От двух до семи: возраст, когда в ребенке можно пробудить Эйнштейна

2020-07-15T12:20:33.957Z
8 0

Каждый мечтает, чтобы его ребенок был успешен в учебе, выбрал правильный жизненный путь, проявил недюжинный талант в какой-либо сфере жизни. Но что и когда мы для этого делаем? Правильно ли определяем и не убиваем ли собственными действиями заложенные в наших детях склонности? Попробуем разобраться, в каком возрасте человек наиболее восприимчив к новым знаниям и как нам, педагогам и родителям, следует управлять процессом развития ребенка, чтобы обучение приносило плоды.

Скрипка для Эйнштейна

Когда Альберт Эйнштейн был ребенком, вряд ли кто-то ожидал, что он внесет значительный вклад в науку. Речевые навыки мальчика развивались со столь серьезной задержкой, что его родители были вынуждены обратиться к врачу. Как однажды призналась сестра Эйнштейна, родные даже опасались, что он так и не научится говорить. Как этот ребенок прошел путь от потенциальной задержки развития до всемирного признания его научных достижений?

Часть ответа на этот вопрос скрывается за двумя подарками, которые Эйнштейн получил от своих родителей в возрасте пяти лет. Когда будущий гений целыми днями лежал в постели после болезни, отец подарил ему компас. Для мальчика это было таинственное устройство, которое и пробудило в нем первичный интерес к науке. Вскоре после этого мать Эйнштейна, талантливая пианистка, подарила ему скрипку. Эти два дара, преподнесенные в самый подходящий момент, совершенно особым образом бросили вызов мозгу ребенка.

Критический возраст – от двух до семи

Детский мозг развивается скачками. Первый начинается примерно в двухлетнем возрасте, второй − в подростковом. В начале этих критических периодов количество связей (синапсов) между клетками мозга (нейронами) удваивается.

У двухлетних малышей синапсов в два раза больше, чем у взрослых. Поскольку такие связи размещаются в местах, где «происходит обучение», мозг в этом возрасте учится быстрее, чем на любой другой стадии жизни. Поэтому опыт, получаемый детьми в данный период, оказывает длительное воздействие на их развитие.

Первый скачок развития мозга длится примерно с двух до семи лет. Тогда-то и появляется возможность заложить основу для целостного образования ребенка в будущем.

Как эффективно использовать эту особенность развития? Приведем четыре задачи, которые помогут достичь этой цели.

  1. Поощрять любовь к обучению.
  2. Фокусироваться на широте, а не на глубине знаний.
  3. Уделять внимание в первую очередь развитию эмоционального интеллекта (об особенностях его формирования читайте здесь).
  4. Воспринимать раннее обучение не просто как предшественника «реального» образования, а как основополагающий компонент.

Остановимся на каждом из пунктов подробнее.

Поощрение любви к учебе

Маленькие дети должны получать удовольствие от процесса обучения, а не сосредотачиваться на результатах. Педагоги и родители могут поспособствовать этому, помогая ребенку понять, что ошибки – это естественная часть обучения. В это время у малыша также должно сформироваться осознание, что таланты развиваются благодаря приложенным усилиям, а не даются от природы.

Педагоги не должны навешивать ярлыки или давать оценку способностям подопечных. Даже комплименты вроде «Ты такой умный!» контрпродуктивны.

Вместо этого необходимо развивать настойчивость и создавать безопасную среду для обучения. Дети смогут полюбить учебу, если взрослые будут поддерживать энтузиазм по отношению к самому процессу, а не зацикливаться на результатах.

Фокус на широте, а не глубине знаний

Один из способов избежать фокусировки на результатах на данной стадии развития – подчеркнуть важность широты знаний. Знакомство с самыми разнообразными видами деятельности закладывает основу для развития умений в различных областях. Это самый подходящий период, чтобы увлечь детей музыкой, чтением, спортом, искусством, наукой и иностранными языками.

В своей книге «Диапазон: почему универсалы побеждают в специализированном мире» журналист-исследователь Дэвид Эпштейн утверждает, что широту опыта часто упускают из виду и недооценивают. По его мнению, в какой-то момент жизни может быть уместно сосредоточиться на совершенствовании знаний в определенной области, однако в целом наибольшего успеха добиваются люди, которые прежде всего мыслят творчески и абстрактно. Другими словами, нашему обществу нужны всесторонне развитые личности.

Многосторонность интересов особенно важна для детей в возрасте от двух до семи лет. Их развивающийся мозг готов впитывать в себя широкий спектр знаний. Этот «период выборки», как называет его Эпштейн, является интегральным. Это временной промежуток, в течение которого можно особенно эффективно развивать диапазон компетенций ребенка. Более глубокие знания предлагается приобретать в старшем возрасте.

Особое внимание – эмоциональному интеллекту

Да, мы хотим, чтобы дети хорошо читали и успешно постигали основы математики. Но мы не должны пренебрегать эмоциональным интеллектом. В первый критический период развития мозга необходимо делать акцент именно на развитии коммуникативных навыков: доброты, эмпатии, умения работать в команде.

Дэниел Сигел и Тина Пэйн Брайсон объясняют важность развития эмпатии в своей книге «Воспитание с умом. 12 революционных стратегий всестороннего развития мозга вашего ребенка». Они отмечают, что сопереживание окружающим зарождается с признания своих чувств. Поэтому авторы предлагают помочь детям сначала научиться обозначать свои эмоции и размышлять над тем, что заставило их чувствовать себя так. Лишь после этого они начнут учитывать чувства и других людей.

Один из способов поощрения заботы об окружающих – это вовлечение детей в то, что взрослые делают для других. Даже разрешение малышам помогать по хозяйству может сделать их более внимательными к окружающим.

Раннее обучение не просто предшественник «реального» образования

В возрасте двух – семи лет мозг очень быстро усваивает новую информацию.  Если определять понятие «интеллект» как способность к обучению, то детей этой возрастной группы можно считать самыми умными людьми на планете.

Исследования показывают, что некоторые навыки не могут быть усвоены так же хорошо по окончании первого критического периода развития мозга. Например, в это время дети могут овладеть иностранным языком на том же уровне, что и родным. Однако как только они достигают восьмилетнего возраста, эта способность снижается. Такой же эффект наблюдается при изучении музыки.

Раннее образование легко счесть лишь предшественником школьной учебы, однако возможно, именно это время имеет наибольшее значение для развития мозга ребенка.

Так как же вырастить Эйнштейна?

Примечательно, что родители Эйнштейна не записывали его на занятия по физике, – той области, в которой он стал обладателем Нобелевской премии. Вместо этого отец познакомил его со своей работой инженера, а мать отвела на уроки игры на скрипке, потому что хотела, чтобы сын любил и ценил музыку. Оба вида деятельности способствовали целостному развитию интеллекта мальчика.

Не в силах родителей, воспитателей, педагогов, психологов предопределить, какое будущее ждет малыша, да и не в этом задача взрослых. Мы лишь должны стараться использовать каждую секунду, чтобы показать ребенку, насколько многогранен мир, дать детям возможность попробовать себя в тех областях познания и творчества, что вызывают живой интерес. И даже если любопытство и запал ребенка не перерастут в настоящую тягу, а выбранное направление не станет делом жизни, наша задача – поддерживать и не критиковать, неустанно показывая, что мы рядом, и напоминая, что право на ошибку есть у каждого.


Материал перевела и подготовила к публикации Александра Лапина.

Источник информации: edutopia.org 


Читайте также
Комментарии (0)
2020-07-15T12:20:33.957Z
8 0

От двух до семи: возраст, когда в ребенке можно пробудить Эйнштейна


Каждый мечтает, чтобы его ребенок был успешен в учебе, выбрал правильный жизненный путь, проявил недюжинный талант в какой-либо сфере жизни. Но что и когда мы для этого делаем? Правильно ли определяем и не убиваем ли собственными действиями заложенные в наших детях склонности? Попробуем разобраться, в каком возрасте человек наиболее восприимчив к новым знаниям и как нам, педагогам и родителям, следует управлять процессом развития ребенка, чтобы обучение приносило плоды.

Скрипка для Эйнштейна

Когда Альберт Эйнштейн был ребенком, вряд ли кто-то ожидал, что он внесет значительный вклад в науку. Речевые навыки мальчика развивались со столь серьезной задержкой, что его родители были вынуждены обратиться к врачу. Как однажды призналась сестра Эйнштейна, родные даже опасались, что он так и не научится говорить. Как этот ребенок прошел путь от потенциальной задержки развития до всемирного признания его научных достижений?

Часть ответа на этот вопрос скрывается за двумя подарками, которые Эйнштейн получил от своих родителей в возрасте пяти лет. Когда будущий гений целыми днями лежал в постели после болезни, отец подарил ему компас. Для мальчика это было таинственное устройство, которое и пробудило в нем первичный интерес к науке. Вскоре после этого мать Эйнштейна, талантливая пианистка, подарила ему скрипку. Эти два дара, преподнесенные в самый подходящий момент, совершенно особым образом бросили вызов мозгу ребенка.

Критический возраст – от двух до семи

Детский мозг развивается скачками. Первый начинается примерно в двухлетнем возрасте, второй − в подростковом. В начале этих критических периодов количество связей (синапсов) между клетками мозга (нейронами) удваивается.

У двухлетних малышей синапсов в два раза больше, чем у взрослых. Поскольку такие связи размещаются в местах, где «происходит обучение», мозг в этом возрасте учится быстрее, чем на любой другой стадии жизни. Поэтому опыт, получаемый детьми в данный период, оказывает длительное воздействие на их развитие.

Первый скачок развития мозга длится примерно с двух до семи лет. Тогда-то и появляется возможность заложить основу для целостного образования ребенка в будущем.

Как эффективно использовать эту особенность развития? Приведем четыре задачи, которые помогут достичь этой цели.

  1. Поощрять любовь к обучению.
  2. Фокусироваться на широте, а не на глубине знаний.
  3. Уделять внимание в первую очередь развитию эмоционального интеллекта (об особенностях его формирования читайте здесь).
  4. Воспринимать раннее обучение не просто как предшественника «реального» образования, а как основополагающий компонент.

Остановимся на каждом из пунктов подробнее.

Поощрение любви к учебе

Маленькие дети должны получать удовольствие от процесса обучения, а не сосредотачиваться на результатах. Педагоги и родители могут поспособствовать этому, помогая ребенку понять, что ошибки – это естественная часть обучения. В это время у малыша также должно сформироваться осознание, что таланты развиваются благодаря приложенным усилиям, а не даются от природы.

Педагоги не должны навешивать ярлыки или давать оценку способностям подопечных. Даже комплименты вроде «Ты такой умный!» контрпродуктивны.

Вместо этого необходимо развивать настойчивость и создавать безопасную среду для обучения. Дети смогут полюбить учебу, если взрослые будут поддерживать энтузиазм по отношению к самому процессу, а не зацикливаться на результатах.

Фокус на широте, а не глубине знаний

Один из способов избежать фокусировки на результатах на данной стадии развития – подчеркнуть важность широты знаний. Знакомство с самыми разнообразными видами деятельности закладывает основу для развития умений в различных областях. Это самый подходящий период, чтобы увлечь детей музыкой, чтением, спортом, искусством, наукой и иностранными языками.

В своей книге «Диапазон: почему универсалы побеждают в специализированном мире» журналист-исследователь Дэвид Эпштейн утверждает, что широту опыта часто упускают из виду и недооценивают. По его мнению, в какой-то момент жизни может быть уместно сосредоточиться на совершенствовании знаний в определенной области, однако в целом наибольшего успеха добиваются люди, которые прежде всего мыслят творчески и абстрактно. Другими словами, нашему обществу нужны всесторонне развитые личности.

Многосторонность интересов особенно важна для детей в возрасте от двух до семи лет. Их развивающийся мозг готов впитывать в себя широкий спектр знаний. Этот «период выборки», как называет его Эпштейн, является интегральным. Это временной промежуток, в течение которого можно особенно эффективно развивать диапазон компетенций ребенка. Более глубокие знания предлагается приобретать в старшем возрасте.

Особое внимание – эмоциональному интеллекту

Да, мы хотим, чтобы дети хорошо читали и успешно постигали основы математики. Но мы не должны пренебрегать эмоциональным интеллектом. В первый критический период развития мозга необходимо делать акцент именно на развитии коммуникативных навыков: доброты, эмпатии, умения работать в команде.

Дэниел Сигел и Тина Пэйн Брайсон объясняют важность развития эмпатии в своей книге «Воспитание с умом. 12 революционных стратегий всестороннего развития мозга вашего ребенка». Они отмечают, что сопереживание окружающим зарождается с признания своих чувств. Поэтому авторы предлагают помочь детям сначала научиться обозначать свои эмоции и размышлять над тем, что заставило их чувствовать себя так. Лишь после этого они начнут учитывать чувства и других людей.

Один из способов поощрения заботы об окружающих – это вовлечение детей в то, что взрослые делают для других. Даже разрешение малышам помогать по хозяйству может сделать их более внимательными к окружающим.

Раннее обучение не просто предшественник «реального» образования

В возрасте двух – семи лет мозг очень быстро усваивает новую информацию.  Если определять понятие «интеллект» как способность к обучению, то детей этой возрастной группы можно считать самыми умными людьми на планете.

Исследования показывают, что некоторые навыки не могут быть усвоены так же хорошо по окончании первого критического периода развития мозга. Например, в это время дети могут овладеть иностранным языком на том же уровне, что и родным. Однако как только они достигают восьмилетнего возраста, эта способность снижается. Такой же эффект наблюдается при изучении музыки.

Раннее образование легко счесть лишь предшественником школьной учебы, однако возможно, именно это время имеет наибольшее значение для развития мозга ребенка.

Так как же вырастить Эйнштейна?

Примечательно, что родители Эйнштейна не записывали его на занятия по физике, – той области, в которой он стал обладателем Нобелевской премии. Вместо этого отец познакомил его со своей работой инженера, а мать отвела на уроки игры на скрипке, потому что хотела, чтобы сын любил и ценил музыку. Оба вида деятельности способствовали целостному развитию интеллекта мальчика.

Не в силах родителей, воспитателей, педагогов, психологов предопределить, какое будущее ждет малыша, да и не в этом задача взрослых. Мы лишь должны стараться использовать каждую секунду, чтобы показать ребенку, насколько многогранен мир, дать детям возможность попробовать себя в тех областях познания и творчества, что вызывают живой интерес. И даже если любопытство и запал ребенка не перерастут в настоящую тягу, а выбранное направление не станет делом жизни, наша задача – поддерживать и не критиковать, неустанно показывая, что мы рядом, и напоминая, что право на ошибку есть у каждого.


Материал перевела и подготовила к публикации Александра Лапина.

Источник информации: edutopia.org 

Читайте также
Комментарии (0)