Школьная медиация: что это и как ее организовать

2019-04-10T13:13:05.826Z
18 3

Ни один день школьной жизни не обходится без конфликтов – слишком много детей и взрослых взаимодействует здесь. Конфликты могут быть самыми разными: от легких ссор на несколько минут до серьезных проблем типа буллинга продолжительностью не один месяц. Иногда для решения спора без третьей стороны не обойтись. Речь идет о медиации. Создание в школе собственной службы примирения – очень серьезный вопрос, который не терпит формального к себе отношения. Любой перекос или несоблюдение нюансов способны полностью исказить дух и букву самой идеи о медиации. Как создать в школе собственную службу примирения, избежать типичных ошибок и на что обратить внимание, расскажем в нашей статье. 

Что такое медиация в школе и для чего она нужна

Школа – это целый мир, своеобразная модель социума, где собрались несколько сотен детей и несколько десятков учителей. Этот мир ограничен пределами школьных стен и периметром двора. Все люди, которые собрались внутри этих границ, очень разные по характеру, темпераменту, возрасту, воспитанию, общественному положению. Каждый из них имеет свое мировоззрение, в соответствии с которым поступает и которое готов отстаивать со всем возможным упорством. Эти люди находятся рядом друг с другом по 4–8 часов в день, постоянно общаясь между собой. Одни успешно взаимодействуют, другие вступают в конфронтацию. 

Можно ли в таких условиях совсем-совсем обойтись без конфликтов? Наверное, да, но это уже будет что-то из разряда утопии. А поскольку Томасом Мором никто из нас себя не считает, давайте будем более реалистичными и для начала честно признаем проблему, а затем обсудим один из способов ее решения – службу медиации.

Итак, школьные конфликты неизбежны. В них бывают вовлечены учителя, ученики и их родители. Поэтому главное – научиться выходить из конфликтов с наименьшими потерями для всех сторон. 

Зачастую для решения самых сложных вопросов, разобраться с которыми двум лицам самостоятельно никак невозможно, приглашается третья сторона. Это классический случай из судебной практики: выслушав по очереди каждого из участников конфликта, судья выносит свое решение, которое, даже если и является абсолютно беспристрастным, вряд ли кажется всем сторонам справедливым (а иначе откуда бы взялось столько апелляций?). Это порождает новый виток проблем.

И вот тут-то на помощь приходит третья сторона, нейтральное лицо – медиатор (от лат. mediatio – посредничество).  

Но медиация – это не третейский суд. Главное отличие в том, что медиатор ни в коем случае не считает себя выше спорящих, не навязывает им свое мнение, не подталкивает ни к какому решению. Он как будто бы модерирует беседу, то есть просто держит конфликтующие стороны в определенных границах, не позволяя им оскорблять друг друга, переходить на личности, уходить в сторону от обсуждения спорного вопроса или ущемлять интересы кого-либо из участников. Обидчик обязательно должен компенсировать нанесенный им ущерб. Суть процесса медиации в том, что спорщики сами должны прийти к оптимальному решению, которое в равной степени устроит обе стороны, которое будет понятно всем участникам, а договоренности будут ими неукоснительно соблюдаться. И в этом не будет никакого внутреннего конфликта, потому что решение спорщики выработали сами, они понимают его от и до, согласны с его сутью. Поэтому часто службу медиации в школе называют службой примирения.

Цель медиации заключается в поиске выхода из ситуации, а не в поиске виноватых. И в этом, пожалуй, и состоит ее главное отличие от арбитража, традиционного судебного разбирательства. 

Как организовать медиацию в школе

Существование органов медиации в нашей стране закреплено Федеральным законом № 193-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». 

Создание в школе службы медиации регламентируется не только законом о медиации, но и Письмом Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2013 года № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации». Сами рекомендации можно найти в этом же документе под номером № ВК-54/07вн. Кроме того, существует Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 февраля 2011 года № 187 «Об утверждении программы подготовки медиаторов». Программа представляет собой очный курс профессиональной переподготовки педагогов. 

Как можно организовать в своем образовательном учреждении медиативную службу? 

Для этого нужно найти сторонников идеи. Поэтому следует:

  • рассказать учителям, детям и родителям о создании в школе службы медиации, о ее сути и основных принципах;
  • наладить контакт с органами опеки и комиссией по делам несовершеннолетних;
  • составить внутришкольный документ, регламентирующий работу медиативной службы.

Для работы понадобится отдельный кабинет, где будет размещаться школьная служба примирения. Руководить ею однозначно должен взрослый человек – дипломированный психолог либо прошедший специальное обучение педагог. А вот трудиться ему в этой службе единолично вовсе не обязательно. Разрешено привлекать к медиации учеников старшего или среднего звена. Для этого нужно будет провести с ними несколько подготовительных занятий. Существует даже такое понятие – «медиация ровесников», или «группы равных», когда школьники из службы примирения делятся на два возрастных потока: с 5-го по 8-й класс и с 9-го по 11-й. Первая группа разбирает конфликты младшего и среднего звена, а вторая группа работает со старшеклассниками.

Сначала, конечно, дети будут работать под присмотром взрослого специалиста. Позже тем, кто наиболее удачно справляется со своими обязанностями, можно доверить самостоятельное проведение процедуры медиации. Разумеется, если речь идет о поссорившихся школьниках. Если в конфликте участвует взрослый человек (педагог или родитель), то разбираться с такой ситуацией должен тоже взрослый специалист. 

Примерный алгоритм работы школьной службы примирения по каждому из конфликтов может быть таким:

  • регистрация заявки. Обращаться в службу примирения конфликтующие могут лично (для этого должны быть определены дни и время приема) либо в письменной форме (на дверь кабинета нужно повесить почтовый ящик). И, конечно, медиатор-школьник может сам предложить свою помощь, если ему становится известно о проблемах в отношениях других ребят;
  • встреча сторон. В зависимости от сложности конфликта таких встреч может понадобиться несколько; 
  • контрольная встреча спустя 2–4 недели после достижения итоговых договоренностей;
  • анализ работы медиатора по каждому случаю. Для этого он составляет отчет-рефлексию. После нескольких конфликтов, разобранных медиатором, возможна супервизия в кругу коллег и с участием куратора.

И дети, и взрослые участники процесса должны знать, что медиация основывается на следующих принципах:

  • беспристрастность медиатора. Сотрудник службы примирения обязан помнить, что при решении проблемы нельзя отдавать предпочтение никому из участников конфликта. Медиатор ни в коем случае не должен во время спора вставать на чью-либо сторону. Если же он чувствует, что не в силах сохранять нейтралитет, лучше передать это дело своему коллеге;
  • конфиденциальность. Обратившиеся за помощью в службу примирения должны быть уверены в том, что вся информация об инциденте останется за закрытыми дверями кабинета школьного медиатора и не получит публичного обсуждения. Исключением являются сведения криминального характера (информация об угрозе чьей-то жизни или о возможном правонарушении) – медиатор предупреждает участников об этом. Если история конфликта записывается (в том числе для обсуждения с другими медиаторами), то все имена должны быть изменены;
  • добровольность. Начинать процедуру медиации можно лишь тогда, когда к этому готовы все стороны конфликта. Если кто-либо из них против вашего вмешательства, урегулирование ситуации конкретно таким образом не состоится. Придется поискать другой вариант. Иначе говоря, нельзя хватать ребенка за руку и насильно тащить в кабинет медиатора; 
  • ответственность всех сторон за принятое решение. «Мирный договор» заключается с учетом мнения всех участников и с их согласия. Алгоритм выхода из спорной ситуации разрабатывается по такому же принципу. Поэтому каждая из сторон должна помнить о своей персональной ответственности за соблюдение договора и об обязательности выполнения каждого пункта в итоговом соглашении; 
  • равноправие всех участников конфликта. Недопустимо ставить одну из сторон выше другой по причине возраста, пола, социального статуса и т. д. Процесс медиации должен в равной степени учитывать интересы каждого, кто обратился в службу примирения. Также принцип равноправия означает, что все участники беседы имеют одинаковое право участвовать в обсуждении проблемы и предлагать пути ее решения;
  • открытость. Имеется в виду не только откровенность всех участников разговора, но и абсолютная прозрачность самой медиативной процедуры. Перед началом беседы сотрудник школьной службы примирения знакомит присутствующих с основными принципами медиации.

Важный момент. Возможно, узнав о  существовании служб примирения, вы загорелись идеей не только создать службу медиации у себя в школе, но и лично ее возглавить, то есть стать медиатором. И вот здесь вас может ожидать разочарование по двум причинам. 

Во-первых, всегда лучше не назначать медиатора из имеющихся в школе педагогов, а воспользоваться услугами приглашенного сотрудника – из чисто практических соображений. Ведь для хорошего медиатора (а плохой вам не нужен, правда?) крайне важным является беспристрастность. Если же человек трудится в этой школе не первый год, имеет уже сложившиеся отношения с другими сотрудниками, то ему будет невероятно сложно отделить зерна от плевел, абстрагироваться от личных симпатий и антипатий, чтобы оказаться над ситуацией и объективно оценить ее. 

Во-вторых, ставки медиатора в школах до сих пор нет. Это тем более странно, если учесть статистику. Согласно мониторингу деятельности школьных служб примирения, в 2009 году в России существовало 554 таких службы, а в 2016 году их было уже 852. Увеличилось и число самих медиаторов: с 566 взрослых сотрудников и 2 120 подростков (данные за 2009 год) до 1 531 взрослого специалиста и 3 278 медиаторов-школьников (данные за 2016 год). Если в 2009 году к медиаторам поступило 2 372 обращения, то семь лет спустя это число увеличилось до 5 789. В медиативных программах в 2009 году поучаствовало 4 316 человек, а в 2016 году участников было уже 20 077. Кроме того, за эти годы было прекращено 124 уголовных дела благодаря примирению сторон. 

Из отсутствия ставки вытекает еще один минус. Поскольку официальной должности медиатора в школе нет, на роль руководителя службы примирения обычно приглашают школьного психолога. Но этот специалист в принципе работает иначе. Для психолога главное – погасить острую фазу конфликта. Зачастую это приводит к появлению латентной проблемы, когда внешне все вроде бы выглядит благополучно, но противостояние продолжается, и неизвестно, когда оно «выстрелит». Для медиатора же цель в том, чтобы стороны полностью приняли и поняли позицию друг друга, то есть состоялось их осознанное примирение на более глубоком уровне.

История из медиативной практики

Социальный педагог Марина Кулаковская:

В нашей школе служба медиации появилась в 2014 году. Одну из программ примирения мы проводили таким образом. 

Два семиклассника из параллельных классов (условно назовем их Алексей и Олег), возвращаясь из школы домой, поспорили о том, кто из них больше разбирается в компьютерных стратегиях и продвижении в социальных сетях. Словесный спор подкрепляли жестами – до тех пор, пока Алексей не толкнул товарища. Леша не рассчитал силы, поэтому Олег упал и ударился головой о ступеньку лестницы. С сотрясением мозга его госпитализировали. 

После этого понадобилась медиативная процедура. Она проходила в несколько этапов.

На первом этапе медиатор беседовал с Алексеем и родителями обоих мальчиков при участии школьного совета. Леша сразу извинился (он уже навестил Олега в больнице), его родители предложили помощь в лечении и починке сломанных очков. Алексей рассказал, что Олег начал оскорблять его, поэтому сам он не сдержался и толкнул оппонента. Медиатор предложил Леше консультацию психолога. В отделении по делам несовершеннолетних дело закрыли по просьбе родителей Олега.

Второй этап состоялся, когда Олег уже выписался из больницы. Мальчики встретились в кабинете медиатора. Каждый из них рассказал о случившемся, о своем отношении к инциденту и смог при этом встать на место своего противника. Они поняли, что поссорились из-за ерунды. Медиатор предложил им подписать договор о примирении. Оказалось, что мальчики готовились к этой встрече и предварительно обсудили со своими родителями пути предотвращения подобных конфликтов. Алексей и Олег пожали друг другу руки и дружески попрощались перед летними каникулами.

Добавлю, что в сентябре мальчики так же дружески встретились в школе. Мы пообщались с каждым из них по отдельности и убедились, что повторная медиация не нужна. Важно, что конфликт обошелся без последствий для здоровья и без постановки мальчиков на учет в полиции. Алексей и Олег поняли, что в споре всегда нужен конструктивный подход, чтобы избежать нарастания конфликта. За это родители мальчиков поблагодарили нашу службу


Читайте также
Комментарии (3)
2019-04-10T13:13:05.826Z
18 3

Школьная медиация: что это и как ее организовать


Ни один день школьной жизни не обходится без конфликтов – слишком много детей и взрослых взаимодействует здесь. Конфликты могут быть самыми разными: от легких ссор на несколько минут до серьезных проблем типа буллинга продолжительностью не один месяц. Иногда для решения спора без третьей стороны не обойтись. Речь идет о медиации. Создание в школе собственной службы примирения – очень серьезный вопрос, который не терпит формального к себе отношения. Любой перекос или несоблюдение нюансов способны полностью исказить дух и букву самой идеи о медиации. Как создать в школе собственную службу примирения, избежать типичных ошибок и на что обратить внимание, расскажем в нашей статье. 

Что такое медиация в школе и для чего она нужна

Школа – это целый мир, своеобразная модель социума, где собрались несколько сотен детей и несколько десятков учителей. Этот мир ограничен пределами школьных стен и периметром двора. Все люди, которые собрались внутри этих границ, очень разные по характеру, темпераменту, возрасту, воспитанию, общественному положению. Каждый из них имеет свое мировоззрение, в соответствии с которым поступает и которое готов отстаивать со всем возможным упорством. Эти люди находятся рядом друг с другом по 4–8 часов в день, постоянно общаясь между собой. Одни успешно взаимодействуют, другие вступают в конфронтацию. 

Можно ли в таких условиях совсем-совсем обойтись без конфликтов? Наверное, да, но это уже будет что-то из разряда утопии. А поскольку Томасом Мором никто из нас себя не считает, давайте будем более реалистичными и для начала честно признаем проблему, а затем обсудим один из способов ее решения – службу медиации.

Итак, школьные конфликты неизбежны. В них бывают вовлечены учителя, ученики и их родители. Поэтому главное – научиться выходить из конфликтов с наименьшими потерями для всех сторон. 

Зачастую для решения самых сложных вопросов, разобраться с которыми двум лицам самостоятельно никак невозможно, приглашается третья сторона. Это классический случай из судебной практики: выслушав по очереди каждого из участников конфликта, судья выносит свое решение, которое, даже если и является абсолютно беспристрастным, вряд ли кажется всем сторонам справедливым (а иначе откуда бы взялось столько апелляций?). Это порождает новый виток проблем.

И вот тут-то на помощь приходит третья сторона, нейтральное лицо – медиатор (от лат. mediatio – посредничество).  

Но медиация – это не третейский суд. Главное отличие в том, что медиатор ни в коем случае не считает себя выше спорящих, не навязывает им свое мнение, не подталкивает ни к какому решению. Он как будто бы модерирует беседу, то есть просто держит конфликтующие стороны в определенных границах, не позволяя им оскорблять друг друга, переходить на личности, уходить в сторону от обсуждения спорного вопроса или ущемлять интересы кого-либо из участников. Обидчик обязательно должен компенсировать нанесенный им ущерб. Суть процесса медиации в том, что спорщики сами должны прийти к оптимальному решению, которое в равной степени устроит обе стороны, которое будет понятно всем участникам, а договоренности будут ими неукоснительно соблюдаться. И в этом не будет никакого внутреннего конфликта, потому что решение спорщики выработали сами, они понимают его от и до, согласны с его сутью. Поэтому часто службу медиации в школе называют службой примирения.

Цель медиации заключается в поиске выхода из ситуации, а не в поиске виноватых. И в этом, пожалуй, и состоит ее главное отличие от арбитража, традиционного судебного разбирательства. 

Как организовать медиацию в школе

Существование органов медиации в нашей стране закреплено Федеральным законом № 193-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». 

Создание в школе службы медиации регламентируется не только законом о медиации, но и Письмом Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2013 года № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации». Сами рекомендации можно найти в этом же документе под номером № ВК-54/07вн. Кроме того, существует Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 февраля 2011 года № 187 «Об утверждении программы подготовки медиаторов». Программа представляет собой очный курс профессиональной переподготовки педагогов. 

Как можно организовать в своем образовательном учреждении медиативную службу? 

Для этого нужно найти сторонников идеи. Поэтому следует:

  • рассказать учителям, детям и родителям о создании в школе службы медиации, о ее сути и основных принципах;
  • наладить контакт с органами опеки и комиссией по делам несовершеннолетних;
  • составить внутришкольный документ, регламентирующий работу медиативной службы.

Для работы понадобится отдельный кабинет, где будет размещаться школьная служба примирения. Руководить ею однозначно должен взрослый человек – дипломированный психолог либо прошедший специальное обучение педагог. А вот трудиться ему в этой службе единолично вовсе не обязательно. Разрешено привлекать к медиации учеников старшего или среднего звена. Для этого нужно будет провести с ними несколько подготовительных занятий. Существует даже такое понятие – «медиация ровесников», или «группы равных», когда школьники из службы примирения делятся на два возрастных потока: с 5-го по 8-й класс и с 9-го по 11-й. Первая группа разбирает конфликты младшего и среднего звена, а вторая группа работает со старшеклассниками.

Сначала, конечно, дети будут работать под присмотром взрослого специалиста. Позже тем, кто наиболее удачно справляется со своими обязанностями, можно доверить самостоятельное проведение процедуры медиации. Разумеется, если речь идет о поссорившихся школьниках. Если в конфликте участвует взрослый человек (педагог или родитель), то разбираться с такой ситуацией должен тоже взрослый специалист. 

Примерный алгоритм работы школьной службы примирения по каждому из конфликтов может быть таким:

  • регистрация заявки. Обращаться в службу примирения конфликтующие могут лично (для этого должны быть определены дни и время приема) либо в письменной форме (на дверь кабинета нужно повесить почтовый ящик). И, конечно, медиатор-школьник может сам предложить свою помощь, если ему становится известно о проблемах в отношениях других ребят;
  • встреча сторон. В зависимости от сложности конфликта таких встреч может понадобиться несколько; 
  • контрольная встреча спустя 2–4 недели после достижения итоговых договоренностей;
  • анализ работы медиатора по каждому случаю. Для этого он составляет отчет-рефлексию. После нескольких конфликтов, разобранных медиатором, возможна супервизия в кругу коллег и с участием куратора.

И дети, и взрослые участники процесса должны знать, что медиация основывается на следующих принципах:

  • беспристрастность медиатора. Сотрудник службы примирения обязан помнить, что при решении проблемы нельзя отдавать предпочтение никому из участников конфликта. Медиатор ни в коем случае не должен во время спора вставать на чью-либо сторону. Если же он чувствует, что не в силах сохранять нейтралитет, лучше передать это дело своему коллеге;
  • конфиденциальность. Обратившиеся за помощью в службу примирения должны быть уверены в том, что вся информация об инциденте останется за закрытыми дверями кабинета школьного медиатора и не получит публичного обсуждения. Исключением являются сведения криминального характера (информация об угрозе чьей-то жизни или о возможном правонарушении) – медиатор предупреждает участников об этом. Если история конфликта записывается (в том числе для обсуждения с другими медиаторами), то все имена должны быть изменены;
  • добровольность. Начинать процедуру медиации можно лишь тогда, когда к этому готовы все стороны конфликта. Если кто-либо из них против вашего вмешательства, урегулирование ситуации конкретно таким образом не состоится. Придется поискать другой вариант. Иначе говоря, нельзя хватать ребенка за руку и насильно тащить в кабинет медиатора; 
  • ответственность всех сторон за принятое решение. «Мирный договор» заключается с учетом мнения всех участников и с их согласия. Алгоритм выхода из спорной ситуации разрабатывается по такому же принципу. Поэтому каждая из сторон должна помнить о своей персональной ответственности за соблюдение договора и об обязательности выполнения каждого пункта в итоговом соглашении; 
  • равноправие всех участников конфликта. Недопустимо ставить одну из сторон выше другой по причине возраста, пола, социального статуса и т. д. Процесс медиации должен в равной степени учитывать интересы каждого, кто обратился в службу примирения. Также принцип равноправия означает, что все участники беседы имеют одинаковое право участвовать в обсуждении проблемы и предлагать пути ее решения;
  • открытость. Имеется в виду не только откровенность всех участников разговора, но и абсолютная прозрачность самой медиативной процедуры. Перед началом беседы сотрудник школьной службы примирения знакомит присутствующих с основными принципами медиации.

Важный момент. Возможно, узнав о  существовании служб примирения, вы загорелись идеей не только создать службу медиации у себя в школе, но и лично ее возглавить, то есть стать медиатором. И вот здесь вас может ожидать разочарование по двум причинам. 

Во-первых, всегда лучше не назначать медиатора из имеющихся в школе педагогов, а воспользоваться услугами приглашенного сотрудника – из чисто практических соображений. Ведь для хорошего медиатора (а плохой вам не нужен, правда?) крайне важным является беспристрастность. Если же человек трудится в этой школе не первый год, имеет уже сложившиеся отношения с другими сотрудниками, то ему будет невероятно сложно отделить зерна от плевел, абстрагироваться от личных симпатий и антипатий, чтобы оказаться над ситуацией и объективно оценить ее. 

Во-вторых, ставки медиатора в школах до сих пор нет. Это тем более странно, если учесть статистику. Согласно мониторингу деятельности школьных служб примирения, в 2009 году в России существовало 554 таких службы, а в 2016 году их было уже 852. Увеличилось и число самих медиаторов: с 566 взрослых сотрудников и 2 120 подростков (данные за 2009 год) до 1 531 взрослого специалиста и 3 278 медиаторов-школьников (данные за 2016 год). Если в 2009 году к медиаторам поступило 2 372 обращения, то семь лет спустя это число увеличилось до 5 789. В медиативных программах в 2009 году поучаствовало 4 316 человек, а в 2016 году участников было уже 20 077. Кроме того, за эти годы было прекращено 124 уголовных дела благодаря примирению сторон. 

Из отсутствия ставки вытекает еще один минус. Поскольку официальной должности медиатора в школе нет, на роль руководителя службы примирения обычно приглашают школьного психолога. Но этот специалист в принципе работает иначе. Для психолога главное – погасить острую фазу конфликта. Зачастую это приводит к появлению латентной проблемы, когда внешне все вроде бы выглядит благополучно, но противостояние продолжается, и неизвестно, когда оно «выстрелит». Для медиатора же цель в том, чтобы стороны полностью приняли и поняли позицию друг друга, то есть состоялось их осознанное примирение на более глубоком уровне.

История из медиативной практики

Социальный педагог Марина Кулаковская:

В нашей школе служба медиации появилась в 2014 году. Одну из программ примирения мы проводили таким образом. 

Два семиклассника из параллельных классов (условно назовем их Алексей и Олег), возвращаясь из школы домой, поспорили о том, кто из них больше разбирается в компьютерных стратегиях и продвижении в социальных сетях. Словесный спор подкрепляли жестами – до тех пор, пока Алексей не толкнул товарища. Леша не рассчитал силы, поэтому Олег упал и ударился головой о ступеньку лестницы. С сотрясением мозга его госпитализировали. 

После этого понадобилась медиативная процедура. Она проходила в несколько этапов.

На первом этапе медиатор беседовал с Алексеем и родителями обоих мальчиков при участии школьного совета. Леша сразу извинился (он уже навестил Олега в больнице), его родители предложили помощь в лечении и починке сломанных очков. Алексей рассказал, что Олег начал оскорблять его, поэтому сам он не сдержался и толкнул оппонента. Медиатор предложил Леше консультацию психолога. В отделении по делам несовершеннолетних дело закрыли по просьбе родителей Олега.

Второй этап состоялся, когда Олег уже выписался из больницы. Мальчики встретились в кабинете медиатора. Каждый из них рассказал о случившемся, о своем отношении к инциденту и смог при этом встать на место своего противника. Они поняли, что поссорились из-за ерунды. Медиатор предложил им подписать договор о примирении. Оказалось, что мальчики готовились к этой встрече и предварительно обсудили со своими родителями пути предотвращения подобных конфликтов. Алексей и Олег пожали друг другу руки и дружески попрощались перед летними каникулами.

Добавлю, что в сентябре мальчики так же дружески встретились в школе. Мы пообщались с каждым из них по отдельности и убедились, что повторная медиация не нужна. Важно, что конфликт обошелся без последствий для здоровья и без постановки мальчиков на учет в полиции. Алексей и Олег поняли, что в споре всегда нужен конструктивный подход, чтобы избежать нарастания конфликта. За это родители мальчиков поблагодарили нашу службу

Читайте также
Комментарии (3)