Чему не учат в педагогических вузах, а должны

Tue Aug 28 2018 15:47:15 GMT+0000 (GMT)
3 0 728


Мнение учителей московских школ


Государство, родительская общественность, администрация образовательных организаций предъявляет к учителю высокие требования. Как соответствовать современным требованиям? С какими проблемами в профессиональной деятельности сталкиваются молодые специалисты – выпускники педагогических вузов и их более опытные коллеги? Чему не учат в педагогических вузах, а должны? Свое мнение выскажут учителя московских школ.

Каким должен быть учитель? Мнение родителей

Анна Поликарпова, мама будущей первоклассницы:

- в районе Москвы, в котором мы живем, находится большая школа (комплекс). В ней открывается несколько первых классов в разных зданиях. Мы не долго думали в какой класс пойдет наш ребенок и к какому учителю, так как знали это заранее. Учитель начальных классов приходила два раза в неделю в течении года в детский сад и проводила с детьми занятия по подготовке к школе. Эти занятия проходили очень увлекательно для детей. Учитель всегда была дружелюбно настроена. Дети не хотели ее отпускать после занятий. Мы думаем, что независимо от времени, в котором мы живем, учитель всегда должен быть профессионалом своего дела: хорошо знать сам свой предмет и уметь научить детей. И, конечно, для нас очень важен психологический комфорт. Учитель должен быть требовательным, но справедливым. Быть хорошим психологом и найти «ключик» к каждому ученику.

Ожидания родителей по отношению к учителю абсолютно понятны и справедливы. И эти ожидания не противоречат тем требованиям, которые предъявляет к педагогическим работникам постоянно развивающаяся система образования.

Требования времени

Учитель общеобразовательной школы — это не только человек, который владеет знаниями преподаваемого им предмета. Это человек, который должен знать, чему учить, как учить, и с помощью каких ресурсов (как организовать образовательную деятельность учеников таким образом, чтобы каждый из них достиг образовательного результата). Он должен уметь управлять образовательным процессом. И в первую очередь он должен мотивировать ребенка на обучение и научить детей учиться. Для этого ему необходимо хорошо разбираться в нормативно-правовой базе, регламентирующей образовательную деятельность (ориентироваться в образовательных стандартах), уметь составлять рабочие программы учитывающие особенности каждого класса. Владеть современными методиками преподавания «идти в ногу со временем». Использовать различные средства обучения: от персонального компьютера до интерактивной панели и пр. Выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса: учениками, родителями, администрацией. Одновременно с этим вести документацию (электронный журнал), а также непрерывно повышать уровень профессиональных компетенций. Но входят ли все эти аспекты профессиональной деятельности педагога в учебную программу образовательных организаций высшего профессионального образования?

Чему не учат в педагогических вузах, а должны. Мнения педагогов

Мери Затурян, учитель русского языка и литературы, педагогический стаж 3 года:

- в педагогических вузах студентам дают достаточно обширные и глубокие предметные знания, а вот с практической частью программы все несколько сложнее. Будущие педагоги изучают основные УМК (учебно-методические комплексы - прим. ред.), названия пособий, их структуру, проходят даже практику в школе, но это не совсем то, что нужно студенту для его успешного старта, для первых шагов в профессии. В педагогических вузах не учат, как заполнять журнал, писать рабочие программы, как выстраивать отношения с каждым ребенком, с коллегами, родителями и администрацией. Не учат, как объяснять сложные тему, как организовать обучение и как достигать результатов. К сожалению, многие выпускники, оканчивая университет с «горящими глазами» и желанием сеять «разумное, доброе, вечное», внезапно оказываются абсолютно беспомощными, потому как их ожидания и знания не соотносятся с тем, с чем им приходится сталкиваться на практике, и тогда они понимают, что к реальной жизни в школе их никто не готовил.

Наталья Егорова, учитель начальных классов, педагогический стаж 5 лет:

- в отличие от педагогического колледжа, в вузе очень мало внимания уделяется методике преподавания. Даются академические знания по предмету, а что с ними делать? Как научить ребенка тому, что знаешь сам? Все это приходиться осваивать только в процессе работы, учась на собственном опыте, посещать уроки коллег, ходить на курсы.

Ирина Волкова, учитель биологии, педагогический стаж 28 лет:

- педагогический вуз формирует и воспитывает идеальную модель педагога, оторванного от реальности. Новый класс, ученик, родитель, родители каждый год другие. С учителем общаются люди с разным набором социума, генетики, материального положения, интеллекта, в конце концов. Как правило, студенты плохо представляют себе, что столкнуться в первую очередь с трудностями общения на разных уровнях. В педагогических вузах дают определенные знания по психологии и возрастной физиологии, но нет нужного количества занятий по нейрофизиологии, коммуникативным навыкам и т.д. В реальных условиях не хватает практического опыта для общения со всеми выше перечисленными категориями людей, поэтому нередко возникают конфликты, которые легко преодолеваются под руководством грамотной администрации и повышения квалификации. Другие проблемы, с которыми сталкиваются выпускники педагогических вузов – это применение теоретических знаний на практике. Например, в области методик и технологий обучения, по части заполнения электронных журналов, составления тематического планирования и учебных программ. То есть то, что называется управлением образовательным процессом. И третий «провал» в жизни выпускников педагогических вузов – классное руководство! Большая часть молодых специалистов вообще не представляют с какой стороны подступить к этой наиважнейшей части жизни обучающихся, моделируя эту работу в виде экскурсий и увеселительных мероприятий с классом. Таким образом, программа вузов должна содержать не только определенное количество часов по профильным предметам, но и большее количество часов практических, тренингов с приглашением действующих педагогов.

Как соответствовать современным требованиям?

Основная проблема не только в том, что в вузах будущие педагоги осваивают академические знания традиционными методами. Это возможно решить, скорректировав учебные планы и программы предметов в вузах, при этом уделив больше внимания практическим занятиям. Но при этом проблема решится только частично. Академические знания, безусловно, являются фундаментом, на который будут надстраиваться профессиональные компетенции педагога. Но в современном постоянно меняющемся мире человек любой профессии должен уметь мобильно реагировать на ситуацию. Обучение в течение всей жизни уже не просто слова – это современное требование к конкурентоспособному профессионалу своего дела в любой сфере деятельности. А в общеобразовательной организации это особенно актуально. Ученики ждут от учителя интересных и творчески заданий. Требования ФГОС – достижения обучающимися не только предметных, но и метапредметных результатов. Непрерывная в течение 45 минут монологическая речь учителя («говорящая голова») (за исключением уроков, где это целесообразно), уходит в прошлое. Поэтому девизом современного педагога могут быть слова: «Умей учиться сам и научи ребенка учиться!». 

Читайте также
Комментарии (0)

Мы будем сообщать Вам по e-mail о новых материалах данного автора

Подписаться




Чему не учат в педагогических вузах, а должны

Мнение учителей московских школ
3 0 728

Tue Aug 28 2018 15:47:15 GMT+0000 (GMT)

Мария Козловцева
Подписаться


Государство, родительская общественность, администрация образовательных организаций предъявляет к учителю высокие требования. Как соответствовать современным требованиям? С какими проблемами в профессиональной деятельности сталкиваются молодые специалисты – выпускники педагогических вузов и их более опытные коллеги? Чему не учат в педагогических вузах, а должны? Свое мнение выскажут учителя московских школ.

Каким должен быть учитель? Мнение родителей

Анна Поликарпова, мама будущей первоклассницы:

- в районе Москвы, в котором мы живем, находится большая школа (комплекс). В ней открывается несколько первых классов в разных зданиях. Мы не долго думали в какой класс пойдет наш ребенок и к какому учителю, так как знали это заранее. Учитель начальных классов приходила два раза в неделю в течении года в детский сад и проводила с детьми занятия по подготовке к школе. Эти занятия проходили очень увлекательно для детей. Учитель всегда была дружелюбно настроена. Дети не хотели ее отпускать после занятий. Мы думаем, что независимо от времени, в котором мы живем, учитель всегда должен быть профессионалом своего дела: хорошо знать сам свой предмет и уметь научить детей. И, конечно, для нас очень важен психологический комфорт. Учитель должен быть требовательным, но справедливым. Быть хорошим психологом и найти «ключик» к каждому ученику.

Ожидания родителей по отношению к учителю абсолютно понятны и справедливы. И эти ожидания не противоречат тем требованиям, которые предъявляет к педагогическим работникам постоянно развивающаяся система образования.

Требования времени

Учитель общеобразовательной школы — это не только человек, который владеет знаниями преподаваемого им предмета. Это человек, который должен знать, чему учить, как учить, и с помощью каких ресурсов (как организовать образовательную деятельность учеников таким образом, чтобы каждый из них достиг образовательного результата). Он должен уметь управлять образовательным процессом. И в первую очередь он должен мотивировать ребенка на обучение и научить детей учиться. Для этого ему необходимо хорошо разбираться в нормативно-правовой базе, регламентирующей образовательную деятельность (ориентироваться в образовательных стандартах), уметь составлять рабочие программы учитывающие особенности каждого класса. Владеть современными методиками преподавания «идти в ногу со временем». Использовать различные средства обучения: от персонального компьютера до интерактивной панели и пр. Выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса: учениками, родителями, администрацией. Одновременно с этим вести документацию (электронный журнал), а также непрерывно повышать уровень профессиональных компетенций. Но входят ли все эти аспекты профессиональной деятельности педагога в учебную программу образовательных организаций высшего профессионального образования?

Чему не учат в педагогических вузах, а должны. Мнения педагогов

Мери Затурян, учитель русского языка и литературы, педагогический стаж 3 года:

- в педагогических вузах студентам дают достаточно обширные и глубокие предметные знания, а вот с практической частью программы все несколько сложнее. Будущие педагоги изучают основные УМК (учебно-методические комплексы - прим. ред.), названия пособий, их структуру, проходят даже практику в школе, но это не совсем то, что нужно студенту для его успешного старта, для первых шагов в профессии. В педагогических вузах не учат, как заполнять журнал, писать рабочие программы, как выстраивать отношения с каждым ребенком, с коллегами, родителями и администрацией. Не учат, как объяснять сложные тему, как организовать обучение и как достигать результатов. К сожалению, многие выпускники, оканчивая университет с «горящими глазами» и желанием сеять «разумное, доброе, вечное», внезапно оказываются абсолютно беспомощными, потому как их ожидания и знания не соотносятся с тем, с чем им приходится сталкиваться на практике, и тогда они понимают, что к реальной жизни в школе их никто не готовил.

Наталья Егорова, учитель начальных классов, педагогический стаж 5 лет:

- в отличие от педагогического колледжа, в вузе очень мало внимания уделяется методике преподавания. Даются академические знания по предмету, а что с ними делать? Как научить ребенка тому, что знаешь сам? Все это приходиться осваивать только в процессе работы, учась на собственном опыте, посещать уроки коллег, ходить на курсы.

Ирина Волкова, учитель биологии, педагогический стаж 28 лет:

- педагогический вуз формирует и воспитывает идеальную модель педагога, оторванного от реальности. Новый класс, ученик, родитель, родители каждый год другие. С учителем общаются люди с разным набором социума, генетики, материального положения, интеллекта, в конце концов. Как правило, студенты плохо представляют себе, что столкнуться в первую очередь с трудностями общения на разных уровнях. В педагогических вузах дают определенные знания по психологии и возрастной физиологии, но нет нужного количества занятий по нейрофизиологии, коммуникативным навыкам и т.д. В реальных условиях не хватает практического опыта для общения со всеми выше перечисленными категориями людей, поэтому нередко возникают конфликты, которые легко преодолеваются под руководством грамотной администрации и повышения квалификации. Другие проблемы, с которыми сталкиваются выпускники педагогических вузов – это применение теоретических знаний на практике. Например, в области методик и технологий обучения, по части заполнения электронных журналов, составления тематического планирования и учебных программ. То есть то, что называется управлением образовательным процессом. И третий «провал» в жизни выпускников педагогических вузов – классное руководство! Большая часть молодых специалистов вообще не представляют с какой стороны подступить к этой наиважнейшей части жизни обучающихся, моделируя эту работу в виде экскурсий и увеселительных мероприятий с классом. Таким образом, программа вузов должна содержать не только определенное количество часов по профильным предметам, но и большее количество часов практических, тренингов с приглашением действующих педагогов.

Как соответствовать современным требованиям?

Основная проблема не только в том, что в вузах будущие педагоги осваивают академические знания традиционными методами. Это возможно решить, скорректировав учебные планы и программы предметов в вузах, при этом уделив больше внимания практическим занятиям. Но при этом проблема решится только частично. Академические знания, безусловно, являются фундаментом, на который будут надстраиваться профессиональные компетенции педагога. Но в современном постоянно меняющемся мире человек любой профессии должен уметь мобильно реагировать на ситуацию. Обучение в течение всей жизни уже не просто слова – это современное требование к конкурентоспособному профессионалу своего дела в любой сфере деятельности. А в общеобразовательной организации это особенно актуально. Ученики ждут от учителя интересных и творчески заданий. Требования ФГОС – достижения обучающимися не только предметных, но и метапредметных результатов. Непрерывная в течение 45 минут монологическая речь учителя («говорящая голова») (за исключением уроков, где это целесообразно), уходит в прошлое. Поэтому девизом современного педагога могут быть слова: «Умей учиться сам и научи ребенка учиться!». 

Читайте также
Комментарии (0)