Облачные технологии как средство формирования УУД

2018-08-23T13:46:00.000Z
8 0

Как Интернет помогает учителю в работе. Личный опыт педагога, конкретные примеры

Овладение универсальными учебными действиями – залог успешной учебы в школе и за ее пределами. Мы, преподаватели, должны подготовить своих учеников к ситуации, при которой усвоение новых знаний и навыков будет продолжаться всю жизнь. 

У меня не вызывает сомнения тот факт, что непрерывное образование будет включать работу в виртуальном пространстве. Даже в учительской среде, традиционно склонной к консерватизму, онлайн курсы, обучающие вебинары, дистанционные зачеты и экзамены – это обязательная составляющая успешной карьеры. Поэтому, чем раньше школьник получит навыки работы «в облаке», тем проще пройдет его адаптация к формам обучения во взрослой жизни.

Что такое УУД

Хотя понятие УУД (универсальные учебные действия) вошло в нашу жизнь сравнительно недавно в связи с введением ФГОС второго поколения, в настоящее время оно имеет устоявшуюся дефиницию и типологию, включающую четыре составляющие. [1] На примере двух из них, - коммуникативных и познавательных, попытаемся раскрыть роль облачных технологий в формировании УУД. К сожалению, попытка дать научное определение термину «облачные технологии» неизбежно переносит нас в terra incognita современного образования. Очевидно, что сам термин – это калька с английского cloudcomputing. Обычно, под этим термином понимаются доступные через сеть Интернет виртуальные сервисы. Следовательно, в широком смысле при использовании в области образования данное понятие охватывает электронные дневники, журналы, личные кабинеты учителей и учащихся, тематические форумы и тд. Считаю, что значение термина нужно конкретизировать, использовав для этого Расширенный перечень ИКТ-компетентностей педагога как часть Профессионального стандарта. Формулировка стандарта «организация образовательного процесса при которой учащиеся систематически <…> ведут деятельность и достигают результатов в открытом, контролируемом информационном пространстве» достаточно точно определяет понятие «облачные технологии» как новое методическое средство в арсенале современного учителя. [2]

Что необходимо для эффективного внедрения облачных технологий

Отсутствие устоявшейся дефиниции не единственная и, точно, не главная проблема, которая тормозит внедрение облачных технологий в российских школах. Для их эффективного применения необходим определенный уровень технического оснащения учебного кабинета и рабочего места учащегося, включая наличие высокоскоростного широкополосного интернета. Не менее важной является проблема психологического принятия новых технологий. Учителям, родителям, да и самим учащимся бывает порой трудно осознать, что группа ВКонтакте или красочная стена Padlet — это площадка для выполнения домашнего задания, а работа в Google-форме обязательное условие получения оценки. [3] Поэтому так важно, по моему мнению, представить профессиональной общественности конкретные примеры работы в виртуальном пространстве, иллюстрирующие шаги на пути формирования универсальных учебных действий. В рамках данной статьи рассмотрим три формы работы: создание интеллектуального продукта (Google –презентации) для урока открытия нового знания и урока написания эссе; работа со стеной Padlet в рамках урока групповой работы и комплексное применение облачных технологий на уроках развивающего контроля. (Приложение 1)

Выполнение домашней работы с помощью УУД

Подготовка сообщений по теме урока была и остается традиционной формой домашнего задания. Мне удалось существенно сократить объем и перенести выполнение домашней работы в контролируемое информационное пространство. За 2-3 недели перед изучением новой темы, ученики получают задание сделать слайды (как правило, два), на которых они представят примеры с иллюстрациями по теме урока и объяснение такого выбора. Это задание требует у учащихся умения достаточно полно, четко и лаконично излагать свои мысли. Оно предполагает различные формы представления информации: текст, картинки, собственные рисунки и фотографии. Существует, естественно, опасность, что ученик при выполнении задания воспользуется первой же ссылкой, бездумно копируя текст и иллюстрацию (скорее всего это будет Википедия).  Однако, работа «в облаке» имеет важное преимущество – выполненную работу видит не только учитель, но и все, кому доступна ссылка в электронном журнале. Оценка одноклассников, которая в этом возрасте значит иногда больше, чем формальная отметка, подталкивает школьников к поиску интересной информации, выразительных образов и актуальных примеров. Подобная активность вносит элемент соревнования, дает возможность сравнивать себя с другими.

Облачные технологии как виртуальная площадка для общения

Google-презентация на тему «Культура России/СССР второй половины ХХ – начала XXI века»

Форма Google-презентации позволяет высказать свое отношение к работе одноклассников. Благодаря комментариям учителя и учеников в виртуальном пространстве завязывается диалог, в который каждый может вступить не зависимо от места нахождения и в удобное для себя время. Данная форма делает возможным разновозрастное сотрудничество. Часто предлагаю оценить презентации к уроку ученикам постарше. [4] Для старшеклассников – это своеобразная форма повторения и подготовки к экзаменам. Ученики XI класса комментируя презентацию с примерами к эссе, вспоминают материал, подготовленный для выполнения задания №29 ЕГЭ по обществознанию. Для другой стороны – возможность узнать мнение людей, которые часто являются «значимыми другими». Важно заметить, что все облачные сервисы в той или иной степени обладают возможностями модерации. То есть учитель не только создает виртуальную площадку, но и устанавливает на ней свои правила. Благодаря этому диалог носит уважительный характер, происходит постепенное усвоение норм сетевого этикета. Считаю, что интересные и развернутые комментарии можно зачитать в классе и оценить. Главным же результатом такой формы работы является то, что ученик заранее начинает поиск информации к уроку, структурирует ее, сравнивает свои результаты с другими, обсуждает их с одноклассниками и учителем, становится соавтором урока. Именно благодаря ему на экране проектора появляются экспонаты музеев, фотографии исторических достопримечательностей, герои популярных у подростков книг и фильмов – то есть все то, что учителю может быть неизвестно как в силу разницы в возрасте, так и по причине того, что «нельзя объять необъятное».

Я использую Google-презентации с V по XI класс на уроках истории и обществознания. (Приложение 1) Важно отметить, что подобная форма делает работу учителя максимально прозрачной для родителей, коллег, эксперта по аттестации, студентов, проходящих педагогическую практику, читателей этой статьи. Хотя, желающий найти в презентации обобщения и выводы, будет разочарован. Просто потому, что подготовка к теме в виртуальном пространстве, по мнению автора, не может заменить работы на уроке, так же как виртуальный диалог не заменит живое общение учителя и ученика. Школьник развивает умения рассуждать, строить обобщения и выводы во время урока…, опираясь на подобранные примеры. 

Работа в классе

В отличие от создания Google-презентации, со стеной Padlet группы школьников работают в классе. Задания для групп могут носить разный характер: подобрать иллюстрации для виртуальной экскурсии (Урок-экскурсия, VII класс) или дать определения категориям морали (Мораль на лабораторном столе, XI класс). (Приложение 1) Подобная работа включает целый ряд коммуникативных действий как на уроке (выработка общей групповой позиции, умение сотрудничать при выполнении задания), так и после урока. Стена Padlet так же, как и Google – формы, предлагает возможность оставлять комментарии. Помимо этого, группы могут оценить творчество друг друга: звездочкам или «лайками». Важно понять, что даже такие элементарные вещи как «лайк» и «дислайк» могут стать поводом для дискуссии о взаимном уважении и объективной оценке работы каждой группы.

Облачные технологии и современные тенденции коммуникации

Стена Padlet с публикациями на тему «Мораль»

Немаловажным достоинством облачных технологий является то, что школьники могут не ограничиваться использованием языковых средств для выражения своих чувств и мыслей. Стена Padlet (и не только она) допускает многообразие средств невербальной коммуникации. Так, например, категории морали старшеклассники иллюстрировали гифками из сети Интернет, самодельными гифками, собственными рисунками. С одной стороны, это кажется игрой и модным увлечением. С другой стороны, на это стоит посмотреть, как на попытку описать важнейшие категории морали языком XXI века.

Облачные технологии помогают в подготовке к уроку

Уроки развивающего контроля (повторительно-обобщающие), на мой взгляд, несут максимальную нагрузку в процессе формирования ключевых компетентностей школьника. Этим обусловлено комплексное применение облачных технологий при подготовке уроков такого типа. Я применяю для этого стену Padlet, мой молодой коллега создает группу ВКонтакте. [5] Еще одно достоинство облачных технологий – это возможность выбора между сервисами Google или Yandex, стенам или картами памяти т.д.

На стене урока размещаются ссылки на учебные пособия, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет, статьи в научно-популярных журналах, авторские материалы учителя (их можно заранее разметить на Google или Yandex диске), Google-презентации, созданные учениками, фото и видео по теме. Школьники получают ссылку на стену урока за 2-3 недели до его проведения, знакомятся с различными формами представления информации, отвечают на проблемные вопросы. Это учит грамотно формулировать свою позицию, аргументировать ее, быть готовым к тому, что одноклассники с ней не согласятся (ответы можно прокомментировать). Очевидно, что продуктивный диалог, отличающийся демократическим стилем общения, может завязаться только в том случае, если задание не будет обязательным. К размышлениям учеников должны подтолкнуть грамотно поставленные вопросы и дискуссионные материалы на стене урока. И то, что мне это не всегда удается, (см. Приложение 1) обусловлено просчетами в подготовке урока, а не недостатками облачной технологии.

Итогом работы над темой, организованной с помощью стены, может быть урок-суд в среднем звене (Иван Грозный. Урок-суд, VII класс), лабораторная работа (Внешняя политика в эпоху Холодной войны, XI класс) или семинар у старшеклассников (Ненаучное познание, X класс). К каждому из этих уроков школьники подходят, владея (в той или иной степени, так как мы рассматриваем реальную школу) материалом. Меняется и подготовка учителя, который заранее знает, что в пройденном материале заинтересовало учеников, вызвало у них споры. Это еще одно из достоинств облачных технологий, которых в статье набралось уже немало.

При этом важно помнить, что облачные технологии - не панацея

Впрочем, заменить собой семинарское занятие, урок работы по группам, практическую или лабораторную работу стена Padlet, Google-форма, группа ВКонтакте или иной облачный сервис, по моему мнению, не может. Облачные технологии – не панацея, способная решить все проблемы, стоящие перед современным учителем. С позиции методики преподавания — это вообще не технология. Это методическое средство, которое должно использоваться в сочетании как с привычными учителю уроками групповой работы, технологией проблемного обучения, так и с такими инновациями как «перевернутый урок», смешанное обучение и технология BYOD. (Схема 1) Только заняв достойное место в системе преподавания облачные технологии станут инструментом формирования универсальных учебных действий.

Схема 1. Место облачных технологий в системе работы современного учителя

Приложение 1. Облачные технологии на уроках истории и обществознания

Урок изучения нового материала/Урок открытия нового знания

Культура Древней Греции, V класс

https://docs.google.com/presentation/d/11CejpX0Hn36SKQw9xmAlptPl6crgg2-eG9SuoLR93zo/edit?usp=sharing

Достижения культуры Древнего Рима, V класс

https://docs.google.com/presentation/d/1kIk6WaMNCg_RSePKDvRni-ja8xu85nu3vE8OLfAhe18/edit?usp=sharing

Культура России/СССР XX века, IX класс

https://docs.google.com/presentation/d/1X0QeC_GJ8g5o2u15CqTpbeiUKsWz-n8dAhh5wriaaDM/edit?usp=sharing

https://docs.google.com/presentation/d/1qkMsMSTjtxso0JxDN1n1CdqrdeRozfWmkCdme1gz4sU/edit?usp=sharing

Российская цивилизация, X класс

https://docs.google.com/presentation/d/1GxhoLFz1wIIwEMo0TgVGGGDZaII-luLao6Wh0EX-K0Y/edit#slide=id.gd881ee2c9_0_0

https://docs.google.com/presentation/d/1sjL42IirZvcGqzyudfL3OBU4uNMuwo7ehbjx4ZEHNIE/edit?usp=sharing

https://docs.google.com/presentation/d/1unHJLKasajSjYrXcXBWLO1kcehY9akHHe5zlw03dHEA/edit#slide=id.g289db928ea_2_0

Повторительно-обобщающий урок/Урок развивающего контроля

Смотр знаний

Иван Грозный. Урок-суд, VII класс

https://padlet.com/m_teacher/Ivan_IV

Внешняя политика в эпоху Холодной войны, XI класс

https://padlet.com/m_teacher/The_Cold_War

Урок работы по группам

Добро пожаловать на кубок мира – 2018! Урок-экскурсия, VII класс

https://padlet.com/m_teacher/axc9mm5usxl3

https://padlet.com/m_teacher/sa9dujop9g8x

Все на выборы в Учредительное собрание!, XI класс

https://padlet.com/m_teacher/nggjcdi9cw9d

Мораль на лабораторном столе, XI класс

https://padlet.com/m_teacher/morality

Семинар

Ненаучное познание, X класс

https://padlet.com/m_teacher/Knowledge_of_the_world

Государственное регулирование рынка труда

https://docs.google.com/presentation/d/16PBNy5Usxhx2E73IiXvFRnNr0e5d6IhcF_ozw2HSUBs/edit?usp=sharing 

Урок опроса/Урок контроля, оценки и коррекции знаний 

Мои летние исторические впечатления VI, VII класс

https://padlet.com/m_teacher/amjlzqygqubz

https://padlet.com/m_teacher/vycqepgp7ku7

Мои летние исторические впечатления XI класс

https://padlet.com/m_teacher/x7h9zpys525w

Написание эссе по теме «Малая группа», X класс

https://docs.google.com/presentation/d/1utcfvCv5mOjxAd7RUA_kM4Zhou_IKp7SbB4RsCY6Yf4/edit#slide=id.p

https://docs.google.com/presentation/d/1IvcsSJEKaKSlVSP5ykXEwicM9pSH_eM33yX0cGm0Xks/edit?usp=sharing

https://docs.google.com/presentation/d/1IcqlUNYq7nuV9367coUSK6auprtFQrYpZ64yOVatTac/edit?usp=sharing 

Литература:

  1. См, например, Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М., «Просвещение» 2011.; Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Под ред. А.Г. Асмолова М., «Просвещение» 2013. 
  2. Профессиональный стандарт педагога. Проект. https://минобрнауки.рф/документы/3071/файл/1734/12.02.15-Профстандарт_педагога_%28проект%29.pdf
  3. В случае обязательного задания мы с коллегами предоставляем учащимся альтернативу. Ученик может выполнить работу традиционным способом. Практика показывает, что пользуются такой возможностью единицы.
  4. К электронному журналу прикрепляется ссылка, а на магнитной доске в кабинете размещается QR – код. 
  5. http://wp1.grigonazarov.1wd26.spectrum.myjino.ru/wp-content/uploads/2018/05/Sotsialnye_seti.pdf 

Читайте также
Комментарии (0)
2018-08-23T13:46:00.000Z
8 0

Облачные технологии как средство формирования УУД


Как Интернет помогает учителю в работе. Личный опыт педагога, конкретные примеры

Овладение универсальными учебными действиями – залог успешной учебы в школе и за ее пределами. Мы, преподаватели, должны подготовить своих учеников к ситуации, при которой усвоение новых знаний и навыков будет продолжаться всю жизнь. 

У меня не вызывает сомнения тот факт, что непрерывное образование будет включать работу в виртуальном пространстве. Даже в учительской среде, традиционно склонной к консерватизму, онлайн курсы, обучающие вебинары, дистанционные зачеты и экзамены – это обязательная составляющая успешной карьеры. Поэтому, чем раньше школьник получит навыки работы «в облаке», тем проще пройдет его адаптация к формам обучения во взрослой жизни.

Что такое УУД

Хотя понятие УУД (универсальные учебные действия) вошло в нашу жизнь сравнительно недавно в связи с введением ФГОС второго поколения, в настоящее время оно имеет устоявшуюся дефиницию и типологию, включающую четыре составляющие. [1] На примере двух из них, - коммуникативных и познавательных, попытаемся раскрыть роль облачных технологий в формировании УУД. К сожалению, попытка дать научное определение термину «облачные технологии» неизбежно переносит нас в terra incognita современного образования. Очевидно, что сам термин – это калька с английского cloudcomputing. Обычно, под этим термином понимаются доступные через сеть Интернет виртуальные сервисы. Следовательно, в широком смысле при использовании в области образования данное понятие охватывает электронные дневники, журналы, личные кабинеты учителей и учащихся, тематические форумы и тд. Считаю, что значение термина нужно конкретизировать, использовав для этого Расширенный перечень ИКТ-компетентностей педагога как часть Профессионального стандарта. Формулировка стандарта «организация образовательного процесса при которой учащиеся систематически <…> ведут деятельность и достигают результатов в открытом, контролируемом информационном пространстве» достаточно точно определяет понятие «облачные технологии» как новое методическое средство в арсенале современного учителя. [2]

Что необходимо для эффективного внедрения облачных технологий

Отсутствие устоявшейся дефиниции не единственная и, точно, не главная проблема, которая тормозит внедрение облачных технологий в российских школах. Для их эффективного применения необходим определенный уровень технического оснащения учебного кабинета и рабочего места учащегося, включая наличие высокоскоростного широкополосного интернета. Не менее важной является проблема психологического принятия новых технологий. Учителям, родителям, да и самим учащимся бывает порой трудно осознать, что группа ВКонтакте или красочная стена Padlet — это площадка для выполнения домашнего задания, а работа в Google-форме обязательное условие получения оценки. [3] Поэтому так важно, по моему мнению, представить профессиональной общественности конкретные примеры работы в виртуальном пространстве, иллюстрирующие шаги на пути формирования универсальных учебных действий. В рамках данной статьи рассмотрим три формы работы: создание интеллектуального продукта (Google –презентации) для урока открытия нового знания и урока написания эссе; работа со стеной Padlet в рамках урока групповой работы и комплексное применение облачных технологий на уроках развивающего контроля. (Приложение 1)

Выполнение домашней работы с помощью УУД

Подготовка сообщений по теме урока была и остается традиционной формой домашнего задания. Мне удалось существенно сократить объем и перенести выполнение домашней работы в контролируемое информационное пространство. За 2-3 недели перед изучением новой темы, ученики получают задание сделать слайды (как правило, два), на которых они представят примеры с иллюстрациями по теме урока и объяснение такого выбора. Это задание требует у учащихся умения достаточно полно, четко и лаконично излагать свои мысли. Оно предполагает различные формы представления информации: текст, картинки, собственные рисунки и фотографии. Существует, естественно, опасность, что ученик при выполнении задания воспользуется первой же ссылкой, бездумно копируя текст и иллюстрацию (скорее всего это будет Википедия).  Однако, работа «в облаке» имеет важное преимущество – выполненную работу видит не только учитель, но и все, кому доступна ссылка в электронном журнале. Оценка одноклассников, которая в этом возрасте значит иногда больше, чем формальная отметка, подталкивает школьников к поиску интересной информации, выразительных образов и актуальных примеров. Подобная активность вносит элемент соревнования, дает возможность сравнивать себя с другими.

Облачные технологии как виртуальная площадка для общения

Google-презентация на тему «Культура России/СССР второй половины ХХ – начала XXI века»

Форма Google-презентации позволяет высказать свое отношение к работе одноклассников. Благодаря комментариям учителя и учеников в виртуальном пространстве завязывается диалог, в который каждый может вступить не зависимо от места нахождения и в удобное для себя время. Данная форма делает возможным разновозрастное сотрудничество. Часто предлагаю оценить презентации к уроку ученикам постарше. [4] Для старшеклассников – это своеобразная форма повторения и подготовки к экзаменам. Ученики XI класса комментируя презентацию с примерами к эссе, вспоминают материал, подготовленный для выполнения задания №29 ЕГЭ по обществознанию. Для другой стороны – возможность узнать мнение людей, которые часто являются «значимыми другими». Важно заметить, что все облачные сервисы в той или иной степени обладают возможностями модерации. То есть учитель не только создает виртуальную площадку, но и устанавливает на ней свои правила. Благодаря этому диалог носит уважительный характер, происходит постепенное усвоение норм сетевого этикета. Считаю, что интересные и развернутые комментарии можно зачитать в классе и оценить. Главным же результатом такой формы работы является то, что ученик заранее начинает поиск информации к уроку, структурирует ее, сравнивает свои результаты с другими, обсуждает их с одноклассниками и учителем, становится соавтором урока. Именно благодаря ему на экране проектора появляются экспонаты музеев, фотографии исторических достопримечательностей, герои популярных у подростков книг и фильмов – то есть все то, что учителю может быть неизвестно как в силу разницы в возрасте, так и по причине того, что «нельзя объять необъятное».

Я использую Google-презентации с V по XI класс на уроках истории и обществознания. (Приложение 1) Важно отметить, что подобная форма делает работу учителя максимально прозрачной для родителей, коллег, эксперта по аттестации, студентов, проходящих педагогическую практику, читателей этой статьи. Хотя, желающий найти в презентации обобщения и выводы, будет разочарован. Просто потому, что подготовка к теме в виртуальном пространстве, по мнению автора, не может заменить работы на уроке, так же как виртуальный диалог не заменит живое общение учителя и ученика. Школьник развивает умения рассуждать, строить обобщения и выводы во время урока…, опираясь на подобранные примеры. 

Работа в классе

В отличие от создания Google-презентации, со стеной Padlet группы школьников работают в классе. Задания для групп могут носить разный характер: подобрать иллюстрации для виртуальной экскурсии (Урок-экскурсия, VII класс) или дать определения категориям морали (Мораль на лабораторном столе, XI класс). (Приложение 1) Подобная работа включает целый ряд коммуникативных действий как на уроке (выработка общей групповой позиции, умение сотрудничать при выполнении задания), так и после урока. Стена Padlet так же, как и Google – формы, предлагает возможность оставлять комментарии. Помимо этого, группы могут оценить творчество друг друга: звездочкам или «лайками». Важно понять, что даже такие элементарные вещи как «лайк» и «дислайк» могут стать поводом для дискуссии о взаимном уважении и объективной оценке работы каждой группы.

Облачные технологии и современные тенденции коммуникации

Стена Padlet с публикациями на тему «Мораль»

Немаловажным достоинством облачных технологий является то, что школьники могут не ограничиваться использованием языковых средств для выражения своих чувств и мыслей. Стена Padlet (и не только она) допускает многообразие средств невербальной коммуникации. Так, например, категории морали старшеклассники иллюстрировали гифками из сети Интернет, самодельными гифками, собственными рисунками. С одной стороны, это кажется игрой и модным увлечением. С другой стороны, на это стоит посмотреть, как на попытку описать важнейшие категории морали языком XXI века.

Облачные технологии помогают в подготовке к уроку

Уроки развивающего контроля (повторительно-обобщающие), на мой взгляд, несут максимальную нагрузку в процессе формирования ключевых компетентностей школьника. Этим обусловлено комплексное применение облачных технологий при подготовке уроков такого типа. Я применяю для этого стену Padlet, мой молодой коллега создает группу ВКонтакте. [5] Еще одно достоинство облачных технологий – это возможность выбора между сервисами Google или Yandex, стенам или картами памяти т.д.

На стене урока размещаются ссылки на учебные пособия, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет, статьи в научно-популярных журналах, авторские материалы учителя (их можно заранее разметить на Google или Yandex диске), Google-презентации, созданные учениками, фото и видео по теме. Школьники получают ссылку на стену урока за 2-3 недели до его проведения, знакомятся с различными формами представления информации, отвечают на проблемные вопросы. Это учит грамотно формулировать свою позицию, аргументировать ее, быть готовым к тому, что одноклассники с ней не согласятся (ответы можно прокомментировать). Очевидно, что продуктивный диалог, отличающийся демократическим стилем общения, может завязаться только в том случае, если задание не будет обязательным. К размышлениям учеников должны подтолкнуть грамотно поставленные вопросы и дискуссионные материалы на стене урока. И то, что мне это не всегда удается, (см. Приложение 1) обусловлено просчетами в подготовке урока, а не недостатками облачной технологии.

Итогом работы над темой, организованной с помощью стены, может быть урок-суд в среднем звене (Иван Грозный. Урок-суд, VII класс), лабораторная работа (Внешняя политика в эпоху Холодной войны, XI класс) или семинар у старшеклассников (Ненаучное познание, X класс). К каждому из этих уроков школьники подходят, владея (в той или иной степени, так как мы рассматриваем реальную школу) материалом. Меняется и подготовка учителя, который заранее знает, что в пройденном материале заинтересовало учеников, вызвало у них споры. Это еще одно из достоинств облачных технологий, которых в статье набралось уже немало.

При этом важно помнить, что облачные технологии - не панацея

Впрочем, заменить собой семинарское занятие, урок работы по группам, практическую или лабораторную работу стена Padlet, Google-форма, группа ВКонтакте или иной облачный сервис, по моему мнению, не может. Облачные технологии – не панацея, способная решить все проблемы, стоящие перед современным учителем. С позиции методики преподавания — это вообще не технология. Это методическое средство, которое должно использоваться в сочетании как с привычными учителю уроками групповой работы, технологией проблемного обучения, так и с такими инновациями как «перевернутый урок», смешанное обучение и технология BYOD. (Схема 1) Только заняв достойное место в системе преподавания облачные технологии станут инструментом формирования универсальных учебных действий.

Схема 1. Место облачных технологий в системе работы современного учителя

Приложение 1. Облачные технологии на уроках истории и обществознания

Урок изучения нового материала/Урок открытия нового знания

Культура Древней Греции, V класс

https://docs.google.com/presentation/d/11CejpX0Hn36SKQw9xmAlptPl6crgg2-eG9SuoLR93zo/edit?usp=sharing

Достижения культуры Древнего Рима, V класс

https://docs.google.com/presentation/d/1kIk6WaMNCg_RSePKDvRni-ja8xu85nu3vE8OLfAhe18/edit?usp=sharing

Культура России/СССР XX века, IX класс

https://docs.google.com/presentation/d/1X0QeC_GJ8g5o2u15CqTpbeiUKsWz-n8dAhh5wriaaDM/edit?usp=sharing

https://docs.google.com/presentation/d/1qkMsMSTjtxso0JxDN1n1CdqrdeRozfWmkCdme1gz4sU/edit?usp=sharing

Российская цивилизация, X класс

https://docs.google.com/presentation/d/1GxhoLFz1wIIwEMo0TgVGGGDZaII-luLao6Wh0EX-K0Y/edit#slide=id.gd881ee2c9_0_0

https://docs.google.com/presentation/d/1sjL42IirZvcGqzyudfL3OBU4uNMuwo7ehbjx4ZEHNIE/edit?usp=sharing

https://docs.google.com/presentation/d/1unHJLKasajSjYrXcXBWLO1kcehY9akHHe5zlw03dHEA/edit#slide=id.g289db928ea_2_0

Повторительно-обобщающий урок/Урок развивающего контроля

Смотр знаний

Иван Грозный. Урок-суд, VII класс

https://padlet.com/m_teacher/Ivan_IV

Внешняя политика в эпоху Холодной войны, XI класс

https://padlet.com/m_teacher/The_Cold_War

Урок работы по группам

Добро пожаловать на кубок мира – 2018! Урок-экскурсия, VII класс

https://padlet.com/m_teacher/axc9mm5usxl3

https://padlet.com/m_teacher/sa9dujop9g8x

Все на выборы в Учредительное собрание!, XI класс

https://padlet.com/m_teacher/nggjcdi9cw9d

Мораль на лабораторном столе, XI класс

https://padlet.com/m_teacher/morality

Семинар

Ненаучное познание, X класс

https://padlet.com/m_teacher/Knowledge_of_the_world

Государственное регулирование рынка труда

https://docs.google.com/presentation/d/16PBNy5Usxhx2E73IiXvFRnNr0e5d6IhcF_ozw2HSUBs/edit?usp=sharing 

Урок опроса/Урок контроля, оценки и коррекции знаний 

Мои летние исторические впечатления VI, VII класс

https://padlet.com/m_teacher/amjlzqygqubz

https://padlet.com/m_teacher/vycqepgp7ku7

Мои летние исторические впечатления XI класс

https://padlet.com/m_teacher/x7h9zpys525w

Написание эссе по теме «Малая группа», X класс

https://docs.google.com/presentation/d/1utcfvCv5mOjxAd7RUA_kM4Zhou_IKp7SbB4RsCY6Yf4/edit#slide=id.p

https://docs.google.com/presentation/d/1IvcsSJEKaKSlVSP5ykXEwicM9pSH_eM33yX0cGm0Xks/edit?usp=sharing

https://docs.google.com/presentation/d/1IcqlUNYq7nuV9367coUSK6auprtFQrYpZ64yOVatTac/edit?usp=sharing 

Литература:

  1. См, например, Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М., «Просвещение» 2011.; Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Под ред. А.Г. Асмолова М., «Просвещение» 2013. 
  2. Профессиональный стандарт педагога. Проект. https://минобрнауки.рф/документы/3071/файл/1734/12.02.15-Профстандарт_педагога_%28проект%29.pdf
  3. В случае обязательного задания мы с коллегами предоставляем учащимся альтернативу. Ученик может выполнить работу традиционным способом. Практика показывает, что пользуются такой возможностью единицы.
  4. К электронному журналу прикрепляется ссылка, а на магнитной доске в кабинете размещается QR – код. 
  5. http://wp1.grigonazarov.1wd26.spectrum.myjino.ru/wp-content/uploads/2018/05/Sotsialnye_seti.pdf 
Читайте также
Комментарии (0)