Профилактический эффект кино: дети и безопасность в интернете




Тема безопасного поведения детей в интернете сейчас весьма актуальна, стала она и лейтмотивом Всероссийского питчинга юных кинематографистов, первый этап которого прошел не так давно во Владивостоке. О том, как фильмы могут научить осторожности в онлайн-среде, можно ли такой подход использовать на школьных уроках, и, конечно, о результатах труда, возможно, будущих звезд кино, которые с полной самоотдачей погрузились в тему безопасности, мы попросили рассказать эксперта ActivityEdu, режиссера и сценариста Татьяну Мирошник. 

Татьяна Мирошник о безопасном поведении детей в интернете
Татьяна Мирошник на Всероссийском питчинге юных кинематографистов, г. Владивосток

Безопасность детей в интернете – тема актуальная, но обсуждение ее через призму кино представляется новым подходом. В чем его суть? Как кино может научить безопасности?

Фильмы и мультфильмы – самый доступный и простой способ показать ребенку, с какими трудностями он может столкнуться в интернете и как их избежать. Кино обладает мощным профилактическим и терапевтическим эффектом. Это проявляется в ассоциативном и эмоциональном воздействии фильма на зрителя: на экранах дети, наблюдая за происходящим в жизни героев, таких же, как они сами, ассоциируют себя с ними, сопереживают, сравнивают, анализируют и делают выводы. 

Можно ли этот подход использовать в школах и каким образом?

Рассказать о безопасном поведении в интернете языком кино, доверительно и ненавязчиво показать конкретные ситуации и примеры, помочь детям обрести правильные ориентиры – почему бы и нет? Для младших школьников есть серия мультфильмов «Фиксики» и мультсериал «Приключения робота Каспера», в которых как раз и рассказывается об информационной безопасности в современном мире. Есть и другие мультфильмы. А вот с фильмами дело обстоит сложнее. Поэтому мы и предложили на питчинг юных кинематографистов тему, связанную с безопасностью в интернете. Смотрите, какие интересные истории придумали дети: 

«Фейковая подружка» 

Татьяна Мирошник о безопасном поведении детей в интернете

«Уведомление» 

Татьяна Мирошник о безопасном поведении детей в интернете

«Степановна вкрутую»

Татьяна Мирошник о безопасном поведении детей в интернете

Что такое Всероссийский питчинг юных кинематографистов? Как родилась идея его проведения?

Поскольку дети в период самоизоляции надолго «зависали» в виртуальном пространстве, пассивно просматривая имеющийся медиаконтент, зачастую сомнительного качества и даже опасный, родилась идея мотивировать ребят на более активное, полезное и творческое времяпровождение: придумать проекты по созданию собственного медиаконтента на тему безопасности в интернете и представить их на питчинг. Этот проект стал возможен благодаря специальному конкурсу Фонда президентских грантов, который проводился летом 2020 года для поддержки новых проектов во время пандемии.


Что такое питчинг? Это универсальный инструмент, которым пользуется каждый из нас, даже если он об этом не знает. Если друзья хотят вовлечь вас в какую-то затею и горячо убеждают в ее важности, то они как раз и «питчингуют», то есть презентуют и защищают свою идею. Поэтому питчинг в кинематографе – это отлаженная практика, презентация проекта с целью получения финансирования его производства. Любая детско-юношеская студия кино или телевидения может участвовать в этом году в одном из пяти питчингов юных кинематографистов и получить 400 тысяч рублей на съемки своего фильма. Надо только убедить членов экспертного совета, что именно ваш проект самый лучший. А для этого следует написать синопсис и сценарий, сформировать команду, сделать презентацию, снять тизер, подготовить выступление и организовать группу поддержки. 

Раньше питчинги проходили только для взрослых киностудий. И вот в этом году впервые – для детско-юношеских любительских студий. Запись прямой трансляции Первого Дальневосточного питчинга юных кинематографистов можно посмотреть по ссылке.

И кто победил? 

Первый питчинг проходил во Владивостоке в рамках Всероссийского фестиваля детского кино и телевидения «Веселая ларга». Победителем этого питчинга стал проект «Степановна вкрутую» детской телевизионной студии ШИП из поселка Лучегорск Приморского края. Кстати, в Лучегорске всего 18 тысяч жителей! А в студии занимается более 60 человек. Как интересно живут дети в этом городке и что снимают, можно посмотреть на их странице во «ВКонтакте».


Когда ребята готовились к питчингу, то много раз переписывали сценарий и сняли тизер. А приехав на мероприятие, решили переснять – пригласили поучаствовать заслуженную артистку РФ Оксану Сташенко. И вот что у них получилось:

Выходит, что всем, кто участвовал в питчинге, пришлось глубоко погрузиться в вопросы безопасного поведения в интернете и придумать увлекательную историю на эту тему. 

Остальные студии, которые не победили, расстроились? 

Немного. Все детские кино- и медиастудии, участвовавшие в питчинге, а их было девять, в качестве поощрительных призов получили сертификаты на экскурсии и участие в каскадерской программе; книги о кино издательств «Альпина нон-фикшн» и «Бомбора». Но самое главное, что все студии решили в любом случае снять свои фильмы. Ребята за время подготовки к питчингу так увлеклись придуманными историями, полюбили свои проекты, что решили обязательно их превратить в кино. Скоро увидим девять фильмов о безопасном поведении в интернете, фильмов, которые сняты детьми на Дальнем Востоке. А впереди еще четыре питчинга. Представляете, сколько будет фильмов? Их все можно будет посмотреть на сайте питчинга и использовать для проведения тематических уроков.


Татьяна Мирошник о безопасном поведении детей в интернете
Всероссийский питчинг юных кинематографистов, г. Владивосток

На какой возраст рассчитаны эти фильмы? 

Фильмы ориентированы на школьников, их можно смотреть прямо с 1-го класса. Вообще, начинать говорить о безопасности надо с 6–7 лет, когда дети впервые погружаются в интернет. Первым делом надо объяснить, что ни в коем случае нельзя публиковать в Сети. Дети оставляют там огромное количество информации о себе: фотографии, видео, посты, комментарии, геометки, ссылки, контактные данные. Очень важно сразу предупредить, что не стоит публиковать домашний адрес и телефон, свое месторасположение, имена родственников, планы на отдых всей семьи, дорогие подарки и т. д. Еще одна проблема – кибербуллинг – онлайн-оскорбления и угрозы в течение продолжительного времени. Крайне важно, чтобы дети знали, что могут с этим столкнуться и что родители готовы прийти на помощь. И конечно, надо предупредить о ситуациях мошенничества в интернете. Ребенку могут предложить дешево купить гаджет или поучаствовать в какой-то сомнительной лотерее, для чего сделать предоплату... Как уберечься от всего этого? Только обсуждая эти темы, показывая фильмы и передачи о безопасном поведении в интернете. В этом смысле очень помогает кино. Переживая разнообразный опыт вместе с героем, ребенок видит ситуацию со стороны, понимает ее и делает выводы. 


Сложно представить современную жизнь без интернета, а подростка без гаджетов и соцсетей. В интернете мы общаемся, знакомимся, работаем, учимся, постигаем что-то новое. И дети проводят там все больше и больше времени. Бороться с этим невозможно. Можно лишь объяснить важную вещь: интернет не зло, зло – это его неконтролируемое количество в нашей жизни, замена им жизни реальной и несоблюдение правил безопасного поведения в нем. 

к комментариям


Читайте также

Комментарии (0)