Аттестация педагогов в 2019 году: к чему готовиться

2019-04-03T15:07:41.466Z
96 17

Работники системы образования всегда находятся под пристальным контролем государства. Какие требования выдвигает система аттестации к ним в 2019 году и что дает ее прохождение, обсудим в материале.

Аттестация педагогов в 2019 году

Что нового в аттестации в 2019 году 

Вопрос об аттестации учителей в 2019 году волнует не только молодых специалистов, ведь каждый год может что-то поменяться в законодательстве и процедуре прохождения аттестации. Новый порядок еще формируется, что вызывает путаницу и волнение у специалистов системы образования. Сильно разнится процедура в регионах, что создает разные условия для ее прохождения для учителей в различных субъектах РФ. Москва и вовсе стоит особняком в этот период изменений, так что о системе аттестации, разрабатываемой здесь, следует поговорить отдельно.

Нововведения коснутся системы образования в целом и каждого профессионального учителя по отдельности. Главная цель новой аттестации педагогов состоит в том, чтобы повысить качество оказания образовательных услуг, внедрить новые современные механизмы стимулирования учителей. Законодатель ставит перед собой задачу прежде всего создать условия для профессионального и личностного роста учителей.

Модель аттестации учителей менялась не раз. Так, за последние два года законодатель провел полное реформирование системы образования. И изменения пока не окончательны.

Вспомним, что еще осенью 2018 года 22 тысячи учителей математики проходили анонимное тестирование, инициированное Рособрнадзором. Почти половина из них не справилась с заданиями, а некоторые учителя буквально бойкотировали сдачу. После этого неудачного эксперимента министр просвещения Ольга Васильева встала на защиту учителей, которые не справились с заданиями Рособрнадзора.

Новые инициативы чиновников пока носят характер проекта. В ближайшее время будет поступать новая информация о форме аттестации и применении на практике ее результатов. Пока законодатель остановился на общих моментах.

Изменения в аттестации учителей коснутся не только тех специалистов, у кого истек 5-летний срок переаттестации, но и тех, кто хочет выйти на новый уровень. Теперь учителя будут проходить национальный квалификационный тест (далее — НКТ). Он состоит из вопросов по учебной дисциплине, а также методике преподавания, этике и психологии. Вопросы по предмету составляют 70 % от всего тестирования. Кроме изменения должности, результаты НКТ станут критерием назначения размера оклада для специалистов. 

Еще одним нововведением в аттестации учителей в 2019 году будет возможность получить продвижение сразу через несколько категорий и пройти процедуру тестирования по желанию раньше, чем до этого, когда от учителя требовалось добиться определенных достижений.

Основанием для аттестации станут не только конкретные достижения учеников этого учителя, а прогресс самого педагога: его активность и эффективная работа. Рейтинг учитель будет зарабатывать в период между двумя тестированиями. Модель аттестации педагогов предусматривает, что учитель продемонстрирует концептуальные методические подходы к реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

В марте 2019 года появилось сообщение, что до 2024 года следует ожидать появления центров повышения квалификации учителей во всех регионах страны. Таковы условия реализации федерального проекта «Учитель будущего» и национального проекта «Образование». Об этом рассказала директор департамента стратегии, анализа, прогноза и проектной деятельности в сфере образования Министерства просвещения РФ Анна Владимировна Хамардюк. 

Центры войдут в структуру по оценке и повышению квалификации учителей.

Порядок аттестации

Аттестация педагогов в 2019 году

Для прохождения аттестации учителю нужно подготовить обязательные документы:

  • заявление;
  • копию аттестационного листа, если учителю раньше уже была присуждена квалификация;
  • копию диплома об образовании;
  • документы о повышении квалификации;
  • информационную карту с результатами деятельности педагога;
  • профессиональное портфолио учителя (аттестационный документ, который учитель создает самостоятельно в личное время);
  • характеристику с места работы;
  • копию или подлинник документа об изменении фамилии, если в документах они не совпадают.

Ранее был введен пробный способ прохождения аттестация педагогов в 2019 году. Пробная аттестация, позднее незначительно измененная законодателем, состояла из трех этапов: профессиональной задачи, видеоурока или его части, а также кейса.

Позднее формат был изменен (см. резолюцию Всероссийской конференции «Общественно-профессиональное обсуждение хода внедрения и применения разработанной модели аттестации на основе использования единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ) и типовых комплектов ЕФОМ для проведения аттестации учителей» от 9 ноября 2018 года). Во время своего выступления на конференции министр просвещения РФ Васильева О. Ю. сообщила, что окончательно модель аттестации учителей утвердится после широкого общественного обсуждения. На 2019 год намечены пробные мероприятия и подготовка законодательных актов, а 2020 год станет годом внедрения новой системы аттестации учителей на основе ЕФОМ.

Законодатель рассматривал возможность ввода такого критерия оценки учителя, как мнение учеников о деятельности работника образования, но в итоге отказался от этой перспективы. Также был пересмотрен формат видеоурока. Многим учителям такой формат оказался недоступен, он требовал навыков монтажа и наличия оборудования. Не в последнюю очередь помешало и то, что не все родители соглашаются на видеофиксацию своих детей.

Законодатель указал, что пока аттестация будет необязательной, но с 2020 года эта ситуация изменится. Появятся два вида аттестации: добровольная и обязательная. Обязательную аттестацию будут проходить молодые специалисты — выпускники вузов — для вхождения в профессию. Затем через 2 года специалист сферы образования будет проходить аттестацию на соответствие должности с необходимостью впоследствии подтверждать свой статус каждые пять лет.

Таким образом, обозначены виды аттестации учителей:

  • молодой специалист;
  • соответствие занимаемой должности;
  • аттестация на категорию.

Категории учителей предусматривают карьерный рост по горизонтали: первая и высшая квалификационные категории, а также на должностях «старшего учителя» (методиста) и «ведущего учителя» (наставника). Оплачиваться труд старшего и ведущего учителя будет по повышенной ставке. Вторая квалификационная категория теперь не применяется.

Апробация аттестации педагогов будет проходить постепенно, в течение пяти лет, приобретая отдельные особенности в регионах.

Отметим также, что все ранее присвоенные категории и результаты аттестаций будут сохраняться на срок, указанный в документах, полученных ранее.

Что будет с теми, кто не пройдет аттестацию

Некоторые опытные работники системы образования относятся к изменениям настороженно. Новая форма аттестации учителей, как кажется на первый взгляд, стала сложнее. Также опасения вызывает у педагогов перспектива не пройти аттестацию.

Новая аттестация учителей в 2019 году не ставит своей целью увольнение педагога, не прошедшего аттестацию. Низкие результаты аттестации станут основанием для педагога уделить внимание своему профессиональному развитию. Повысить результаты помогут специальные обучающие курсы при институтах повышения квалификации.

Провалившему аттестацию на соответствие занимаемой должности учителю придется пройти обучение и позднее вновь сдать тест. При отсутствии подтверждения квалификации учителю по возможности предложат другую должность. В крайнем случае ему придется приостановить свою деятельность и уволиться по соответствующей статье Трудового кодекса РФ.

Если же не пройдена дополнительная аттестация, комиссия выносит решение «не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории». В этом случае учитель либо остается без категории, если ранее ему не присуждалась квалификация, либо сохраняет предыдущую квалификационную категорию. В дальнейшем работник сферы образования сможет вновь попытаться пройти аттестацию, доведя свой профессионализм до требуемого уровня.

Аттестация учителей в 2019 году должна стать прозрачной процедурой, отвечающей потребностям всех сторон: системы образования в целом, учеников и учителей. Молодым специалистам она позволит добиться карьерного роста без необходимости преодолевать стандартные требования. Размер оплаты труда теперь будет отличаться на десятки тысяч рублей для различных квалификационных категорий, что не может не заинтересовать опытных учителей, ранее избегавших участия в прохождении аттестации.


Читайте также
Комментарии (17)
2019-04-03T15:07:41.466Z
96 17

Аттестация педагогов в 2019 году: к чему готовиться


Работники системы образования всегда находятся под пристальным контролем государства. Какие требования выдвигает система аттестации к ним в 2019 году и что дает ее прохождение, обсудим в материале.

Аттестация педагогов в 2019 году

Что нового в аттестации в 2019 году 

Вопрос об аттестации учителей в 2019 году волнует не только молодых специалистов, ведь каждый год может что-то поменяться в законодательстве и процедуре прохождения аттестации. Новый порядок еще формируется, что вызывает путаницу и волнение у специалистов системы образования. Сильно разнится процедура в регионах, что создает разные условия для ее прохождения для учителей в различных субъектах РФ. Москва и вовсе стоит особняком в этот период изменений, так что о системе аттестации, разрабатываемой здесь, следует поговорить отдельно.

Нововведения коснутся системы образования в целом и каждого профессионального учителя по отдельности. Главная цель новой аттестации педагогов состоит в том, чтобы повысить качество оказания образовательных услуг, внедрить новые современные механизмы стимулирования учителей. Законодатель ставит перед собой задачу прежде всего создать условия для профессионального и личностного роста учителей.

Модель аттестации учителей менялась не раз. Так, за последние два года законодатель провел полное реформирование системы образования. И изменения пока не окончательны.

Вспомним, что еще осенью 2018 года 22 тысячи учителей математики проходили анонимное тестирование, инициированное Рособрнадзором. Почти половина из них не справилась с заданиями, а некоторые учителя буквально бойкотировали сдачу. После этого неудачного эксперимента министр просвещения Ольга Васильева встала на защиту учителей, которые не справились с заданиями Рособрнадзора.

Новые инициативы чиновников пока носят характер проекта. В ближайшее время будет поступать новая информация о форме аттестации и применении на практике ее результатов. Пока законодатель остановился на общих моментах.

Изменения в аттестации учителей коснутся не только тех специалистов, у кого истек 5-летний срок переаттестации, но и тех, кто хочет выйти на новый уровень. Теперь учителя будут проходить национальный квалификационный тест (далее — НКТ). Он состоит из вопросов по учебной дисциплине, а также методике преподавания, этике и психологии. Вопросы по предмету составляют 70 % от всего тестирования. Кроме изменения должности, результаты НКТ станут критерием назначения размера оклада для специалистов. 

Еще одним нововведением в аттестации учителей в 2019 году будет возможность получить продвижение сразу через несколько категорий и пройти процедуру тестирования по желанию раньше, чем до этого, когда от учителя требовалось добиться определенных достижений.

Основанием для аттестации станут не только конкретные достижения учеников этого учителя, а прогресс самого педагога: его активность и эффективная работа. Рейтинг учитель будет зарабатывать в период между двумя тестированиями. Модель аттестации педагогов предусматривает, что учитель продемонстрирует концептуальные методические подходы к реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

В марте 2019 года появилось сообщение, что до 2024 года следует ожидать появления центров повышения квалификации учителей во всех регионах страны. Таковы условия реализации федерального проекта «Учитель будущего» и национального проекта «Образование». Об этом рассказала директор департамента стратегии, анализа, прогноза и проектной деятельности в сфере образования Министерства просвещения РФ Анна Владимировна Хамардюк. 

Центры войдут в структуру по оценке и повышению квалификации учителей.

Порядок аттестации

Аттестация педагогов в 2019 году

Для прохождения аттестации учителю нужно подготовить обязательные документы:

  • заявление;
  • копию аттестационного листа, если учителю раньше уже была присуждена квалификация;
  • копию диплома об образовании;
  • документы о повышении квалификации;
  • информационную карту с результатами деятельности педагога;
  • профессиональное портфолио учителя (аттестационный документ, который учитель создает самостоятельно в личное время);
  • характеристику с места работы;
  • копию или подлинник документа об изменении фамилии, если в документах они не совпадают.

Ранее был введен пробный способ прохождения аттестация педагогов в 2019 году. Пробная аттестация, позднее незначительно измененная законодателем, состояла из трех этапов: профессиональной задачи, видеоурока или его части, а также кейса.

Позднее формат был изменен (см. резолюцию Всероссийской конференции «Общественно-профессиональное обсуждение хода внедрения и применения разработанной модели аттестации на основе использования единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ) и типовых комплектов ЕФОМ для проведения аттестации учителей» от 9 ноября 2018 года). Во время своего выступления на конференции министр просвещения РФ Васильева О. Ю. сообщила, что окончательно модель аттестации учителей утвердится после широкого общественного обсуждения. На 2019 год намечены пробные мероприятия и подготовка законодательных актов, а 2020 год станет годом внедрения новой системы аттестации учителей на основе ЕФОМ.

Законодатель рассматривал возможность ввода такого критерия оценки учителя, как мнение учеников о деятельности работника образования, но в итоге отказался от этой перспективы. Также был пересмотрен формат видеоурока. Многим учителям такой формат оказался недоступен, он требовал навыков монтажа и наличия оборудования. Не в последнюю очередь помешало и то, что не все родители соглашаются на видеофиксацию своих детей.

Законодатель указал, что пока аттестация будет необязательной, но с 2020 года эта ситуация изменится. Появятся два вида аттестации: добровольная и обязательная. Обязательную аттестацию будут проходить молодые специалисты — выпускники вузов — для вхождения в профессию. Затем через 2 года специалист сферы образования будет проходить аттестацию на соответствие должности с необходимостью впоследствии подтверждать свой статус каждые пять лет.

Таким образом, обозначены виды аттестации учителей:

  • молодой специалист;
  • соответствие занимаемой должности;
  • аттестация на категорию.

Категории учителей предусматривают карьерный рост по горизонтали: первая и высшая квалификационные категории, а также на должностях «старшего учителя» (методиста) и «ведущего учителя» (наставника). Оплачиваться труд старшего и ведущего учителя будет по повышенной ставке. Вторая квалификационная категория теперь не применяется.

Апробация аттестации педагогов будет проходить постепенно, в течение пяти лет, приобретая отдельные особенности в регионах.

Отметим также, что все ранее присвоенные категории и результаты аттестаций будут сохраняться на срок, указанный в документах, полученных ранее.

Что будет с теми, кто не пройдет аттестацию

Некоторые опытные работники системы образования относятся к изменениям настороженно. Новая форма аттестации учителей, как кажется на первый взгляд, стала сложнее. Также опасения вызывает у педагогов перспектива не пройти аттестацию.

Новая аттестация учителей в 2019 году не ставит своей целью увольнение педагога, не прошедшего аттестацию. Низкие результаты аттестации станут основанием для педагога уделить внимание своему профессиональному развитию. Повысить результаты помогут специальные обучающие курсы при институтах повышения квалификации.

Провалившему аттестацию на соответствие занимаемой должности учителю придется пройти обучение и позднее вновь сдать тест. При отсутствии подтверждения квалификации учителю по возможности предложат другую должность. В крайнем случае ему придется приостановить свою деятельность и уволиться по соответствующей статье Трудового кодекса РФ.

Если же не пройдена дополнительная аттестация, комиссия выносит решение «не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории». В этом случае учитель либо остается без категории, если ранее ему не присуждалась квалификация, либо сохраняет предыдущую квалификационную категорию. В дальнейшем работник сферы образования сможет вновь попытаться пройти аттестацию, доведя свой профессионализм до требуемого уровня.

Аттестация учителей в 2019 году должна стать прозрачной процедурой, отвечающей потребностям всех сторон: системы образования в целом, учеников и учителей. Молодым специалистам она позволит добиться карьерного роста без необходимости преодолевать стандартные требования. Размер оплаты труда теперь будет отличаться на десятки тысяч рублей для различных квалификационных категорий, что не может не заинтересовать опытных учителей, ранее избегавших участия в прохождении аттестации.

Читайте также
Комментарии (17)