Как подготовить творческий отчет учителя

Thu Dec 27 2018 08:28:06 GMT+0000 (GMT)
7 0

Творческий отчет – это форма профессиональной аттестации, которая заключается в презентации формы, содержания и результатов педагогической деятельности, которая претендует на оригинальность и уникальность. С необходимостью подготовить творческий отчет регулярно сталкивается каждый школьный учитель. С одной стороны, это своеобразная проверка компетентности педагога со стороны экспертной комиссии. С другой – отличный повод для любого специалиста объективно оценить результаты своей деятельности, выявить собственные сильные стороны, вспомнить о приоритетах и определиться с дальнейшим рабочим курсом. И хотя название «творческий отчет» намекает на некую свободу аттестуемого, в конце аттестации деятельность педагога всегда оценивается по вполне конкретным установленным критериям. Поэтому стоит знать, что обязательно должно быть в вашем творческом отчете, чтобы пройти аттестацию без всяких проблем.

Что может лежать в основе творческого отчета?

Чаще всего учителя используют творческий отчет для презентации собственных методических материалов: это может быть разработка как отдельного урока, так и целого образовательного курса. Можно представить обзор любых форм внеурочной работы с учениками: вы можете описать вашу работу в рамках классных часов или творческих секций, проведенную организацию занятости детей во время перемен или каникул. Кроме того, вы можете подробно описать и проанализировать проведенную вами работу по самообразованию: рассказать в отчете, где вы в последнее время обучались и повышали профессиональную квалификацию, что выяснили, что поняли, какие идеи сгенерировали. В этом смысле учитель действительно обладает немалой свободой выбора темы и предмета для творческого отчета. Но, выбирая тему, очень важно держать в голове несколько вещей.

О чем важно помнить, выбирая тему?

Задача аттестации – определить, насколько педагог, находясь в своей нынешней профессиональной форме, в состоянии адекватно реагировать на те задачи, которые ставит перед ним постоянно меняющийся мир образования. Другими словами, проходя аттестацию, вы должны показать, что вы:

  1. В своей работе ставите цели, достижение которых принесет реальную пользу вашим ученикам. 
  2. Понимаете, с какими проблемами сталкиваются ваши подопечные на пути к достижению этих целей. 
  3. Умеете находить эффективные пути решения этих проблем.

Что бы вы ни выбрали в качестве объекта для своего творческого отчета, в первую очередь убедитесь, что этот объект практичен. Спросите себя, поможет ли ваша педагогическая идея решить реально существующие проблемы? Будет ли она так же полезна для других учителей? Ведет ли она к реально ощутимым результатам? Если на все вопросы вы отвечаете положительно, значит, вы нашли хорошую тему и можете приступать к написанию творческого отчета. 

Структура отчета

Существуют утвержденные и строго определенные правила оформления творческого отчета. Структура этой работы должна включать три раздела. Это:

  1. Титульный лист.
  2. Пояснительная записка.
  3. Приложение.

На титульном листе, согласно правилам оформления, должна быть собрана и систематизирована информация о педагоге. Помимо имени и инициалов, обязательно укажите свою должность, квалификационную категорию, профессиональный стаж. Добавьте полные названия организации, где была выполнена работа (название школы), и вышестоящей организации, наименование вашей работы с указанием направления деятельности. 

Пояснительная записка – это основная часть вашего отчета, такое поэтапное погружение читателей в контекст вашей работы. Причем именно поэтапное, и поэтапность эту важно соблюдать, чтобы «не растекаться мыслью по древу» творческого отчета. Вот разделы, которые стоит включить в вашу пояснительную записку:

1. Введение

В этом разделе вы кратко описываете ситуацию и условия, в которых приступили к реализации тех задач, которым посвящен отчет. Обозначьте, какие проблемы вы хотели решить, приступая к работе, как у вас возникла эта конкретная идея и почему это важно. Оптимально смотреть на любые проблемы с двух точек зрения. С одной стороны, учителю стоит оценить, насколько его работа полезна для учеников, для детей и подростков, учить которых – его основная миссия. С другой стороны, нужно взглянуть на имеющуюся проблему еще и с точки зрения опыта широкого педагогического сообщества. Подумайте, может ли ваш опыт быть интересен другим учителям. Если описываемые вами проблемы носят характер эпидемии, значит, решая их, вы изобретаете таблетку, которая сможет подлечить многих. И тогда потенциальная польза ваших наработок сразу становится более очевидной, и уже на этом этапе отчет становится более интересным.

2. Анализ работы

Сюда входит непосредственное описание самой работы и всех условий, которые на нее повлияли. Постарайтесь со всей объективностью выделить важные результаты. Отметьте, какие условия вам помогали, без чего ваш опыт был бы менее позитивным: возможно, ваш проект предполагал обязательное следование конкретной методике, наличие в школе какого-то оборудования или участие и других специалистов (педагогов, психологов и пр.). Честно укажите проблемы, с которыми вы столкнулись и которые не смогли решить – это нисколько не умалит ваш опыт, а, наоборот, покажет, что вы адекватно оцениваете собственную работу и ищете пути для дальнейшего развития.

3. Проектная часть

Любая хорошая работа, подходя к своему логическому концу, на самом деле не заканчивается, а трансформируется в новые идеи, замыслы и планы. В проектной части учителю необходимо сформулировать собственную стратегию дальнейших действий. Вспомните про честный ответ на вопрос, что именно не получилось в этот раз. Пусть он поможет вам в проектировании будущих преподавательских достижений. 

4. Заключительная часть

В заключении к пояснительной записке придите к выводам, насколько ваша работа была успешной и инновационной. Обязательно уточните, чем ваш опыт отличался от опыта других учителей, которым доводилось работать с тем же форматом, материалом, в тех же условиях. 

Приложение – это любой иллюстративный материал, с помощью которого вы предоставляете комиссии более полную информацию о своем проекте. В приложение могут входить фотографии и видео с уроков; примеры работ, выполненных детьми; таблицы, доказывающие эффективность работы учителя.

Совет: не стоит перегружать ваш творческий отчет чересчур объемным приложением. Выберите несколько разноформатных способов продемонстрировать то лучшее, что было в вашей работе. Нескольких фотографий, видеофрагмента и таблицы будет вполне достаточно.

Для многих современных учителей выполнение творческого отчета – это формальность, которую так или иначе следует исполнить, чтобы соблюсти некий "профессиональный этикет". Но вы можете отнестись к творческому отчету не как к простой формальности, а как к ценной возможности сформулировать для себя приоритеты в дальнейшей работе и поделиться важным опытом с коллегами. А пренебрегать такой возможностью вряд ли кому-нибудь захочется.

Читайте также
Комментарии (0)

Как подготовить творческий отчет учителя

7 0

Thu Dec 27 2018 08:28:06 GMT+0000 (GMT)

Мария Хмара
Подписаться

Творческий отчет – это форма профессиональной аттестации, которая заключается в презентации формы, содержания и результатов педагогической деятельности, которая претендует на оригинальность и уникальность. С необходимостью подготовить творческий отчет регулярно сталкивается каждый школьный учитель. С одной стороны, это своеобразная проверка компетентности педагога со стороны экспертной комиссии. С другой – отличный повод для любого специалиста объективно оценить результаты своей деятельности, выявить собственные сильные стороны, вспомнить о приоритетах и определиться с дальнейшим рабочим курсом. И хотя название «творческий отчет» намекает на некую свободу аттестуемого, в конце аттестации деятельность педагога всегда оценивается по вполне конкретным установленным критериям. Поэтому стоит знать, что обязательно должно быть в вашем творческом отчете, чтобы пройти аттестацию без всяких проблем.

Что может лежать в основе творческого отчета?

Чаще всего учителя используют творческий отчет для презентации собственных методических материалов: это может быть разработка как отдельного урока, так и целого образовательного курса. Можно представить обзор любых форм внеурочной работы с учениками: вы можете описать вашу работу в рамках классных часов или творческих секций, проведенную организацию занятости детей во время перемен или каникул. Кроме того, вы можете подробно описать и проанализировать проведенную вами работу по самообразованию: рассказать в отчете, где вы в последнее время обучались и повышали профессиональную квалификацию, что выяснили, что поняли, какие идеи сгенерировали. В этом смысле учитель действительно обладает немалой свободой выбора темы и предмета для творческого отчета. Но, выбирая тему, очень важно держать в голове несколько вещей.

О чем важно помнить, выбирая тему?

Задача аттестации – определить, насколько педагог, находясь в своей нынешней профессиональной форме, в состоянии адекватно реагировать на те задачи, которые ставит перед ним постоянно меняющийся мир образования. Другими словами, проходя аттестацию, вы должны показать, что вы:

  1. В своей работе ставите цели, достижение которых принесет реальную пользу вашим ученикам. 
  2. Понимаете, с какими проблемами сталкиваются ваши подопечные на пути к достижению этих целей. 
  3. Умеете находить эффективные пути решения этих проблем.

Что бы вы ни выбрали в качестве объекта для своего творческого отчета, в первую очередь убедитесь, что этот объект практичен. Спросите себя, поможет ли ваша педагогическая идея решить реально существующие проблемы? Будет ли она так же полезна для других учителей? Ведет ли она к реально ощутимым результатам? Если на все вопросы вы отвечаете положительно, значит, вы нашли хорошую тему и можете приступать к написанию творческого отчета. 

Структура отчета

Существуют утвержденные и строго определенные правила оформления творческого отчета. Структура этой работы должна включать три раздела. Это:

  1. Титульный лист.
  2. Пояснительная записка.
  3. Приложение.

На титульном листе, согласно правилам оформления, должна быть собрана и систематизирована информация о педагоге. Помимо имени и инициалов, обязательно укажите свою должность, квалификационную категорию, профессиональный стаж. Добавьте полные названия организации, где была выполнена работа (название школы), и вышестоящей организации, наименование вашей работы с указанием направления деятельности. 

Пояснительная записка – это основная часть вашего отчета, такое поэтапное погружение читателей в контекст вашей работы. Причем именно поэтапное, и поэтапность эту важно соблюдать, чтобы «не растекаться мыслью по древу» творческого отчета. Вот разделы, которые стоит включить в вашу пояснительную записку:

1. Введение

В этом разделе вы кратко описываете ситуацию и условия, в которых приступили к реализации тех задач, которым посвящен отчет. Обозначьте, какие проблемы вы хотели решить, приступая к работе, как у вас возникла эта конкретная идея и почему это важно. Оптимально смотреть на любые проблемы с двух точек зрения. С одной стороны, учителю стоит оценить, насколько его работа полезна для учеников, для детей и подростков, учить которых – его основная миссия. С другой стороны, нужно взглянуть на имеющуюся проблему еще и с точки зрения опыта широкого педагогического сообщества. Подумайте, может ли ваш опыт быть интересен другим учителям. Если описываемые вами проблемы носят характер эпидемии, значит, решая их, вы изобретаете таблетку, которая сможет подлечить многих. И тогда потенциальная польза ваших наработок сразу становится более очевидной, и уже на этом этапе отчет становится более интересным.

2. Анализ работы

Сюда входит непосредственное описание самой работы и всех условий, которые на нее повлияли. Постарайтесь со всей объективностью выделить важные результаты. Отметьте, какие условия вам помогали, без чего ваш опыт был бы менее позитивным: возможно, ваш проект предполагал обязательное следование конкретной методике, наличие в школе какого-то оборудования или участие и других специалистов (педагогов, психологов и пр.). Честно укажите проблемы, с которыми вы столкнулись и которые не смогли решить – это нисколько не умалит ваш опыт, а, наоборот, покажет, что вы адекватно оцениваете собственную работу и ищете пути для дальнейшего развития.

3. Проектная часть

Любая хорошая работа, подходя к своему логическому концу, на самом деле не заканчивается, а трансформируется в новые идеи, замыслы и планы. В проектной части учителю необходимо сформулировать собственную стратегию дальнейших действий. Вспомните про честный ответ на вопрос, что именно не получилось в этот раз. Пусть он поможет вам в проектировании будущих преподавательских достижений. 

4. Заключительная часть

В заключении к пояснительной записке придите к выводам, насколько ваша работа была успешной и инновационной. Обязательно уточните, чем ваш опыт отличался от опыта других учителей, которым доводилось работать с тем же форматом, материалом, в тех же условиях. 

Приложение – это любой иллюстративный материал, с помощью которого вы предоставляете комиссии более полную информацию о своем проекте. В приложение могут входить фотографии и видео с уроков; примеры работ, выполненных детьми; таблицы, доказывающие эффективность работы учителя.

Совет: не стоит перегружать ваш творческий отчет чересчур объемным приложением. Выберите несколько разноформатных способов продемонстрировать то лучшее, что было в вашей работе. Нескольких фотографий, видеофрагмента и таблицы будет вполне достаточно.

Для многих современных учителей выполнение творческого отчета – это формальность, которую так или иначе следует исполнить, чтобы соблюсти некий "профессиональный этикет". Но вы можете отнестись к творческому отчету не как к простой формальности, а как к ценной возможности сформулировать для себя приоритеты в дальнейшей работе и поделиться важным опытом с коллегами. А пренебрегать такой возможностью вряд ли кому-нибудь захочется.

Читайте также
Комментарии (0)