Взаимодействие с родителями: коммуникация, собрания, дистант



Учитель должен не только мастерски владеть своим предметом, но и грамотно выстраивать отношения с коллегами, учениками и их семьями. Особенно сложно это делать молодым педагогам, у которых нет опыта работы и взаимодействия с участниками образовательного процесса. Между тем 80% родителей отмечают, что школа с каждым годом становится более «закрытой». При этом 62% законных представителей очень хотят включиться в учебный процесс, но не знают, как это сделать. На круглом столе онлайн-конференции «Молодой педагог в школе: победа без проигравших», прошедшей 21 января на платформе «Учи.ру», Наталия Сченснович, директор и учредитель АНО ДПО «Московский институт развития непрерывного образования», Наталия Сыромятникова, учитель начальных классов школы №2051, и Екатерина Латыпова, руководитель направления «Учи.ру» по работе с учителями, рассказали, как современному педагогу выстраивать отношения с родителями, чтобы достичь взаимопонимания. 

Взаимодействие с родителями: коммуникация, собрания, дистант

Меняем модель взаимодействия и исправляем ошибки

Конфликты и непонимание возникают тогда, когда родители и учителя выбирают разные модели выстраивания отношений. Педагоги могут стремиться к сохранению авторитета, в силу специфики деятельности им часто свойственна экспертная модель взаимодействия. Родители же, имеющие большой доступ к информации благодаря интернету, придерживаются клиентской модели. На стыке разных подходов, к сожалению, оказывается ребенок. 

Единственный способ наладить доверительные отношения – выбрать партнерскую модель взаимодействия. Она сложна в реализации, требует от учителя выдержки, постоянного саморазвития, но результат стоит потраченных усилий.

Начать стоит с работы над коммуникацией. Случается, что педагоги, привыкнув к роли экспертов в своей дисциплине, могут автоматически переносить ее на все другие ситуации. Это может породить ряд ошибок. Крайностью такого подхода может быть, например, желание говорить, а не слушать собеседника или заранее создавать искаженный образ человека. В идеале соотношение «говорю» и «слушаю» должно быть 50 на 50. Причем надо не только слушать, но и слышать родителя, а также позитивно относиться к предлагаемым идеям. 

Беседа родителя и педагога – это всегда деловой разговор, в результате которого стороны должны о чем-то договориться. Техника „движение разговора к сотрудничеству“ поможет сделать это быстрее и эффективнее. К общению надо готовиться: четыре оси („говорю“, „слушаю“, „прошлое“, „будущее“), которые при пересечении образуют четыре квадрата, будут подсказкой для выстраивания алгоритма будущей коммуникации. Задача учителя – вести большую часть беседы в плоскости „слушаю – будущее“. Не вязнуть в прошлом, указывая на ошибки ребенка, а вместе с родителями найти ответ на вопрос: что мы хотим вместо этого? Допустим, научить детей дружить или повысить успеваемость по предмету, 

– пояснила Наталия Сченснович, директор и учредитель АНО ДПО «Московский институт развития непрерывного образования», кандидат педагогических наук, автор технологии бесконфликтного общения, лингвист, учитель иностранных языков, тренер-преподаватель, магистрант программы «Управление и предпринимательство в образовании» НИУ ВШЭ.

Родительские собрания с высокой посещаемостью? Легко!

Время – бесценный ресурс. Люди не хотят тратить его понапрасну. Учитель должен помнить об этом, приглашая родителей на собрание. К любому разговору, к каждому мероприятию нужно тщательно готовиться. Для молодого педагога общение с родительским коллективом – настоящий вызов: люди старшего возраста часто не хотят прислушиваться к мнению специалиста без опыта работы или вовсе критикуют его действия. 

На собрании учитель и родители создают проект развития класса: обсуждают общешкольные мероприятия, организацию праздников, участие в олимпиадах и конкурсах, составляют план посещения интересных мест. Позиция преподавателя должна смениться с вещательной на партнерскую: «Мы собрались вместе, чтобы наши дети стали более…».

Очень важно то, как педагог информирует родителей о предстоящем собрании. На первую встречу лучше пригласить всех персонально, позвонив каждому. В дальнейшем можно отправлять сообщение в общий чат. Любую беседу нужно заканчивать на позитивной ноте, чтобы у родителей не возникло тревоги, а, напротив, осталось ощущение, что все хорошо, 

– добавила Наталия Сыромятникова, учитель начальных классов школы №2051, победитель конкурса «Самый классный классный – 2007» в СВАО г. Москвы.

Контакт на дистанте

Пандемия стала неожиданностью для всех: новые проблемы, задачи, форматы общения. Если педагогу было сложно выстроить отношения с родителями в офлайне, то сделать это в онлайне стало еще сложнее. Между тем результаты исследований показали: когда у школы не налажен контакт с неблагополучными семьями или семьями с низкими доходами, дети лишаются шанса получить образование в удаленном формате.

В период дистанционного обучения мы создали единую платформу, собравшую все необходимое для его реализации. Там же открыли свою линию поддержки родителей и проводили многочисленные встречи с экспертами по самым разным вопросам, которые оголились и усугубились в период самоизоляции, – от самоорганизации взрослого и помощи ребенку в учебе до способов справиться со стрессовыми ситуациями. К золотым правилам мы относим умение общаться и рефлексировать: 

  1. Дайте ребенку свободу принимать решения. Обсуждайте их.
  2. Станьте партнерами с учителями вашего ребенка. 
  3. Научитесь распознавать свои эмоции и работать с ними. Помогите в этом своему ребенку, 

– прокомментировала Екатерина Латыпова. 

Во время удаленки большой популярностью пользовалось общение в мессенджерах, и эта тенденция сохраняется до сих пор. Здесь важно понимать, что группы – это не односторонний канал, где учитель выступает в роли информатора, а возможность совместно решить важные вопросы и при этом экономить время. Любое сообщение педагога в чате должно показывать его личную заинтересованность в написанном, большая ошибка пересылать информацию от коллег. То же касается оповещений о мероприятиях: лучше самостоятельно сделать инструкцию (инфографику, ролик с пошаговым руководством), чтобы у родителей не возникало вопросов, как зарегистрироваться на ресурсе или где искать дополнительный материал. Чтобы привлечь родителей к совместной работе, следует предлагать новые форматы взаимодействия (например, участие в челленджах), активно задействовать социальные сети и YouTube. 

Информация, преподнесенная слишком формально («Уважаемые родители, ниже представлены ссылки на конкурсы. Выберите, в каких из них вы с ребенком будете участвовать, и сообщите мне»), не мотивирует к действию. Сообщение в позитивном ключе с использованием смайлов привлекает людей гораздо больше, располагает к общению и стимулирует к дальнейшей деятельности.

С записью выступлений конференции «Молодой педагог в школе: победа без проигравших», которую посетили более 200 тыс. человек, можно ознакомиться на сайте мероприятия.

к комментариям


Читайте также

Комментарии (0)