуация? 

Чтобы такого никогда не происходило, возьмите за правило записывать каждую задачу, которую важно выполнить. Не стоит доверять своей памяти даже в мелочах: в условиях стресса и напряженной работы рано или поздно она обязательно вас подведет. А работа учителя требует огромной эмоциональной вовлеченности. Создайте заметку в своем смартфоне, куда сможете записывать все большие и маленькие задачи. Вы поняли, что на этой неделе нужно обязательно написать письмо маме ученика? Или составить календарный план? Записывайте это!

2. Определитесь с приоритетами

Когда все дела, которые важно выполнить, собраны в одном месте, и вам больше не нужно с острой головной болью вспоминать, ничего ли вы не забыли, вспомните о главном правиле тайм-менеджмента - о расставлении приоритетов. Адекватно оцените сложность и важность всех задач, ответив себе на следующие вопросы:

  1. Сколько времени должно уйти на выполнение этой задачи?
  2. Насколько на самом деле эта задача актуальна? К какому сроку ее необходимо выполнить?
  3. Насколько эта задача важна для вашей работы? 

Все дела, которые можно выполнить в течение нескольких минут, никогда не стоит откладывать на конец дня. Заполняйте электронный журнал в процессе урока, рассылайте короткие письма родителям сразу после урока. Работая над более крупными задачами, старайтесь уделять наибольшее внимание той части вашей работы, от которой зависит комфорт и успешность детей. На выполнение отчетной работы, требующей меньшей вдумчивости и эмоциональной вовлеченности, выделяйте адекватное, но ограниченное количество времени.

3. Систематизация материала

Важную роль в оптимизации бумажной работы учителя играет умение держать все свои рабочие материалы и документы в порядке. 

Для хранения программ, планов, отчетов, учебных материалов следует использовать папки, сортируя информацию по видам. 

Чтобы не запутаться и при необходимости легко найти нужную папку, следует придумать определенную систему маркировки (например, приклеить на  папки с разным содержимым листочки соответствующих цветов) или  использовать разноцветные папки. Предположим, планы будут храниться в синих, а учебные материалы в зеленых папках. 

Важно всегда держать на месте литературу по своему предмету, систематизируя ее по видам и назначению (разделять книги для педагога и учеников,  учебники (УМК) и дополнительные пособия для школьников расставлять по классам, выделять  справочную и методическую литературу). Желательно собрать на отдельной полке методические журналы, разложив их по годам издания и номерам, разместить в отдельном ящичке или на специальной подставке диски с видео- и аудиозаписями. 

4. Придерживайтесь плана на неделю

Конечно, бывает такое, что в течение недели возникают новые дела, задачи, проблемы, требующие вашего безотлагательного вмешательства. Но в основном учителя всегда в состоянии правильно оценить, что именно предстоит сделать в течение рабочей недели. Возьмите за правило составлять план необходимых дел на неделю и старайтесь его придерживаться. Помните, что не всегда то, что легко переносится на завтра, лучше сделать сегодня. В обязательном порядке вносите в свои планы время для эффективного, качественного отдыха: физического и эмоционального.

5. Избавьтесь от рукописной работы

Это совсем не сложно! Больше никаких стикеров с неясными формулировками, наклеенных прямо на ваш учительский стол. Переведите максимум документов в электронный формат. Это станет большим вкладом в последующие годы вашей работы, так как большинство отчетов и планов строятся по единым шаблонам, которые вы всегда сможете использовать. Все конспекты уроков, планы, идеи и методические наработки, тесты и КИМы храните в отдельных папках на компьютере, чтобы всегда иметь доступ к самому необходимому. И помните: всегда стоит создавать резервные копии важных файлов. Просто на всякий случай.

6. Пользуйтесь помощью других учителей и предлагайте свою

Важно помнить, что один в поле (то есть в школе) не воин. Десяткам учителей, работающим в одной школе, очень часто приходится выполнять очень похожие задачи, заполнять одни и те же документы, изучать одни и те же источники информации. Создание слаженного педагогического комьюнити внутри одной школы поможет упростить, а главное, усовершенствовать работу многих педагогов. Если в вашей школе учителя все еще не обсуждают друг с другом свою работу, свои профессиональные проблемы или, наоборот, достижения, стоит задуматься о создании единого форума, общаясь на котором, учителя смогут помогать друг другу справляться с различной работой, в том числе с "надоедливыми бумажками". Важно, чтобы платформа для общения была организована таким образом, чтобы обсуждались именно профессиональные вопросы, а не закупка новых досок или подарок на юбилей завучу. 

7. Подпишитесь на полезные интернет-ресурсы

Не пытайтесь изобретать велосипед в мире, где все уже давно пересели на высокоскоростные авто. Вместо того чтобы постоянно создавать свои авторские методические материалы для работы с детьми, вы можете без зазрения совести пользоваться чужими наработками. Подпишитесь на полезные ресурсы, посвященные вашей теме, и просматривайте их ежедневно в течение пяти минут, сохраняя полезные и понравившиеся вам материалы. Вскоре вы поймете, что в вашей виртуальной копилке уже достаточно хороших и вдохновляющих вас идей и планов для уроков, а свободного времени стало больше.

Электронные варианты методических книг и журналов позволяют без особых усилий создавать раздаточный материал для учащихся. Например, распечатывать тексты для чтения, упражнения и тестовые задания. Кроме того, в журналах представлен большой выбор планов-конспектов занятий, материал которых я часто использую для составления планов и проведения собственных занятий. 

Изучение свежей литературы часто подсказывает мне новые темы для раскрытия разделов программы по дисциплине при составлении календарно-тематического плана. 

8. Умейте отказываться от работы, которая не входит в ваши обязанности

Часто необходимая бумажная работа, выполнить которую учителям приказано «сверху»кажется очень сложной, громоздкой, отнимающей силы и даже бессмысленной. Но так же часто сложная, громоздкая, отнимающая силы и бессмысленная работа, предписанная «сверху», не является такой уж необходимой. Помните, что вы в праве отказываться от бумажной (и не только) работы, выполнение которой не входит в ваши прямые обязанности. Необходимо иногда говорить «нет».  

Читайте также
Комментарии (0)