Социальное неравенство в старших классах

Mon Oct 15 2018 12:00:00 GMT+0000 (GMT)

Как с этим справиться подростку и что делать родителям.

Во многих классах есть дети из очень обеспеченных семей и из тех, что еле-еле сводят концы с концами. Особенно остро социальное неравенство воспринимают ученики старших классов. Как вести себя в этой ситуации родителям и детям, рассказываем в нашей статье. 

1990-е: первые бедные, первые богатые 

В советское время проблемы социального неравенства как таковой не существовало. Все дети были одеты в одинаковую форму, канцтовары покупали в одних и тех же магазинах. Впервые проблема социального неравенства в школах возникла в 1990-е годы. Советский Союз с его всеобщим равенством развалился, началось расслоение социума. Это сразу отразилось на детях. У одних родители по полгода не получали зарплату, у других начинали «вертеться», открывать свой бизнес – разного калибра и разной степени успешности. В результате в одном и то же классе оказывались дети из семей с диаметрально противоположным финансовым положением. Одни ребята годами донашивали одежду и обувь старших братьев или сестер, другие каждый день приходили на уроки в новых шмотках и с карманами, полными жвачки. 

Именно в 90-е многие на себе испытали, что значит быть богатым или бедным. Дети бывают жестоки, и разница в материальном положении одноклассников стала едва ли не самым частым поводом для конфликтов. Известны случаи, когда подростков из малоимущих семей более обеспеченные товарищи затравливали вплоть до самоубийства. Кстати, именно этот диссонанс, столь ярко подчеркнувший социальное неравенство между детьми, стал впоследствии одной из причин возвращения обязательной школьной формы.

У нас все равны, но некоторые равнее?

После возвращения всеобщей школьной формы, ситуация, казалось бы, должна была стабилизироваться. Но нет. Подростки и здесь находят возможность продемонстрировать социальный статус своих родителей (с молчаливого согласия последних). В первую очередь, через гаджеты: смартфоны, МР3-плееры, наушники и т.д. У девочек добавляются стрижки, косметика, украшения. Даже канцтовары могут доказывать крутизну обладателя: та же точилка для карандашей бывает за десять рублей, а бывает и за полторы тысячи. Тинэйджеры замечают все: с каким рюкзаком их одноклассник ходит в школу, на какой машине его привозят родители (и привозят ли), сколько денег у него есть на карманные расходы. Есть и менее явные маркеры: рассказы о внешкольной жизни, подкрепленные фотографиями в Инстаграме. Вот тут-то и выясняется, что один на каникулах объездил пол-Италии, другой – поскромнее – летал на недельку-другую в Турцию, а третий и вовсе провел все лето в городе. 

Как правило, самые обеспеченные подростки легко становятся лидерами класса. Оно и понятно: школьники всегда хотят дружить с тем, кто даст поиграть на новеньком айфоне или на переменке закажет пиццу на всю компанию.

Проблема в том, что не каждый «нищий» в состоянии подружиться с таким «принцем». А последний вместе со своей свитой запросто может сделать из малообеспеченного однокашника объект насмешек и «козла отпущения» – просто так, для полноты самоутверждения. Враждебность со стороны одноклассников еще больше усугубляет внутренние страдания подростка, который и без того ощущает плохое материальное положение семьи как свою собственную «ущербность». 

Счастье не в деньгах, а в их количестве? 

Взрослым кажется смешным и нелепым оценивать человека исключительно по наличию каких-то вещей в его гардеробе. А для детей и тем более для подростков это – норма. Не зря в их сленге существует не только категория вещей must have (маст хэв – англ. «должен иметь»), но и категория to die for (ту дай фо – англ. «умереть за»). Да, взрослому человеку сложно это представить, но тинэйджер вполне может совершить суицид из-за невозможности владеть какой-то вещью, будь то брендовая одежда или смартфон последней модели. Как правило, эти вещи нужны ребенку не потому, что он жадный, и не для того, чтобы быть «самым стильным» или «самой красивой» в классе. Он просто хочет быть «как все», хочет быть принятым в этой социальной группе. Если взрослый человек всегда стремится подчеркнуть свою индивидуальность, то для подростка счастье – ничем не выделяться, чтобы не стать изгоем. 

Кроме презентабельного внешнего вида есть еще один момент, который подчеркивает социальное неравенство одноклассников и влияет на мироощущение подростков. Это успехи в учебе. Даже если дети из обеспеченных семей не особенно сильны в каких-то школьных дисциплинах, родители всегда могут нанять им хорошего репетитора (и не одного), отправить на языковую практику за границу, подарками «задобрить» учителя. И даже в нужный институт дитятко обязательно поступит – не на бюджет, так по договору.

Что в такой ситуации делать его одноклассникам с более скромным финансовым положением? Можно обижаться на весь мир (и на своих родителей), а можно с удвоенной энергией «грызть гранит науки». Донести до ребенка возможность выбора и степень личной ответственности за свою судьбу – задача родителей.

Корень проблемы – в семье 

Хорошо, если школьник трезво относится к материальному превосходству одноклассников. Еще лучше, если он способен это чем-то компенсировать: отличными знаниями хотя бы по некоторым предметам, интересным хобби, спортивными или музыкальными достижениями. А если ничего этого нет? А есть только зависть к «богатеньким Буратино», жалость к себе и неприязнь по отношению к «неудачникам-предкам», которые не смогли обеспечить своему чаду достойный образ жизни? Не каждый подросток способен философски воспринимать отсутствие дорогих шмоток или навороченного смартфона.

Давно известно, что все детские комплексы взращиваются в семье. И здесь же прививают правильную систему ценностей. Именно родители должны объяснить сыну или дочери: главное – не стоимость твоей одежды, а ты сам, твоя личность; деньги – не гарантия полноценной жизни, они не делают человека счастливым автоматически. Уверенность в себе и своих силах – несмотря на уровень дохода родителей – нужно воспитывать в ребенке с детства. А для этого взрослые сами должны сохранять душевное равновесие при любом финансовом положении и понимать, что можно быть счастливым, не имея много денег. 

В конце концов, на предмет своей мечты старшеклассник может заработать сам – например, в летние каникулы. Вариантов полно: рабочий в коммунальной службе (косим газоны и красим лавочки), официант в кафе, внештатный корреспондент в районном издании, помощник вожатого в городском лагере, аниматор в парке и т.д. После этого отпрыск почувствует себя намного увереннее, а заодно поймет, что деньги его родителям, возможно, не так просто достаются. 

Родителям со скромным достатком имеет смысл сказать ребенку: возьми на себя ответственность за свою жизнь, учись, получи хорошее образование и добейся в жизни большего, чем мы. 

Обеспеченные родители тоже могут внести свою лепту в создание правильной обстановки в классе: не давать детям на занятия дорогие вещи, особенно гаджеты (купить бюджетную модель специально для школы). Разумным будет заранее сказать сыну или дочери: не хвались богатством родителей, здесь еще нет твоей заслуги – сначала попробуй достичь чего-то сам. 

И тем, и другим мамам и папам хорошо бы объяснить своим детям: главное в жизни – это семья, близкие люди и их поддержка. Дружеская атмосфера в доме, теплые и доверительные взаимоотношения намного важнее фирменных шмоток и «плазмы» во всю стену. 

Чем поможет школа

Немало здесь зависит от педагогического коллектива. Идеально, если учителя пресекают малейшие попытки буллинга в классе и относятся ко всем детям ровно, не выбирая себе любимчиков из числа тех, кто дарит самые дорогие презенты. 

Сплотить ребят могут коллективные проекты. Неформальные мероприятия (скажем, поход на выходные) сразу покажут, кто чего стоит. После таких вот вылазок на природу лидер в классе вполне может смениться. 

Мнение родителей

Эльвира Ветрова, мама девятиклассницы: 

- Моя дочь учится в престижной школе. Пешком приходят единицы – только те, кто живет в соседних домах. Остальных на машинах привозят – чаще даже не папы, а мамы. То есть в большинстве семей по две машины. Утром припарковаться – большая проблема.

Наши одноклассники уже натасканы родителями на дорогие фирменные вещи. Как-то раз принесли на физкультуру лыжи, одноклассник моей дочери поздоровался с ней со словами: «У тебя лыжи Fisher! У меня такие же!» Я не слышала о фирме Fisher до того момента, как столкнулась с покупкой лыж для дочери. А этот мальчик знает. Откуда? Конечно, родители рассказали. 

Покупая что-то дочери, мы в нашей семье никогда не говорили, что это дорого, круто, бренд и т.п. Стараемся говорить, что это полезно, удобно, необходимо для здоровья, правильной осанки и т.д.

А за всеми богатыми не угонишься. Везде, особенно в большом городе, найдутся те, у кого чего-то больше, дороже, блестит ярче. На их примере я всегда говорю ребенку, что эти люди хорошо учились, а теперь много работают.


Полина Ногина, мама десятиклассника:

- У нас семья нормально обеспеченная. В восьмом классе мой ребенок попал в обычную дворовую школу, где учатся в основном дети из малоимущих семей. 

Один раз в этой школе одноклассницу ребенка отец подвез на «Лексусе», только не своем, а хозяйском, так как он работал шофером у какого-то начальства. Так другой одноклассник целый день ходил и бубнил: «Кто тут такой богатый, на «Лексусе» разъезжает». Недобро так бубнил. Завидуют, конечно. Хотя иногда такой ерунде, что диву даешься. 

А уж сознаться, что летом на каникулах ездил за границу… Не все дети, но многие, проявляли не очень светлые чувства по этому поводу. 

И еще история, довольно ясно характеризующая обстановку в классе. Самый навороченный смартфон, которым счастливый обладатель имел наглость похвастаться, был украден (сразу подчеркну, это не о моем ребенке). Бренные останки мобильника, разломанного с особой жестокостью, нашли утопленными в унитазе мужского туалета. По этому поводу провели классный час, пришла женщина из милиции, убеждала, что воровать плохо. Но виновника так и не нашли. 

После полутора лет, несмотря на отсутствие видимых конфликтов, сын взмолился поменять школу из-за окружения. Поменяли, все устаканилось. Все-таки лучше и менее проблемно учиться с более-менее равными по имущественному статусу. 


Антон Енотов, учитель:

- К учительнице, ведущей параллельный класс, пришла мама одного из учеников (это очень обеспеченная семья) и рассказала, что после нескольких визитов его «нищих» одноклассников в доме пропали деньги и фотоаппарат. Учительница встала на защиту учеников и сказала буквально следующее: «Даже если это сделали они, вы должны их понять. У них дома иногда только хлеб да чай, а у вас роскошь. Ребята просто пытаются восстановить справедливость на свой манер. Не советую вам раздувать из этого историю. В нашем городке богатых мало. Если вы напишете заявление в полицию, общественное мнение будет не на вашей стороне, а сыну вашему придется в школе в тысячу раз хуже». 

Считаю, в этой истории трудно найти виноватого. Расслоение общества на бедных и богатых неизбежно, и задача хороших родителей – воспитать детей, приспособленных к жизни в таком обществе. 


Елена Калташова:

- Я не из богатых. Мама мешками таскала одежду от знакомых, которую я донашивала. Однажды у меня порвался рюкзак, и я полгода ходила с хозяйственной сумкой. Вечно была изгоем с самооценкой ниже плинтуса, особенно в старших классах, когда так хотелось нравиться. Сложно это вспоминать, но тогда со мной почти никто не хотел общаться из-за того, что мы «бедные». Или мне так казалось? Что бы там ни говорили, в школе ведь всегда встречают «по одёжке». Горько осознавать, но я просто ненавидела своих родителей, не сумевших обеспечить нас с сестрой и вечно ноющих о том, что денег ни на что не хватает. В 1998 году, когда я в 9-м классе училась, у соседки одноклассница 15 лет от роду пришла домой и повесилась. А в предсмертной записке написала, что её в школе ненавидят, потому что у нее нет того-то и того-то. Самым диким было то, что «у меня нет джинсов Levis, поэтому меня травят».


Екатерина Дегтева:

- Мои родители всю жизнь работали: мама на две ставки учителем, папа тоже как мог, но денег у родителей порой хватало только на продукты. Одежду нам, детям, иногда покупали из вторых рук. Но – то ли общество раньше было другим, то ли дело в воспитании, не знаю – никогда мы у родителей ничего не просили. Раз нам не могут купить новые вещи – значит действительно нет средств. Мы с сестрой видели, что они и так делают все, что в их силах. Родителей не выбирают, их просто любят! А если любишь и понимаешь близких, а не пытаешься обвинять их во всех своих проблемах, то и с самооценкой все нормально.

Мнение психологов

Социальный психолог Ольга Маховская: 

- Я думаю, что современный родитель настолько зажат, что он забывает своему ребенку сообщать о своих успехах – причем именно о нематериальных. Когда мы что-то покупаем – холодильник, микроволновку, телевизор, еще что-то – в доме большая радость. А вот когда нас публикуют или что-то положительное происходит на работе из-за того, что мы что-то предложили и тому подобное, мы считаем, что это скромное достижение, об этом не надо говорить, и вообще это неприлично даже – хвастаться. Хвастаться прилично, потому что иначе дети будут жить с ощущением, что они живут в семье неудачника, и что им не повезло, потому что они родились в этой семье.


Психолог Елена Золотова: 

- Если мы имеем дело с подростком, то красивые вещи, модные аксессуары и прочие прелести играют серьезнейшую роль. В этом возрасте ребенок должен слиться с «общей массой», и атрибуты современной жизни помогают ему в этом нелегком деле. Естественно, что если у подростка всего этого нет, то он будет чувствовать себя не в своей тарелке. Ценностью в этом случае обладают не сами вещи, а, скорее, возможность быть принятым социумом. Если родители не могут этого обеспечить, у них только два пути. Первый из них: принять свое материальное положение и не думать, что раз вы не стали богатым, значит ваша жизнь не удалась. Ваша мнимая неполноценность просачивается наружу и дает аналогичное мировосприятие ребенку. Принять себя таким, какой ты есть, и позволить себе быть просто счастливым в своем статусе – это однозначно должно идти из семьи. Заметим, этот вариант не снимает с мам и пап обязанности обеспечить чадо всем необходимым для нормального среднестатистического подростка. Второй путь: если вы не можете дать ребенку привычных вещей – стоит задуматься о смене работы, проявить активность в этом смысле. 


Психолог Марина Звягинцева: 

- Безусловно, наличие материальной базы значительно облегчает жизненный старт, дает человеку массу возможностей и большую веру в себя уже в самом начале его взрослой жизни. Но говорить о том, что недостаток средств лишает человека шансов пробиться в этой жизни, неправильно. Подростки, рассуждающие таким образом, просто пытаются снять с себя ответственность за свою жизнь, за свое будущее и стремятся переложить ее на других людей и на обстоятельства. Очень удобно оправдывать свою несостоятельность словами: «А что же вы от меня хотите, я вырос в бедной семье, какие у меня были возможности?» Поговорка «Не в деньгах счастье» не о том, что нужно наплевать на материальную сторону жизни, а о том, что денег, как бы много их ни было, недостаточно для того, чтобы жить полноценной жизнью. Для этого как раз необходимы ценности нематериальные: умение достигать своих целей, смело идти своим собственным путем, любить, понимать и прощать как окружающих, так и себя самого. А все это вполне доступно для любого человека вне зависимости от его материального уровня и социального статуса.  

Читайте также
Комментарии (1)
Марина Севастьянова
все материалы автора
Окончила педагогический университет по специальности "учитель русского языка и литературы". Пишу статьи с 2011 года. Самая интересная и близкая мне тема - все, что касается детей и сферы образования.

Мы будем сообщать Вам по e-mail о новых материалах данного автора

Подписаться




Социальное неравенство в старших классах

Как с этим справиться подростку и что делать родителям
Mon Oct 15 2018 12:00:00 GMT+0000 (GMT)

Марина Севастьянова
Подписаться

.

Во многих классах есть дети из очень обеспеченных семей и из тех, что еле-еле сводят концы с концами. Особенно остро социальное неравенство воспринимают ученики старших классов. Как вести себя в этой ситуации родителям и детям, рассказываем в нашей статье. 

1990-е: первые бедные, первые богатые 

В советское время проблемы социального неравенства как таковой не существовало. Все дети были одеты в одинаковую форму, канцтовары покупали в одних и тех же магазинах. Впервые проблема социального неравенства в школах возникла в 1990-е годы. Советский Союз с его всеобщим равенством развалился, началось расслоение социума. Это сразу отразилось на детях. У одних родители по полгода не получали зарплату, у других начинали «вертеться», открывать свой бизнес – разного калибра и разной степени успешности. В результате в одном и то же классе оказывались дети из семей с диаметрально противоположным финансовым положением. Одни ребята годами донашивали одежду и обувь старших братьев или сестер, другие каждый день приходили на уроки в новых шмотках и с карманами, полными жвачки. 

Именно в 90-е многие на себе испытали, что значит быть богатым или бедным. Дети бывают жестоки, и разница в материальном положении одноклассников стала едва ли не самым частым поводом для конфликтов. Известны случаи, когда подростков из малоимущих семей более обеспеченные товарищи затравливали вплоть до самоубийства. Кстати, именно этот диссонанс, столь ярко подчеркнувший социальное неравенство между детьми, стал впоследствии одной из причин возвращения обязательной школьной формы.

У нас все равны, но некоторые равнее?

После возвращения всеобщей школьной формы, ситуация, казалось бы, должна была стабилизироваться. Но нет. Подростки и здесь находят возможность продемонстрировать социальный статус своих родителей (с молчаливого согласия последних). В первую очередь, через гаджеты: смартфоны, МР3-плееры, наушники и т.д. У девочек добавляются стрижки, косметика, украшения. Даже канцтовары могут доказывать крутизну обладателя: та же точилка для карандашей бывает за десять рублей, а бывает и за полторы тысячи. Тинэйджеры замечают все: с каким рюкзаком их одноклассник ходит в школу, на какой машине его привозят родители (и привозят ли), сколько денег у него есть на карманные расходы. Есть и менее явные маркеры: рассказы о внешкольной жизни, подкрепленные фотографиями в Инстаграме. Вот тут-то и выясняется, что один на каникулах объездил пол-Италии, другой – поскромнее – летал на недельку-другую в Турцию, а третий и вовсе провел все лето в городе. 

Как правило, самые обеспеченные подростки легко становятся лидерами класса. Оно и понятно: школьники всегда хотят дружить с тем, кто даст поиграть на новеньком айфоне или на переменке закажет пиццу на всю компанию.

Проблема в том, что не каждый «нищий» в состоянии подружиться с таким «принцем». А последний вместе со своей свитой запросто может сделать из малообеспеченного однокашника объект насмешек и «козла отпущения» – просто так, для полноты самоутверждения. Враждебность со стороны одноклассников еще больше усугубляет внутренние страдания подростка, который и без того ощущает плохое материальное положение семьи как свою собственную «ущербность». 

Счастье не в деньгах, а в их количестве? 

Взрослым кажется смешным и нелепым оценивать человека исключительно по наличию каких-то вещей в его гардеробе. А для детей и тем более для подростков это – норма. Не зря в их сленге существует не только категория вещей must have (маст хэв – англ. «должен иметь»), но и категория to die for (ту дай фо – англ. «умереть за»). Да, взрослому человеку сложно это представить, но тинэйджер вполне может совершить суицид из-за невозможности владеть какой-то вещью, будь то брендовая одежда или смартфон последней модели. Как правило, эти вещи нужны ребенку не потому, что он жадный, и не для того, чтобы быть «самым стильным» или «самой красивой» в классе. Он просто хочет быть «как все», хочет быть принятым в этой социальной группе. Если взрослый человек всегда стремится подчеркнуть свою индивидуальность, то для подростка счастье – ничем не выделяться, чтобы не стать изгоем. 

Кроме презентабельного внешнего вида есть еще один момент, который подчеркивает социальное неравенство одноклассников и влияет на мироощущение подростков. Это успехи в учебе. Даже если дети из обеспеченных семей не особенно сильны в каких-то школьных дисциплинах, родители всегда могут нанять им хорошего репетитора (и не одного), отправить на языковую практику за границу, подарками «задобрить» учителя. И даже в нужный институт дитятко обязательно поступит – не на бюджет, так по договору.

Что в такой ситуации делать его одноклассникам с более скромным финансовым положением? Можно обижаться на весь мир (и на своих родителей), а можно с удвоенной энергией «грызть гранит науки». Донести до ребенка возможность выбора и степень личной ответственности за свою судьбу – задача родителей.

Корень проблемы – в семье 

Хорошо, если школьник трезво относится к материальному превосходству одноклассников. Еще лучше, если он способен это чем-то компенсировать: отличными знаниями хотя бы по некоторым предметам, интересным хобби, спортивными или музыкальными достижениями. А если ничего этого нет? А есть только зависть к «богатеньким Буратино», жалость к себе и неприязнь по отношению к «неудачникам-предкам», которые не смогли обеспечить своему чаду достойный образ жизни? Не каждый подросток способен философски воспринимать отсутствие дорогих шмоток или навороченного смартфона.

Давно известно, что все детские комплексы взращиваются в семье. И здесь же прививают правильную систему ценностей. Именно родители должны объяснить сыну или дочери: главное – не стоимость твоей одежды, а ты сам, твоя личность; деньги – не гарантия полноценной жизни, они не делают человека счастливым автоматически. Уверенность в себе и своих силах – несмотря на уровень дохода родителей – нужно воспитывать в ребенке с детства. А для этого взрослые сами должны сохранять душевное равновесие при любом финансовом положении и понимать, что можно быть счастливым, не имея много денег. 

В конце концов, на предмет своей мечты старшеклассник может заработать сам – например, в летние каникулы. Вариантов полно: рабочий в коммунальной службе (косим газоны и красим лавочки), официант в кафе, внештатный корреспондент в районном издании, помощник вожатого в городском лагере, аниматор в парке и т.д. После этого отпрыск почувствует себя намного увереннее, а заодно поймет, что деньги его родителям, возможно, не так просто достаются. 

Родителям со скромным достатком имеет смысл сказать ребенку: возьми на себя ответственность за свою жизнь, учись, получи хорошее образование и добейся в жизни большего, чем мы. 

Обеспеченные родители тоже могут внести свою лепту в создание правильной обстановки в классе: не давать детям на занятия дорогие вещи, особенно гаджеты (купить бюджетную модель специально для школы). Разумным будет заранее сказать сыну или дочери: не хвались богатством родителей, здесь еще нет твоей заслуги – сначала попробуй достичь чего-то сам. 

И тем, и другим мамам и папам хорошо бы объяснить своим детям: главное в жизни – это семья, близкие люди и их поддержка. Дружеская атмосфера в доме, теплые и доверительные взаимоотношения намного важнее фирменных шмоток и «плазмы» во всю стену. 

Чем поможет школа

Немало здесь зависит от педагогического коллектива. Идеально, если учителя пресекают малейшие попытки буллинга в классе и относятся ко всем детям ровно, не выбирая себе любимчиков из числа тех, кто дарит самые дорогие презенты. 

Сплотить ребят могут коллективные проекты. Неформальные мероприятия (скажем, поход на выходные) сразу покажут, кто чего стоит. После таких вот вылазок на природу лидер в классе вполне может смениться. 

Мнение родителей

Эльвира Ветрова, мама девятиклассницы: 

- Моя дочь учится в престижной школе. Пешком приходят единицы – только те, кто живет в соседних домах. Остальных на машинах привозят – чаще даже не папы, а мамы. То есть в большинстве семей по две машины. Утром припарковаться – большая проблема.

Наши одноклассники уже натасканы родителями на дорогие фирменные вещи. Как-то раз принесли на физкультуру лыжи, одноклассник моей дочери поздоровался с ней со словами: «У тебя лыжи Fisher! У меня такие же!» Я не слышала о фирме Fisher до того момента, как столкнулась с покупкой лыж для дочери. А этот мальчик знает. Откуда? Конечно, родители рассказали. 

Покупая что-то дочери, мы в нашей семье никогда не говорили, что это дорого, круто, бренд и т.п. Стараемся говорить, что это полезно, удобно, необходимо для здоровья, правильной осанки и т.д.

А за всеми богатыми не угонишься. Везде, особенно в большом городе, найдутся те, у кого чего-то больше, дороже, блестит ярче. На их примере я всегда говорю ребенку, что эти люди хорошо учились, а теперь много работают.


Полина Ногина, мама десятиклассника:

- У нас семья нормально обеспеченная. В восьмом классе мой ребенок попал в обычную дворовую школу, где учатся в основном дети из малоимущих семей. 

Один раз в этой школе одноклассницу ребенка отец подвез на «Лексусе», только не своем, а хозяйском, так как он работал шофером у какого-то начальства. Так другой одноклассник целый день ходил и бубнил: «Кто тут такой богатый, на «Лексусе» разъезжает». Недобро так бубнил. Завидуют, конечно. Хотя иногда такой ерунде, что диву даешься. 

А уж сознаться, что летом на каникулах ездил за границу… Не все дети, но многие, проявляли не очень светлые чувства по этому поводу. 

И еще история, довольно ясно характеризующая обстановку в классе. Самый навороченный смартфон, которым счастливый обладатель имел наглость похвастаться, был украден (сразу подчеркну, это не о моем ребенке). Бренные останки мобильника, разломанного с особой жестокостью, нашли утопленными в унитазе мужского туалета. По этому поводу провели классный час, пришла женщина из милиции, убеждала, что воровать плохо. Но виновника так и не нашли. 

После полутора лет, несмотря на отсутствие видимых конфликтов, сын взмолился поменять школу из-за окружения. Поменяли, все устаканилось. Все-таки лучше и менее проблемно учиться с более-менее равными по имущественному статусу. 


Антон Енотов, учитель:

- К учительнице, ведущей параллельный класс, пришла мама одного из учеников (это очень обеспеченная семья) и рассказала, что после нескольких визитов его «нищих» одноклассников в доме пропали деньги и фотоаппарат. Учительница встала на защиту учеников и сказала буквально следующее: «Даже если это сделали они, вы должны их понять. У них дома иногда только хлеб да чай, а у вас роскошь. Ребята просто пытаются восстановить справедливость на свой манер. Не советую вам раздувать из этого историю. В нашем городке богатых мало. Если вы напишете заявление в полицию, общественное мнение будет не на вашей стороне, а сыну вашему придется в школе в тысячу раз хуже». 

Считаю, в этой истории трудно найти виноватого. Расслоение общества на бедных и богатых неизбежно, и задача хороших родителей – воспитать детей, приспособленных к жизни в таком обществе. 


Елена Калташова:

- Я не из богатых. Мама мешками таскала одежду от знакомых, которую я донашивала. Однажды у меня порвался рюкзак, и я полгода ходила с хозяйственной сумкой. Вечно была изгоем с самооценкой ниже плинтуса, особенно в старших классах, когда так хотелось нравиться. Сложно это вспоминать, но тогда со мной почти никто не хотел общаться из-за того, что мы «бедные». Или мне так казалось? Что бы там ни говорили, в школе ведь всегда встречают «по одёжке». Горько осознавать, но я просто ненавидела своих родителей, не сумевших обеспечить нас с сестрой и вечно ноющих о том, что денег ни на что не хватает. В 1998 году, когда я в 9-м классе училась, у соседки одноклассница 15 лет от роду пришла домой и повесилась. А в предсмертной записке написала, что её в школе ненавидят, потому что у нее нет того-то и того-то. Самым диким было то, что «у меня нет джинсов Levis, поэтому меня травят».


Екатерина Дегтева:

- Мои родители всю жизнь работали: мама на две ставки учителем, папа тоже как мог, но денег у родителей порой хватало только на продукты. Одежду нам, детям, иногда покупали из вторых рук. Но – то ли общество раньше было другим, то ли дело в воспитании, не знаю – никогда мы у родителей ничего не просили. Раз нам не могут купить новые вещи – значит действительно нет средств. Мы с сестрой видели, что они и так делают все, что в их силах. Родителей не выбирают, их просто любят! А если любишь и понимаешь близких, а не пытаешься обвинять их во всех своих проблемах, то и с самооценкой все нормально.

Мнение психологов

Социальный психолог Ольга Маховская: 

- Я думаю, что современный родитель настолько зажат, что он забывает своему ребенку сообщать о своих успехах – причем именно о нематериальных. Когда мы что-то покупаем – холодильник, микроволновку, телевизор, еще что-то – в доме большая радость. А вот когда нас публикуют или что-то положительное происходит на работе из-за того, что мы что-то предложили и тому подобное, мы считаем, что это скромное достижение, об этом не надо говорить, и вообще это неприлично даже – хвастаться. Хвастаться прилично, потому что иначе дети будут жить с ощущением, что они живут в семье неудачника, и что им не повезло, потому что они родились в этой семье.


Психолог Елена Золотова: 

- Если мы имеем дело с подростком, то красивые вещи, модные аксессуары и прочие прелести играют серьезнейшую роль. В этом возрасте ребенок должен слиться с «общей массой», и атрибуты современной жизни помогают ему в этом нелегком деле. Естественно, что если у подростка всего этого нет, то он будет чувствовать себя не в своей тарелке. Ценностью в этом случае обладают не сами вещи, а, скорее, возможность быть принятым социумом. Если родители не могут этого обеспечить, у них только два пути. Первый из них: принять свое материальное положение и не думать, что раз вы не стали богатым, значит ваша жизнь не удалась. Ваша мнимая неполноценность просачивается наружу и дает аналогичное мировосприятие ребенку. Принять себя таким, какой ты есть, и позволить себе быть просто счастливым в своем статусе – это однозначно должно идти из семьи. Заметим, этот вариант не снимает с мам и пап обязанности обеспечить чадо всем необходимым для нормального среднестатистического подростка. Второй путь: если вы не можете дать ребенку привычных вещей – стоит задуматься о смене работы, проявить активность в этом смысле. 


Психолог Марина Звягинцева: 

- Безусловно, наличие материальной базы значительно облегчает жизненный старт, дает человеку массу возможностей и большую веру в себя уже в самом начале его взрослой жизни. Но говорить о том, что недостаток средств лишает человека шансов пробиться в этой жизни, неправильно. Подростки, рассуждающие таким образом, просто пытаются снять с себя ответственность за свою жизнь, за свое будущее и стремятся переложить ее на других людей и на обстоятельства. Очень удобно оправдывать свою несостоятельность словами: «А что же вы от меня хотите, я вырос в бедной семье, какие у меня были возможности?» Поговорка «Не в деньгах счастье» не о том, что нужно наплевать на материальную сторону жизни, а о том, что денег, как бы много их ни было, недостаточно для того, чтобы жить полноценной жизнью. Для этого как раз необходимы ценности нематериальные: умение достигать своих целей, смело идти своим собственным путем, любить, понимать и прощать как окружающих, так и себя самого. А все это вполне доступно для любого человека вне зависимости от его материального уровня и социального статуса.  

Читайте также
Комментарии (1)