Как мотивировать детей учиться, учитывая их психотипы



Все родители хотят, чтобы дети хорошо учились. Чего только ни делают для этого. В ход идут и уговоры, и наказания. Кто-то даже платит деньги за каждую пятерку. Виктория Негметова, психолог и гештальт-терапевт, считает, что эффективную стратегию развития ребенка можно выстроить, зная его психотип. 

Как мотивировать детей учиться, учитывая их психотипы

Чтобы максимально верно определить психотип ребенка, делать это лучше, когда его нервная система находится в стабильном состоянии: нет проблем со здоровьем, кризисов, стрессовых ситуаций (например, переезд или поступление в школу). Приведем основные типы нервной системы.

Психотип «боец»

«Боец» часто хмурится и сжимает кулаки. Основа его поведения – агрессия. Еще ничего не произошло, а он уже недоволен. Ребенок этого типа стремится взять все под свой контроль и упорядочить. Если он положил вещь в определенное место, трогать ее нельзя. В делах тоже все должно идти по его плану. 

«Бойцы» чувствуют себя очень живыми, когда с чем-то воюют. Им непременно нужно какое-то препятствие, преодоление вершины. Без этого они сникают и не видят смысла действовать.

В одежде любят спортивный стиль, девочки спокойно обходятся без украшений.

Контакт с другими детьми находят плохо, но если удалось с кем-то подружиться, то надолго.

Чтобы агрессия не накапливалась, «бойцу» нужно побольше времени проводить в движении. Так что, возможно, стоит отдать его в спортивную секцию.

Рекомендации

«Бойца» нельзя наказывать и отвергать за агрессию, лучше постарайтесь научить его контролировать свой гнев. Даже если у вас лапочка-дочка, не надо ей говорить, что девочки так себя не ведут и не злятся. Возможно, это будущая бизнес-леди.

Если правильно подойти к процессу обучения, ребенок этого психотипа может многого добиться, так как любит достигать поставленной цели. Чтобы «боец» выдавал максимальный результат, нужны четкий план, последовательные задания и строгая дисциплина. При общении сохраняйте ранг и авторитет. Если хотите похвалить, то лучшей наградой для него станет фраза: «Ты прав, ты все сделал правильно!»

Ну а если требуется наказать, то самым эффективным будет лишение удовольствий.

Психотип «звезда»

«Звездочка» – любимчик семьи. Его главная задача – привлечь внимание. Для этого годится все – от броской одежды и ярких украшений до плохого поведения. Но все же чаще ребенок с этим типом нервной системы хочет повеселить всех. Ему просто необходимо всем нравиться. Для него жизнь – театр, а родители (и не только!) – зрители. Такой ребенок уверен, что все окружающие люди смотрят именно на него. Незнайка и Карлсон – типичные «звездочки». Речь у них очень эмоциональная, говорят они в основном о себе («я сделал», «я увидел»). Свою комнату с удовольствием украшают кубками, дипломами, стразами или бантиками. Проблем с коммуникацией у них не возникает, так как они умеют подстраиваться, как хамелеоны, к любой компании. 

Рекомендации

У «звездочек» нестабильная работоспособность и низкая результативность. Они бросают дело на полпути, быстро теряют интерес к задаче, если на них не обращают внимания. Воодушевить их что-то делать можно только через поощрение. Например: «Ты помнишь, что у бабушки день рождения? Давай сделаем ей подарок. Она тебя похвалит». Если родители не будут петь дифирамбы, то «звездочка» найдет другое место, где оценят ее уникальность. Комплиментов ей никогда не будет мало.

Наказывать детей этого типа бесполезно. Чтобы обучение было успешным, нужно сказать что-нибудь приятное по поводу каждого выполненного задания.

Хорошим стимулом может стать обещание устроить праздник. Их представители этого психотипа обожают.

Ключом к сердцу такого ребенка будет фраза: «Ты самый красивый».

Психотип «умница»

«Умники» и «умницы» – милые, нежные, терпеливые, тихие и безотказные дети. Часто плачут, ноют, тонко чувствуют конфликты. Они всегда заботятся о других. Думают о том, как помочь, поддержать, стараются сделать так, чтобы другим было хорошо. Например, наведут в комнате порядок, чтобы мама отдохнула, покормят бездомную собачку, поиграют в одиночестве, чтобы никого не отвлекать. Это гуманисты, которые искренне думают о том, как сделать мир вокруг себя лучше.

Рекомендации

«Умницу» нельзя нагружать обязанностями и записывать в десять кружков, так как ребенок с данным психотипом не переносит больших нагрузок. Наоборот, его нужно учить, как расслабляться.

В проблемной ситуации в первую очередь винит во всем себя. Так что если что-то не получилось, то объясните, что все люди ошибаются. Чтобы не усугублять его внутреннюю тревогу, постарайтесь обеспечить «умнице» максимально спокойную обстановку, не стоит показывать грустные мультики и страшные фильмы. Как правило, такие дети склонны все анализировать, поэтому, объясняя новый материал, нужно все разложить по полочкам и при этом не стоит повышать на них голос и критиковать. Наоборот, побольше подбадривайте и хвалите. А когда ребенок с этим типом нервной системы столкнется с проблемой, лучшими словами поддержки станет фраза: «Все будет хорошо!»

Психотип «гений»

«Гений» живет в своих фантазиях и плохо контактирует с окружающими. Так что иногда, погрузившись в свой мир, этот будущий ученый не может понять эмоций других людей: почему он кого-то обидел, за что его ругают. Маленькие представители такого психотипа любят играть с ребятами постарше, так как с ними интереснее. Это спокойные дети, которые не шалят и не создают проблем. Но могут и проявить агрессию, если их не признают. Что-то несущественное на ваш взгляд может быть для «гения» очень важным и интересным. Когда он чем-то увлечен, то не замечает время. Может часами просиживать за книгой или конструировать. Самооценка у «гениев» высокая и построена на высоком интеллекте. Это те «ботаники», которые исправляют ошибки учителей. А вот аккуратность – это не их конек. Да и распорядок дня для ребенка этого типа – непонятная система.

Рекомендации

Если «гении» потеряют к чему-то интерес, они этим заниматься не будут. Поэтому основное правило взаимодействия: заинтересовать. Так что придется проявить изобретательность, чтобы мотивировать такого ребенка к занятиям, которые ему кажутся скучными.

Для плодотворного общения постарайтесь не диктовать свою волю и не критиковать его занятия, а принимать его логику и позицию (даже если вам непонятны некоторые фразы или фантазии). Он нуждается в признании, поэтому подвигнуть его на подвиги можно фразой: «То, что ты придумал, – гениально! Давай займемся чем-то интересным, давай я тебя удивлю».

Психотип «энерджайзер»

Девочка из мультфильма «Маша и медведь» – типичный «энерджайзер». Лучезарный и позитивный ребенок. Вечно в движении. Легко контактирует с людьми, так что у него всегда много друзей. Он не может долго концентрироваться на чем-то одном, поэтому ему необходима частая смена деятельности. Этот непоседа не всегда доводит дело до конца, но зато своей энергией заряжает всех вокруг. Ребенок такого психотипа всегда стремится познавать что-то новое. Любовь к риску ведет этих сорванцов в будущем на вершины самых высоких гор, в опасные путешествия и за руль гоночных болидов. Так что старайтесь разнообразить досуг совместными занятиями, путешествиями и различными секциями.

Рекомендации

Монотонность – враг номер один для «энерджайзеров». Поэтому в занятия обязательно нужно включать элементы игры.

Чаще меняйте вид деятельности. Делайте подвижные паузы. Не оставляйте без внимания возникшие вопросы. Обсуждайте то, что ребенку показалось интересным.

«Энерджайзера» нельзя жестко контролировать и подавлять, так как он может стать агрессивным или закатить истерику.

Психотип «интеллигент»

Дети, относящиеся к этому психотипу, впечатлительные и тревожные. Очень эмоционально воспринимают все новое, поэтому могут расплакаться даже от приятных новостей. Они всего боятся, всегда перестраховываются, дистанцируются от неизвестного, долго адаптируются к переменам. У «интеллигента» в голове всегда самый плохой сценарий: «Я не запомню это стихотворение, не решу задачу! У меня ничего не получится!» Поэтому он может яростно сопротивляться переменам и перестановкам. Чтобы как-то успокоить себя, иногда грызет ногти или раскачивается на стуле. Когда у него сформируется новая привычка и он освоит незнакомую территорию, тревога отступает. «Интеллигенты» хорошо выполняют правила: всегда помоют руки перед едой и аккуратно разложат вещи в шкафу. Они застенчивы, но, несмотря на это, могут неплохо контактировать со сверстниками.

Рекомендации

Нужно потихоньку увеличивать зону безопасности для ребенка с таким типом нервной системы. Подбадривайте и хвалите за любые позитивные достижения, будь то решенная задача или поездка на велосипеде.

Нельзя часто менять деятельность или нагружать большим количеством заданий: это вызывает стресс. «Интеллигент» усваивает учебный материал долго, постепенно, маленькими шагами. Проявите терпение, когда объясняете новую тему. 

Планируйте щадящий образ жизни, избегая перегрузок. И помните, что такой ребенок никогда не привыкнет к борьбе. Поэтому не надо ставить ему в пример более успешных сверстников и принуждать к публичным выступлениям.

Психотип «лидер»

«Лидеров» в мире очень мало, всего 10% от населения Земли. Такой ребенок может пойти по головам, лишь бы достичь своей цели. Это для него смысл жизни. Он долго концентрируется на одной задаче, но всегда идет до конца. Ему нет дела до чужого мнения и критики. Он спокоен, старается исправить все ошибки и идет напролом. Умеет пользоваться ресурсами других людей. «Лидер» никогда не будет делать то, что ему невыгодно.

Рекомендации

В обучении «лидеру» нужно ставить четкие цели. Мотивирующей фразой для него будет: «Ты победишь, ты самый сильный!»

Такой ребенок будет слушать только того, кто для него является авторитетом. Поэтому в общении с ним нужно делать ссылки на важных для него людей, приводить аргументы.

Чтобы смягчить его чрезмерную напористость, постарайтесь совершать вместе хорошие поступки: «Давай сделаем доброе дело, покормим птичек». Скорректировать характер «лидера» позволяют и занятия творчеством.

В заключение стоит подчеркнуть, что в чистом виде психотипы, как правило, не встречаются. Чаще всего один тип нервной системы является основным и 2–3 – добавочными. И все же, определив главные черты, свойственные ребенку, поняв, что именно его побуждает к действию, а что отпугивает, можно выстроить правильную стратегию взаимодействия и мотивировать школьника на учебу.

к комментариям


Читайте также

Комментарии (0)