Поколение Z живет один раз, но каждый день



Нередко можно услышать, что подростки постоянно сидят в гаджетах, им ничего не интересно, они эгоистичные и самовлюбленные. О том, какие еще существуют стереотипы в отношении современных детей, на форуме «Город образования» рассказали Юлия Юзбашева и Ирина Морозова, специалисты компании Validata Kids, занимающейся маркетинговыми и социологическими исследованиями жизни подростков и их родителей. Они представили девять основных претензий старшего поколения к подросткам и объяснили, как к этим претензиям относиться.

В обществе за последние 15-20 лет произошли перемены, которые оказали влияние на всех, особенно на молодое поколение. Современные дети легко находят в сети любую информацию, предпочитают получать новости одной строкой, смело выражают свое мнение в социальных сетях и умело обращаются с цифровыми технологиями. В первые пять лет нулевых в интернет пришли дети, которые стали не только самостоятельно разбираться в контенте, но и создавать его. Подростки 14-15 лет живут в «тотальном диджитале» - среде, в которой изначально были цифровые средства общения. 

Тихая революция в диджитальной среде для большинства представителей старшего поколения произошла незаметно. Если старшее поколение не интегрировано в интернет-пространство, то шансов понять представителей Z и найти с ними общий язык практически нет. Взаимодействуя с ними, взрослые допускают одну серьезную ошибку - пытаются «прочитать» детей и подростков по-старому, сравнить с собой. Эти методы работали раньше, но не сейчас. 

Для справки:

Мнения исследователей о том, кого считать поколением Z, расходятся. В статье "Цифровое поколение": психолого-педагогическое исследование проблемы это те, кто родились после 2000-х. Можно встретить и другие временные рамки – с 1998 по 2005. Есть теория, что поколение Y тесно пересекается с поколением Z, поэтому каких-то особых отличий между ними нет, и владение цифровыми технологиями на высоком уровне присуще всему современному обществу, а не только поколению Z. Помимо года рождения, принадлежность ребенка к новому поколению определяется материальным положением семьи, местом его рождения и окружением.

Одновременно с этим в России начал главенствовать детоцентризм – ребенок стал во главу угла в обществе. Мы видим это повсюду: есть целый «детский мир», включающий в себя детских омбудсменов, психологов, людей, исследующих поведение детей и подростков, парикмахерские, магазины, детские кафе и рестораны. В целом создается ощущение, что мир вертится вокруг детей. Иной стала сама ценность отдельного ребенка − воспитание превратилось в проект, а молодые мамы ищут вдохновение в современных и часто неопробованных системах воспитания (характерно, в основном, для больших городов). 

Общество изменилось, и в первую очередь к изменениям успешно адаптировались те, кому меняться проще – молодое поколение. Логично, что у взрослых к его представителям появилось много вопросов. Перечислим основные их претензии и попробуем разобраться, справедливы ли они.

Претензия 1: «Они залипают в гаджетах и не приспособлены к реальной жизни»

На самом деле

Для поколения Z онлайн-мир – основной, в нем все происходит. Дети и подростки не просто следят за новостями, а сами их создают: комментируют, пишут отзывы, репостят.

Для старшего поколения события были нечастыми, но масштабными. Например, запланировал поездку на море, написал заявление на отпуск, купил билеты за полгода, съездил, сделал фотографии, распечатал и вложил в альбом на память.

Огромная событийность жизни подростков взрослым непонятна. Поколение Z живет один раз, но каждый день. У них события происходят ежедневно, и определить, какие из них личные, а какие – общие, практически невозможно. Ведь все проживается вместе с другими участниками сообществ в социальных сетях. Существует понятие «краудливинг» - цифровое родство всех со всеми через общий контент.

Претензия 2: «Они смотрят всякую непонятную фигню»

Взрослые бьют тревогу: вместо поучительных и добрых советских картин детям нравятся странные мультфильмы, в которых нет идеи добра и зла, неправильные мораль и отношения героев друг с другом. 

На самом деле

У подростков совершенно иначе устроено мышление, им неинтересно смотреть на медленно развивающийся сюжет. Дети, выросшие на современном контенте, привыкли к тому, что картинка меняется каждые пять секунд. По данным психологов, за последние 10 лет умение человека концентрироваться и удерживать внимание снизилось с 20 секунд до 8. 

Кроме того, поколению Z неинтересно, когда в мультфильме нет четко проговоренных, иногда гипертрофированных эмоций героя. Они живут в мире эмотиконов, когда для выражения своего мнения обязательно нужно отправить собеседнику эмодзи. Чувства и эмоции у подростков ограничены конкретной ситуацией и за ее пределы не выходят. И этому, с точки зрения психологии, можно у них поучиться.

Претензия 3: «Они эгоистичные и самовлюбленные»

Подростки эгоцентричны, каждый из них – это бренд в онлайн-пространстве. Даже самый маленький комментарий, который они оставляют в социальных сетях, – это публичное высказывание, качество и ценность которого оценивается лайками.

На самом деле

Причина в том, что взрослые рассматривают каждого ребенка как индивидуальность, твердят как мантру - «мой ребенок уникален». Из-за этого в том числе дети растут с завышенной самооценкой.

Есть такое понятие - синдром непризнанного гения. Изначально мама и папа хотят дать своему ребенку возможность попробовать все и выбрать что-то, что ему действительно нравится. Но нередко, когда сын или дочь уже готовы принять важнейшее решение в своей жизни, родители предлагают им выбрать сначала что-то стабильное, а потом уже искать себя. Детям все детство внушают, что они – уникальные и креативные, но в какой-то момент их все равно заставляют поступать не так, как они хотят. 

Подростки дорожат собственным мнением и уважают чужой эгоцентризм. Это своего рода принцип толерантного эгоцентризма: пока ты не заставляешь меня придерживаться своих убеждений, ты можешь говорить и делать все, что тебе нравится.

Претензия 4: «В них нет внутреннего стержня и четких принципов»

На самом деле

Старшему поколению твердили «Будь собой!», нужно было придерживаться своих установок и всегда стоять на своем. У нынешнего поколения ценности не только другие, но и каждый день разные.

В прежнем культурном механизме будущее «прирастало» за счет воспроизводства прошлых традиций, а прошлое было примером. Сегодняшние инновационные постиндустриальные экономика и культура подразумевают скачки вперед, причем каждый последующий скачок отменяет не «годное» прошлое.

Перед учителями и преподавателями стоит сложнейшая задача: они должны подготовить детей к будущему, о котором известно только то, что оно точно не будет похожим на настоящее. Кроме того, навыки стали важнее знаний, потому что знания устаревают быстрее, чем оказываются в учебнике. 

Прежде общество было системой, в которой каждый стремился занять свою нишу. Сейчас социум – это единство непохожих, где место человека определяется количеством связей, наработанных самостоятельно. Эти связи не прочные, их постоянно нужно поддерживать, а для этого просто необходимо быть гиперадаптивным. 

Претензия 5: «Они беспечны, инфантильны, не думают о будущем»

Нынешнее поколение не готово решать для себя что-то раз и навсегда, подростки мультиперсональны и хотят попробовать себя во всем, прежде чем выберут то, чем им на самом деле хочется заниматься. Они намерены получать от работы удовольствие и большие деньги.

На самом деле

Для старшего поколения будущее было очевидным и известным заранее, для поколения Z же будущее − непонятная субстанция. У современных подростков каждый день много событий, мыслей и действий, они думают о будущем, просто его рамки сдвинулись, стали меньше.

Выпускник приходит устраиваться на работу, зная при этом совсем не много – из интернета или на мастер-классах. Его загружают неинтересными техническими задачами, и он сдается, сославшись на то, что эта работа не для него. В этом смысле работодателю сейчас очень сложно.

Претензия 6: «Они аморальны и бескультурны»

У тех, кто вырос на столпах классической культуры, современная диджитал-культура вызывает ужас.

На самом деле

Если углубиться в эту культуру и посмотреть беспристрастным взглядом, можно увидеть, что ребята создают свою культуру с нуля, не оглядываясь на то, что им внушали с детства. Они изобретают старые добрые ценности, но изнутри, создавая интересные, адекватные правила и внутреннюю мораль.

Современная культура – это, прежде всего, культура тотального высказывания и публичности. Если мы были самым читающим поколением, то нынешние подростки – самые пишущие. Сегодня о человеке судят не по формальной грамотности, а по содержанию высказывания, сделанного моментально. Если подросток сегодня не прокомментировал, завтра никому не будет интересно, что он думает. Поэтому «под сокращение» пошла пунктуация и другие правила русского языка. Тотальная безграмотность как гарант тотальной свободы слова.

Отдельно стоит упомянуть об отношении современных подростков и детей к мату. Ненормативная лексика давно стала обыденной, но теперь она чаще используется не только для усиления, но и для целостности высказывания, и там, где это уместно. Мат как показатель искренности, которая высоко ценится аудиторией. Кстати, на популярных у подростков реп-баттлах нецензурные слова часто являются инструментами для создания креативного произведения.

Претензия 7: «У них нет критического мышления, они скользят по верхам»

На самом деле

Изменилась структура общества, и идеи изучить что-то одно от корки до корки нет. Вместо этого подростки стремятся взять понемногу отовсюду, чтобы быть «в теме».

Действуют мультидисциплинарный и кроссдисциплинарный принципы, когда познание происходит вне указанных рамок, или система гиперссылок. Современный ребенок и подросток в поисках нужной ему информации выходит за обозначенные границы, погружается в другие дисциплины и изучает смежные направления.

Например, мальчик посмотрел сериал «Шерлок». 50 лет назад он бы прочел все произведения Артура Конан Дойля и остановился бы на этом.

Сейчас этот мальчик посмотрит все фильмы про Шерлока с разными актерами, узнает, где еще снимался Бенедикт Камбербетч, посмотрит все фильмы с ним, узнает, какая студия сняла сериал «Шерлок», посмотрит другие сериалы этой студии и т.д. 

Претензия 8: «У них нет авторитетов, они слушают, кого попало»

На самом деле

Раньше кумиром была недосягаемая личность, которую все видели только по телевизору. Сейчас звезды - обычные люди, которым повезло и которые должны очень стараться, чтобы нравиться своим поклонникам. И на них можно повлиять.

Постоянно проскальзывает идея selfmadeperson: я сам себя сделал, у меня можно поучиться. При этом если кумир зазнался, то ему об этом обязательно напишут – в личные сообщения или в комментариях. Слава возможна для каждого, но она мимолетна. К тому же, если говорить о блогерах, то интерес к ним – не поклонение, а скорее социальная инвестиция – своего рода вложение в то, что приносит или должно принести пользу сообществу.

Претензия 9: «Они ленивы, им ничего не интересно»

Эта тенденция особенно раздражает учителей, ведь, если раньше их нужно было слушаться практически беспрекословно, то сейчас дети постоянно ищут логичное объяснение каждому заданию.

На самом деле

Это не так. У нового поколения вместо слова «почему» появляется «зачем», и ответа «потому что» будет недостаточно. Дети всегда должны понимать, зачем они делают что-то. Если взрослый не может объяснить, то и результат будет нулевой.

Нужно понимать, что вопрос «Зачем?» появляется не от безразличия и нежелания делать, а как запрос на конкретную информацию, просьба объяснить. Сегодня взрослому нужно обосновывать свое мнение и предъявлять «пруфы» (доказательства).

Представители поколения Z не хуже - они просто другие

Быть подростком сегодня – очень напряженная работа. Каждый должен прожить день так, чтобы о нем знал Google, и постоянно работать над своей жизнью. Когда взрослые говорят о неприспособленности подростков к реальной жизни, они не понимают, что на самом деле подростки думают, что это реальная жизнь не приспособлена к ним, устроена неправильно. В онлайн-пространстве все четко и понятно, можно высказаться, когда хочешь, удалить, если человек перестал нравиться. В современном обществе поколению Z некомфортно, ведь оно, по их мнению, устроено не так, как нужно.

к комментариям


Читайте также

Комментарии (0)