Пожарная безопасность в детском саду: требования, документы, мероприятия

2019-04-08T16:00:00.000Z
2 0

Что нужно знать сотрудникам дошкольных организаций.

Любая новость о пожаре вызывает у нас очень много сложных эмоций — от раздражения и злости на тех, по чьей вине этот пожар возник, до страха за безопасность своих близких. Случаи пожаров в общественных местах в последние годы вызвали волну массового интереса к правилам пожарной безопасности. Родители маленьких детей в свою очередь с еще большей ответственностью стали подходить к выбору детских садов. Ведь чтобы спокойно заниматься своими делами в течение рабочего дня, хочется быть уверенным, что ребенок в это время находится в самом надежном месте и в самых надежных руках. 

Превратить детский сад в самое надежное, самое безопасное место для маленьких воспитанников – задача непростая, но вполне реализуемая ответственными сотрудниками учреждения. Важно безукоризненно знать все правила пожарной безопасности и следовать им.  

Правила пожарной безопасности включают в себя комплекс мер и действий по профилактике возникновения пожара, а также инструкции, которым важно следовать во время пожара, если он все же возник. Комплекс мер по профилактике возникновения пожара заключается в грамотном обустройстве здания детского сада и прилегающей к нему территории, обучении сотрудников правилам противопожарного поведения и проведении бесед с маленькими воспитанниками детского сада.

Какими должны быть помещение, здание и прилегающая территория сада

Требования к внешним условиям содержания и воспитания детей довольно обширны, часто меняются и дополняются. Перед открытием государственного или частного детского сада руководителю и сотруднику, назначенному ответственным за пожарную безопасность, необходимо проконсультироваться с представителями пожарной инспекции, чтобы убедиться, что все необходимые условия соблюдены. 

Вот основные требования к зданию и внутренним помещениям детского сада: 

  1. Комнаты, в которых дети проводят время, игровые, спальные помещения, а также столовые должны располагаться не выше второго этажа многоэтажного здания. Это правило создано для того, чтобы в ситуации пожара организованная группа не тратила слишком много времени на спуск по лестнице и выход из здания. 
  2. Ремонт здания ни в коем случае не должен производиться с использованием строительных материалов с низким классом пожаробезопасности. Чтобы подтвердить класс материалов во время плановой проверки, нужно представить оригинал договора с поставщиком материалов.
  3. На окнах не должно быть металлических решеток, а входные и коридорные двери должны быть оснащены исправными доводчиками.
  4. Недопустимо наличие источников открытого огня, плиты для приготовления еды должны быть электрическими. Любые электрические приборы должны находиться в недоступных для детей местах и использоваться исключительно под присмотром сотрудников детского сада.
  5. Запрещено использовать мансарды, балконы, чердаки в качестве складских помещений. Все эвакуационные пути должны быть открыты, свободны, не захламлены лишними предметами. 
  6. Все напольные ковры и настенные декоративные изделия должны быть надежно зафиксированы на поверхности. 

Основные требования к прилегающей территории таковы: 

  1. На территории не должно быть горючих и легковоспламеняющихся веществ. Сухая трава, листва и прочий мусор должны убираться по мере необходимости.
  2. На открытой территории детского сада должно быть строго запрещено курение, а также разведение костров.
  3. Детский сад должен быть огражден забором высотой не менее 2,5 метров как минимум с двумя калитками. Ширина ворот должна быть от 4,5 метров.

В зависимости от общей площади детского сада высчитывается количество огнетушителей, которые необходимо установить на всех этажах здания. На территории садика должны размещаться пожарные щиты, краны, гидранты, а также схемы расположения всех этих противопожарных объектов. Обязательно наличие звуковой пожарной сигнализации.

Документы, подтверждающие соблюдение мер пожарной безопасности

Пожарная безопасность в детском саду

За пожарную безопасность в детском саду в первую очередь отвечает руководитель учреждения, а также специальный сотрудник, назначенный на должность ответственного за пожарную безопасность (ПБ). В наши дни, как правило, ответственными за пожарную безопасность назначают сотрудников, которые уже наделены какой-то основной должностью (например, заведующих хозяйственной частью). Часто эти сотрудники не обладают соответствующей квалификацией, чтобы грамотно учесть все тонкости организации профилактики пожаров. Поэтому перед вступлением в должность ответственному за ПБ необходимо пройти обучение пожарно-техническому минимуму в соответствующих учебных заведениях, имеющих на это лицензию, и повышать свою квалификацию каждые пять лет работы.

Ответственный за ПБ отвечает за ведение документации, следит за тем, чтобы все требования были выполнены, а все сотрудники ознакомились с принципиально важными правилами профилактики пожаров и поведения во время пожаров. После проведения всех необходимых действий и мер ответственный обязан составлять отчеты о проделанной работе.

Документов, подтверждающих, что вся необходимая работа по профилактике пожаров проведена качественно и в срок, не так уж мало, многие из них должны регулярно обновляться. Однако все эти документы заполняются по готовому шаблону, поэтому при четком понимании всех механизмов ведение этой документации не превратится в бесконечную бумажную волокиту. 

В обязательном порядке в детском саду должны быть документы, подтверждающие прохождение противопожарных тренингов всеми сотрудниками. Полный перечень документов, которые должны быть в учреждении, можно найти в федеральном законе о пожарной безопасности.

Вводный инструктаж сотрудников детского сада

Пожарная безопасность в детском садуЧеловеческий фактор – одна из основных причин возникновения пожара. Поэтому огромное внимание должно уделяться обучению сотрудников, особенно если речь о таком учреждении, как детский сад. Ведь большинство воспитанников сада слишком малы, чтобы усвоить важные правила безопасности. Это значит, что ответственность за их жизнь и здоровье – на взрослых: на воспитателях и педагогах учреждения.

При приеме на работу или вступлении в новую должность все сотрудники детского сада обязаны пройти вводный инструктаж по пожарной безопасности. И неважно, какой квалификацией обладает сотрудник, даже если он или она проходили вводный инструктаж на прежней работе совсем недавно. Это абсолютно непреложное правило. Вводный инструктаж проводит ответственный за ПБ, прохождение сотрудниками всех обязательных инструктажей фиксируется в специальном журнале. В дальнейшем сотрудники садика проходят плановые инструктажи не реже одного раза в год.

Как минимум раз в год проводятся учебные пожарные тревоги, во время которых педагоги детского сада могут продемонстрировать, насколько успешно усвоили правила эвакуации. 

Во время учебной тревоги или реальной пожарной ситуации педагог должен взять с собой аптечку и полный список детей, входящих в группу, чтобы убедиться, что эвакуированы все. В зимнее время года взрослый обязан проследить, чтобы дети надели или взяли с собой верхнюю одежду.

Регулярные проверки

Нет ничего удивительного в том, что соблюдение всех необходимых норм в дошкольном учреждении должно проверяться «сверху». Проверки со стороны органов пожарной инспекции проводятся перед открытием учреждения и далее ежегодно. В задачи инспектора входит проверка наличия всех противопожарных объектов, проверка соблюдения всех противопожарных мер и имеющейся документации.

Беседа с детьми о правилах пожарной безопасности

Пожарная безопасность в детском саду

Однако один важнейший пункт профилактики пожаров часто упускают из виду. Речь, конечно же, о грамотных беседах с воспитанниками дошкольных учреждений. Существует стереотип, что дошколята еще слишком малы (в отличие, к примеру, от школьников), поэтому беседы с ними на самом деле лишены особого смысла. Однако необходимо воспитывать в ребенке осознание того, как важно быть осторожным, именно в этом юном возрасте. Проводя с детьми дошкольного возраста воспитательные беседы, мы решаем две важные задачи.

Во-первых, мы показываем взаимозависимость наших действий и их последствий. Рассказывая ребятам о том, как из маленькой искры появляется огонь, который может перерасти в нешуточное пламя, мы объясняем детям, как устроен мир. Именно на понимании взаимозависимости действия и результата в дальнейшем будет строиться воспитание личной ответственности. Другими словами, ребенок должен понимать, что, если он будет играть со спичками, может случиться настоящая беда. Разумеется, это не отменяет того факта, что воспитатели и вообще любые взрослые люди должны держать спички как можно дальше от маленьких детей.

Во-вторых, мы уменьшаем фактор неожиданности и тем самым заботимся об эмоциональном комфорте детей. Если пожар все-таки произойдет, это событие в любом случае окажет свое влияние на эмоциональное и психологическое состояние детей, даже если взрослые сделают все в соответствии с правилами и эвакуируют воспитанников садика из здания настолько быстро, насколько это возможно. Но если дети заранее понимают, что сработавшая пожарная сигнализация является признаком пожара, они смогут отреагировать на ситуацию опасности чуть более спокойно. Услышав звук сигнализации, дети будут понимать, что это значит. Они будут знать, что в данную секунду необходимо слушать взрослого и следовать за ним. Таким образом, минимальное знание поможет ребенку избежать чрезмерного стресса.

Во время бесед о пожарной безопасности дети в детских садах должны усвоить довольно ограниченное количество информации. Они должны узнать, чего ни в коем случае нельзя делать, чтобы пожар не произошел, а также должны понять, что в случае возникновения пожарной ситуации нужно следовать за взрослым, выполняя его указания быстро и спокойно. Помочь донести эти знания до малышей можно через просмотры мультфильмов, совместное чтение сказок, через игру. Кроме того, в начале каждого учебного года воспитатели должны совершать с детьми обзорные прогулки по территории садика, чтобы ребенок всегда знал, где находятся все входы и выходы, и не мог потеряться.

Мероприятия, посвященные пожарной безопасности

Сотрудники детского сада могут проводить работу на разных уровнях. Кроме самообразования и бесед с детьми воспитатели могут работать и с родителями маленьких воспитанников. В начале учебного года полезно проводить анкетирование, чтобы выяснить, насколько хорошо сами родители знакомы с правилами пожарной безопасности. Во многих детских садах родители участвуют в оформлении так называемых уголков пожарной безопасности, вместе с детьми создают плакаты, рисунки, творческие объекты, которые размещаются на видном месте, в раздевалках и комнатах. Такие уголки выглядят ярко, красочно и не вызывают страха или других негативных эмоций, но в то же время регулярно и ненавязчиво напоминают как детям, так и взрослым о том, как важно быть осторожным.

Выстраивая работу с маленькими детьми, важно облекать информацию в различные формы: творческие, игровые, активные, интересные! В детском саду можно проводить кукольные спектакли, создавать театры теней или разыгрывать сценки самостоятельно. Если в основе таких спектаклей будет лежать история, актуализирующая важность пожарной безопасности, воспитатели могут обсудить с детьми серьезную тему, при этом обеспечив снятие их эмоционального напряжения и вовлеченность в развивающий творческий процесс. За примерами таких историй далеко ходить не приходится. Помните, «Тили-тили-тили-бом! Загорелся кошкин дом!»? Активные спортивные мероприятия помогут детям развивать реакцию и способность быстро ориентироваться. А интерактивные лекции от воспитателей помогут узнать много нового о мире, который малыши только начинают познавать.

Пожарная безопасность в детском саду

Пример уголка пожарной безопасности в детском саду. Источник фото: geomama.ucoz.ru


Читайте также
Комментарии (0)
2019-04-08T16:00:00.000Z
2 0

Пожарная безопасность в детском саду: требования, документы, мероприятия


Что нужно знать сотрудникам дошкольных организаций.

Любая новость о пожаре вызывает у нас очень много сложных эмоций — от раздражения и злости на тех, по чьей вине этот пожар возник, до страха за безопасность своих близких. Случаи пожаров в общественных местах в последние годы вызвали волну массового интереса к правилам пожарной безопасности. Родители маленьких детей в свою очередь с еще большей ответственностью стали подходить к выбору детских садов. Ведь чтобы спокойно заниматься своими делами в течение рабочего дня, хочется быть уверенным, что ребенок в это время находится в самом надежном месте и в самых надежных руках. 

Превратить детский сад в самое надежное, самое безопасное место для маленьких воспитанников – задача непростая, но вполне реализуемая ответственными сотрудниками учреждения. Важно безукоризненно знать все правила пожарной безопасности и следовать им.  

Правила пожарной безопасности включают в себя комплекс мер и действий по профилактике возникновения пожара, а также инструкции, которым важно следовать во время пожара, если он все же возник. Комплекс мер по профилактике возникновения пожара заключается в грамотном обустройстве здания детского сада и прилегающей к нему территории, обучении сотрудников правилам противопожарного поведения и проведении бесед с маленькими воспитанниками детского сада.

Какими должны быть помещение, здание и прилегающая территория сада

Требования к внешним условиям содержания и воспитания детей довольно обширны, часто меняются и дополняются. Перед открытием государственного или частного детского сада руководителю и сотруднику, назначенному ответственным за пожарную безопасность, необходимо проконсультироваться с представителями пожарной инспекции, чтобы убедиться, что все необходимые условия соблюдены. 

Вот основные требования к зданию и внутренним помещениям детского сада: 

  1. Комнаты, в которых дети проводят время, игровые, спальные помещения, а также столовые должны располагаться не выше второго этажа многоэтажного здания. Это правило создано для того, чтобы в ситуации пожара организованная группа не тратила слишком много времени на спуск по лестнице и выход из здания. 
  2. Ремонт здания ни в коем случае не должен производиться с использованием строительных материалов с низким классом пожаробезопасности. Чтобы подтвердить класс материалов во время плановой проверки, нужно представить оригинал договора с поставщиком материалов.
  3. На окнах не должно быть металлических решеток, а входные и коридорные двери должны быть оснащены исправными доводчиками.
  4. Недопустимо наличие источников открытого огня, плиты для приготовления еды должны быть электрическими. Любые электрические приборы должны находиться в недоступных для детей местах и использоваться исключительно под присмотром сотрудников детского сада.
  5. Запрещено использовать мансарды, балконы, чердаки в качестве складских помещений. Все эвакуационные пути должны быть открыты, свободны, не захламлены лишними предметами. 
  6. Все напольные ковры и настенные декоративные изделия должны быть надежно зафиксированы на поверхности. 

Основные требования к прилегающей территории таковы: 

  1. На территории не должно быть горючих и легковоспламеняющихся веществ. Сухая трава, листва и прочий мусор должны убираться по мере необходимости.
  2. На открытой территории детского сада должно быть строго запрещено курение, а также разведение костров.
  3. Детский сад должен быть огражден забором высотой не менее 2,5 метров как минимум с двумя калитками. Ширина ворот должна быть от 4,5 метров.

В зависимости от общей площади детского сада высчитывается количество огнетушителей, которые необходимо установить на всех этажах здания. На территории садика должны размещаться пожарные щиты, краны, гидранты, а также схемы расположения всех этих противопожарных объектов. Обязательно наличие звуковой пожарной сигнализации.

Документы, подтверждающие соблюдение мер пожарной безопасности

Пожарная безопасность в детском саду

За пожарную безопасность в детском саду в первую очередь отвечает руководитель учреждения, а также специальный сотрудник, назначенный на должность ответственного за пожарную безопасность (ПБ). В наши дни, как правило, ответственными за пожарную безопасность назначают сотрудников, которые уже наделены какой-то основной должностью (например, заведующих хозяйственной частью). Часто эти сотрудники не обладают соответствующей квалификацией, чтобы грамотно учесть все тонкости организации профилактики пожаров. Поэтому перед вступлением в должность ответственному за ПБ необходимо пройти обучение пожарно-техническому минимуму в соответствующих учебных заведениях, имеющих на это лицензию, и повышать свою квалификацию каждые пять лет работы.

Ответственный за ПБ отвечает за ведение документации, следит за тем, чтобы все требования были выполнены, а все сотрудники ознакомились с принципиально важными правилами профилактики пожаров и поведения во время пожаров. После проведения всех необходимых действий и мер ответственный обязан составлять отчеты о проделанной работе.

Документов, подтверждающих, что вся необходимая работа по профилактике пожаров проведена качественно и в срок, не так уж мало, многие из них должны регулярно обновляться. Однако все эти документы заполняются по готовому шаблону, поэтому при четком понимании всех механизмов ведение этой документации не превратится в бесконечную бумажную волокиту. 

В обязательном порядке в детском саду должны быть документы, подтверждающие прохождение противопожарных тренингов всеми сотрудниками. Полный перечень документов, которые должны быть в учреждении, можно найти в федеральном законе о пожарной безопасности.

Вводный инструктаж сотрудников детского сада

Пожарная безопасность в детском садуЧеловеческий фактор – одна из основных причин возникновения пожара. Поэтому огромное внимание должно уделяться обучению сотрудников, особенно если речь о таком учреждении, как детский сад. Ведь большинство воспитанников сада слишком малы, чтобы усвоить важные правила безопасности. Это значит, что ответственность за их жизнь и здоровье – на взрослых: на воспитателях и педагогах учреждения.

При приеме на работу или вступлении в новую должность все сотрудники детского сада обязаны пройти вводный инструктаж по пожарной безопасности. И неважно, какой квалификацией обладает сотрудник, даже если он или она проходили вводный инструктаж на прежней работе совсем недавно. Это абсолютно непреложное правило. Вводный инструктаж проводит ответственный за ПБ, прохождение сотрудниками всех обязательных инструктажей фиксируется в специальном журнале. В дальнейшем сотрудники садика проходят плановые инструктажи не реже одного раза в год.

Как минимум раз в год проводятся учебные пожарные тревоги, во время которых педагоги детского сада могут продемонстрировать, насколько успешно усвоили правила эвакуации. 

Во время учебной тревоги или реальной пожарной ситуации педагог должен взять с собой аптечку и полный список детей, входящих в группу, чтобы убедиться, что эвакуированы все. В зимнее время года взрослый обязан проследить, чтобы дети надели или взяли с собой верхнюю одежду.

Регулярные проверки

Нет ничего удивительного в том, что соблюдение всех необходимых норм в дошкольном учреждении должно проверяться «сверху». Проверки со стороны органов пожарной инспекции проводятся перед открытием учреждения и далее ежегодно. В задачи инспектора входит проверка наличия всех противопожарных объектов, проверка соблюдения всех противопожарных мер и имеющейся документации.

Беседа с детьми о правилах пожарной безопасности

Пожарная безопасность в детском саду

Однако один важнейший пункт профилактики пожаров часто упускают из виду. Речь, конечно же, о грамотных беседах с воспитанниками дошкольных учреждений. Существует стереотип, что дошколята еще слишком малы (в отличие, к примеру, от школьников), поэтому беседы с ними на самом деле лишены особого смысла. Однако необходимо воспитывать в ребенке осознание того, как важно быть осторожным, именно в этом юном возрасте. Проводя с детьми дошкольного возраста воспитательные беседы, мы решаем две важные задачи.

Во-первых, мы показываем взаимозависимость наших действий и их последствий. Рассказывая ребятам о том, как из маленькой искры появляется огонь, который может перерасти в нешуточное пламя, мы объясняем детям, как устроен мир. Именно на понимании взаимозависимости действия и результата в дальнейшем будет строиться воспитание личной ответственности. Другими словами, ребенок должен понимать, что, если он будет играть со спичками, может случиться настоящая беда. Разумеется, это не отменяет того факта, что воспитатели и вообще любые взрослые люди должны держать спички как можно дальше от маленьких детей.

Во-вторых, мы уменьшаем фактор неожиданности и тем самым заботимся об эмоциональном комфорте детей. Если пожар все-таки произойдет, это событие в любом случае окажет свое влияние на эмоциональное и психологическое состояние детей, даже если взрослые сделают все в соответствии с правилами и эвакуируют воспитанников садика из здания настолько быстро, насколько это возможно. Но если дети заранее понимают, что сработавшая пожарная сигнализация является признаком пожара, они смогут отреагировать на ситуацию опасности чуть более спокойно. Услышав звук сигнализации, дети будут понимать, что это значит. Они будут знать, что в данную секунду необходимо слушать взрослого и следовать за ним. Таким образом, минимальное знание поможет ребенку избежать чрезмерного стресса.

Во время бесед о пожарной безопасности дети в детских садах должны усвоить довольно ограниченное количество информации. Они должны узнать, чего ни в коем случае нельзя делать, чтобы пожар не произошел, а также должны понять, что в случае возникновения пожарной ситуации нужно следовать за взрослым, выполняя его указания быстро и спокойно. Помочь донести эти знания до малышей можно через просмотры мультфильмов, совместное чтение сказок, через игру. Кроме того, в начале каждого учебного года воспитатели должны совершать с детьми обзорные прогулки по территории садика, чтобы ребенок всегда знал, где находятся все входы и выходы, и не мог потеряться.

Мероприятия, посвященные пожарной безопасности

Сотрудники детского сада могут проводить работу на разных уровнях. Кроме самообразования и бесед с детьми воспитатели могут работать и с родителями маленьких воспитанников. В начале учебного года полезно проводить анкетирование, чтобы выяснить, насколько хорошо сами родители знакомы с правилами пожарной безопасности. Во многих детских садах родители участвуют в оформлении так называемых уголков пожарной безопасности, вместе с детьми создают плакаты, рисунки, творческие объекты, которые размещаются на видном месте, в раздевалках и комнатах. Такие уголки выглядят ярко, красочно и не вызывают страха или других негативных эмоций, но в то же время регулярно и ненавязчиво напоминают как детям, так и взрослым о том, как важно быть осторожным.

Выстраивая работу с маленькими детьми, важно облекать информацию в различные формы: творческие, игровые, активные, интересные! В детском саду можно проводить кукольные спектакли, создавать театры теней или разыгрывать сценки самостоятельно. Если в основе таких спектаклей будет лежать история, актуализирующая важность пожарной безопасности, воспитатели могут обсудить с детьми серьезную тему, при этом обеспечив снятие их эмоционального напряжения и вовлеченность в развивающий творческий процесс. За примерами таких историй далеко ходить не приходится. Помните, «Тили-тили-тили-бом! Загорелся кошкин дом!»? Активные спортивные мероприятия помогут детям развивать реакцию и способность быстро ориентироваться. А интерактивные лекции от воспитателей помогут узнать много нового о мире, который малыши только начинают познавать.

Пожарная безопасность в детском саду

Пример уголка пожарной безопасности в детском саду. Источник фото: geomama.ucoz.ru

Читайте также
Комментарии (0)