Как информировать родителей об успеваемости первоклассников

2019-08-15T15:26:18.887Z
43 0

Учитель начальных классов, проводя родительские собрания в первом классе, сталкивается с проблемой − как ответить на вопросы родителей об успеваемости детей. Свой вариант решения, универсальные таблицы с показателями успехов учеников, предлагает учитель Анна Литягина.

Когда работаешь учителем в первом классе, отметок детям не ставишь. Нельзя − травмируется детская психика. А ребята приходят в школу морально готовыми к оценкам:

– А когда вы нам пятерки будете ставить? Мы уже два урока проучились!

– Друзья мои, да хоть сейчас! Прямо 1 сентября, мне не жалко. Только вам нужно привыкнуть к обстановке, войти в курс дела, набраться опыта.

– А наклейки хотя бы можно? 

– Наклейки можно.

– Ура-а-а! 

Весь год дети радуются наклейкам, плюсикам, учительским комментариям в тетрадях: «молодчина», «умница», «класс», «восхитительно», «красота» и просто смайликам, скрупулезно подсчитывают количество звездочек, зайчиков, машинок – целая бухгалтерия! Они раскрашивают мои комментарии цветными карандашами, добавляют сердечки, цветочки и даже копируют рядом своим, пока корявым, почерком: «моладец». И все рады. Больше всего рада я, потому что мне не надо ставить цифры. Люблю первый класс!

Но есть оборотная сторона этой прекрасной медали. Родители не всегда могут объективно оценить успеваемость своих детей. Подумаешь, наклейка. Привычной цифры-то нет! «Нет отметок – нет проблем, – спокойно думают одни. – Значит, у нашего все хорошо!». «Нет отметок, а вдруг у нашего все плохо?!» – нервничают другие.

Проблема усугубляется тем, что по детским тетрадям родителям трудно определить, все ли получается у ребенка. Много исправлено красными учительскими чернилами (я, правда, люблю зеленые) − так еще только первый класс, успеет научиться! Отметок нет под исправлениями − нет повода для беспокойства.

Отлично, когда это так. А если повод есть, отсутствие отметки-ориентира затрудняет взаимопонимание между родителями и учителем. Приходится выкручиваться и предоставлять информацию об успеваемости в более привычной форме − на родительских собраниях я сообщаю об успеваемости детей, используя специальные таблицы. 

Как составлять таблицы успеваемости и как с ними работать

Информацию об успехах и неудачах каждого ребенка, как и любой учитель, я собираю ежедневно. К родительскому собранию все данные остается только внести в соответствующие ячейки таблиц. Можно сделать это один раз в конце учебного года. Можно два раза: в декабре и в апреле-мае, тогда родители видят динамику успеваемости.

Информация, которую родители получают из таблиц:

  • чего достиг ребенок в процессе обучения;
  • какие отметки соответствуют достижениям;
  • каков общий уровень успеваемости в классе и какую позицию в общем «рейтинге» занимает ребенок. 

Родители получают объективные данные, а не пребывают в иллюзиях, по-своему истолковывая «зайчиков» и «звездочки» в тетрадях. 

К собранию я делаю два типа таблиц − сводные по классу и индивидуальные по каждому ребенку. Примеры и описание − ниже. На руки родители получают таблицу с данными об успеваемости только своего ребенка. 

Сводные таблицы вывешиваются на доске или демонстрируются в формате презентации. Все пояснения я даю по общим таблицам. Подготовленный и продуманный комментарий избавляет от лишних вопросов и сокращает время собрания. 

Никаких фамилий! 

Фамилии детей в сводной таблице зашифрованы. Вместо них – буквы алфавита. При этом порядок фамилий и букв нарушен. То есть ученик Андреев может быть обозначен буквой «Ф» и стоять в середине списка. Буква, которая обозначает фамилию, указана в индивидуальной таблице, которую получают родители в начале собрания. 

Вся эта конспирация нужна для сохранения спокойствия в рядах мам и пап. Чтобы никто не начал любопытствовать, где в списке двоечник Кульков, где отличник Пупкин, где хулиган Чижиков, где дети членов родительского комитета и т.д.

Для себя я делаю таблицы с фамилиями детей.

Цвета в таблице

Цвет ячейки приблизительно соответствует отметке и показывает уровень владения знаниями и навыками.  Обычно я использую 4 цвета: 

«5»Высокий уровень
«4»Повышенный уровень
«3»Средний уровень (группа риска)
«2»Низкий уровень (критический)


К желтому цвету может добавляться оранжевый как показатель очень высокого уровня. Также может стоять просто «+». Количество таблиц, число разделов и граф, их содержание – на усмотрение учителя. 

Таблица по технике (качеству) чтения 

С нее начинается презентация на собрании. Как ни крути, от умения читать многое зависит. Оговорюсь: я никогда не злобствую и не устраиваю соревнований по скорости чтения, не висят в классе сравнительные таблицы, графики, «горные вершины» с фамилиями «альпинистов» и т.п. Каждый читает, как может на данный момент. 

Отчетливо видно, что дети в сентябре показывали разный уровень владения навыком чтения. Вот вам обычный 1-й класс, где один ребенок читает 7 слов в минуту с искажениями, не понимая смысла прочитанного, а другой – 98 слов без ошибок. Каким отметкам это соответствует? Здесь уже разрыв, и кто-то уже в хвосте… При том, что ни один ребенок не обязан уметь читать к 1-му классу. 

Таблица по фонетическому анализу 

В таблице некоторые ячейки содержат несколько цветов, отражая динамику или нестабильность. Прослеживается связь с качеством чтения. 

Таблица по орфографическим умениям

Эта таблица появляется во втором полугодии, когда от работы в прописях класс переходит к изучению предмета «русский язык». 

Таблица по орфографической зоркости

В этой таблице представлены: 

  • уровень усвоения основных правил русского языка;
  • нарушения, требующие проработки с логопедом-дефектологом (в таблице обозначены розовым цветом);
  • нарушения графики.

Таблица по математике (второе полугодие)

Данные в таблице показывают уровень владения навыками вычисления: темп решения примеров; умения решить задачу, понять и составить к ней схему (или краткую запись); качество выполнения самостоятельных и контрольных работ. 

Таблица по универсальным учебным действиям и умениям (второе полугодие) 

Значительная часть текущего и будущего успеха ребенка в обучении заложена в его позиции «Я – школьник». Это показатель уровня адаптации к школьной жизни, успешности перехода от игровой деятельности к учебной, мотивации к обучению. Если ребенок не ощущает себя школьником, учеба ему совсем не интересна. Может, он пока не созрел для школы. Данные из этой таблицы − повод родителям задуматься, не рано ли они отдали своего малыша в школу. 

Индивидуальная таблица (конец учебного года)

Данные по одному ученику выгружаются из всех предыдущих таблиц. Конечно, собрать индивидуальную информацию  о каждом ученике на один лист – довольно хлопотное дело и занимает оно достаточно много времени. Вы можете ограничиться общими таблицами. Главное, чтобы родителя знали нужную букву.  

Таблицы с данными об успеваемости меняют отношение родителей к школе

Приведенные таблицы предназначены для родительского обозрения в сопровождении обстоятельных комментариев учителя. Количество таблиц, число разделов и граф, их содержание – на усмотрение педагога. Я и сама периодически вношу изменения. Невозможно одинаково работать в разных классах, сами знаете. 

Получив довольно обширную информацию в таком формате, многие родители проникаются важностью момента. У некоторых из головы улетучивается мысль: «Подумаешь, первый класс! Крючки да палочки, чего там учить. Отметок нет. Стало быть, ничего серьезного». Мамы и папы первоклассников начинают по-другому смотреть и на своего ребенка-школьника, и на учителя, и на современный процесс образования вообще. 


Читайте также
Комментарии (0)
2019-08-15T15:26:18.887Z
43 0

Как информировать родителей об успеваемости первоклассников


Учитель начальных классов, проводя родительские собрания в первом классе, сталкивается с проблемой − как ответить на вопросы родителей об успеваемости детей. Свой вариант решения, универсальные таблицы с показателями успехов учеников, предлагает учитель Анна Литягина.

Когда работаешь учителем в первом классе, отметок детям не ставишь. Нельзя − травмируется детская психика. А ребята приходят в школу морально готовыми к оценкам:

– А когда вы нам пятерки будете ставить? Мы уже два урока проучились!

– Друзья мои, да хоть сейчас! Прямо 1 сентября, мне не жалко. Только вам нужно привыкнуть к обстановке, войти в курс дела, набраться опыта.

– А наклейки хотя бы можно? 

– Наклейки можно.

– Ура-а-а! 

Весь год дети радуются наклейкам, плюсикам, учительским комментариям в тетрадях: «молодчина», «умница», «класс», «восхитительно», «красота» и просто смайликам, скрупулезно подсчитывают количество звездочек, зайчиков, машинок – целая бухгалтерия! Они раскрашивают мои комментарии цветными карандашами, добавляют сердечки, цветочки и даже копируют рядом своим, пока корявым, почерком: «моладец». И все рады. Больше всего рада я, потому что мне не надо ставить цифры. Люблю первый класс!

Но есть оборотная сторона этой прекрасной медали. Родители не всегда могут объективно оценить успеваемость своих детей. Подумаешь, наклейка. Привычной цифры-то нет! «Нет отметок – нет проблем, – спокойно думают одни. – Значит, у нашего все хорошо!». «Нет отметок, а вдруг у нашего все плохо?!» – нервничают другие.

Проблема усугубляется тем, что по детским тетрадям родителям трудно определить, все ли получается у ребенка. Много исправлено красными учительскими чернилами (я, правда, люблю зеленые) − так еще только первый класс, успеет научиться! Отметок нет под исправлениями − нет повода для беспокойства.

Отлично, когда это так. А если повод есть, отсутствие отметки-ориентира затрудняет взаимопонимание между родителями и учителем. Приходится выкручиваться и предоставлять информацию об успеваемости в более привычной форме − на родительских собраниях я сообщаю об успеваемости детей, используя специальные таблицы. 

Как составлять таблицы успеваемости и как с ними работать

Информацию об успехах и неудачах каждого ребенка, как и любой учитель, я собираю ежедневно. К родительскому собранию все данные остается только внести в соответствующие ячейки таблиц. Можно сделать это один раз в конце учебного года. Можно два раза: в декабре и в апреле-мае, тогда родители видят динамику успеваемости.

Информация, которую родители получают из таблиц:

  • чего достиг ребенок в процессе обучения;
  • какие отметки соответствуют достижениям;
  • каков общий уровень успеваемости в классе и какую позицию в общем «рейтинге» занимает ребенок. 

Родители получают объективные данные, а не пребывают в иллюзиях, по-своему истолковывая «зайчиков» и «звездочки» в тетрадях. 

К собранию я делаю два типа таблиц − сводные по классу и индивидуальные по каждому ребенку. Примеры и описание − ниже. На руки родители получают таблицу с данными об успеваемости только своего ребенка. 

Сводные таблицы вывешиваются на доске или демонстрируются в формате презентации. Все пояснения я даю по общим таблицам. Подготовленный и продуманный комментарий избавляет от лишних вопросов и сокращает время собрания. 

Никаких фамилий! 

Фамилии детей в сводной таблице зашифрованы. Вместо них – буквы алфавита. При этом порядок фамилий и букв нарушен. То есть ученик Андреев может быть обозначен буквой «Ф» и стоять в середине списка. Буква, которая обозначает фамилию, указана в индивидуальной таблице, которую получают родители в начале собрания. 

Вся эта конспирация нужна для сохранения спокойствия в рядах мам и пап. Чтобы никто не начал любопытствовать, где в списке двоечник Кульков, где отличник Пупкин, где хулиган Чижиков, где дети членов родительского комитета и т.д.

Для себя я делаю таблицы с фамилиями детей.

Цвета в таблице

Цвет ячейки приблизительно соответствует отметке и показывает уровень владения знаниями и навыками.  Обычно я использую 4 цвета: 

«5»Высокий уровень
«4»Повышенный уровень
«3»Средний уровень (группа риска)
«2»Низкий уровень (критический)


К желтому цвету может добавляться оранжевый как показатель очень высокого уровня. Также может стоять просто «+». Количество таблиц, число разделов и граф, их содержание – на усмотрение учителя. 

Таблица по технике (качеству) чтения 

С нее начинается презентация на собрании. Как ни крути, от умения читать многое зависит. Оговорюсь: я никогда не злобствую и не устраиваю соревнований по скорости чтения, не висят в классе сравнительные таблицы, графики, «горные вершины» с фамилиями «альпинистов» и т.п. Каждый читает, как может на данный момент. 

Отчетливо видно, что дети в сентябре показывали разный уровень владения навыком чтения. Вот вам обычный 1-й класс, где один ребенок читает 7 слов в минуту с искажениями, не понимая смысла прочитанного, а другой – 98 слов без ошибок. Каким отметкам это соответствует? Здесь уже разрыв, и кто-то уже в хвосте… При том, что ни один ребенок не обязан уметь читать к 1-му классу. 

Таблица по фонетическому анализу 

В таблице некоторые ячейки содержат несколько цветов, отражая динамику или нестабильность. Прослеживается связь с качеством чтения. 

Таблица по орфографическим умениям

Эта таблица появляется во втором полугодии, когда от работы в прописях класс переходит к изучению предмета «русский язык». 

Таблица по орфографической зоркости

В этой таблице представлены: 

  • уровень усвоения основных правил русского языка;
  • нарушения, требующие проработки с логопедом-дефектологом (в таблице обозначены розовым цветом);
  • нарушения графики.

Таблица по математике (второе полугодие)

Данные в таблице показывают уровень владения навыками вычисления: темп решения примеров; умения решить задачу, понять и составить к ней схему (или краткую запись); качество выполнения самостоятельных и контрольных работ. 

Таблица по универсальным учебным действиям и умениям (второе полугодие) 

Значительная часть текущего и будущего успеха ребенка в обучении заложена в его позиции «Я – школьник». Это показатель уровня адаптации к школьной жизни, успешности перехода от игровой деятельности к учебной, мотивации к обучению. Если ребенок не ощущает себя школьником, учеба ему совсем не интересна. Может, он пока не созрел для школы. Данные из этой таблицы − повод родителям задуматься, не рано ли они отдали своего малыша в школу. 

Индивидуальная таблица (конец учебного года)

Данные по одному ученику выгружаются из всех предыдущих таблиц. Конечно, собрать индивидуальную информацию  о каждом ученике на один лист – довольно хлопотное дело и занимает оно достаточно много времени. Вы можете ограничиться общими таблицами. Главное, чтобы родителя знали нужную букву.  

Таблицы с данными об успеваемости меняют отношение родителей к школе

Приведенные таблицы предназначены для родительского обозрения в сопровождении обстоятельных комментариев учителя. Количество таблиц, число разделов и граф, их содержание – на усмотрение педагога. Я и сама периодически вношу изменения. Невозможно одинаково работать в разных классах, сами знаете. 

Получив довольно обширную информацию в таком формате, многие родители проникаются важностью момента. У некоторых из головы улетучивается мысль: «Подумаешь, первый класс! Крючки да палочки, чего там учить. Отметок нет. Стало быть, ничего серьезного». Мамы и папы первоклассников начинают по-другому смотреть и на своего ребенка-школьника, и на учителя, и на современный процесс образования вообще. 

Читайте также
Комментарии (0)