Опасная информация в Сети: почему о ней нужно говорить в школе

2019-01-30T14:51:06.035Z
5 1

Надо отдать должное: сохранению жизни детей уделяется много внимания в школах: проводятся приемки по пожарной безопасности, проверки по соответствию СанПиНам. Даже в районах, отдаленных от Москвы, около образовательного учреждения сделан лежачий полицейский, поставлены специальные светофоры. На автобусах, предназначенных для перевозки детей, таблички: «Внимание! Дети!» 

Учителя проводят инструктажи по Правилам безопасности дорожного движения. Приглашают сотрудников ГИБДД для проведения профилактических мероприятий. Например, «Колесо безопасности», где дети в игровой форме закрепляют правила поведения на дорогах. 

Но одну важную безопасность в современном мире упускают из виду. О чем же не говорят или говорят мало? 

Безопасность в Сети: почему о ней нужно говорить в школе

О чем же важном не говорится в школе? Об основных способах и целях создания информации в сети. Почему нельзя доверять информации на сайтах, почему критически надо относится ко всему, что находишь во Всемирной паутине.

Да, с функцией «родительский контроль» многие знакомы, школьные сайты защищены от доступа к информации 18+. 

После ряда самоубийств, вызванных движением в социальной сети «Синий кит», стали говорить о том, как вести себя подростку в соцсетях. Кому доверять, кому нет. Что сейчас актуально не только правило: «Не открывай двери незнакомым людям», но и «не отрывай сообщения странных дядь и теть в сети». Да, именно не открывай, потому что можешь открыть, заинтересоваться и сам не заметишь, как оказался в руках злоумышленника.

И еще несколько пунктов перечисляются про безопасность в сети: 

  • не сообщай свои данные чужим: номер телефона, адрес, распорядок дня, когда дома нет мамы и папы;
  • не размещай интимные фото (свои или чужие) ни в открытом доступе, ни в сообщениях;
  • не передавай сведения банковской карты;
  • знай, кто такие тролли и что такое фейковые страницы.

Список можно продолжать…

Попробуем ответить на основополагающие вопросы: для чего создавались группы, доводящих подростков до самоубийств? Как появляются в сети порноролики? Кто к ним пишет красочные описания? 

Зная ответы на эти вопросы, взрослые и дети уже не будут слепо потреблять всю предлагаемую информацию. 

Но знают ли ответы на вышеизложенные вопросы сами учителя? Часто и они верят многому, что пишут в сети. Не анализируя, не проверяя. Поэтому и не могут научить критическому осмыслению информации своих учеников. 

Что же нужно говорить детям про информационную безопасность? 

1.   Кто и для чего создает информацию в сети

Бизнес проник во все сферы жизни. Сейчас не так просто определить, где реклама, а где дельный совет эксперта. 

Одни из создателей контента в сети – это те, кто участвует в бизнес-процессах, точнее, продажах. Сейчас распространены не только рекламные слоганы, где каждый поймет, кто заказчик текста. Но и в обычных статьях, постах блогеров может содержаться скрытая реклама. В тексте таким образом расположены аргументы, что читатель неосознанно сделает выбор в пользу «скрытно рекламируемого» товара. Например, в статье об укреплении иммунитета ребенка родителям незаметно прорекламируют и витамины, и соль для ванны и т.д.

Далее поставщиками информации в Интернете являются новостные агрегаты. С ними все понятно – информация о событиях, происходящих в мире. Тут тоже действует закон: «Спрос рождает предложение». Что больше вызовет эмоциональный отклик у читателей, что привлечет их внимание, о том и пишут. Страх, злость – сильные эмоции, на них и стараются подцепить читателя. Поэтому и создается впечатление, что в мире столько плохого происходит, нельзя выйти на улицу. Но стоит ли опираться в своих заключениях о мире опираться на подобные новости? 

Различные активисты в политике и общественной жизни используют сеть для привлечения внимания к своему движению. Их тексты эмоциональны, содержат призывы к действиям. Чтобы быть привлекательными для населения, могут использовать различные приемы воздействия на психику людей – играть на эмоциях. Не побрезгуют искажением фактов, субъективным взглядом на вещи, события. Особенно падки на их лозунги подростки, ведь опираются на эмоции и спокойно выставляют субъективный взгляд на вещи, как единственно верный. Молодежь верит, следует за активистами, а в итоге все обещания могут оказаться миражом в пустыне. 

Да, в сети есть и те, кто действительно заинтересован в распространении качественной информации. Но почему обычным пользователем иногда тяжело их найти?

Для этого нужно знать особенности работы поисковиков и продвижения сайтов. Не будем углубляться в эту тему – она весьма объемна. Отметим, что есть специалисты, которые занимаются именно тем, чтобы на различные запросы пользователей сети на первой странице появлялся сайт их заказчика. При появлении слова «заказчик», сразу становится понятным, что и здесь замешаны деньги. Кто больше вложил в продвижение – тот и попадется на глаза тем, кто ищет необходимую информацию. Поэтому не всегда это будет сайт с качественной, правдивой информацией по теме. 

Проследим, как обычный пользователь добывает информацию. Нужно ему, например, узнать по теме «преступление несовершеннолетних, наказание». Он так и набирает в поисковике. Читает информацию на первых страницах. Что же там появляется? Сайты, которые либо предоставляют юридические услуги, либо существуют за счет всплывающей рекламы. Тексты для подобных сайтов часто пишут копирайтеры без юридического образования. Поэтому думать, что там достоверная, актуальная информация не стоит. Такие статьи СЕО оптимизированы: специально написаны так, чтобы сайт появлялся на первой странице поисковика. Ничего личного – просто бизнес. 

Где же найти актуальную информацию по запросу? Либо непосредственно в законодательных актах, либо на персональном сайте юриста, где он сам пишет, сверяясь с последними изменениями в законах. Как определить, что вы нашли то, что нужно? Лучше спросить у человека с юридическим образованием, на каких специализированных сайтах можно найти информацию. 

Проведем небольшой эксперимент, чтобы все этапы коммерческого текста вам были ясны. 

Представим, что существует группа для молодых мам в соцсетях. Владельцам нужно привлечь внимание к своей группе, к общению в комментариях, чтобы в дальнейшем запускать рекламные кампании, получать деньги (за рекламу в соцсетях могут хорошо заплатить). 

Итак, что нужно сделать? Привлечь внимание. Как? Выбрать тему животрепещущую и актуальную, которая разделит комментаторов на два лагеря, кто за и против, живое эмоциональное общение обеспечено. Где взять текст? Заплатить специалисту за интервью не получится. Да и надо ли? Скорее всего, он скажет о сухих фактах, все объяснит. Создать ажиотаж не получится. Что же делать владельцам групп? К кому обратиться? 

Проведем эксперимент. На сайте, где можно заказать работу удаленным сотрудникам, размещаем задание за 200 рублей (!!!), суть которого в том, чтобы написать статью на медицинскую тему. 

Задание выставлено в 17:37, в 17:43 уже откликается первый исполнитель с высшим рейтингом на данном сайте. Через 2 минуты еще один кандидат – тоже пятизвездочный… и в 17.43 еще один…

За 6 минут уже было 3 исполнителя, готовых выполнить задание. 

Просим прислать пробный первый абзац: присылали. Грамотный текст, захватывающее начало, метафоричный, привлекающий внимание язык. 

Теперь стало понятно, кто может написать текст на сайтах «обо всем»? Если тема популярна и привлекает людей, то читателей будет больше, а следовательно, реклама будет дорожать… А автор кто? Обычный человек, без медицинского образования, за 200 рублей пишет вполне читаемый и привлекающий внимание текст, который в итоге принесет вред.

Вот такой эксперимент. Задание было удалено. 

Вопрос о том, что молодые мамы принимают решения, основываясь на «экспертном» мнении копирайтера без медицинского образования, оставим. Но отметим, что такой информации в сети полно. Бизнес – ничего личного. 

2. Критерии качественной информации

Так как же определить, где качественная, достоверная информация? О чем нужно говорить школьникам, чтобы те не стали потребителями некачественной и опасной информации? Чтобы не попадались на уловки провокаторов? 

Можем попробовать задать некоторые критерии достоверной информации, если вы наткнулись на новый для себя сайт: 

  • сайт, где расположен текст, занимается профильной работой по направлению, а не продажами какого-либо продукта. Например, это может быть сайт научно-популярного издания. Да, там может содержаться реклама, но издательство позиционирует себя прежде всего как ценный источник информации, а не только площадка для продвижения определенного товара;
  • наличие в текстах ссылок на авторитетные и беспристрастные первоисточники;
  • текст сайта написан без орфографических и пунктуационных ошибок.

Рассмотрим на примере, как может происходить поиск информации. По теме «преступление несовершеннолетних, наказание»: ищем информацию либо в первоисточниках: законодательных актах, либо на специализированных профильных сайтах: например, МВД РФ. А сайты юридических контор в данном случае следует обходить стороной, хоть они и будут выскакивать первыми на страницах поисковиков. 

Об этом очень важно говорить детям. Так как именно они наиболее подвержены призывам, эмоциональным текстам, рекламе. Некоторые взрослые, к сожалению, на этом умело зарабатывают. Но сами учителя перепроверяют информацию, полученную в Интернете? Вряд ли. Знают ли основы рекламных текстов, маркетинговых ходов? Или только сами попадают к ним в плен и становятся бездумными потребителями? 

Учителям важно самим понимать особенности создания и распространения информации в Интернете, доносить эту информацию до учеников. Важно задумываться не только о безопасности тела, но и безопасности ума современных детей. 


Читайте также
Комментарии (1)
2019-01-30T14:51:06.035Z
5 1

Опасная информация в Сети: почему о ней нужно говорить в школе


Надо отдать должное: сохранению жизни детей уделяется много внимания в школах: проводятся приемки по пожарной безопасности, проверки по соответствию СанПиНам. Даже в районах, отдаленных от Москвы, около образовательного учреждения сделан лежачий полицейский, поставлены специальные светофоры. На автобусах, предназначенных для перевозки детей, таблички: «Внимание! Дети!» 

Учителя проводят инструктажи по Правилам безопасности дорожного движения. Приглашают сотрудников ГИБДД для проведения профилактических мероприятий. Например, «Колесо безопасности», где дети в игровой форме закрепляют правила поведения на дорогах. 

Но одну важную безопасность в современном мире упускают из виду. О чем же не говорят или говорят мало? 

Безопасность в Сети: почему о ней нужно говорить в школе

О чем же важном не говорится в школе? Об основных способах и целях создания информации в сети. Почему нельзя доверять информации на сайтах, почему критически надо относится ко всему, что находишь во Всемирной паутине.

Да, с функцией «родительский контроль» многие знакомы, школьные сайты защищены от доступа к информации 18+. 

После ряда самоубийств, вызванных движением в социальной сети «Синий кит», стали говорить о том, как вести себя подростку в соцсетях. Кому доверять, кому нет. Что сейчас актуально не только правило: «Не открывай двери незнакомым людям», но и «не отрывай сообщения странных дядь и теть в сети». Да, именно не открывай, потому что можешь открыть, заинтересоваться и сам не заметишь, как оказался в руках злоумышленника.

И еще несколько пунктов перечисляются про безопасность в сети: 

  • не сообщай свои данные чужим: номер телефона, адрес, распорядок дня, когда дома нет мамы и папы;
  • не размещай интимные фото (свои или чужие) ни в открытом доступе, ни в сообщениях;
  • не передавай сведения банковской карты;
  • знай, кто такие тролли и что такое фейковые страницы.

Список можно продолжать…

Попробуем ответить на основополагающие вопросы: для чего создавались группы, доводящих подростков до самоубийств? Как появляются в сети порноролики? Кто к ним пишет красочные описания? 

Зная ответы на эти вопросы, взрослые и дети уже не будут слепо потреблять всю предлагаемую информацию. 

Но знают ли ответы на вышеизложенные вопросы сами учителя? Часто и они верят многому, что пишут в сети. Не анализируя, не проверяя. Поэтому и не могут научить критическому осмыслению информации своих учеников. 

Что же нужно говорить детям про информационную безопасность? 

1.   Кто и для чего создает информацию в сети

Бизнес проник во все сферы жизни. Сейчас не так просто определить, где реклама, а где дельный совет эксперта. 

Одни из создателей контента в сети – это те, кто участвует в бизнес-процессах, точнее, продажах. Сейчас распространены не только рекламные слоганы, где каждый поймет, кто заказчик текста. Но и в обычных статьях, постах блогеров может содержаться скрытая реклама. В тексте таким образом расположены аргументы, что читатель неосознанно сделает выбор в пользу «скрытно рекламируемого» товара. Например, в статье об укреплении иммунитета ребенка родителям незаметно прорекламируют и витамины, и соль для ванны и т.д.

Далее поставщиками информации в Интернете являются новостные агрегаты. С ними все понятно – информация о событиях, происходящих в мире. Тут тоже действует закон: «Спрос рождает предложение». Что больше вызовет эмоциональный отклик у читателей, что привлечет их внимание, о том и пишут. Страх, злость – сильные эмоции, на них и стараются подцепить читателя. Поэтому и создается впечатление, что в мире столько плохого происходит, нельзя выйти на улицу. Но стоит ли опираться в своих заключениях о мире опираться на подобные новости? 

Различные активисты в политике и общественной жизни используют сеть для привлечения внимания к своему движению. Их тексты эмоциональны, содержат призывы к действиям. Чтобы быть привлекательными для населения, могут использовать различные приемы воздействия на психику людей – играть на эмоциях. Не побрезгуют искажением фактов, субъективным взглядом на вещи, события. Особенно падки на их лозунги подростки, ведь опираются на эмоции и спокойно выставляют субъективный взгляд на вещи, как единственно верный. Молодежь верит, следует за активистами, а в итоге все обещания могут оказаться миражом в пустыне. 

Да, в сети есть и те, кто действительно заинтересован в распространении качественной информации. Но почему обычным пользователем иногда тяжело их найти?

Для этого нужно знать особенности работы поисковиков и продвижения сайтов. Не будем углубляться в эту тему – она весьма объемна. Отметим, что есть специалисты, которые занимаются именно тем, чтобы на различные запросы пользователей сети на первой странице появлялся сайт их заказчика. При появлении слова «заказчик», сразу становится понятным, что и здесь замешаны деньги. Кто больше вложил в продвижение – тот и попадется на глаза тем, кто ищет необходимую информацию. Поэтому не всегда это будет сайт с качественной, правдивой информацией по теме. 

Проследим, как обычный пользователь добывает информацию. Нужно ему, например, узнать по теме «преступление несовершеннолетних, наказание». Он так и набирает в поисковике. Читает информацию на первых страницах. Что же там появляется? Сайты, которые либо предоставляют юридические услуги, либо существуют за счет всплывающей рекламы. Тексты для подобных сайтов часто пишут копирайтеры без юридического образования. Поэтому думать, что там достоверная, актуальная информация не стоит. Такие статьи СЕО оптимизированы: специально написаны так, чтобы сайт появлялся на первой странице поисковика. Ничего личного – просто бизнес. 

Где же найти актуальную информацию по запросу? Либо непосредственно в законодательных актах, либо на персональном сайте юриста, где он сам пишет, сверяясь с последними изменениями в законах. Как определить, что вы нашли то, что нужно? Лучше спросить у человека с юридическим образованием, на каких специализированных сайтах можно найти информацию. 

Проведем небольшой эксперимент, чтобы все этапы коммерческого текста вам были ясны. 

Представим, что существует группа для молодых мам в соцсетях. Владельцам нужно привлечь внимание к своей группе, к общению в комментариях, чтобы в дальнейшем запускать рекламные кампании, получать деньги (за рекламу в соцсетях могут хорошо заплатить). 

Итак, что нужно сделать? Привлечь внимание. Как? Выбрать тему животрепещущую и актуальную, которая разделит комментаторов на два лагеря, кто за и против, живое эмоциональное общение обеспечено. Где взять текст? Заплатить специалисту за интервью не получится. Да и надо ли? Скорее всего, он скажет о сухих фактах, все объяснит. Создать ажиотаж не получится. Что же делать владельцам групп? К кому обратиться? 

Проведем эксперимент. На сайте, где можно заказать работу удаленным сотрудникам, размещаем задание за 200 рублей (!!!), суть которого в том, чтобы написать статью на медицинскую тему. 

Задание выставлено в 17:37, в 17:43 уже откликается первый исполнитель с высшим рейтингом на данном сайте. Через 2 минуты еще один кандидат – тоже пятизвездочный… и в 17.43 еще один…

За 6 минут уже было 3 исполнителя, готовых выполнить задание. 

Просим прислать пробный первый абзац: присылали. Грамотный текст, захватывающее начало, метафоричный, привлекающий внимание язык. 

Теперь стало понятно, кто может написать текст на сайтах «обо всем»? Если тема популярна и привлекает людей, то читателей будет больше, а следовательно, реклама будет дорожать… А автор кто? Обычный человек, без медицинского образования, за 200 рублей пишет вполне читаемый и привлекающий внимание текст, который в итоге принесет вред.

Вот такой эксперимент. Задание было удалено. 

Вопрос о том, что молодые мамы принимают решения, основываясь на «экспертном» мнении копирайтера без медицинского образования, оставим. Но отметим, что такой информации в сети полно. Бизнес – ничего личного. 

2. Критерии качественной информации

Так как же определить, где качественная, достоверная информация? О чем нужно говорить школьникам, чтобы те не стали потребителями некачественной и опасной информации? Чтобы не попадались на уловки провокаторов? 

Можем попробовать задать некоторые критерии достоверной информации, если вы наткнулись на новый для себя сайт: 

  • сайт, где расположен текст, занимается профильной работой по направлению, а не продажами какого-либо продукта. Например, это может быть сайт научно-популярного издания. Да, там может содержаться реклама, но издательство позиционирует себя прежде всего как ценный источник информации, а не только площадка для продвижения определенного товара;
  • наличие в текстах ссылок на авторитетные и беспристрастные первоисточники;
  • текст сайта написан без орфографических и пунктуационных ошибок.

Рассмотрим на примере, как может происходить поиск информации. По теме «преступление несовершеннолетних, наказание»: ищем информацию либо в первоисточниках: законодательных актах, либо на специализированных профильных сайтах: например, МВД РФ. А сайты юридических контор в данном случае следует обходить стороной, хоть они и будут выскакивать первыми на страницах поисковиков. 

Об этом очень важно говорить детям. Так как именно они наиболее подвержены призывам, эмоциональным текстам, рекламе. Некоторые взрослые, к сожалению, на этом умело зарабатывают. Но сами учителя перепроверяют информацию, полученную в Интернете? Вряд ли. Знают ли основы рекламных текстов, маркетинговых ходов? Или только сами попадают к ним в плен и становятся бездумными потребителями? 

Учителям важно самим понимать особенности создания и распространения информации в Интернете, доносить эту информацию до учеников. Важно задумываться не только о безопасности тела, но и безопасности ума современных детей. 

Читайте также
Комментарии (1)