Правильный девайс для учебы и досуга: выбираем с умом



На что мы ориентируемся, покупая планшет и ноутбук, за которым ребенку предстоит ежедневно проводить по несколько часов? Правильно ли расставляем приоритеты? Знаем ли об элементарных правилах использования девайсов? Сверимся с рекомендациями, опубликованными Национальным медицинским исследовательским центром здоровья детей Минздрава России. Документ «Гигиенические нормативы и специальные требования к устройству, содержанию и режимам работы в условиях цифровой образовательной среды в сфере общего образования» содержит массу полезной информации и для родителей, и для педагогов. Остановимся на основных пунктах, которые помогут нам ответить на заданные выше вопросы.

По словам авторов документа, «в настоящее время отсутствуют санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к цифровой образовательной среде». Однако в НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России и Отделениях медицинских наук РАН регулярно проводятся исследования в этой области, результаты которых и легли в основу разработанных гигиенических нормативов, призванных снизить риск развития зрительного утомления у детей.

Выбираем планшет или ноутбук

Эти девайсы вполне подходят для достаточно продолжительной работы, учебы и проведения досуга. Но есть рад нюансов, на которые следует обращать внимание при покупке. Вот что об этом говорят гигиенисты НМИЦ здоровья детей.

  1. Предпочтение следует отдавать цифровым устройствам, оснащенным IPS-дисплеем. Эта разновидность матрицы обеспечивает наиболее комфортные условия для зрительной работы пользователей: практически идеальные углы обзора до 178º; высокие контрастность и яркость; очень глубокий черный цвет и стабильное качество изображения. 
  2. Планшеты должны быть оснащены небьющимся дисплеем.
  3. Экраны ноутбука и планшета должен иметь антибликовое и (или) не отражающее покрытие. 
  4. Контрастная чувствительность изображения знаков по сравнению с фоном на экранах ноутбука и планшета должна быть не менее 1,0 отн. ед. 

Техническим характеристикам, приведенным в таблице ниже, согласно гигиеническим требованиям, должны соответствовать ноутбуки и планшеты, используемые на занятиях в общеобразовательных организациях. Но учитывая, сколько времени у экранов школьники проводят дома, полагаем, родителям тоже не лишне взять эту информацию на заметку.

Источник: Гигиенические нормативы и специальные требования к устройству, содержанию и режимам работы в условиях цифровой образовательной среды в сфере общего образования

Время и место

Снизить нагрузку на глаза помогут и некоторые правила организации рабочего места и собственно процесса работы.

  1. В режиме онлайн-обучения следует использовать персональный компьютер или ноутбук, обеспеченные проводным подключением к сети Интернет. В противном случае расстояние от точки Wi-Fi до рабочего места школьника должно быть не менее 5 м.
  2. Зрительная дистанция до монитора должна быть не менее 50 см. 
  3. Планшет рекомендуется размещать на столе под углом 30 градусов. 
  4. В поле зрения пользователя не должно быть ярких источников света. Монитор не следует располагать задней стороной к окну. Нежелательно, чтобы при работе за компьютером дневной свет из окна был направлен пользователю в глаза.
  5. Режим использования электронных устройств, оборудованных экраном, во внеучебное время должен строиться на соотношении один к трем для детей 6–8 лет; один к двум – 9-15 лет; один к одному – старше 15 лет. Поясним: например, один к одному означает, что на каждые 30 минут работы должно приходиться 30 минут отдыха.

«Нет» смартфонам!

Быстро проверить информацию, скоротать время в транспорте, найти товар или услугу – мы уже и сами не замечаем, как часто обращаемся к смартфону. Но удобен ли этот девайс для чтения каких-либо текстов? Не слишком ли сильно устают глаза? А у ребенка? И к чему это может привести? Специалисты НМИЦ здоровья детей утверждают, что «при регулярном и длительном использовании в ходе учебных занятий смартфон следует рассматривать как значимый фактор риска развития патологии органов зрения детей и подростков». Дело в том, что диагональ экрана этих устройств не позволяет установить оптимальное для зрительной работы сочетание величины шрифта и ширины строки. Ребенок (да и любой взрослый!) вынужден напрягать зрение, что, разумеется, приводит к излишней нагрузке. Поэтому смартфону как регулярному источнику информации и средству чтения и обучения – категорическое «нет».

Надеемся, что приведенные в статье рекомендации помогут вам сделать правильный выбор и снизить риски, связанные с чрезмерной зрительной нагрузкой.

к комментариям


Читайте также

Комментарии (0)