Как мотивировать учеников? Разбираемся на примере урока русского языка

2019-02-19T16:04:18.173Z
4 0

Иногда кажется, что урок построен идеально. Но ученики сидят со скучающим видом, а на самостоятельной показывают на удивление низкие результаты. Все дело в том, что у них отсутствует мотивация к изучению данной темы. Может быть, им не ясно, как эти знания могут пригодиться в жизни. Или же просто не хватает интереса. Проверенные приемы мотивации помогут учителю настроить учеников на работу, создать для каждого ситуацию успеха и внести в традиционный урок элементы игры. 

Как мотивировать учеников? Разбираемся на примере урока русского языка

Учеба будет протекать гладко и без принуждения, если ученики будут достаточно замотивированы на изучение предмета. Сейчас мотивация – это одна из самых основных задач учителя. 

Немаловажную роль играет сама личность педагога. Если ученик испытывает к нему симпатию и уважение, восхищается им, то чаще всего у ребенка возникает естественное желание успевать в предмете, который преподает такой учитель. 

Но бывает, что некоторые ребята просто чувствуют себя неспособными к предмету. Они могут не проявлять склонностей к русскому языку и считать, что все равно не удастся получить высокий балл. А значит, нечего и стараться. Мотивировать таких детей на обучение бывает сложнее всего.

Я предлагаю простой проверенный набор средств, который может помочь заинтересовать всех учеников, включить их в процесс и побудить прикладывать больше усилий в изучении предмета. 

Создание ситуации успеха

Как мотивировать учеников? Разбираемся на примере урока русского языка

Надо стараться, чтобы ситуация успеха возникала у всех ребят. Ведь часто те, кто не силен в предмете, заранее опускают руки. 

Используйте простые психологические приемы: 

  1. Пусть во время фронтального опроса ученики начинают ответ со слов «Я знаю, что…». На уровне подсознания это создает ощущение, что ты уверен в ответе.
  2. Заменяйте, когда это возможно, обычные оценки системой самооценивания.
  3. Введите систему дополнительных поощрений. Ее можно использовать для личных результатов каждого ученика. Можно вклеивать в тетрадки карточки с пожеланиями, добрыми шуточными предсказаниями, маленькие подарки типа набора наклеек, открытки и так далее. Можно посылать ученикам что-то в мессенджерах и соцсетях, если у вас развит такой тип общения. 

В начальной школе я выясняла, какой мультик у каждого ребенка самый любимый. И при достижении определенного личного результата клеила им на тетрадки распечатанные изображения с цитатами – каждому свое. Критерии составляла такие, чтобы в итоге каждый учащийся получил вознаграждение. 

  1. Ставьте оценки «в кредит» некоторым учащимся, чтобы пробудить у них желание двигаться дальше. Пусть ребенок знает, что в нем есть все для того, чтобы иметь такую отметку, и вы верите в него.
  2. Отмечайте вслух любой успех каждого ученика. Если он не силен в предмете, пусть получает похвалу за аккуратность, вежливость, креативный подход, красивое оформление работы и так далее. 
  3. Используйте любой шанс, чтобы подчеркнуть личные достоинства каждого ученика.

Освобождение от домашнего задания, зачета и других форм контроля

Этот прием отлично мотивирует учеников приложить дополнительные усилия. 

Заблаговременно стоит объявить ребятам, какие действия (творческие задания, сумма оценок, выполнение условий) помогут им избежать традиционной непростой работы. 

Но не пускайте все на самотек – вывесите условия на стенд, напоминайте о них и отмечайте тех учеников, которые уже получили освобождение. 

Мой преподаватель в институте пользовался таким способом несколько курсов. Он приглашал тех, кто набрал определенное количество баллов, к доске. Там он просил вытянуть карточку из тех, которые он разложил на столе. На них, как правило, были виды городов и слова, которые можно было расшифровывать на свое усмотрение. А на одной из них был «джокер» – он означал освобождение от экзамена.  

Это воспринималось нами как интересная игра и давало дополнительную мотивацию.  

Линия времени

Этот прием помогает посмотреть на тему как часть чего-то большего. У учеников появляется понимание, что и зачем они делают.

Достаточно начертить линию на доске, где крестиком обозначить текущую тему в разделе. А также отметить все остальные этапы и формы контроля. Можно обсудить целостную картину с ребятами.

Ученики смогут увидеть, к чему они двигаются, к какому конечному результату. Они поймут, что ждет их на каждом этапе, где на их пути встретятся самостоятельные и контрольные работы. А также – что главное надо усвоить для перехода к следующей теме. 

Есть много ребят, которым проще дается усвоение материала от общего к частному. Для них такая линия может стать настоящим подспорьем.

Игрофикация учебного процесса

Как мотивировать учеников? Разбираемся на примере урока русского языка

Можно пойти дальше и превратить весь процесс в игру или квест. Причем игры – это сейчас не только удел младших школьников. Многие образовательные процессы для взрослых сейчас подвергаются игрофикации, ведь это облегчает усвоение программы и дает мощный стимул. 

Старшеклассники не меньше чем малыши увлекаются компьютерными играми. А значит, предложение сыграть в многоуровневую игру будет воспринято ими с интересом.

В каждый раздел можно привнести любой элемент игры. Например, это может быть детективный квест в разделе «Части речи». Тогда в начале нужно придумать какую-то тайну, которая будет раскрываться постепенно, после прохождения каждого из этапов. Класс собирает некое «досье» на каждую часть речи. И после самостоятельной по каждой теме получает определенные бонусы и новую подсказку. 

Отведите материалам об игре место в классном уголке. Там могут быть правила, иллюстрации, итоги, новые подсказки. 

Можно организовать игру на основе популярного в классе фильма или мультфильма. Хорошо использовать кубики, фишки и игровое поле, где каждую команду ждут свои задания на всех этапах изучения темы. В каждый урок можно включать хотя бы одно задание, относящееся непосредственно к игре и связанное с текущей темой (расшифровать письмо, придумать описания и т. д.).

Если долгая игра для большого раздела кажется вам слишком утомительной, можно использовать отдельно взятую тему. Игра по теме «Существительное» может длиться несколько уроков и продолжаться в домашних заданиях. По завершении каждого этапа работы учащиеся могут, например, получать существительные, из которых потом соберут письмо с ответом на главную загадку. Или набирать баллы, за которые потом смогут «купить» какие-то интересные бонусы. Например, просмотр фильма или пижамную вечеринку, организованную прямо в классе. 

Активные творческие ребята с удовольствием помогут придумать вам, какие призы могут ожидать класс и отдельных учеников по завершении каждого из этапов. 

Со своим классом в начальной школе в конце большого раздела мы устраивали особенный творческий урок. В нем были инсценировки по теме, подвижные игры, песни, буриме. На таких уроках я не ставила цель усвоить как можно больше материала. Тут главная задача была именно в мотивации учащихся.  

Обдумайте подходящую форму игры – каждый в классе может играть за себя, в группе, или же это будет соревнование между классами. Смотря как для ваших учеников будет удобнее и интереснее. 

СОВЕТ. Главное, чтобы тематика игры соответствовала интересам класса и возрасту. Некоторые ребята с восторгом встретят Гарри Поттера и деление класса на команды-факультеты. А кто-то будет рад, если вся игра будет сделана в стиле Шерлока Холмса. Чтобы определить самую популярную в классе тему, можно провести устный опрос или письменное анкетирование. 

Образовательная стратегия

Разрабатывать стратегии и составлять алгоритмы – это тоже своеобразная игра. Попросите учеников ответить на вопросы типа «Что ты делал, чтобы написать самостоятельную на отлично?».

А потом этот ответ можно задокументировать в виде инструкции, презентации или схемы. Просите ребят не стесняться – проявлять юмор, творчество, свой стиль написания, добавлять иллюстрации. 

Можно сравнить разные схемы, выбрать наиболее полезные, которые и другие ученики могли бы использовать.

В конце такой работы поздравьте ребят с тем, что они в таком юном возрасте стали разработчиками успешных обучающих стратегий. Если это уместно, можете рассказать о том, что в современном мире очень востребована профессия коуча, где люди, достигшие успеха, учат этому других. Так что  некоторые ученики уже приблизились к освоению этой высокооплачиваемой профессии.

Мотивационные игры-минутки на уроке

Такие игры не отнимают много времени, но помогают учащимся увидеть, как полученные знания можно использовать в жизни. А это является хорошей мотивацией для изучения предмета. 

«Данетка»

Вы загадываете какое-то слово. Возможно, то, которое присутствовало в одном из предыдущих упражнений или на конкретную узкую тематику. Далее ученики начинают задавать вопросы, на которые вы можете ответить только «да» или «нет».

Вас могут спрашивать, женский ли у слова род, единственное ли число, на первый ли слог падает ударение. И задавать любые другие вопросы, которые характеризуют слово с точки зрения русского языка.

Чтобы играть было интереснее, можно ставить таймер, песочные часы или лимитировать количество вопросов. 

«Оратор»

Эту игру можно проводить в парах, группах или же вызывать желающих к доске. Задача – за одну минуту убедить оппонента, что изучение этой темы или раздела русского языка ему просто необходимо.  

«Фантазер»

Это упражнение похоже на предыдущее, но его можно выполнять и письменно.

Дается тема, а задача учеников – найти 5 способов применения этих знаний в повседневной жизни. 

«Профессионал»

Поговорите с ребятами о модных сейчас профессиях, где точно необходимы знания того или иного раздела русского языка. 

При общении с детьми я выяснила, что многие хотят быть блогерами и авторами компьютерных игр. Или же жить в теплых странах и иметь удаленные профессии – писать продающие тексты, сценарии фильмов, заниматься продвижением в соцсетях. 

Ребята сами говорили о том, что не все ошибки можно проверить в программах, особенно это касается синтаксиса. А если ты ведешь блог или делаешь бизнес-предложение с ошибками, то уважение клиента к тебе резко падает. 

Пусть все расскажут, кем еще они хотят стать, и подумают, как новые знания будут помогать им в профессии. 

Помимо мотивации, все эти приемы параллельно создают особую доверительную атмосферу в классе. Ребята перестают бояться высказывать свое мнение, больше раскрываются. Они общаются на интересные темы и обсуждают вопросы русского языка за пределами класса, что не может не радовать. 

Читайте также
Комментарии (0)
2019-02-19T16:04:18.173Z
4 0

Как мотивировать учеников? Разбираемся на примере урока русского языка


Мария Ковалева
Подписаться

Иногда кажется, что урок построен идеально. Но ученики сидят со скучающим видом, а на самостоятельной показывают на удивление низкие результаты. Все дело в том, что у них отсутствует мотивация к изучению данной темы. Может быть, им не ясно, как эти знания могут пригодиться в жизни. Или же просто не хватает интереса. Проверенные приемы мотивации помогут учителю настроить учеников на работу, создать для каждого ситуацию успеха и внести в традиционный урок элементы игры. 

Как мотивировать учеников? Разбираемся на примере урока русского языка

Учеба будет протекать гладко и без принуждения, если ученики будут достаточно замотивированы на изучение предмета. Сейчас мотивация – это одна из самых основных задач учителя. 

Немаловажную роль играет сама личность педагога. Если ученик испытывает к нему симпатию и уважение, восхищается им, то чаще всего у ребенка возникает естественное желание успевать в предмете, который преподает такой учитель. 

Но бывает, что некоторые ребята просто чувствуют себя неспособными к предмету. Они могут не проявлять склонностей к русскому языку и считать, что все равно не удастся получить высокий балл. А значит, нечего и стараться. Мотивировать таких детей на обучение бывает сложнее всего.

Я предлагаю простой проверенный набор средств, который может помочь заинтересовать всех учеников, включить их в процесс и побудить прикладывать больше усилий в изучении предмета. 

Создание ситуации успеха

Как мотивировать учеников? Разбираемся на примере урока русского языка

Надо стараться, чтобы ситуация успеха возникала у всех ребят. Ведь часто те, кто не силен в предмете, заранее опускают руки. 

Используйте простые психологические приемы: 

  1. Пусть во время фронтального опроса ученики начинают ответ со слов «Я знаю, что…». На уровне подсознания это создает ощущение, что ты уверен в ответе.
  2. Заменяйте, когда это возможно, обычные оценки системой самооценивания.
  3. Введите систему дополнительных поощрений. Ее можно использовать для личных результатов каждого ученика. Можно вклеивать в тетрадки карточки с пожеланиями, добрыми шуточными предсказаниями, маленькие подарки типа набора наклеек, открытки и так далее. Можно посылать ученикам что-то в мессенджерах и соцсетях, если у вас развит такой тип общения. 

В начальной школе я выясняла, какой мультик у каждого ребенка самый любимый. И при достижении определенного личного результата клеила им на тетрадки распечатанные изображения с цитатами – каждому свое. Критерии составляла такие, чтобы в итоге каждый учащийся получил вознаграждение. 

  1. Ставьте оценки «в кредит» некоторым учащимся, чтобы пробудить у них желание двигаться дальше. Пусть ребенок знает, что в нем есть все для того, чтобы иметь такую отметку, и вы верите в него.
  2. Отмечайте вслух любой успех каждого ученика. Если он не силен в предмете, пусть получает похвалу за аккуратность, вежливость, креативный подход, красивое оформление работы и так далее. 
  3. Используйте любой шанс, чтобы подчеркнуть личные достоинства каждого ученика.

Освобождение от домашнего задания, зачета и других форм контроля

Этот прием отлично мотивирует учеников приложить дополнительные усилия. 

Заблаговременно стоит объявить ребятам, какие действия (творческие задания, сумма оценок, выполнение условий) помогут им избежать традиционной непростой работы. 

Но не пускайте все на самотек – вывесите условия на стенд, напоминайте о них и отмечайте тех учеников, которые уже получили освобождение. 

Мой преподаватель в институте пользовался таким способом несколько курсов. Он приглашал тех, кто набрал определенное количество баллов, к доске. Там он просил вытянуть карточку из тех, которые он разложил на столе. На них, как правило, были виды городов и слова, которые можно было расшифровывать на свое усмотрение. А на одной из них был «джокер» – он означал освобождение от экзамена.  

Это воспринималось нами как интересная игра и давало дополнительную мотивацию.  

Линия времени

Этот прием помогает посмотреть на тему как часть чего-то большего. У учеников появляется понимание, что и зачем они делают.

Достаточно начертить линию на доске, где крестиком обозначить текущую тему в разделе. А также отметить все остальные этапы и формы контроля. Можно обсудить целостную картину с ребятами.

Ученики смогут увидеть, к чему они двигаются, к какому конечному результату. Они поймут, что ждет их на каждом этапе, где на их пути встретятся самостоятельные и контрольные работы. А также – что главное надо усвоить для перехода к следующей теме. 

Есть много ребят, которым проще дается усвоение материала от общего к частному. Для них такая линия может стать настоящим подспорьем.

Игрофикация учебного процесса

Как мотивировать учеников? Разбираемся на примере урока русского языка

Можно пойти дальше и превратить весь процесс в игру или квест. Причем игры – это сейчас не только удел младших школьников. Многие образовательные процессы для взрослых сейчас подвергаются игрофикации, ведь это облегчает усвоение программы и дает мощный стимул. 

Старшеклассники не меньше чем малыши увлекаются компьютерными играми. А значит, предложение сыграть в многоуровневую игру будет воспринято ими с интересом.

В каждый раздел можно привнести любой элемент игры. Например, это может быть детективный квест в разделе «Части речи». Тогда в начале нужно придумать какую-то тайну, которая будет раскрываться постепенно, после прохождения каждого из этапов. Класс собирает некое «досье» на каждую часть речи. И после самостоятельной по каждой теме получает определенные бонусы и новую подсказку. 

Отведите материалам об игре место в классном уголке. Там могут быть правила, иллюстрации, итоги, новые подсказки. 

Можно организовать игру на основе популярного в классе фильма или мультфильма. Хорошо использовать кубики, фишки и игровое поле, где каждую команду ждут свои задания на всех этапах изучения темы. В каждый урок можно включать хотя бы одно задание, относящееся непосредственно к игре и связанное с текущей темой (расшифровать письмо, придумать описания и т. д.).

Если долгая игра для большого раздела кажется вам слишком утомительной, можно использовать отдельно взятую тему. Игра по теме «Существительное» может длиться несколько уроков и продолжаться в домашних заданиях. По завершении каждого этапа работы учащиеся могут, например, получать существительные, из которых потом соберут письмо с ответом на главную загадку. Или набирать баллы, за которые потом смогут «купить» какие-то интересные бонусы. Например, просмотр фильма или пижамную вечеринку, организованную прямо в классе. 

Активные творческие ребята с удовольствием помогут придумать вам, какие призы могут ожидать класс и отдельных учеников по завершении каждого из этапов. 

Со своим классом в начальной школе в конце большого раздела мы устраивали особенный творческий урок. В нем были инсценировки по теме, подвижные игры, песни, буриме. На таких уроках я не ставила цель усвоить как можно больше материала. Тут главная задача была именно в мотивации учащихся.  

Обдумайте подходящую форму игры – каждый в классе может играть за себя, в группе, или же это будет соревнование между классами. Смотря как для ваших учеников будет удобнее и интереснее. 

СОВЕТ. Главное, чтобы тематика игры соответствовала интересам класса и возрасту. Некоторые ребята с восторгом встретят Гарри Поттера и деление класса на команды-факультеты. А кто-то будет рад, если вся игра будет сделана в стиле Шерлока Холмса. Чтобы определить самую популярную в классе тему, можно провести устный опрос или письменное анкетирование. 

Образовательная стратегия

Разрабатывать стратегии и составлять алгоритмы – это тоже своеобразная игра. Попросите учеников ответить на вопросы типа «Что ты делал, чтобы написать самостоятельную на отлично?».

А потом этот ответ можно задокументировать в виде инструкции, презентации или схемы. Просите ребят не стесняться – проявлять юмор, творчество, свой стиль написания, добавлять иллюстрации. 

Можно сравнить разные схемы, выбрать наиболее полезные, которые и другие ученики могли бы использовать.

В конце такой работы поздравьте ребят с тем, что они в таком юном возрасте стали разработчиками успешных обучающих стратегий. Если это уместно, можете рассказать о том, что в современном мире очень востребована профессия коуча, где люди, достигшие успеха, учат этому других. Так что  некоторые ученики уже приблизились к освоению этой высокооплачиваемой профессии.

Мотивационные игры-минутки на уроке

Такие игры не отнимают много времени, но помогают учащимся увидеть, как полученные знания можно использовать в жизни. А это является хорошей мотивацией для изучения предмета. 

«Данетка»

Вы загадываете какое-то слово. Возможно, то, которое присутствовало в одном из предыдущих упражнений или на конкретную узкую тематику. Далее ученики начинают задавать вопросы, на которые вы можете ответить только «да» или «нет».

Вас могут спрашивать, женский ли у слова род, единственное ли число, на первый ли слог падает ударение. И задавать любые другие вопросы, которые характеризуют слово с точки зрения русского языка.

Чтобы играть было интереснее, можно ставить таймер, песочные часы или лимитировать количество вопросов. 

«Оратор»

Эту игру можно проводить в парах, группах или же вызывать желающих к доске. Задача – за одну минуту убедить оппонента, что изучение этой темы или раздела русского языка ему просто необходимо.  

«Фантазер»

Это упражнение похоже на предыдущее, но его можно выполнять и письменно.

Дается тема, а задача учеников – найти 5 способов применения этих знаний в повседневной жизни. 

«Профессионал»

Поговорите с ребятами о модных сейчас профессиях, где точно необходимы знания того или иного раздела русского языка. 

При общении с детьми я выяснила, что многие хотят быть блогерами и авторами компьютерных игр. Или же жить в теплых странах и иметь удаленные профессии – писать продающие тексты, сценарии фильмов, заниматься продвижением в соцсетях. 

Ребята сами говорили о том, что не все ошибки можно проверить в программах, особенно это касается синтаксиса. А если ты ведешь блог или делаешь бизнес-предложение с ошибками, то уважение клиента к тебе резко падает. 

Пусть все расскажут, кем еще они хотят стать, и подумают, как новые знания будут помогать им в профессии. 

Помимо мотивации, все эти приемы параллельно создают особую доверительную атмосферу в классе. Ребята перестают бояться высказывать свое мнение, больше раскрываются. Они общаются на интересные темы и обсуждают вопросы русского языка за пределами класса, что не может не радовать. 

Читайте также
Комментарии (0)