Что изменится с введением должностей старшего и ведущего учителей

2019-06-05T15:30:58.309Z
52 2

Министерство просвещения в рамках национальной системы учительского роста создает новые должности для учителей: старший и ведущий педагог. Что это означает на практике, изменится ли зарплата и порядок аттестации таких учителей, разбираемся в нашей статье.

Учитель – старший учитель – ведущий учитель

Национальная система учительского роста (НСУР) предусматривает введение в школах с 2020 года новых педагогических должностей: старший учитель (учитель-методист) и ведущий учитель (учитель-наставник). Чем они отличаются от уже существующей градации: учителей первой и высшей категорий?

Сейчас в школах существует возможность только горизонтального роста педагогов. Учитель последовательно проходит три ступени профессионального развития: выпускник педвуза (молодой специалист) – учитель первой категории – учитель высшей категории. На любой из этих ступеней педагог выполняет одни и те же трудовые обязанности: обучает и воспитывает детей.

Авторы НСУР говорят о введении модели вертикального роста преподавателей. Она состоит также из трех ступеней: учитель – старший учитель (учитель-методист) – ведущий учитель (учитель-наставник). 

Приводим таблицу, наглядно иллюстрирующую распределение функционала учителей: 

Добавим, что для перемещения на более высокую ступень педагогу нужно будет проработать в школе не менее 5 лет для получения должности старшего учителя и 10 лет – ведущего. Кроме этого, понадобится пройти аттестацию. О ней ниже.

Зачем все это нужно

Ясно, что сразу две новые должности появились в школах не просто так. Одна из целей нововведения – помочь каждому учителю построить свой индивидуальный график профессионального развития и заинтересовать в прохождении этого «маршрута». Ведь национальная система учительского роста – прямое выполнение поручения Владимира Путина. В декабре 2015 года на заседании Государственного совета РФ президент России распорядился подготовить для педагогов систему профессионального роста, в которую должны попасть не менее половины российских учителей. Это требуется для того, чтобы к 2024 году наша страна вошла в десятку государств с самым качественным образованием. При этом глава государства подчеркнул, что правительство создаст в новой системе все условия для развития программы наставничества.

Министр просвещения Ольга Васильева считает, что НСУР поможет молодым специалистам проходить аттестацию раньше, чем в нынешних условиях. А еще выпускников педагогических вузов очень выручит институт наставничества в рамках НСУР, когда опытные преподаватели будут помогать своим молодым коллегам. 

Аттестация и зарплата: что с ними будет

Учителей, знакомых с введением НСУР, беспокоит вот что: повлияют ли нововведения на порядок начисления зарплаты и на прохождение аттестации.

На порядок аттестации НСУР повлияет совершенно точно. Разработчики проекта подчеркивают, что нынешняя система аттестации имеет как минимум два минуса:

  • учитель много времени тратит на сбор документов (в Министерстве просвещения уверяют, что это примерно восемь килограммов (!) различных бумаг),
  • невозможно ни подтвердить, ни оспорить результаты оценивания при аттестации.

Авторы НСУР акцентируют внимание на том, что существующая сейчас система аттестации определяет лишь соответствие учителя его квалификации, а для получения первой или высшей категории решающим фактором является стаж педагогической работы. 

Новая система позволит педагогу показать именно знания и навыки, он сможет занять более высокую профессиональную ступень даже с небольшим стажем.

По новой системе учитель получает ЕФО (единую федеральную оценку). Причем происходит это без сбора бумаг. Сама аттестация занимает два – три часа и проводится в РЦОИ (региональных центрах обработки информации). Новое профессиональное тестирование рекомендуется проходить каждые пять лет. Максимальная ЕФО – сто баллов, как и за ЕГЭ. В случае, если учитель завалил испытание, его можно пройти на следующий год. В помощь − институты повышения квалификации, университетские курсы и самоподготовка.

Теперь о зарплате. Проект НСУР предусматривает пересмотр существующих ставок, для того чтобы оплата учительского труда стала более справедливой. В зависимости от полученной категории педагогам полагаются доплаты. Повышенные ставки ждут старших и ведущих учителей. Но и здесь есть свои тонкости. Размер доплаты каждый регион определит самостоятельно, в зависимости от размера полученных на эти цели финансов. Можно предположить, что учитель-наставник из Воронежа будет получать заметно меньшую зарплату, чем наставник с таким же опытом и стажем работы из Москвы. 

Эксперты отмечают, что план НСУР еще не до конца проработан, не все нюансы учтены. Некоторые положения проекта сформулированы расплывчато. Поэтому при вдумчивом знакомстве с документом возникают вопросы к его содержанию и недовольство.

Мнение учителей

Правительственную инициативу большинство педагогов воспринимают резко отрицательно – такого мнения придерживаются в Общероссийском профсоюзе образования и профсоюзе «Учитель». Чтобы не быть голословными, представители этих организаций опросили 14 000 состоящих в профсоюзе учителей по всей стране.

Основные претензии:

  • для повышения квалификации учитель должен пройти курсы объемом 520 часов. Это серьезная нагрузка. Чтобы не прерывать на это время работу в школе, учителя будут использовать дистанционные курсы. Но они платные и не дают по-настоящему качественного результата;
  • институт наставничества − на самом деле ящик Пандоры. В нынешних условиях учителя внутри своей школы и так соперничают друг с другом в борьбе за баллы (это так называемая стимулирующая часть оклада). Поэтому помогать молодым учителям невыгодно: позже тот, кого курировали, обгонит по количеству баллов своего наставника и, условно говоря, «заберет» у него часть зарплаты в свою пользу. 

Вот что говорят сами педагоги:

Ольга Москалькова

НСУР могли придумать только те, кто сидит в кабинете перед компьютером. А попробуйте провести шесть уроков (до 14.30), когда даже и в туалет некогда сбегать. Потом подготовиться на завтра еще к шести урокам, да чтобы все были с учетом ФГОС и УУД. Плюс проверка тетрадей, ежедневная внеурочка и консультации. 

Бесконечные олимпиады, конкурсы, семинары, конференции, вебинары. Ежедневно письма из Минпроса, чтобы срочно везде приняли участие. И это все делает один учитель! А все эти письма приходят с огромным опозданием, так что времени на подготовку чаще всего не бывает.

А еще подготовить номер художественной самодеятельности с классом к очередному празднику и на субботник выйти срочно. Разобраться с прогульщиком и провести беседу с очередной мамочкой, которая недовольна, что ее дитятке плохую отметку поставили. Список можно продолжить…

И если у вас еще хватит времени на НСУР, то вы, наверное, терминатор. Какой уж тут отдых и личная жизнь…

Алексей Зайцев

Это кому нужны наставники, если средний возраст российского педагога – примерно 50 с чем-то лет? А в педагогический университет от нашего района поступил только один человек в этом году, да и то по направлению. Учителей не хватает, советское поколение уже заканчивается, работают все на 1,5–2 ставки. Пока не будут платить достойную зарплату за 18 часов в неделю, о качественном образовании можно только мечтать.

Галина Железнова

У нас в школе есть, к счастью, молодые педагоги. Но наставничество все они воспринимают как попытку задавить их творчество и даже практически как оскорбление. Вот так.

Лина Вербина

Похоже, они у себя в министерстве искренне считают, что осчастливят пожилую уставшую учительницу, удостоив ее звания ”педагог-наставник“ и увеличив пенсию на целую тысячу рублей. Вот, мол, была у вас пенсия одиннадцать тысяч, а теперь будет целых двенадцать! Правда, взамен вы отдадите пять лет жизни за счет своих нервов и здоровья.

Маргарита Курышева

Вот если бы нам чиновники от образования четко и ясно сказали, что учитель-методист будет получать за одну ставку (18 часов) плюс методсопровождение, написание программ, статей и методматериалов среднюю зарплату по России (45 000 рублей), а учитель-наставник за эти же 18 часов вкупе с наставничеством будет иметь 60 000 рублей ежемесячно – тогда НСУР можно и нужно вводить. Ну а с нынешними расплывчатыми формулировками и наивными глупостями типа ”итоги НСУР должны влиять на статус учителя и его зарплату“ даже не стоит огород-то городить.


Читайте также
Комментарии (2)
2019-06-05T15:30:58.309Z
52 2

Что изменится с введением должностей старшего и ведущего учителей


Министерство просвещения в рамках национальной системы учительского роста создает новые должности для учителей: старший и ведущий педагог. Что это означает на практике, изменится ли зарплата и порядок аттестации таких учителей, разбираемся в нашей статье.

Учитель – старший учитель – ведущий учитель

Национальная система учительского роста (НСУР) предусматривает введение в школах с 2020 года новых педагогических должностей: старший учитель (учитель-методист) и ведущий учитель (учитель-наставник). Чем они отличаются от уже существующей градации: учителей первой и высшей категорий?

Сейчас в школах существует возможность только горизонтального роста педагогов. Учитель последовательно проходит три ступени профессионального развития: выпускник педвуза (молодой специалист) – учитель первой категории – учитель высшей категории. На любой из этих ступеней педагог выполняет одни и те же трудовые обязанности: обучает и воспитывает детей.

Авторы НСУР говорят о введении модели вертикального роста преподавателей. Она состоит также из трех ступеней: учитель – старший учитель (учитель-методист) – ведущий учитель (учитель-наставник). 

Приводим таблицу, наглядно иллюстрирующую распределение функционала учителей: 

Добавим, что для перемещения на более высокую ступень педагогу нужно будет проработать в школе не менее 5 лет для получения должности старшего учителя и 10 лет – ведущего. Кроме этого, понадобится пройти аттестацию. О ней ниже.

Зачем все это нужно

Ясно, что сразу две новые должности появились в школах не просто так. Одна из целей нововведения – помочь каждому учителю построить свой индивидуальный график профессионального развития и заинтересовать в прохождении этого «маршрута». Ведь национальная система учительского роста – прямое выполнение поручения Владимира Путина. В декабре 2015 года на заседании Государственного совета РФ президент России распорядился подготовить для педагогов систему профессионального роста, в которую должны попасть не менее половины российских учителей. Это требуется для того, чтобы к 2024 году наша страна вошла в десятку государств с самым качественным образованием. При этом глава государства подчеркнул, что правительство создаст в новой системе все условия для развития программы наставничества.

Министр просвещения Ольга Васильева считает, что НСУР поможет молодым специалистам проходить аттестацию раньше, чем в нынешних условиях. А еще выпускников педагогических вузов очень выручит институт наставничества в рамках НСУР, когда опытные преподаватели будут помогать своим молодым коллегам. 

Аттестация и зарплата: что с ними будет

Учителей, знакомых с введением НСУР, беспокоит вот что: повлияют ли нововведения на порядок начисления зарплаты и на прохождение аттестации.

На порядок аттестации НСУР повлияет совершенно точно. Разработчики проекта подчеркивают, что нынешняя система аттестации имеет как минимум два минуса:

  • учитель много времени тратит на сбор документов (в Министерстве просвещения уверяют, что это примерно восемь килограммов (!) различных бумаг),
  • невозможно ни подтвердить, ни оспорить результаты оценивания при аттестации.

Авторы НСУР акцентируют внимание на том, что существующая сейчас система аттестации определяет лишь соответствие учителя его квалификации, а для получения первой или высшей категории решающим фактором является стаж педагогической работы. 

Новая система позволит педагогу показать именно знания и навыки, он сможет занять более высокую профессиональную ступень даже с небольшим стажем.

По новой системе учитель получает ЕФО (единую федеральную оценку). Причем происходит это без сбора бумаг. Сама аттестация занимает два – три часа и проводится в РЦОИ (региональных центрах обработки информации). Новое профессиональное тестирование рекомендуется проходить каждые пять лет. Максимальная ЕФО – сто баллов, как и за ЕГЭ. В случае, если учитель завалил испытание, его можно пройти на следующий год. В помощь − институты повышения квалификации, университетские курсы и самоподготовка.

Теперь о зарплате. Проект НСУР предусматривает пересмотр существующих ставок, для того чтобы оплата учительского труда стала более справедливой. В зависимости от полученной категории педагогам полагаются доплаты. Повышенные ставки ждут старших и ведущих учителей. Но и здесь есть свои тонкости. Размер доплаты каждый регион определит самостоятельно, в зависимости от размера полученных на эти цели финансов. Можно предположить, что учитель-наставник из Воронежа будет получать заметно меньшую зарплату, чем наставник с таким же опытом и стажем работы из Москвы. 

Эксперты отмечают, что план НСУР еще не до конца проработан, не все нюансы учтены. Некоторые положения проекта сформулированы расплывчато. Поэтому при вдумчивом знакомстве с документом возникают вопросы к его содержанию и недовольство.

Мнение учителей

Правительственную инициативу большинство педагогов воспринимают резко отрицательно – такого мнения придерживаются в Общероссийском профсоюзе образования и профсоюзе «Учитель». Чтобы не быть голословными, представители этих организаций опросили 14 000 состоящих в профсоюзе учителей по всей стране.

Основные претензии:

  • для повышения квалификации учитель должен пройти курсы объемом 520 часов. Это серьезная нагрузка. Чтобы не прерывать на это время работу в школе, учителя будут использовать дистанционные курсы. Но они платные и не дают по-настоящему качественного результата;
  • институт наставничества − на самом деле ящик Пандоры. В нынешних условиях учителя внутри своей школы и так соперничают друг с другом в борьбе за баллы (это так называемая стимулирующая часть оклада). Поэтому помогать молодым учителям невыгодно: позже тот, кого курировали, обгонит по количеству баллов своего наставника и, условно говоря, «заберет» у него часть зарплаты в свою пользу. 

Вот что говорят сами педагоги:

Ольга Москалькова

НСУР могли придумать только те, кто сидит в кабинете перед компьютером. А попробуйте провести шесть уроков (до 14.30), когда даже и в туалет некогда сбегать. Потом подготовиться на завтра еще к шести урокам, да чтобы все были с учетом ФГОС и УУД. Плюс проверка тетрадей, ежедневная внеурочка и консультации. 

Бесконечные олимпиады, конкурсы, семинары, конференции, вебинары. Ежедневно письма из Минпроса, чтобы срочно везде приняли участие. И это все делает один учитель! А все эти письма приходят с огромным опозданием, так что времени на подготовку чаще всего не бывает.

А еще подготовить номер художественной самодеятельности с классом к очередному празднику и на субботник выйти срочно. Разобраться с прогульщиком и провести беседу с очередной мамочкой, которая недовольна, что ее дитятке плохую отметку поставили. Список можно продолжить…

И если у вас еще хватит времени на НСУР, то вы, наверное, терминатор. Какой уж тут отдых и личная жизнь…

Алексей Зайцев

Это кому нужны наставники, если средний возраст российского педагога – примерно 50 с чем-то лет? А в педагогический университет от нашего района поступил только один человек в этом году, да и то по направлению. Учителей не хватает, советское поколение уже заканчивается, работают все на 1,5–2 ставки. Пока не будут платить достойную зарплату за 18 часов в неделю, о качественном образовании можно только мечтать.

Галина Железнова

У нас в школе есть, к счастью, молодые педагоги. Но наставничество все они воспринимают как попытку задавить их творчество и даже практически как оскорбление. Вот так.

Лина Вербина

Похоже, они у себя в министерстве искренне считают, что осчастливят пожилую уставшую учительницу, удостоив ее звания ”педагог-наставник“ и увеличив пенсию на целую тысячу рублей. Вот, мол, была у вас пенсия одиннадцать тысяч, а теперь будет целых двенадцать! Правда, взамен вы отдадите пять лет жизни за счет своих нервов и здоровья.

Маргарита Курышева

Вот если бы нам чиновники от образования четко и ясно сказали, что учитель-методист будет получать за одну ставку (18 часов) плюс методсопровождение, написание программ, статей и методматериалов среднюю зарплату по России (45 000 рублей), а учитель-наставник за эти же 18 часов вкупе с наставничеством будет иметь 60 000 рублей ежемесячно – тогда НСУР можно и нужно вводить. Ну а с нынешними расплывчатыми формулировками и наивными глупостями типа ”итоги НСУР должны влиять на статус учителя и его зарплату“ даже не стоит огород-то городить.

Читайте также
Комментарии (2)