Как помочь ребенку адаптироваться в школе

2018-08-21T13:40:41.994Z
2 1

Занятия по 30-40 минут, новый коллектив, новые требования. Облегчаем ребенку жизнь

Период адаптации первоклассника в школе — важный этап, который способен повлиять на всю оставшуюся жизнь ребенка: будет ли он мотивирован учиться и работать, будет ли иметь внутренние ресурсы на это, будет ли уметь «ставить» себя в коллективе и станет ли целеустремленным человеком. Попробуем разобраться, какие проблемы могут возникнуть в процессе адаптации и какие действия должны совершать родители, чтобы помогать, а не вредить на пути к «свободной» жизни и любимой работе маленького человека.

В наше время изменения происходят ежедневно, если не чаще. В таких условиях самые успешные люди — те, кто умеет постоянно адаптироваться к новым обстоятельствам и продолжает развиваться в них. Детям нового поколения это под силу намного больше, чем людям поколения X (35-55 лет) и Y (36–24 года). Процесс эволюции учел изменения в ритме жизни и снабдил поколение Z (рожденные после 1995 года) склонностью к быстрой приспособляемости и «схватыванию» материала на лету. Не говоря уже о том, что в детском возрасте скорость обучаемости в принципе очень высока. Поэтому у всех детей исходные данные подходят для того, чтобы адаптироваться к школе. 

В статье «Что делать, если ваш ребенок боится идти в первый класс» мы разобрали проблемы, которые могли возникнуть после прохождения малышом этапов раннего детства и дошкольного возраста. Поэтому здесь останавливаться на них не будем. Перейдем к разбору трудностей, с которыми могут столкнуться первоклассники в процессе адаптации. 

Усложнение системы правилами

«Безусловно, каждому ученику нужно определенное время, чтобы эмоционально созреть, ко многому адаптироваться. Это и новые требования к нему как к ученику, и множество одноклассников с разными характерами, и новые педагоги. Все дети разные, и у каждого могут возникнуть свои трудности: кому-то тяжело привыкнуть к новому режиму дня, выдержать урок в 30 минут (для 1 класса занятия вначале сокращенные), ужиться с соседом по парте», — рассказывает Дана Сухарева, педагог и собственница детского лингвистического центра. 

Конечно, перед отправлением ребенка в школу хорошо бы заранее подготовить его к изменению режима. Например, начать заниматься дома за партой и постепенно наращивать время до необходимых 30 минут. Убедиться, что ребенок знает, как он может расслабиться и отдохнуть. Для этого устраивайте переменки между домашними занятиями по 5-10 минут и «приучайте» малыша к тому, что в это время он может потанцевать, попрыгать, съесть яблоко. Но не играть в компьютер и не смотреть мультики. Также полезно вводить правила, которые начинают дисциплинировать маленького человека. 

«По моим наблюдениям за детьми, проблема адаптации возникает у большинства первоклассников. Основная причина — недостаток мотивации к учебе, у кого-то — неполное понимание того, что значит учиться. У многих первоклассников присутствует инфантилизм в бытовом плане, начиная от дороги в школу и заканчивая завязыванием шнурков перед уроком физкультуры», — делится Д. Сухарева. 

Примерно в возрасте 6-8 лет детские психологи советует позволять детям брать на себя какие-то несложные обязанности по дому. Например, поливать цветы или мыть посуду. Это важно для того, чтобы ребенок мог почувствовать себя взрослым и самостоятельным и видел, что вы ему доверяете. При таком воспитании проблемы инфантилизма можно избежать: «Ты идешь в школу, это новый этап, поэтому на тебе теперь лежит бОльшая ответственность: нужно постараться не потерять сменку и самому завязать шнурки. Как думаешь, справишься?». 

Очень важно объяснить, что в школе будут действовать некоторые правила, которые важно уважать. Так, например, О.М. Седова (учитель МБОУ «Прогимназия «Эврика») предлагает собственные правила, с которыми она знакомит родителей на собрании, и советует объяснить их ребенку еще до школы: 

  • Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
  • Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.
  • Не дерись без причины.
  • Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
  • Играй честно, не подводи своих товарищей.
  • Не дразни никого и не выпрашивай ничего у одноклассников. Два раза ни у кого ничего не проси.
  • Не расстраивайся и не плачь из-за отметок. Никогда не спорь по поводу отметок с учителем и не обижайся на него. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
  • Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
  • Старайся быть аккуратным.
  • Говори чаще: «Давай дружить», «Давай играть», «Давай вместе пойдем домой».
  • Всегда помни: ты не лучше всех, но и не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

На пути к правильной мотивации

«Готовить ребенка к успехам в будущем — не значит набивать его знаниями. Важнее знаний умение с ними обращаться: ставить цели, формулировать задачи и решать их, исправлять ошибки, не бояться неизвестности, получать удовольствие от того, что делаешь, не страшиться неудач и только через ежедневное общение можно передать ребенку практическую смекалку, умение общаться и делать тот или иной выбор. Ребенок, так или иначе, совершая решительный шаг, будет руководствоваться тем, как в подобной ситуации поступили (или поступили бы) его родители»

Дмитрий Леонтьев, доктор психологических наук

Очевидно, перед тем, как отправить ребенка в школу, вам нужно объяснить ему, что его ждет, что ему нужно делать и какой результат он может получить. Множество школьных предметов существует для того, чтобы попробовать себя в разных областях, посмотреть, к чему больше есть предрасположенность, найти свои таланты. Ребенок не должен быть мастером во всем (он, конечно, может, но не обязан). Его цель — понять, что больше нравится, научиться ставить цели и доводить дело до конца, понимать, что результат достигается работой, развить навык самодисциплины и т.д. 

Специалисты в области обучения не советует излишне хвалить и, тем более, ругать детей за отметки (дети не должны быть супергероями во всем, помните?). Нужно проявлять интерес к тому, что узнал ребенок на уроке, добиваться, чтобы малыш подробно рассказывал, что ему понравилось, что он заметил и почему обратил на это внимание. Поддержите беседу, расскажите новый интересный факт из этой сферы. Это поможет вам вызвать увеличение интереса к данному предмету, то есть сместить приоритет с оценки на развитие. Также это расслабит ребенка и поможет ему понять, что вы его не оцениваете, вы просто любите его и интересуетесь его жизнью. Так это снимет некоторые зажимы и барьеры относительно школы. 

Цели для малыша тоже лучше ставить ясно. Не бросайтесь пространными формулировками вроде «Тебе нужно хорошо учиться, чтобы стать успешным человеком». Ребенок этого не понимает. Ему нужны очень конкретные и небольшие по срокам цели. Например, «тебе нужно пересказать это стихотворение, чтобы потом хорошо написать проверочную работу». Тогда у малыша будет складываться правильный ассоциативный ряд «Подготовка — хороший результат». Также лучше избегать попыток мотивировать детей к учебе с помощью денег: «Если закончишь эту четверть хорошо, я куплю тебе новый телефон». Это приводит к краткосрочному результату, а в долгосрочной перспективе вы показываете, как вами можно манипулировать: «Я поступлю в университет, но ты мне купишь квартиру», — большие детки, большие бедки. А вы как хотели? Человек должен понимать, что совершает действия для себя. Его результат — для него, а не для вас.

Когда ребенок идет в школу, его режим резко меняется: раньше он мог целыми днями бегать и играть, а теперь полдня занимает «сидячая работа» (еще и домашние задания, если они есть). Проследите, чтобы малыш гулял дважды в день (минимум по 30 минут). Например, 15 минут перед школой и 45 — перед выполнением домашних заданий, еще лучше если отдых на свежем воздухе занимает больше часа. Также важно, чтобы ребенок хорошо высыпался: в таком возрасте нужно спать не менее 12 часов. Если с утра ваши дети встают вялые и недовольные, значит, нужно выключать с вечера телевизор и идти на прогулку перед сном. Если ребенок привык спать днем, устраивайте ему сон-час после школы. Несмотря на то, что он получил новый социальный статус, он все еще маленький, и ему точно также нужны ваши забота и поддержка. А также возможность побыть маленьким: не выгоняйте его, если он хочет посидеть у вас на коленках или побаловаться, играя. 

Конечно, помимо всего прочего, вам необходимо познакомиться с учителем и выстраивать с ним хорошие отношения (всегда идет перенос отношения с родителя на ребенка). Держите связь, интересуйтесь поведением и успехами своего малыша, попросите приглядеть за ним, если сильно волнуетесь. Поверьте, все проходят через этот этап, и никто еще не умер. И вы тоже. Если никакие разговоры с ребенком не помогают исправить положение, никогда не лишнее, как всегда советует автор, обратиться к детскому психологу. А вам — к взрослому. Удачи! 

Читайте также
Комментарии (1)

Как помочь ребенку адаптироваться в школе

2 1

2018-08-21T13:40:41.994Z

Марина Гринберг
Подписаться

Занятия по 30-40 минут, новый коллектив, новые требования. Облегчаем ребенку жизнь

Период адаптации первоклассника в школе — важный этап, который способен повлиять на всю оставшуюся жизнь ребенка: будет ли он мотивирован учиться и работать, будет ли иметь внутренние ресурсы на это, будет ли уметь «ставить» себя в коллективе и станет ли целеустремленным человеком. Попробуем разобраться, какие проблемы могут возникнуть в процессе адаптации и какие действия должны совершать родители, чтобы помогать, а не вредить на пути к «свободной» жизни и любимой работе маленького человека.

В наше время изменения происходят ежедневно, если не чаще. В таких условиях самые успешные люди — те, кто умеет постоянно адаптироваться к новым обстоятельствам и продолжает развиваться в них. Детям нового поколения это под силу намного больше, чем людям поколения X (35-55 лет) и Y (36–24 года). Процесс эволюции учел изменения в ритме жизни и снабдил поколение Z (рожденные после 1995 года) склонностью к быстрой приспособляемости и «схватыванию» материала на лету. Не говоря уже о том, что в детском возрасте скорость обучаемости в принципе очень высока. Поэтому у всех детей исходные данные подходят для того, чтобы адаптироваться к школе. 

В статье «Что делать, если ваш ребенок боится идти в первый класс» мы разобрали проблемы, которые могли возникнуть после прохождения малышом этапов раннего детства и дошкольного возраста. Поэтому здесь останавливаться на них не будем. Перейдем к разбору трудностей, с которыми могут столкнуться первоклассники в процессе адаптации. 

Усложнение системы правилами

«Безусловно, каждому ученику нужно определенное время, чтобы эмоционально созреть, ко многому адаптироваться. Это и новые требования к нему как к ученику, и множество одноклассников с разными характерами, и новые педагоги. Все дети разные, и у каждого могут возникнуть свои трудности: кому-то тяжело привыкнуть к новому режиму дня, выдержать урок в 30 минут (для 1 класса занятия вначале сокращенные), ужиться с соседом по парте», — рассказывает Дана Сухарева, педагог и собственница детского лингвистического центра. 

Конечно, перед отправлением ребенка в школу хорошо бы заранее подготовить его к изменению режима. Например, начать заниматься дома за партой и постепенно наращивать время до необходимых 30 минут. Убедиться, что ребенок знает, как он может расслабиться и отдохнуть. Для этого устраивайте переменки между домашними занятиями по 5-10 минут и «приучайте» малыша к тому, что в это время он может потанцевать, попрыгать, съесть яблоко. Но не играть в компьютер и не смотреть мультики. Также полезно вводить правила, которые начинают дисциплинировать маленького человека. 

«По моим наблюдениям за детьми, проблема адаптации возникает у большинства первоклассников. Основная причина — недостаток мотивации к учебе, у кого-то — неполное понимание того, что значит учиться. У многих первоклассников присутствует инфантилизм в бытовом плане, начиная от дороги в школу и заканчивая завязыванием шнурков перед уроком физкультуры», — делится Д. Сухарева. 

Примерно в возрасте 6-8 лет детские психологи советует позволять детям брать на себя какие-то несложные обязанности по дому. Например, поливать цветы или мыть посуду. Это важно для того, чтобы ребенок мог почувствовать себя взрослым и самостоятельным и видел, что вы ему доверяете. При таком воспитании проблемы инфантилизма можно избежать: «Ты идешь в школу, это новый этап, поэтому на тебе теперь лежит бОльшая ответственность: нужно постараться не потерять сменку и самому завязать шнурки. Как думаешь, справишься?». 

Очень важно объяснить, что в школе будут действовать некоторые правила, которые важно уважать. Так, например, О.М. Седова (учитель МБОУ «Прогимназия «Эврика») предлагает собственные правила, с которыми она знакомит родителей на собрании, и советует объяснить их ребенку еще до школы: 

  • Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
  • Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.
  • Не дерись без причины.
  • Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
  • Играй честно, не подводи своих товарищей.
  • Не дразни никого и не выпрашивай ничего у одноклассников. Два раза ни у кого ничего не проси.
  • Не расстраивайся и не плачь из-за отметок. Никогда не спорь по поводу отметок с учителем и не обижайся на него. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
  • Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
  • Старайся быть аккуратным.
  • Говори чаще: «Давай дружить», «Давай играть», «Давай вместе пойдем домой».
  • Всегда помни: ты не лучше всех, но и не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

На пути к правильной мотивации

«Готовить ребенка к успехам в будущем — не значит набивать его знаниями. Важнее знаний умение с ними обращаться: ставить цели, формулировать задачи и решать их, исправлять ошибки, не бояться неизвестности, получать удовольствие от того, что делаешь, не страшиться неудач и только через ежедневное общение можно передать ребенку практическую смекалку, умение общаться и делать тот или иной выбор. Ребенок, так или иначе, совершая решительный шаг, будет руководствоваться тем, как в подобной ситуации поступили (или поступили бы) его родители»

Дмитрий Леонтьев, доктор психологических наук

Очевидно, перед тем, как отправить ребенка в школу, вам нужно объяснить ему, что его ждет, что ему нужно делать и какой результат он может получить. Множество школьных предметов существует для того, чтобы попробовать себя в разных областях, посмотреть, к чему больше есть предрасположенность, найти свои таланты. Ребенок не должен быть мастером во всем (он, конечно, может, но не обязан). Его цель — понять, что больше нравится, научиться ставить цели и доводить дело до конца, понимать, что результат достигается работой, развить навык самодисциплины и т.д. 

Специалисты в области обучения не советует излишне хвалить и, тем более, ругать детей за отметки (дети не должны быть супергероями во всем, помните?). Нужно проявлять интерес к тому, что узнал ребенок на уроке, добиваться, чтобы малыш подробно рассказывал, что ему понравилось, что он заметил и почему обратил на это внимание. Поддержите беседу, расскажите новый интересный факт из этой сферы. Это поможет вам вызвать увеличение интереса к данному предмету, то есть сместить приоритет с оценки на развитие. Также это расслабит ребенка и поможет ему понять, что вы его не оцениваете, вы просто любите его и интересуетесь его жизнью. Так это снимет некоторые зажимы и барьеры относительно школы. 

Цели для малыша тоже лучше ставить ясно. Не бросайтесь пространными формулировками вроде «Тебе нужно хорошо учиться, чтобы стать успешным человеком». Ребенок этого не понимает. Ему нужны очень конкретные и небольшие по срокам цели. Например, «тебе нужно пересказать это стихотворение, чтобы потом хорошо написать проверочную работу». Тогда у малыша будет складываться правильный ассоциативный ряд «Подготовка — хороший результат». Также лучше избегать попыток мотивировать детей к учебе с помощью денег: «Если закончишь эту четверть хорошо, я куплю тебе новый телефон». Это приводит к краткосрочному результату, а в долгосрочной перспективе вы показываете, как вами можно манипулировать: «Я поступлю в университет, но ты мне купишь квартиру», — большие детки, большие бедки. А вы как хотели? Человек должен понимать, что совершает действия для себя. Его результат — для него, а не для вас.

Когда ребенок идет в школу, его режим резко меняется: раньше он мог целыми днями бегать и играть, а теперь полдня занимает «сидячая работа» (еще и домашние задания, если они есть). Проследите, чтобы малыш гулял дважды в день (минимум по 30 минут). Например, 15 минут перед школой и 45 — перед выполнением домашних заданий, еще лучше если отдых на свежем воздухе занимает больше часа. Также важно, чтобы ребенок хорошо высыпался: в таком возрасте нужно спать не менее 12 часов. Если с утра ваши дети встают вялые и недовольные, значит, нужно выключать с вечера телевизор и идти на прогулку перед сном. Если ребенок привык спать днем, устраивайте ему сон-час после школы. Несмотря на то, что он получил новый социальный статус, он все еще маленький, и ему точно также нужны ваши забота и поддержка. А также возможность побыть маленьким: не выгоняйте его, если он хочет посидеть у вас на коленках или побаловаться, играя. 

Конечно, помимо всего прочего, вам необходимо познакомиться с учителем и выстраивать с ним хорошие отношения (всегда идет перенос отношения с родителя на ребенка). Держите связь, интересуйтесь поведением и успехами своего малыша, попросите приглядеть за ним, если сильно волнуетесь. Поверьте, все проходят через этот этап, и никто еще не умер. И вы тоже. Если никакие разговоры с ребенком не помогают исправить положение, никогда не лишнее, как всегда советует автор, обратиться к детскому психологу. А вам — к взрослому. Удачи! 

Читайте также
Комментарии (1)