Классный босс, или Первый для школьника опыт лидерства

2019-07-08T11:04:00.000Z
5 0

Староста класса – одна из важных ролей в школьной жизни ребенка. «Босса», как и двадцать лет назад, выбирают на общем собрании класса, уважение и доверие товарищей льстит, но вместе с лаврами он получает и дополнительную нагрузку. Теперь на нем ответственность за одноклассников, хотя он является их ровесником. Растеряться может даже самый «деловой». Именно взрослым важно не оставлять ребенка наедине с ситуацией. Как поддержать его и помочь сориентироваться в круге новых обязанностей?

Староста. Зачем он нужен

Старосты класса были в школах в советские времена, в большинстве школ есть они и сейчас. На эту должность ученика выбирают одноклассники. Становясь главным среди них, староста организует сам и помогает организовывать классному руководителю внеклассные мероприятия и собрания. Он всегда владеет информацией об отсутствующих на занятиях одноклассниках и поддерживает коммуникации с администрацией школы. Староста следит за изменениями в расписании уроков и сообщает о них ученикам, а также дает поручения по подготовке кабинета к уроку и составляет графики дежурств. Некоторая часть его функций зависит от конкретной школы: где-то наравне с электронным журналом еще сохранился бумажный, и тогда староста отвечает за его доставку из класса в класс; где-то за внешним видом одноклассников (чтобы в форме и в сменке ходили) следят не дежурные, а тоже староста.

Старостой обычно выбирают ученика:

  • с отличной или хорошей успеваемостью по всем предметам: он должен быть примером для однокашников;
  • ответственного и дисциплинированного: вовремя приходит на уроки, имеет опрятный внешний вид и аккуратное рабочее место, обязательно выполняет обещания;
  • доброжелательного и с задатками дипломата: он участвует в разборе конфликтов и помогает одноклассникам, если этого требует ситуация; объединяет класс для реализации задач; делегирует ребятам поручения и проверяет качество их выполнения.

Помогать классному руководителю и не быть стукачом

Староста класса – правая рука классного руководителя, который в свою очередь поддерживает старосту и помогает ему. Однако иногда юному боссу, чтобы справиться со сложностями, которые начинаются в общении с одноклассниками, попросту не хватает знаний об управлении людьми, поддержки старших и терпения. Все-таки главная роль старосты – быть посредником между детским коллективом и учителями. И это самое сложное. Говоря о позиции такого посредника, педагогу важно правильно расставить акценты. 

Скажем, класс решил сорвать урок. Что делать старосте? Сообщить классному руководителю и прослыть стукачом? Или присоединиться к коллективу и получить неприятности в лице школьной администрации? Можно посоветовать старосте собрать класс и объяснить ребятам, что у командира класса существуют определенные обязанности, которые нужно выполнять, и срыв занятия грозит неприятностями в первую очередь старосте: мол, вы прогуляли урок и забыли, а мне потом краснеть перед учителями и директором. Конечно, разговаривать с одноклассниками нужно мягко и спокойно, а не кричать и злиться.

Староста должен помнить, что одноклассники не враги и не подчиненные. Поэтому лучше не командовать ими, а стараться сообща найти оптимальное решение. Если староста является неким буфером между классом и учителями, то такая дружески-защитная роль привлечет больше симпатий со стороны ребят, чем попытки жесткого контроля и руководства. 

Помощь педагога

Не всегда староста – прирожденный лидер. И речь не о ситуации, когда учитель сам назначает командиром одного ребенка, а реально детским коллективом руководит другой – неформальный лидер. Бывает, что даже выбранный детьми «классный босс» не обладает командирским характером. Одна из бывших старост вспоминает, что была в детстве тише воды ниже травы, глаза на мокром месте. Пожилая опытная учительница в первом классе заметила необычайно стеснительную девочку и решила ей помочь нетривиально – назначить старостой. При этом она всячески помогала новоиспеченному классному командиру. В итоге девочка выросла активной и уверенной в себе. За это она до сих пор благодарна своей первой учительнице.

Помощь родителей

Если родители интересуются школьной жизнью ребенка, они в тот же день узнают о «вступлении в должность». Здесь главное – не обесценить критическими замечаниями те установки, которые дали классный руководитель или психолог. Родители должны быть готовы поддержать сына или дочь, помочь морально, что-то посоветовать с высоты жизненного опыта. Староста часто испытывает стресс: давит ответственность за атмосферу в классе плюс боязнь потерять авторитет. Чтобы ребенок освободился от постоянного напряжения, нужно чуткое отношение взрослых. Школьник должен знать, что родные всегда поддержат и помогут в трудной ситуации. Хорошо, если родители объяснят сыну или дочери, что нужно не зависеть от мнения большинства, а ориентироваться на позицию своих близких.

Мама одного третьеклассника рассказала: 

Сын всегда был лидером, в классе он староста. Недавно к ним пришел новенький. Из-за некоторых особенностей внешности его стали травить. Мой сын очень переживал: говорил, что новенького ему жаль, но он боится потерять авторитет, если не будет участвовать в общих нападках. Я объяснила, что именно сейчас он может употребить свой авторитет во благо – это трудно, но лишь тогда сын сможет себя уважать. Мы обсуждали ситуацию не один вечер, подобрали аргументы, которые можно будет привести в защиту мальчика. В итоге сын в классе выразил свою позицию, и сразу же к нему присоединились многие другие ребята, которые сами боялись это сделать. Теперь новенький под опекой моего сына, который, по-моему, гордится этим.

О лидерских качествах. Не только для старосты

Вот какие рекомендации по воспитанию у детей лидерских качеств дает родителям психолог Анастасия Пономаренко:

  • Развивайте интеллект и критическое мышление. Ребенок должен не бездумно поглощать информацию, а уметь ее анализировать, определять причину и следствие, отбраковывать сомнительные факты, делать правильные прогнозы и выводы;
  • Разрешите ребенку ошибаться. Так он научится самостоятельно справляться с проблемами. Если родители стремглав бросаются на защиту чада, разбираются с обидчиками на детской площадке, то ребенок привыкает, что все проблемы за него решают другие. Лидерство же немыслимо без способности отвечать не только за свои поступки, но и за действия других людей; 
  • Поощряйте участие в соревнованиях. Сейчас много детских конкурсов, где призы получает каждый (самый юный участник, приз зрительских симпатий и т. д.). Дети привыкают к постоянным «утешительным» призам, и первый проигрыш во взрослой жизни их шокирует. Но настоящий лидер должен уметь проигрывать и адекватно воспринимать свое поражение. То есть это должны быть настоящие соревнования, где есть победители и проигравшие. Важно объяснить ребенку, что не всегда можно чего-то добиться с первой попытки;
  • Избегайте навязывания решений. Если ребенок поделился с вами какой-то проблемой, не предлагайте готовое решение. Сначала поинтересуйтесь, какой выход видит ваш сын или дочь (ответ «не знаю» не считается), и лишь затем можете предлагать свое решение, переходить к обсуждению и выбору оптимального варианта;
  • Выделите зону личной ответственности для ребенка, в зависимости от его возраста. Скажем, домашняя уборка или покупка хлеба. И не нужно его подстраховывать: мыть вместо него полы или бежать после работы в магазин. 



Читайте также
Комментарии (0)
2019-07-08T11:04:00.000Z
5 0

Классный босс, или Первый для школьника опыт лидерства


Староста класса – одна из важных ролей в школьной жизни ребенка. «Босса», как и двадцать лет назад, выбирают на общем собрании класса, уважение и доверие товарищей льстит, но вместе с лаврами он получает и дополнительную нагрузку. Теперь на нем ответственность за одноклассников, хотя он является их ровесником. Растеряться может даже самый «деловой». Именно взрослым важно не оставлять ребенка наедине с ситуацией. Как поддержать его и помочь сориентироваться в круге новых обязанностей?

Староста. Зачем он нужен

Старосты класса были в школах в советские времена, в большинстве школ есть они и сейчас. На эту должность ученика выбирают одноклассники. Становясь главным среди них, староста организует сам и помогает организовывать классному руководителю внеклассные мероприятия и собрания. Он всегда владеет информацией об отсутствующих на занятиях одноклассниках и поддерживает коммуникации с администрацией школы. Староста следит за изменениями в расписании уроков и сообщает о них ученикам, а также дает поручения по подготовке кабинета к уроку и составляет графики дежурств. Некоторая часть его функций зависит от конкретной школы: где-то наравне с электронным журналом еще сохранился бумажный, и тогда староста отвечает за его доставку из класса в класс; где-то за внешним видом одноклассников (чтобы в форме и в сменке ходили) следят не дежурные, а тоже староста.

Старостой обычно выбирают ученика:

  • с отличной или хорошей успеваемостью по всем предметам: он должен быть примером для однокашников;
  • ответственного и дисциплинированного: вовремя приходит на уроки, имеет опрятный внешний вид и аккуратное рабочее место, обязательно выполняет обещания;
  • доброжелательного и с задатками дипломата: он участвует в разборе конфликтов и помогает одноклассникам, если этого требует ситуация; объединяет класс для реализации задач; делегирует ребятам поручения и проверяет качество их выполнения.

Помогать классному руководителю и не быть стукачом

Староста класса – правая рука классного руководителя, который в свою очередь поддерживает старосту и помогает ему. Однако иногда юному боссу, чтобы справиться со сложностями, которые начинаются в общении с одноклассниками, попросту не хватает знаний об управлении людьми, поддержки старших и терпения. Все-таки главная роль старосты – быть посредником между детским коллективом и учителями. И это самое сложное. Говоря о позиции такого посредника, педагогу важно правильно расставить акценты. 

Скажем, класс решил сорвать урок. Что делать старосте? Сообщить классному руководителю и прослыть стукачом? Или присоединиться к коллективу и получить неприятности в лице школьной администрации? Можно посоветовать старосте собрать класс и объяснить ребятам, что у командира класса существуют определенные обязанности, которые нужно выполнять, и срыв занятия грозит неприятностями в первую очередь старосте: мол, вы прогуляли урок и забыли, а мне потом краснеть перед учителями и директором. Конечно, разговаривать с одноклассниками нужно мягко и спокойно, а не кричать и злиться.

Староста должен помнить, что одноклассники не враги и не подчиненные. Поэтому лучше не командовать ими, а стараться сообща найти оптимальное решение. Если староста является неким буфером между классом и учителями, то такая дружески-защитная роль привлечет больше симпатий со стороны ребят, чем попытки жесткого контроля и руководства. 

Помощь педагога

Не всегда староста – прирожденный лидер. И речь не о ситуации, когда учитель сам назначает командиром одного ребенка, а реально детским коллективом руководит другой – неформальный лидер. Бывает, что даже выбранный детьми «классный босс» не обладает командирским характером. Одна из бывших старост вспоминает, что была в детстве тише воды ниже травы, глаза на мокром месте. Пожилая опытная учительница в первом классе заметила необычайно стеснительную девочку и решила ей помочь нетривиально – назначить старостой. При этом она всячески помогала новоиспеченному классному командиру. В итоге девочка выросла активной и уверенной в себе. За это она до сих пор благодарна своей первой учительнице.

Помощь родителей

Если родители интересуются школьной жизнью ребенка, они в тот же день узнают о «вступлении в должность». Здесь главное – не обесценить критическими замечаниями те установки, которые дали классный руководитель или психолог. Родители должны быть готовы поддержать сына или дочь, помочь морально, что-то посоветовать с высоты жизненного опыта. Староста часто испытывает стресс: давит ответственность за атмосферу в классе плюс боязнь потерять авторитет. Чтобы ребенок освободился от постоянного напряжения, нужно чуткое отношение взрослых. Школьник должен знать, что родные всегда поддержат и помогут в трудной ситуации. Хорошо, если родители объяснят сыну или дочери, что нужно не зависеть от мнения большинства, а ориентироваться на позицию своих близких.

Мама одного третьеклассника рассказала: 

Сын всегда был лидером, в классе он староста. Недавно к ним пришел новенький. Из-за некоторых особенностей внешности его стали травить. Мой сын очень переживал: говорил, что новенького ему жаль, но он боится потерять авторитет, если не будет участвовать в общих нападках. Я объяснила, что именно сейчас он может употребить свой авторитет во благо – это трудно, но лишь тогда сын сможет себя уважать. Мы обсуждали ситуацию не один вечер, подобрали аргументы, которые можно будет привести в защиту мальчика. В итоге сын в классе выразил свою позицию, и сразу же к нему присоединились многие другие ребята, которые сами боялись это сделать. Теперь новенький под опекой моего сына, который, по-моему, гордится этим.

О лидерских качествах. Не только для старосты

Вот какие рекомендации по воспитанию у детей лидерских качеств дает родителям психолог Анастасия Пономаренко:

  • Развивайте интеллект и критическое мышление. Ребенок должен не бездумно поглощать информацию, а уметь ее анализировать, определять причину и следствие, отбраковывать сомнительные факты, делать правильные прогнозы и выводы;
  • Разрешите ребенку ошибаться. Так он научится самостоятельно справляться с проблемами. Если родители стремглав бросаются на защиту чада, разбираются с обидчиками на детской площадке, то ребенок привыкает, что все проблемы за него решают другие. Лидерство же немыслимо без способности отвечать не только за свои поступки, но и за действия других людей; 
  • Поощряйте участие в соревнованиях. Сейчас много детских конкурсов, где призы получает каждый (самый юный участник, приз зрительских симпатий и т. д.). Дети привыкают к постоянным «утешительным» призам, и первый проигрыш во взрослой жизни их шокирует. Но настоящий лидер должен уметь проигрывать и адекватно воспринимать свое поражение. То есть это должны быть настоящие соревнования, где есть победители и проигравшие. Важно объяснить ребенку, что не всегда можно чего-то добиться с первой попытки;
  • Избегайте навязывания решений. Если ребенок поделился с вами какой-то проблемой, не предлагайте готовое решение. Сначала поинтересуйтесь, какой выход видит ваш сын или дочь (ответ «не знаю» не считается), и лишь затем можете предлагать свое решение, переходить к обсуждению и выбору оптимального варианта;
  • Выделите зону личной ответственности для ребенка, в зависимости от его возраста. Скажем, домашняя уборка или покупка хлеба. И не нужно его подстраховывать: мыть вместо него полы или бежать после работы в магазин. 


Читайте также
Комментарии (0)