Как защитить детей от негативного воздействия виртуального мира



Гаджеты прочно вошли в нашу жизнь. Это инструмент для развлечения и прекрасная возможность для обучения. Чтобы поиграть в телефоне или планшете, дети готовы на многое: например, съесть нелюбимую кашу или вынести мусор. Но проблема в том, что часто виртуальный мир затягивает, заменяет реальный. Специалисты, которые активно работают над внедрением цифровых технологий в образование, и психологи задумались, насколько серьезна эта проблема, что могут сделать родители, чтобы ее избежать.

Как защитить детей от негативного воздействия виртуального мира

На просторы интернета дети попадают уже в дошкольном возрасте. Почти каждый день (6–7 дней в неделю) в Сеть выходят 45% детей, по достижении 8–11 лет их доля вырастает до 54% (подробную статистику мы публиковали в материале «Дети и интернет: аналитический отчет»). Цифровизация пугает многих родителей и учителей: речь, память, воображение, внимание, моторика должны пройти определенный путь развития, а избыточное потребление простого контента (например, фото в «Инстаграме») может приводить к угнетению познавательных функций, критического мышления и коммуникативных качеств. При чтении лишь небольших сообщений в мессенджерах или соцсетях мозг не получает нужной нагрузки и деградирует. В результате учащимся бывает сложно удерживать в памяти длинные предложения и тексты. У врачей для обозначения подобных явлений уже появился термин – «цифровая деменция».

Эрин Клейбоу, профессор детской психологии Университета Вирджинии, исследователь-нейробиолог из США, считает, что интернет-среда может навредить развитию ребенка:

Можно в интернете делать что-то полезное, а можно просто “залипать”. Ребенок не всегда четко разделяет онлайн и офлайн. И в дальнейшем он может в реальной жизни применять такие же реакции, которые видел в онлайн-мире. Ученых беспокоит, что у детей развивается дефицит внимания, живое участие взрослых замещает интернет. Также в Сети провоцируется многозадачность, к которой еще не готов мозг ребенка. Так у него появляются проблемы с восприятием информации.

Что же делать родителям, чтобы защитить детей от негативного воздействия виртуального мира?

Раскрывайте потенциал «цифры» вместе с ребенком

Мы не можем изолировать ребенка от цифровых устройств, они давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. К тому же гаджеты – это не безусловное зло, они могут помогать в обучении, считает Анастасия Никитина, лидер детского направления компании SberDevices:

Игры и соцсети – это только 1% возможностей цифровой среды. Но важно, чтобы и ребенок это увидел. Поэтому его нужно учить пользоваться девайсом и критически оценивать ту информацию, которую предлагает устройство. Так мы откроем ребенку дверь возможностей цифрового мира. Не запрещайте, а возглавьте этот процесс! Управляйте тем контентом, который ребенок потребляет. Помогите ему провести время с пользой.

Этой же точки зрения придерживается и Дарья Сатикова, руководитель программы «Цифровые навыки и компетенции» благотворительного фонда «Вклад в будущее». По ее словам, цифровая грамотность сейчас нужна любому специалисту, и обучение откладывать не стоит, отбирая у ребенка планшет или телефон. Это все равно что не давать ему азбуку, чтобы он впоследствии не прочел плохих книг. Эксперт убеждена, что нельзя изолировать детей от цифрового мира. Но при использовании гаджетов нужны осознанность и баланс: 

Ребенок должен задавать себе вопросы: для чего я сейчас это делаю? Зачем листаю ленту новостей? Просто так или ищу информацию, чтобы сделать какой-то проект? Чтобы найти баланс, нужно научить ребенка ставить перед собой цели, отслеживать свое самочувствие, оценивать эффективность работы в цифровой среде.

Ограничивайте время использования гаджетов и контролируйте процесс

Павел Фролов, основатель школы программирования РОББО, добавляет, что родителям следует ограничивать время, проводимое детьми в интернете. А чтобы оно не тратилось впустую, у ребенка должен быть довольно четкий план: что и зачем он хочет сделать. Эксперт также рекомендует взрослым следить за тем, чтобы от «общения» с гаджетами всегда был позитивный результат, утверждая, что в юном возрасте происходит некое программирование: 

То, что дети видят, в них обязательно прорастет через десятилетия. Вот вам пример. В Германии 100 лет назад решалась задача, как создать флот. Не было ни кадровой, ни теоретической, ни производственной базы для этого. Немцы сделали простую вещь: наводнили детские магазины корабликами. А через 30 лет, когда то поколение выросло, был создан флот. Поэтому очень важно смотреть, какой контент потребляет ребенок и в какие игрушки играет. Думайте о том, что вы сеете в детях.

По словам Джордана Шапиро, доктора философии, внештатного сотрудника Центра всеобщего образования Института Брукингса (США), взрослые зачастую совершенно напрасно просто не хотят вникать, что делает ребенок в интернете: 

Они говорят, мол, я этого не понимаю, не умею, пусть сам крутится, как хочет. Совершенно с этим не согласен. Я, например, участвую в цифровой жизни моих детей и практически полностью контролирую ее. Я видел достаточно много из того, что они делают, поэтому теперь могу быть спокоен за них.

Обсуждайте с ребенком то, что он видел в интернете

Очень часто цифровым технологиям ставят в вину отрыв детей от коммуникаций и живого общения. Однако и в онлайн-среде есть возможности для взаимодействия и контакта, уверена Коллин Руссо-Джонсон, научный руководитель и сооснователь OK Play Company (Канада). В ходе исследований навыков и компетенций детей она пришла к выводу, что в видеоиграх общение продолжается, хотя и происходит это иначе, чем офлайн. Дети постоянно получают сообщения, обмениваются мнениями в видеочатах. И навык такого общения в современном цифровом, пандемическом мире тоже необходим. В силах родителей сделать это общение более объемным, перенеся в реальный мир. Для этого лишь нужно проявить интерес к тому, чем занимается ребенок.

Мы не должны видеть в технологиях врага, нужно стараться найти положительный потенциал в цифровых устройствах. Даже онлайн-игры могут задавать темы для обсуждения в семье. Не игнорируйте возможность поинтересоваться, чем занят ребенок, узнать о его увлечениях. Это поможет найти общие интересы и сделать границу между поколениями более прозрачной, 

– говорит Коллин Руссо-Джонсон.

к комментариям


Читайте также

Комментарии (0)