Учить и лечить: как обстоят дела со школьной медициной

2019-06-19T09:38:04.982Z
7 0

Дети проводят в школе от 4 до 10 часов (при наличии продленки) 5–6 дней в неделю. Даже самый внимательный педагог не убережет от неприятностей абсолютно всех детей. Кто поможет ребенку в случае травмы? И кто имеет на это право: учитель или только медработник? В каждом ли образовательном учреждении есть врач или медсестра? Как обстоят дела со школьной медициной, читайте в нашей статье.

Учитель всегда готов!

Учитель – лицо школы и ее центральная фигура. Неудивительно, что в случае чего ребенок в первую очередь обращается к учителю, и основной спрос при форс-мажорах тоже с педагога. Так же и с травмами: дети сразу бегут к учителям, а не в медкабинет. Вопрос: а может ли педагог оказать первую помощь? Насколько он компетентен в этом деле? Тем более что не в каждой школе есть собственный медкабинет и медработник. 

Успокоим родителей: в педагогических вузах читают курс медподготовки и проводят практические занятия. Более того, наличие высшего педагогического образования позволяет выпускнику педвуза самому преподавать основы медподготовки в школах. Так что теоретически педагог действительно может оказать первую помощь. Однако знания без практики легко забываются, и человек, окончивший педвуз пятнадцать лет назад, может в критическую минуту просто не вспомнить то, чему его учили (добавим сюда же естественные в такой ситуации волнение и испуг. А кто-то, будучи прекрасным педагогом, вообще крови боится). 

Учитель русского языка и литературы Елена Николаевна С., окончившая один из московских педагогических институтов еще в начале 1990-х годов, вспоминает, что курс медподготовки у них читали специалисты из Сеченовского медицинского института. Обучение было серьезным, по его окончании все студенты получали удостоверение среднего медицинского персонала и считались военнообязанными. Однокурсница Елены Николаевны переехала в Германию и там работала медсестрой на основании этого свидетельства. Но не всем вузам и их студентам так везет с преподавателями. 

Другой вопрос, имеют ли учителя право оказывать медицинскую помощь? Оказывается, нет. Тонкое разграничение: есть помощь первая, и есть помощь первая медицинская. И если кто-то из нас не видит между ними разницы, то законодательство четко разводит эти понятия.

По Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», первая помощь не является медицинской, и ее может оказывать любой человек. Она так и называется – доврачебная. Первая помощь нужна при:

  • потере сознания,
  • наружном кровотечении, 
  • остановке дыхания и кровообращения, 
  • инородном теле в верхних дыхательных путях, 
  • травмах различных частей тела,
  • ожогах и тепловом ударе, 
  • обморожениях, 
  • отравлениях.

А вот первую медицинскую помощь может оказывать только специалист с высшим медицинским образованием. Ни медсестра, ни фельдшер на это не имеют права.

В соответствии с тем же законом, оказывать медицинскую помощь какая-либо организация может только при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности. Если школа решает открыть медкабинет, то должна либо полностью его оборудовать и передать в систему здравоохранения, либо получить лицензию на ведение и образовательной, и медицинской деятельности. 

Если педагог и умеет проводить необходимые реабилитационные меры, ему может быть элементарно страшно это делать. Ведь случись что – засудят! 

Медкабинеты – в каждую школу?

Дети шустрые, и травмы у них случаются буквально на ровном месте. Поэтому каждой школе необходим медицинский кабинет. 

В идеале помещение должно состоять из трех секций: кабинета врача (площадью не менее 21 кв. м), приeмной и процедурной комнат (площадью не менее 14 кв. м каждая). Плюс помещение площадью минимум 4 кв. м для хранения инвентаря и приготовления дезинфицирующих растворов и отдельный туалет. 

СанПиН 2.4.2.2821-10 (с учетом 81-го постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 года), предписывают все новые общеобразовательные учреждения оснастить еще и кабинетом стоматолога площадью 12 кв. м. 

Еще во всех школах должны быть кабинеты педагога-психолога и учителя-логопеда. Но понятно, что позволить себе это может не каждая школа даже в крупных городах – что уж говорить о сельских школах. Здесь детей в случае недомогания чаще отправляют за пределы школы, в ФАП (фельдшерско-акушерский пункт). Кстати, СанПиН официально разрешают ученикам малокомплектных школ обслуживаться на базе медучреждений: в ФАП или амбулатории.

Семь лет назад президент Владимир Путин утвердил «Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012–2017 годы», в рамках которой предусмотрено возвращение во все школы медицинских кабинетов. К 2017 году медкабинеты функционировали лишь в 56 % образовательных учреждений. На данный момент медицинские комнаты имеются в 63 % школ. 

В школе в часы ее работы должен находиться медработник. По нормам, на каждую тысячу учащихся − один врач-педиатр и две медсестры. Это тоже пока из области фантастики. Во многих регионах нагрузка на школьных медиков в 1,6–6 раз больше.

Медработников катастрофически не хватает. Школы укомплектованы медсестрами на 77 %, а врачами – на 60 %. Большинство этих специалистов обслуживают несколько школ сразу: 2–3 дня находятся в одной школе и 2–3 дня дежурят в другой. Но дети заболевают и получают травмы не по графику. И если медкабинет закрыт, оказать ребенку квалифицированную помощь просто некому. 

Грядут большие перемены! 

Наличие медработников в школах необходимо не только для оказания первой помощи. Школьная медсестра должна проводить регулярные профилактические медосмотры у детей, чтобы на ранней стадии выявить у ребенка проблемы с работой сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, признаки нарушения зрения и слуха. Если проблемы обнаружатся, школьника отправят на прием к профильному специалисту, который, возможно, подберет нужное направление ЛФК или даст справку о противопоказаниях определенных видов нагрузки. 

Это особенно актуально сейчас, когда в школах в добровольно-принудительном порядке заставляют детей сдавать нормативы ГТО. Понятно, что образовательному учреждению это нужно для отчетности. Но не каждый ребенок имеет идеальное здоровье, чтобы, например, пробежать кросс без последствий. Все-таки школьные уроки физкультуры и сдача ГТО требуют разного уровня подготовки. 

Сравним: чтобы получить пятерку на уроке физкультуры, 6-классник должен 20 раз отжаться от пола, а чтобы получить золотой значок ГТО, он должен отжаться уже 28 раз. Или, скажем, для пятерки двухкилометровый кросс 6-классники бегут без учета времени (достаточно просто преодолеть дистанцию), а для золотого значка ГТО это расстояние нужно пробежать не более чем за 9 минут 20 секунд. Согласитесь, разница есть. И для кого-то она может стать критической. 

Именно медицинские работники в школах должны отслеживать самочувствие детей. Всерьез об этом задумались два года назад, когда министр образования Ольга Васильева сообщила, что в течение прошедшего 2016 года на уроках физкультуры погибли 211 детей – в основном из-за скрытых проблем со здоровьем, которых у современного школьника хватает.

Два года назад началась разработка законопроекта «О возрождении школьной медицины». Были запущены пилотные проекты в пяти регионах России. В начале этой весны в законопроект внесли коррективы. Если в Госдумы его утвердят, то медработник появится абсолютно в каждой российской школе. 

Его обязанности:

  • проводить санитарно-просветительскую работу среди учеников, их родителей и учителей (агитировать за соблюдение режима дня, ведение здорового образа жизни);
  • регулярно осматривать учащихся и направлять их на дополнительные обследования при необходимости;
  • контролировать состояние здоровья у детей, допущенных к урокам физкультуры;
  • выяснять причины, по которым ребенок не пришел на занятия;
  • проверять качество школьного питания, контролировать санитарно-гигиеническую обстановку в школьной столовой.

В 2016 году в некоторых медицинских вузах появилась новая специальность – «бакалавр школьной медицины». Выпускники будут медсестрами и медбратьями с высшим образованием. Первые такие специалисты получат соответствующие дипломы уже летом 2019 года.


Читайте также
Комментарии (0)
2019-06-19T09:38:04.982Z
7 0

Учить и лечить: как обстоят дела со школьной медициной


Дети проводят в школе от 4 до 10 часов (при наличии продленки) 5–6 дней в неделю. Даже самый внимательный педагог не убережет от неприятностей абсолютно всех детей. Кто поможет ребенку в случае травмы? И кто имеет на это право: учитель или только медработник? В каждом ли образовательном учреждении есть врач или медсестра? Как обстоят дела со школьной медициной, читайте в нашей статье.

Учитель всегда готов!

Учитель – лицо школы и ее центральная фигура. Неудивительно, что в случае чего ребенок в первую очередь обращается к учителю, и основной спрос при форс-мажорах тоже с педагога. Так же и с травмами: дети сразу бегут к учителям, а не в медкабинет. Вопрос: а может ли педагог оказать первую помощь? Насколько он компетентен в этом деле? Тем более что не в каждой школе есть собственный медкабинет и медработник. 

Успокоим родителей: в педагогических вузах читают курс медподготовки и проводят практические занятия. Более того, наличие высшего педагогического образования позволяет выпускнику педвуза самому преподавать основы медподготовки в школах. Так что теоретически педагог действительно может оказать первую помощь. Однако знания без практики легко забываются, и человек, окончивший педвуз пятнадцать лет назад, может в критическую минуту просто не вспомнить то, чему его учили (добавим сюда же естественные в такой ситуации волнение и испуг. А кто-то, будучи прекрасным педагогом, вообще крови боится). 

Учитель русского языка и литературы Елена Николаевна С., окончившая один из московских педагогических институтов еще в начале 1990-х годов, вспоминает, что курс медподготовки у них читали специалисты из Сеченовского медицинского института. Обучение было серьезным, по его окончании все студенты получали удостоверение среднего медицинского персонала и считались военнообязанными. Однокурсница Елены Николаевны переехала в Германию и там работала медсестрой на основании этого свидетельства. Но не всем вузам и их студентам так везет с преподавателями. 

Другой вопрос, имеют ли учителя право оказывать медицинскую помощь? Оказывается, нет. Тонкое разграничение: есть помощь первая, и есть помощь первая медицинская. И если кто-то из нас не видит между ними разницы, то законодательство четко разводит эти понятия.

По Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», первая помощь не является медицинской, и ее может оказывать любой человек. Она так и называется – доврачебная. Первая помощь нужна при:

  • потере сознания,
  • наружном кровотечении, 
  • остановке дыхания и кровообращения, 
  • инородном теле в верхних дыхательных путях, 
  • травмах различных частей тела,
  • ожогах и тепловом ударе, 
  • обморожениях, 
  • отравлениях.

А вот первую медицинскую помощь может оказывать только специалист с высшим медицинским образованием. Ни медсестра, ни фельдшер на это не имеют права.

В соответствии с тем же законом, оказывать медицинскую помощь какая-либо организация может только при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности. Если школа решает открыть медкабинет, то должна либо полностью его оборудовать и передать в систему здравоохранения, либо получить лицензию на ведение и образовательной, и медицинской деятельности. 

Если педагог и умеет проводить необходимые реабилитационные меры, ему может быть элементарно страшно это делать. Ведь случись что – засудят! 

Медкабинеты – в каждую школу?

Дети шустрые, и травмы у них случаются буквально на ровном месте. Поэтому каждой школе необходим медицинский кабинет. 

В идеале помещение должно состоять из трех секций: кабинета врача (площадью не менее 21 кв. м), приeмной и процедурной комнат (площадью не менее 14 кв. м каждая). Плюс помещение площадью минимум 4 кв. м для хранения инвентаря и приготовления дезинфицирующих растворов и отдельный туалет. 

СанПиН 2.4.2.2821-10 (с учетом 81-го постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 года), предписывают все новые общеобразовательные учреждения оснастить еще и кабинетом стоматолога площадью 12 кв. м. 

Еще во всех школах должны быть кабинеты педагога-психолога и учителя-логопеда. Но понятно, что позволить себе это может не каждая школа даже в крупных городах – что уж говорить о сельских школах. Здесь детей в случае недомогания чаще отправляют за пределы школы, в ФАП (фельдшерско-акушерский пункт). Кстати, СанПиН официально разрешают ученикам малокомплектных школ обслуживаться на базе медучреждений: в ФАП или амбулатории.

Семь лет назад президент Владимир Путин утвердил «Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012–2017 годы», в рамках которой предусмотрено возвращение во все школы медицинских кабинетов. К 2017 году медкабинеты функционировали лишь в 56 % образовательных учреждений. На данный момент медицинские комнаты имеются в 63 % школ. 

В школе в часы ее работы должен находиться медработник. По нормам, на каждую тысячу учащихся − один врач-педиатр и две медсестры. Это тоже пока из области фантастики. Во многих регионах нагрузка на школьных медиков в 1,6–6 раз больше.

Медработников катастрофически не хватает. Школы укомплектованы медсестрами на 77 %, а врачами – на 60 %. Большинство этих специалистов обслуживают несколько школ сразу: 2–3 дня находятся в одной школе и 2–3 дня дежурят в другой. Но дети заболевают и получают травмы не по графику. И если медкабинет закрыт, оказать ребенку квалифицированную помощь просто некому. 

Грядут большие перемены! 

Наличие медработников в школах необходимо не только для оказания первой помощи. Школьная медсестра должна проводить регулярные профилактические медосмотры у детей, чтобы на ранней стадии выявить у ребенка проблемы с работой сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, признаки нарушения зрения и слуха. Если проблемы обнаружатся, школьника отправят на прием к профильному специалисту, который, возможно, подберет нужное направление ЛФК или даст справку о противопоказаниях определенных видов нагрузки. 

Это особенно актуально сейчас, когда в школах в добровольно-принудительном порядке заставляют детей сдавать нормативы ГТО. Понятно, что образовательному учреждению это нужно для отчетности. Но не каждый ребенок имеет идеальное здоровье, чтобы, например, пробежать кросс без последствий. Все-таки школьные уроки физкультуры и сдача ГТО требуют разного уровня подготовки. 

Сравним: чтобы получить пятерку на уроке физкультуры, 6-классник должен 20 раз отжаться от пола, а чтобы получить золотой значок ГТО, он должен отжаться уже 28 раз. Или, скажем, для пятерки двухкилометровый кросс 6-классники бегут без учета времени (достаточно просто преодолеть дистанцию), а для золотого значка ГТО это расстояние нужно пробежать не более чем за 9 минут 20 секунд. Согласитесь, разница есть. И для кого-то она может стать критической. 

Именно медицинские работники в школах должны отслеживать самочувствие детей. Всерьез об этом задумались два года назад, когда министр образования Ольга Васильева сообщила, что в течение прошедшего 2016 года на уроках физкультуры погибли 211 детей – в основном из-за скрытых проблем со здоровьем, которых у современного школьника хватает.

Два года назад началась разработка законопроекта «О возрождении школьной медицины». Были запущены пилотные проекты в пяти регионах России. В начале этой весны в законопроект внесли коррективы. Если в Госдумы его утвердят, то медработник появится абсолютно в каждой российской школе. 

Его обязанности:

  • проводить санитарно-просветительскую работу среди учеников, их родителей и учителей (агитировать за соблюдение режима дня, ведение здорового образа жизни);
  • регулярно осматривать учащихся и направлять их на дополнительные обследования при необходимости;
  • контролировать состояние здоровья у детей, допущенных к урокам физкультуры;
  • выяснять причины, по которым ребенок не пришел на занятия;
  • проверять качество школьного питания, контролировать санитарно-гигиеническую обстановку в школьной столовой.

В 2016 году в некоторых медицинских вузах появилась новая специальность – «бакалавр школьной медицины». Выпускники будут медсестрами и медбратьями с высшим образованием. Первые такие специалисты получат соответствующие дипломы уже летом 2019 года.

Читайте также
Комментарии (0)