Маша и медведь, мадагаскарские тараканы и другие истории репетитора

Fri Sep 21 2018 15:03:18 GMT+0000 (GMT)
3 0 244

У каждого специалиста, работающего с людьми, найдется немало интересных историй о клиентах. Репетиторы  не исключение.

После нескольких лет, посвященных преподаванию, каждому найдется, о чем рассказать. О этом сегодня и пойдет речь. Как вы понимаете, все имена изменены, а любые совпадения случайны... 

Каждый – особенный, но некоторые запоминаются больше других

Самое интересное – это, конечно, сами ученики, дети и взрослые. Каждый – особенный, но некоторые запоминаются больше других, и чаще всего – те, с которыми пришлось непросто. Одного из таких учеников, четвероклассника, к концу учебного года я про себя называла Машенькой, а саму себя чувствовала Медведем из известного мультика. Против наших занятий этот мальчик ничего не имел – он срывал их просто так, по вдохновению, а иногда – из вредности, чтобы досадить маме. Каждую простую просьбу – записать в тетрадь предложение или найти нужную страницу в учебнике – приходилось повторять по три раза, каждое правило – по десять. Устав, мой ученик ложился на пол «отдохнуть», а чтобы потянуть время, постоянно просил маму налить чаю. Чай мама ставила на отдельный столик, но однажды катастрофы избежать не удалось. Тогда с чая пришлось перейти на воду, чтобы последствия опрокинутой чашки были не такими разрушительными. А еще у моего ученика были домашние питомцы – мадагаскарские тараканы. Временами он ставил аквариум на наш рабочий стол и комментировал неторопливую жизнь его обитателей, напоминая увлеченную какой-нибудь «Санта-Барбарой» пенсионерку.  

Я упрекала себя за слабость, за то, что не могу призвать ученика к порядку, но в конце концов поняла, что именно благодаря этому он хоть немного работал. В школе на него постоянно кричали, а я не кричала никогда, поэтому меня он, несмотря ни на что, ценил. Мама тоже благодарила меня «за терпение», которое у нее (героической женщины!) нередко заканчивалось. Когда наши уроки подошли к концу, я вздохнула с облегчением, но расстались мы друзьями. 

Взрослые ученики

Взрослые ученики обычно запоминаются по другим причинам. Интересная категория – инофоны и билингвы. Для меня полезным опытом оказались занятия с молодым человеком по имени Рустам. Он был наполовину казахом, наполовину французом, образование получил в Германии, но думал при этом, по его собственному признанию, по-английски. Он собирался обосноваться в России, по-русски говорил хорошо, но с нашей орфографией до сих пор почти не сталкивался.

На долю преподавателей иностранных языков выпадает больше всего романтических историй. Клиентка одной моей знакомой начала усердно заниматься английским после того, как познакомилась в интернете с шотландцем. Через пару месяцев она пришла на занятие в слезах: шотландец дал понять, что отношения ему больше не нужны. Вместо урока репетитор долго поила ученицу чаем, утешала ее и в то же время прикидывала, кого поставить на освободившееся место. Но занятия прервались ненадолго: девушка вскоре вернулась, учила английский еще почти два года и впоследствии была даже благодарна своему несостоявшемуся жениху. 

Эту же мою коллегу невеста одного из учеников однажды приняла за соперницу. Занятия проходили в кафе, и на одно из них и явилась оскорбленная в лучших чувствах девушка, чтобы поймать жениха с поличным. Почему он скрыл от нее, что занимается английским, осталось неизвестным, и, хотя в конце концов подозрения в измене были сняты, сцена вышла довольно неприятная. 

Суеверия

Еще одна неисчерпаемая тема – суеверия. Большая их часть связана, как нетрудно догадаться, с деньгами. Вряд ли я преувеличу, если скажу, что у каждого более или менее опытного репетитора были клиенты (чаще – мамы или бабушки учеников), которые ни за что не отдавали деньги в руки – чтобы не перевелись. Их могли положить на стол, на тумбочку в прихожей, на полку, а то и в более неожиданное место – например, на подставку для обуви. Приходилось слышать и об «украденных» у репетитора ростках цветов – ведь такие, согласно распространенному представлению, растут лучше.

У меня самой с суевериями была связана более оригинальная история. В середине учебного года мне позвонила мама школьницы с просьбой подготовить ее дочь к ЕГЭ. Мы договорились о первой встрече, и перед тем, как повесить трубку, потенциальная клиентка спросила, кто я по знаку зодиака. Такой вопрос (как и некоторые другие мелочи) меня насторожил, и, подумав, я перезвонила и отказалась. Непонятно, чего ждать от клиента, выбирающего специалиста не по опыту, отзывам или профильному образованию, а по гороскопу или цвету глаз. 

Сказать по правде, суеверными бывают и сами преподаватели. Мне приходилось слышать о «несчастливых» именах, когда сотрудничество с двумя-тремя Сашами или Витями не складывается настолько, что других Саш или Вить репетитор брать не хочет. Есть у нас и самые настоящие приметы – но в их основе лежит не суеверие, а опыт, чаще всего печальный. О них – в другой раз.  

Некоторые случаи кажутся забавными только по прошествии времени

Когда я снимала небольшой офис для работы, один новый ученик трижды пропускал первое занятие. Сначала у него дома сломался дверной замок, и он не смог уйти, не дождавшись родителей. Мне пришлось войти в положение и назначить встречу на следующей неделе. Но на следующей неделе прямо перед самым уроком он ухитрился повредить руку и поехал не ко мне, а в травмпункт. Снова просидев полтора часа без дела, я была порядком возмущена – согласитесь, трудно поверить в два таких происшествия в одно и то же время две недели подряд. Но на третий раз юноша все-таки явился, правда, за двадцать минут до конца урока. С разрядившимся смартфоном он просто не мог найти мой офис и целый час блуждал в окрестностях. К моему огромному удивлению, ученик оказался и толковым, и дисциплинированным, и весь оставшийся год мы занимались без подобных казусов. Обычно бывает иначе, и те, кто начинает с опозданий и неубедительных отговорок, редко реабилитируют себя в дальнейшем.  

Неприятности случаются не только у учеников

Как-то раз у меня дома начался небольшой потоп – прямо перед началом урока по скайпу. Я почему-то решила все-таки провести урок и только время от времени поглядывала на огромную лужу посреди кухни. К счастью, все оказалось не так страшно. Протекла не труба, а шланг от стиральной машины, так что привести все в порядок оказалось нетрудно. 

А эту историю я слышала от коллеги-математика. В его доме (это было несколько лет назад) на целых три дня отключили интернет. Представьте себе масштаб проблемы: на носу ЕГЭ, когда все восстановят – неизвестно, а на другом конце России ждет у компьютера старательная, но неуверенная в себе одиннадцатиклассница (интересы других учеников, «очных», не пострадали). Новость о том, что занятия откладываются на неопределенное время, заставила девушку прямо-таки запаниковать, так что моему коллеге пришлось срочно искать другие каналы связи. Один урок он провел в гостях у друзей, второй – из кафе. На третий день ученица, немного успокоившись, согласилась вместо полноценного занятия поработать самостоятельно. ЕГЭ она сдала неплохо. 

Сдача экзаменов

Иногда сдача экзаменов оказывается серьезным испытанием не только для самих учеников, но и для их родителей. Иначе я не могу объяснить сообщение, полученное от мамы одного девятиклассника субботним утром, через несколько дней после ОГЭ. Я только проснулась и не планировала на этот день никаких уроков, как вдруг прочитала: «Извините, забыла предупредить, Антон сегодня не придет». С Антоном мы весь предшествующий год встречались именно по субботам, но в минувший вторник, накануне экзамена, попрощались, пожелав друг другу удачи. Тем утром я уже, разумеется, никого не ждала. «Вы хотите продолжить?» - уточнила я на всякий случай. «Нет, пока не надо, спасибо», - ответила мама Антона, чем поставила меня в еще больший тупик. 

Эти и подобные истории, по большей части забавные, только одна сторона медали. Есть и другие – и грустные, и даже страшные. Но после летнего отдыха, когда новый учебный год только начинается, кому захочется вспоминать о плохом? Да и хорошего в нашей работе намного больше, можете не сомневаться. 

Читайте также
Комментарии (0)

Мы будем сообщать Вам по e-mail о новых материалах данного автора

Подписаться




Маша и медведь, мадагаскарские тараканы и другие истории репетитора

У каждого специалиста, работающего с людьми, найдется немало историй. Репетиторы – не исключение
3 0 244

Fri Sep 21 2018 15:03:18 GMT+0000 (GMT)

Ирина Маркина
Подписаться

У каждого специалиста, работающего с людьми, найдется немало интересных историй о клиентах. Репетиторы  не исключение.

После нескольких лет, посвященных преподаванию, каждому найдется, о чем рассказать. О этом сегодня и пойдет речь. Как вы понимаете, все имена изменены, а любые совпадения случайны... 

Каждый – особенный, но некоторые запоминаются больше других

Самое интересное – это, конечно, сами ученики, дети и взрослые. Каждый – особенный, но некоторые запоминаются больше других, и чаще всего – те, с которыми пришлось непросто. Одного из таких учеников, четвероклассника, к концу учебного года я про себя называла Машенькой, а саму себя чувствовала Медведем из известного мультика. Против наших занятий этот мальчик ничего не имел – он срывал их просто так, по вдохновению, а иногда – из вредности, чтобы досадить маме. Каждую простую просьбу – записать в тетрадь предложение или найти нужную страницу в учебнике – приходилось повторять по три раза, каждое правило – по десять. Устав, мой ученик ложился на пол «отдохнуть», а чтобы потянуть время, постоянно просил маму налить чаю. Чай мама ставила на отдельный столик, но однажды катастрофы избежать не удалось. Тогда с чая пришлось перейти на воду, чтобы последствия опрокинутой чашки были не такими разрушительными. А еще у моего ученика были домашние питомцы – мадагаскарские тараканы. Временами он ставил аквариум на наш рабочий стол и комментировал неторопливую жизнь его обитателей, напоминая увлеченную какой-нибудь «Санта-Барбарой» пенсионерку.  

Я упрекала себя за слабость, за то, что не могу призвать ученика к порядку, но в конце концов поняла, что именно благодаря этому он хоть немного работал. В школе на него постоянно кричали, а я не кричала никогда, поэтому меня он, несмотря ни на что, ценил. Мама тоже благодарила меня «за терпение», которое у нее (героической женщины!) нередко заканчивалось. Когда наши уроки подошли к концу, я вздохнула с облегчением, но расстались мы друзьями. 

Взрослые ученики

Взрослые ученики обычно запоминаются по другим причинам. Интересная категория – инофоны и билингвы. Для меня полезным опытом оказались занятия с молодым человеком по имени Рустам. Он был наполовину казахом, наполовину французом, образование получил в Германии, но думал при этом, по его собственному признанию, по-английски. Он собирался обосноваться в России, по-русски говорил хорошо, но с нашей орфографией до сих пор почти не сталкивался.

На долю преподавателей иностранных языков выпадает больше всего романтических историй. Клиентка одной моей знакомой начала усердно заниматься английским после того, как познакомилась в интернете с шотландцем. Через пару месяцев она пришла на занятие в слезах: шотландец дал понять, что отношения ему больше не нужны. Вместо урока репетитор долго поила ученицу чаем, утешала ее и в то же время прикидывала, кого поставить на освободившееся место. Но занятия прервались ненадолго: девушка вскоре вернулась, учила английский еще почти два года и впоследствии была даже благодарна своему несостоявшемуся жениху. 

Эту же мою коллегу невеста одного из учеников однажды приняла за соперницу. Занятия проходили в кафе, и на одно из них и явилась оскорбленная в лучших чувствах девушка, чтобы поймать жениха с поличным. Почему он скрыл от нее, что занимается английским, осталось неизвестным, и, хотя в конце концов подозрения в измене были сняты, сцена вышла довольно неприятная. 

Суеверия

Еще одна неисчерпаемая тема – суеверия. Большая их часть связана, как нетрудно догадаться, с деньгами. Вряд ли я преувеличу, если скажу, что у каждого более или менее опытного репетитора были клиенты (чаще – мамы или бабушки учеников), которые ни за что не отдавали деньги в руки – чтобы не перевелись. Их могли положить на стол, на тумбочку в прихожей, на полку, а то и в более неожиданное место – например, на подставку для обуви. Приходилось слышать и об «украденных» у репетитора ростках цветов – ведь такие, согласно распространенному представлению, растут лучше.

У меня самой с суевериями была связана более оригинальная история. В середине учебного года мне позвонила мама школьницы с просьбой подготовить ее дочь к ЕГЭ. Мы договорились о первой встрече, и перед тем, как повесить трубку, потенциальная клиентка спросила, кто я по знаку зодиака. Такой вопрос (как и некоторые другие мелочи) меня насторожил, и, подумав, я перезвонила и отказалась. Непонятно, чего ждать от клиента, выбирающего специалиста не по опыту, отзывам или профильному образованию, а по гороскопу или цвету глаз. 

Сказать по правде, суеверными бывают и сами преподаватели. Мне приходилось слышать о «несчастливых» именах, когда сотрудничество с двумя-тремя Сашами или Витями не складывается настолько, что других Саш или Вить репетитор брать не хочет. Есть у нас и самые настоящие приметы – но в их основе лежит не суеверие, а опыт, чаще всего печальный. О них – в другой раз.  

Некоторые случаи кажутся забавными только по прошествии времени

Когда я снимала небольшой офис для работы, один новый ученик трижды пропускал первое занятие. Сначала у него дома сломался дверной замок, и он не смог уйти, не дождавшись родителей. Мне пришлось войти в положение и назначить встречу на следующей неделе. Но на следующей неделе прямо перед самым уроком он ухитрился повредить руку и поехал не ко мне, а в травмпункт. Снова просидев полтора часа без дела, я была порядком возмущена – согласитесь, трудно поверить в два таких происшествия в одно и то же время две недели подряд. Но на третий раз юноша все-таки явился, правда, за двадцать минут до конца урока. С разрядившимся смартфоном он просто не мог найти мой офис и целый час блуждал в окрестностях. К моему огромному удивлению, ученик оказался и толковым, и дисциплинированным, и весь оставшийся год мы занимались без подобных казусов. Обычно бывает иначе, и те, кто начинает с опозданий и неубедительных отговорок, редко реабилитируют себя в дальнейшем.  

Неприятности случаются не только у учеников

Как-то раз у меня дома начался небольшой потоп – прямо перед началом урока по скайпу. Я почему-то решила все-таки провести урок и только время от времени поглядывала на огромную лужу посреди кухни. К счастью, все оказалось не так страшно. Протекла не труба, а шланг от стиральной машины, так что привести все в порядок оказалось нетрудно. 

А эту историю я слышала от коллеги-математика. В его доме (это было несколько лет назад) на целых три дня отключили интернет. Представьте себе масштаб проблемы: на носу ЕГЭ, когда все восстановят – неизвестно, а на другом конце России ждет у компьютера старательная, но неуверенная в себе одиннадцатиклассница (интересы других учеников, «очных», не пострадали). Новость о том, что занятия откладываются на неопределенное время, заставила девушку прямо-таки запаниковать, так что моему коллеге пришлось срочно искать другие каналы связи. Один урок он провел в гостях у друзей, второй – из кафе. На третий день ученица, немного успокоившись, согласилась вместо полноценного занятия поработать самостоятельно. ЕГЭ она сдала неплохо. 

Сдача экзаменов

Иногда сдача экзаменов оказывается серьезным испытанием не только для самих учеников, но и для их родителей. Иначе я не могу объяснить сообщение, полученное от мамы одного девятиклассника субботним утром, через несколько дней после ОГЭ. Я только проснулась и не планировала на этот день никаких уроков, как вдруг прочитала: «Извините, забыла предупредить, Антон сегодня не придет». С Антоном мы весь предшествующий год встречались именно по субботам, но в минувший вторник, накануне экзамена, попрощались, пожелав друг другу удачи. Тем утром я уже, разумеется, никого не ждала. «Вы хотите продолжить?» - уточнила я на всякий случай. «Нет, пока не надо, спасибо», - ответила мама Антона, чем поставила меня в еще больший тупик. 

Эти и подобные истории, по большей части забавные, только одна сторона медали. Есть и другие – и грустные, и даже страшные. Но после летнего отдыха, когда новый учебный год только начинается, кому захочется вспоминать о плохом? Да и хорошего в нашей работе намного больше, можете не сомневаться. 

Читайте также
Комментарии (0)