Если работа педагогом разочаровала. Что делать в такой ситуации?

2019-02-12T08:15:00.000Z
18 0

С работой учителя связано немало стереотипов. Один из них заключается в том, что в нашем обществе профессия педагога воспринимается как подвижничество. Отсюда вытекает еще один миф: считается, что работать в школу идут исключительно по призванию. Мол, денег в этой сфере особо не заработаешь, а работа нервная. Значит, в школе человека удерживает только любовь к детям. В каком-то смысле так и есть. Проблема в том, что рано или поздно даже самая жертвенная и всепоглощающая любовь к детям если не заканчивается, то ослабевает настолько, что учитель всерьез задумывается о том, чтобы уйти из школы. Что делать в такой ситуации, разбираемся в нашей статье.

Немного статистики

Для начала обратимся к статистике – не только к российской, но и к общемировой.

Сотрудники Высшей школы экономики провели масштабное исследование и подготовили доклад о ситуации в российском образовании (подробности читайте на нашем сайте). Оказалось, что 38 % школьных учителей в РФ находятся в возрастной группе 50 лет и старше. Тогда как доля молодых специалистов в возрасте до 30 лет составляет 14 %. В странах-участницах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) учителей старше 50 лет примерно 35 %, а тех, кто моложе 30 лет – в среднем 10 %.

В другом исследовании Высшей школы экономики говорится о том, что средний возраст российских учителей составляет 43 года. Практически каждый четвертый учитель в нашей стране (23 %) считает, что, возможно, лучше было бы выбрать другую профессию. Этот показатель, кстати, не так уж плох по сравнению  с другими государствами. В странах, участвовавших в исследовании TALIS, уже каждый третий педагог (31 %) сожалеет о том, что стал педагогом. 

Барьером для дальнейшего профессионального развития (что напрямую связано с профессиональным выгоранием) для отечественных учителей являются: семейные обязанности (39 %), неудобный график работы и отсутствие стимула (по 28 %), высокая стоимость обучения (21 %), отсутствие интересных курсов (20 %), отсутствие поддержки со стороны начальства (18 %), отсутствие предпосылок (15 %). У зарубежных коллег ситуация несколько иная. Профессиональному развитию мешают: график работы (49 %), отсутствие стимула (47 %), высокая стоимость обучения (43 %), отсутствие интересных курсов (38 %), семейные обязанности (35 %), отсутствие поддержки со стороны начальства (31 %), отсутствие предпосылок (11 %). Респонденты могли выбирать несколько вариантов, поэтому сумма всех ответов получилась больше ста процентов.

Согласно последнему исследованию TALIS, средний возраст российских учителей – 52 года (каждый третий педагог находится в возрасте 50–59 лет). При этом 85 % из них – женщины. Для сравнения: в странах-участницах доля прекрасного пола среди педагогов – 68 %, а в Японии и вовсе 36 %. В исследовании отмечено, что 95 % наших учителей имеют педагогическое образование и ведут только один предмет, тогда как в Европе 53 % учителей преподают сразу несколько предметов. Российским педагогам присуще постоянство: они имеют в среднем больше 20 лет стажа и при этом последние 15–16 лет не меняли место трудоустройства. В то время как их зарубежные коллеги меняют место работы каждые 10 лет. В той же Японии и Сингапуре существует даже особая политика ротации: педагоги обязаны регулярно менять школу, чтобы просто разнообразить свой опыт – этому фактору придается большое значение. 

Интересно, что подавляющее большинство студентов педагогических вузов не собирается идти в учителя: согласно соцопросам, только лишь 10 % выпускников хотят работать в школе. Но в последние три года ситуация изменилась: постепенное увеличение зарплат привлекает в школы молодежь. Возникает вопрос: надолго ли? 

По статистике, в России 33 % учителей уходят из школы в течение первых трех лет с начала работы, а 46 % – в течение пяти лет. Наиболее распространенной причиной такого решения является низкая заработная плата. Тогда как уход в связи с пенсией занимает долю в 14 %. В США аналогичная ситуация: от 40 до 50 % молодых специалистов покидают школу в течение первых пяти лет работы.

На портале Superjob.ru проанализировали 10 000 резюме и пришли к выводу, что именно учителя (вкупе с медсестрами, кстати) дольше представителей всех остальных профессий работают на одном месте: около 5 лет. Примерно 54 % педагогов меняют место работы раз в шесть лет или и того реже. И только 16 % учителей уходит в другую организацию ежегодно.

Бизнес-практики вам помогут

О профессиональном выгорании учителей мы подробно рассказывали в этой статье.

Существует множество бизнес-практик, которые помогут справиться с профессиональным выгоранием. Работа учителя имеет много общего с деятельностью предпринимателя. Благодаря этому сходству часть стратегий, которые применяются в деловом мире для профилактики и избавления от профессионального выгорания, вполне подойдут и для педагогов. Какие же из них наиболее эффективны именно для учителя? 

Для начала нужно понять, что в самом по себе профессиональном выгорании нет ничего исключительного – это естественное явление. У кого-то оно совпадает с кризисом среднего возраста и тогда проходит вдвойне тяжелее. Кому-то везет больше, и эмоциональная усталость наступает в другом возрасте. 

По сути, синдром профессионального выгорания – это недовольство своей работой, когда человек спрашивает себя, на том ли месте он трудится, не ошибся ли с должностью и выбором профессии. Причем это не кратковременный внутренний протест, который, как правило, бывает связан с неожиданно тяжелым рабочим днем/неделей либо с каким-то сложным проектом. При профессиональном выгорании проблема шире и носит более глубинный характер. Невольно возникает ощущение, что жизнь уходит, как песок сквозь пальцы, что свои лучшие годы вы потратили впустую и теперь продолжаете делать не свое дело. От такой эмоциональной усталости и до депрессии недалеко. Лучше всего воспользоваться некоторыми из бизнес-практик и не доводить себя до приема антидепрессантов. 

Вот несколько рекомендаций, которые помогут справиться с проблемой

Во-первых, попытайтесь переосмыслить происходящее. Докопайтесь до источника вашей неудовлетворенности: это именно сама работа или это только место вашей работы, то есть одно конкретное учебное заведение? Если вы проанализировали ситуацию и поняли, что речь идет о втором варианте, постарайтесь принять и тот факт, что просто взять и сменить школу не всегда возможно. Тем более для учителя зрелого возраста: у человека всегда есть обстоятельства, которые его сдерживают. Семья, дети, необходимость выплачивать ипотеку или объективная потребность жить и работать именно в этом городе или районе. 

Во-вторых, сами себе организуйте некоторые перемены, пусть и совсем небольшие. Это особенно актуально, если вас устраивает образовательное учреждение, в котором вы трудитесь, но не устраивает ваша работа. Хороший вариант – попытаться изменить микроклимат в коллективе. Например, можно предложить интересный или необычный проект, благодаря которому объединятся педагоги разного возраста, специальности и профессиональных компетенций. А можно присоединиться к уже существующему в вашей школе комитету, методическому объединению или команде, работающей в новом для вас направлении. Новизна прекрасно разбавляет рутину. Речь не о том, чтобы просто взвалить на себя дополнительные обязанности, а о том, чтобы просто сместить вектор. Изменение, реконструирование рабочих обязанностей неизбежно повлияет и на ваше мировоззрение, восприятие собственной работы, и на ваши перспективы в профессиональной деятельности.

В-третьих, сконцентрируйтесь на профессиональном развитии. С одной стороны, в ежедневной работе учителя чему-чему, а уж скуке-то точно места не найдется. Слишком много в течение рабочего дня возникает коллизий, нестандартных ситуаций, найти выход из которых нужно здесь и сейчас. С другой стороны, у педагога со стажем 10–15 лет уже есть определенный опыт, из-за которого может возникнуть ощущение дежавю. А от него до скуки рукой подать: дескать, я все знаю, все могу; ни требованиями программы, ни детьми меня не удивишь; да и ситуации педагогические я еще и не такие разруливал. Чаще всего в таком случае люди задумываются о вертикальной карьере, пытаются дорасти до завуча или директорского поста. Однако выходом в подобной ситуации может стать и горизонтальное развитие. Проанализируйте свои профессиональные компетенции и определите, какие из них – ваш конек. Наверняка есть что-то, с чем вы справляетесь лучше других преподавателей в вашей школе. Тем более что теперь в школах появились новые должности, такие как старший и ведущий учитель – чем не стимул для развития?  

В-четвертых, осознайте смысл вашей работы. Невозможно переоценить значение труда учителя. Но случается, что и педагога – особенно уставшего – посещают мысли о том, кому и зачем все это нужно. В эти минуты вспомните о своих учениках, их родителях, о своих коллегах – всех, кому вы помогаете своей работой. Такие мысли позволят осознать всю важность вашего ежедневного педагогического труда и вдохновят вас на дальнейшее преподавание.

В-пятых, все-таки задумайтесь о смене деятельности. Если первые четыре пункта не принесли избавления от эмоциональной усталости, то, возможно, имеет смысл пойти на кардинальные перемены и сменить профессию. Можно изо всех сил цепляться за нынешнее место работы, но такие попытки бесплодны и ведут человека к саморазрушению. Конечно, сменить профессию – это очень непростой шаг, он требует по-настоящему взвешенного подхода. Как правило, от смены рода деятельности людей удерживает страх потерять надежный источник дохода и боязнь перемен. Но если вы профессионал, то совершенно точно обладаете знаниями, умениями и навыками, которые будут востребованы и в других сферах труда. Другой вариант – рассмотреть одно из своих хобби как потенциальную работу. Если, конечно, оно у вас есть.

В-шестых, преодолевайте собственные предрассудки. Иногда эмоциональная усталость связана не с профессиональным выгоранием, а с чувством неудовлетворенности. Это сигнализирует о том, что есть что-то такое в вашей педагогической деятельности, что вас более или менее тяготит, однако не настолько, чтобы поменять работу. Другими словами, вы не считаете преподавание смыслом своей жизни. Казалось бы, что здесь особенного? Проблема вот в чем. В последние годы все более распространенным становится следующее мнение: если работа не является центром вашей вселенной, с вами что-то не так. На самом деле это всего лишь стереотип, предрассудок. Попробуйте от него абстрагироваться, а поддержка близких в этом стремлении будет для вас поистине бесценной.

Читайте также
Комментарии (0)

Если работа педагогом разочаровала. Что делать в такой ситуации?

18 0

2019-02-12T08:15:00.000Z

Марина Севастьянова
Подписаться

С работой учителя связано немало стереотипов. Один из них заключается в том, что в нашем обществе профессия педагога воспринимается как подвижничество. Отсюда вытекает еще один миф: считается, что работать в школу идут исключительно по призванию. Мол, денег в этой сфере особо не заработаешь, а работа нервная. Значит, в школе человека удерживает только любовь к детям. В каком-то смысле так и есть. Проблема в том, что рано или поздно даже самая жертвенная и всепоглощающая любовь к детям если не заканчивается, то ослабевает настолько, что учитель всерьез задумывается о том, чтобы уйти из школы. Что делать в такой ситуации, разбираемся в нашей статье.

Немного статистики

Для начала обратимся к статистике – не только к российской, но и к общемировой.

Сотрудники Высшей школы экономики провели масштабное исследование и подготовили доклад о ситуации в российском образовании (подробности читайте на нашем сайте). Оказалось, что 38 % школьных учителей в РФ находятся в возрастной группе 50 лет и старше. Тогда как доля молодых специалистов в возрасте до 30 лет составляет 14 %. В странах-участницах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) учителей старше 50 лет примерно 35 %, а тех, кто моложе 30 лет – в среднем 10 %.

В другом исследовании Высшей школы экономики говорится о том, что средний возраст российских учителей составляет 43 года. Практически каждый четвертый учитель в нашей стране (23 %) считает, что, возможно, лучше было бы выбрать другую профессию. Этот показатель, кстати, не так уж плох по сравнению  с другими государствами. В странах, участвовавших в исследовании TALIS, уже каждый третий педагог (31 %) сожалеет о том, что стал педагогом. 

Барьером для дальнейшего профессионального развития (что напрямую связано с профессиональным выгоранием) для отечественных учителей являются: семейные обязанности (39 %), неудобный график работы и отсутствие стимула (по 28 %), высокая стоимость обучения (21 %), отсутствие интересных курсов (20 %), отсутствие поддержки со стороны начальства (18 %), отсутствие предпосылок (15 %). У зарубежных коллег ситуация несколько иная. Профессиональному развитию мешают: график работы (49 %), отсутствие стимула (47 %), высокая стоимость обучения (43 %), отсутствие интересных курсов (38 %), семейные обязанности (35 %), отсутствие поддержки со стороны начальства (31 %), отсутствие предпосылок (11 %). Респонденты могли выбирать несколько вариантов, поэтому сумма всех ответов получилась больше ста процентов.

Согласно последнему исследованию TALIS, средний возраст российских учителей – 52 года (каждый третий педагог находится в возрасте 50–59 лет). При этом 85 % из них – женщины. Для сравнения: в странах-участницах доля прекрасного пола среди педагогов – 68 %, а в Японии и вовсе 36 %. В исследовании отмечено, что 95 % наших учителей имеют педагогическое образование и ведут только один предмет, тогда как в Европе 53 % учителей преподают сразу несколько предметов. Российским педагогам присуще постоянство: они имеют в среднем больше 20 лет стажа и при этом последние 15–16 лет не меняли место трудоустройства. В то время как их зарубежные коллеги меняют место работы каждые 10 лет. В той же Японии и Сингапуре существует даже особая политика ротации: педагоги обязаны регулярно менять школу, чтобы просто разнообразить свой опыт – этому фактору придается большое значение. 

Интересно, что подавляющее большинство студентов педагогических вузов не собирается идти в учителя: согласно соцопросам, только лишь 10 % выпускников хотят работать в школе. Но в последние три года ситуация изменилась: постепенное увеличение зарплат привлекает в школы молодежь. Возникает вопрос: надолго ли? 

По статистике, в России 33 % учителей уходят из школы в течение первых трех лет с начала работы, а 46 % – в течение пяти лет. Наиболее распространенной причиной такого решения является низкая заработная плата. Тогда как уход в связи с пенсией занимает долю в 14 %. В США аналогичная ситуация: от 40 до 50 % молодых специалистов покидают школу в течение первых пяти лет работы.

На портале Superjob.ru проанализировали 10 000 резюме и пришли к выводу, что именно учителя (вкупе с медсестрами, кстати) дольше представителей всех остальных профессий работают на одном месте: около 5 лет. Примерно 54 % педагогов меняют место работы раз в шесть лет или и того реже. И только 16 % учителей уходит в другую организацию ежегодно.

Бизнес-практики вам помогут

О профессиональном выгорании учителей мы подробно рассказывали в этой статье.

Существует множество бизнес-практик, которые помогут справиться с профессиональным выгоранием. Работа учителя имеет много общего с деятельностью предпринимателя. Благодаря этому сходству часть стратегий, которые применяются в деловом мире для профилактики и избавления от профессионального выгорания, вполне подойдут и для педагогов. Какие же из них наиболее эффективны именно для учителя? 

Для начала нужно понять, что в самом по себе профессиональном выгорании нет ничего исключительного – это естественное явление. У кого-то оно совпадает с кризисом среднего возраста и тогда проходит вдвойне тяжелее. Кому-то везет больше, и эмоциональная усталость наступает в другом возрасте. 

По сути, синдром профессионального выгорания – это недовольство своей работой, когда человек спрашивает себя, на том ли месте он трудится, не ошибся ли с должностью и выбором профессии. Причем это не кратковременный внутренний протест, который, как правило, бывает связан с неожиданно тяжелым рабочим днем/неделей либо с каким-то сложным проектом. При профессиональном выгорании проблема шире и носит более глубинный характер. Невольно возникает ощущение, что жизнь уходит, как песок сквозь пальцы, что свои лучшие годы вы потратили впустую и теперь продолжаете делать не свое дело. От такой эмоциональной усталости и до депрессии недалеко. Лучше всего воспользоваться некоторыми из бизнес-практик и не доводить себя до приема антидепрессантов. 

Вот несколько рекомендаций, которые помогут справиться с проблемой

Во-первых, попытайтесь переосмыслить происходящее. Докопайтесь до источника вашей неудовлетворенности: это именно сама работа или это только место вашей работы, то есть одно конкретное учебное заведение? Если вы проанализировали ситуацию и поняли, что речь идет о втором варианте, постарайтесь принять и тот факт, что просто взять и сменить школу не всегда возможно. Тем более для учителя зрелого возраста: у человека всегда есть обстоятельства, которые его сдерживают. Семья, дети, необходимость выплачивать ипотеку или объективная потребность жить и работать именно в этом городе или районе. 

Во-вторых, сами себе организуйте некоторые перемены, пусть и совсем небольшие. Это особенно актуально, если вас устраивает образовательное учреждение, в котором вы трудитесь, но не устраивает ваша работа. Хороший вариант – попытаться изменить микроклимат в коллективе. Например, можно предложить интересный или необычный проект, благодаря которому объединятся педагоги разного возраста, специальности и профессиональных компетенций. А можно присоединиться к уже существующему в вашей школе комитету, методическому объединению или команде, работающей в новом для вас направлении. Новизна прекрасно разбавляет рутину. Речь не о том, чтобы просто взвалить на себя дополнительные обязанности, а о том, чтобы просто сместить вектор. Изменение, реконструирование рабочих обязанностей неизбежно повлияет и на ваше мировоззрение, восприятие собственной работы, и на ваши перспективы в профессиональной деятельности.

В-третьих, сконцентрируйтесь на профессиональном развитии. С одной стороны, в ежедневной работе учителя чему-чему, а уж скуке-то точно места не найдется. Слишком много в течение рабочего дня возникает коллизий, нестандартных ситуаций, найти выход из которых нужно здесь и сейчас. С другой стороны, у педагога со стажем 10–15 лет уже есть определенный опыт, из-за которого может возникнуть ощущение дежавю. А от него до скуки рукой подать: дескать, я все знаю, все могу; ни требованиями программы, ни детьми меня не удивишь; да и ситуации педагогические я еще и не такие разруливал. Чаще всего в таком случае люди задумываются о вертикальной карьере, пытаются дорасти до завуча или директорского поста. Однако выходом в подобной ситуации может стать и горизонтальное развитие. Проанализируйте свои профессиональные компетенции и определите, какие из них – ваш конек. Наверняка есть что-то, с чем вы справляетесь лучше других преподавателей в вашей школе. Тем более что теперь в школах появились новые должности, такие как старший и ведущий учитель – чем не стимул для развития?  

В-четвертых, осознайте смысл вашей работы. Невозможно переоценить значение труда учителя. Но случается, что и педагога – особенно уставшего – посещают мысли о том, кому и зачем все это нужно. В эти минуты вспомните о своих учениках, их родителях, о своих коллегах – всех, кому вы помогаете своей работой. Такие мысли позволят осознать всю важность вашего ежедневного педагогического труда и вдохновят вас на дальнейшее преподавание.

В-пятых, все-таки задумайтесь о смене деятельности. Если первые четыре пункта не принесли избавления от эмоциональной усталости, то, возможно, имеет смысл пойти на кардинальные перемены и сменить профессию. Можно изо всех сил цепляться за нынешнее место работы, но такие попытки бесплодны и ведут человека к саморазрушению. Конечно, сменить профессию – это очень непростой шаг, он требует по-настоящему взвешенного подхода. Как правило, от смены рода деятельности людей удерживает страх потерять надежный источник дохода и боязнь перемен. Но если вы профессионал, то совершенно точно обладаете знаниями, умениями и навыками, которые будут востребованы и в других сферах труда. Другой вариант – рассмотреть одно из своих хобби как потенциальную работу. Если, конечно, оно у вас есть.

В-шестых, преодолевайте собственные предрассудки. Иногда эмоциональная усталость связана не с профессиональным выгоранием, а с чувством неудовлетворенности. Это сигнализирует о том, что есть что-то такое в вашей педагогической деятельности, что вас более или менее тяготит, однако не настолько, чтобы поменять работу. Другими словами, вы не считаете преподавание смыслом своей жизни. Казалось бы, что здесь особенного? Проблема вот в чем. В последние годы все более распространенным становится следующее мнение: если работа не является центром вашей вселенной, с вами что-то не так. На самом деле это всего лишь стереотип, предрассудок. Попробуйте от него абстрагироваться, а поддержка близких в этом стремлении будет для вас поистине бесценной.

Читайте также
Комментарии (0)