Из начальной школы в основную: без классного руководителя никуда!

2019-08-21T15:24:20.944Z
3 0

Школьное детство имеет свои этапы, четко разделенные возрастными рамками. 5-й класс едва ли не самый важный из них. Закончилась безоблачная жизнь ребенка под крылом всемогущей первой учительницы, открывается иной мир, в котором все новое: учебники, кабинеты, а главное – люди. Однако для многих пятиклассников начало обучения в основной школе – нелегкий период: предметы теперь преподают разные учителя, нужно самому следить за расписанием уроков и переходить в течение дня из кабинета в кабинет, да и требования учителей строже. На что должны обратить внимание педагоги, чтобы адаптация ребенка прошла как можно спокойнее, рассказываем в нашей статье. 

Анатомия стресса

Можно сказать, что переход от начальной школы к средней – это своеобразная инициация учеников на пороге взрослости. А инициация ни для кого не бывает легкой. Вспомним: мальчики из племен североамериканских индейцев должны были уходить из родных селений в лесные дебри, чтобы прожить там несколько дней без пищи, а затем увидеть сакральный сон про тотемное животное. Только после этого обряда инициации дети могли считаться молодыми воинами. А ведь им было столько же, сколько нынешним пятиклассникам – 10-11 лет! Конечно, сегодня никто не подвергает школьников столь строгим испытаниям, но волнений в их жизни отныне будет не меньше, чем у юных индейцев. 

Стресс здесь, пожалуй, ключевое слово. Причем его испытывают все «фигуранты» образовательного процесса – не только школьники, но и педагоги, и, конечно же, родители. Разберем основные причины возникновения трудностей, из-за которых начало обучения ребенка в средней школе нельзя назвать простым.

Сюрприз для предметника

Учитель средней школы работает с детьми в возрасте от 11 до 18 лет. Часто бывает так, что он, ведя параллель 7-8-х или 10-11-х классов, долгое время нарабатывает материал, опыт, методики, технологии для конкретной возрастной группы. Все идет как по накатанной, и вот – производственная необходимость: нужно брать 5-е классы! Что происходит? 

Проверенные методики не работают, потому что в детстве разрыв в полгода – колоссальный, – утверждает Анна Литягина, учитель начальных классов одной из московских школ с тридцатилетним педагогическим стажем. – В 5-м классе нельзя работать, как в 7-м. Дети другого возраста требуют другого психологического и методического подхода. Не каждый учитель может перестроиться, это тяжело и энергетически затратно.

Инерция третьеклассника

Пятиклассник – вчерашний четвероклассник. Он только что вылетел из-под крыла вечно опекающего учителя начальной школы. Придя в 5-й класс, он часто по инерции ведет себя, как в начальной школе, и ждет такой же опеки со стороны педагога, хотя теперь от ученика требуется большая самостоятельность. Часто пятиклассники теряют вещи, забывают их в кабинетах, путают номера классов, имена-отчества учителей, расписание уроков. Пока пятиклассник адаптируется к новым условиям, проходит в среднем полгода. 

Нестыковка в программах

В начальной школе большая вариативность учебно-методических комплектов, а преемственности со средней школой практически нет. Это значит, что учителю нужно перестраивать обычное изложение материала по имеющимся учебникам с «нулевого» уровня на «первый-второй». Вот что об этом говорит Анна Литягина: 

Много разночтений в нюансах. Например, как выделять «-ть» в неопределенной форме глаголов? Одни авторы говорят, что это окончание, другие считают, что суффикс. Если учителя средней школы не знакомы с программами 4-го класса и не договорились заранее о единообразии требований, детей приходится переучивать. Качество знаний страдает из-за «каши» в головах учеников. 

Анна Литягина

Калейдоскоп уровней подготовки

Дети с разным уровнем подготовки по предмету оказываются в одном классе. Это случается, когда класс «собран» заново. В основном такая проблема возникает в крупных городских школах −выпускники начальной школы редко полным составом переходят в 5-й класс своей же школы, многие дети переходят в другие образовательные организации. 

В пятом классе собираются ученики, обучавшиеся по разным учебно-методическим комплектам, и темы, знакомые одной части класса, могут быть незнакомы другой. Учителю средней школы приходится очень стараться, приводя знания вчерашних четвероклассников к единому знаменателю. 

Незнакомцы с указками

За четыре года ученики привыкли к стилю изложения материала своего учителя, приспособились к нему, знают все его требования, а теперь каждый урок  приходит новый. Кто-то говорит эмоционально, быстро, сыплет шутками и прибаутками, кто-то излагает медленно, монотонно. Кто-то делает упор на самостоятельную и индивидуальную работу, кто-то предпочитает делить класс на группы. Детям приходится настраиваться на особенности речи, манеры, нюансы поведения каждого учителя. А ведь до этого у них был всего один педагог, и никакой настройки на манеру изложения материала предмета не требовалось!

Классный руководитель, принимая класс после одного основного преподавателя, тоже должен улавливать психологический настрой детей, разбираться, к чему они привыкли: к какой громкости речи, эмоциональности, темпу изложения материала и т.д. Все это требует времени, понимания и терпения с обеих сторон. 

Распад треугольника

Взаимоотношения родителей и учителя в начальной школе обычно тесные и контактные. Учитель - дети - родители – это довольно слаженный треугольник. Это и понятно − один-единственный педагог был всем как вторая мама – не только понимал психолого-педагогические особенности каждого ребенка, но и знал, в какой семье воспитывается ученик, какие у семьи материальные возможности, полная она или неполная, есть ли у ребенка братья и сестры. Учитель поддерживал контакт с родителями и мог подсказать, на что обратить внимание в общении с ребенком. Внутри треугольника за три-четыре года сложились прочные связи и цепочки общения.

С переходом в среднюю школу эти связи разрываются. Первое время новоиспеченные пятиклассники, как вставшие на крыло птенцы, еще кружат над родным гнездом – заглядывают к своему первому учителю, ища тепла и опоры. Но их все круче затягивают бурные вихри школьной жизни: приходится изучать девять (а иногда и больше) предметов и привыкать к девяти (как минимум) новым педагогам.

Новые задачи психологической «геометрии». В игру вступает классный руководитель

У каждого учителя своя роль в образовательном процессе, приемы и методы обучения и особенности характера. Зачастую предметники не особо вникают в потребности каждого из 30 учеников, им главное успеть дать материал и бежать на уроки в следующие классы. 

Пятиклассникам ничуть не легче. На некоторые предметы выделяется один час в неделю – лицо актера в сериале лучше запомнишь, чем лицо учителя, где уж тут думать о душевном общении! 

Создание и расширение связей между учителями-предметниками и учениками, а также между учителями, школьниками и родителями практически полностью ложится на плечи классного руководителя, причем отводится на это кратчайший отрезок времени. Выход только один – классному руководителю и предметникам следует заранее познакомиться с классом, родителями и учителем начальных классов. 

На этапе перехода должен сформироваться новый треугольник: учитель начальных классов – классный руководитель – предметники. Первый в этом случае сможет дать второму и третьему общую психолого-педагогическую характеристику класса и каждого ученика в отдельности: у этого школьника склонность к гуманитарным предметам, но с математикой туго, а у этого наоборот; в работе с этой группой подойдут коллективные задания, а этих учеников лучше никому в пару не ставить, больше подойдут задания индивидуальные; вот тот мальчик − активный энтузиаст, и на него можно смело опираться в общественной работе, а та девочка − стеснительный интроверт, к ней нужен особый подход. 

Не лишним классному руководителю будет побывать на уроках своих потенциальных учеников, пока они еще четвероклассники, а также посетить итоговое в начальной школе родительское собрание. Встреча с мамами и папами поможет снизить уровень их тревоги по поводу перехода детей в среднюю школу и послужит первым кирпичиком в фундаменте сотрудничества родителей и педагога. 

Также учителю стоит поинтересоваться здоровьем учеников, придя на диспансеризацию класса или хотя бы ознакомившись с медкартами детей.

Классный руководитель принимает эстафету от учителя начальной школы – теперь он отслеживает не только жизнь учеников в стенах класса, но и факультативы, дополнительные занятия, кружки и секции, кто с кем дружит, кто участвует в общественной деятельности и т.д. Чем больше учителя знают о своих учениках, тем крепче коллектив и тем комфортнее в нем детям.

Важность преемственности

Учителя говорят, что самое главное на трудном первом этапе – это преемственность, сохранение и развитие того багажа, который получили дети в начальной школе. Новым учителям необходимо изучить методы работы учителей начальной школы, понять, чему и как научили детей, знать применявшиеся технологии обучения. 

Так создается единое образовательное пространство при переходе из начальной школы в среднюю. При загруженности сегодняшних учителей это сложнейшая задача. Но на то и дан учителю профессионализм, чтобы справляться с трудностями, зная, что труднее всего все-таки детям.


Читайте также
Комментарии (0)
2019-08-21T15:24:20.944Z
3 0

Из начальной школы в основную: без классного руководителя никуда!


Школьное детство имеет свои этапы, четко разделенные возрастными рамками. 5-й класс едва ли не самый важный из них. Закончилась безоблачная жизнь ребенка под крылом всемогущей первой учительницы, открывается иной мир, в котором все новое: учебники, кабинеты, а главное – люди. Однако для многих пятиклассников начало обучения в основной школе – нелегкий период: предметы теперь преподают разные учителя, нужно самому следить за расписанием уроков и переходить в течение дня из кабинета в кабинет, да и требования учителей строже. На что должны обратить внимание педагоги, чтобы адаптация ребенка прошла как можно спокойнее, рассказываем в нашей статье. 

Анатомия стресса

Можно сказать, что переход от начальной школы к средней – это своеобразная инициация учеников на пороге взрослости. А инициация ни для кого не бывает легкой. Вспомним: мальчики из племен североамериканских индейцев должны были уходить из родных селений в лесные дебри, чтобы прожить там несколько дней без пищи, а затем увидеть сакральный сон про тотемное животное. Только после этого обряда инициации дети могли считаться молодыми воинами. А ведь им было столько же, сколько нынешним пятиклассникам – 10-11 лет! Конечно, сегодня никто не подвергает школьников столь строгим испытаниям, но волнений в их жизни отныне будет не меньше, чем у юных индейцев. 

Стресс здесь, пожалуй, ключевое слово. Причем его испытывают все «фигуранты» образовательного процесса – не только школьники, но и педагоги, и, конечно же, родители. Разберем основные причины возникновения трудностей, из-за которых начало обучения ребенка в средней школе нельзя назвать простым.

Сюрприз для предметника

Учитель средней школы работает с детьми в возрасте от 11 до 18 лет. Часто бывает так, что он, ведя параллель 7-8-х или 10-11-х классов, долгое время нарабатывает материал, опыт, методики, технологии для конкретной возрастной группы. Все идет как по накатанной, и вот – производственная необходимость: нужно брать 5-е классы! Что происходит? 

Проверенные методики не работают, потому что в детстве разрыв в полгода – колоссальный, – утверждает Анна Литягина, учитель начальных классов одной из московских школ с тридцатилетним педагогическим стажем. – В 5-м классе нельзя работать, как в 7-м. Дети другого возраста требуют другого психологического и методического подхода. Не каждый учитель может перестроиться, это тяжело и энергетически затратно.

Инерция третьеклассника

Пятиклассник – вчерашний четвероклассник. Он только что вылетел из-под крыла вечно опекающего учителя начальной школы. Придя в 5-й класс, он часто по инерции ведет себя, как в начальной школе, и ждет такой же опеки со стороны педагога, хотя теперь от ученика требуется большая самостоятельность. Часто пятиклассники теряют вещи, забывают их в кабинетах, путают номера классов, имена-отчества учителей, расписание уроков. Пока пятиклассник адаптируется к новым условиям, проходит в среднем полгода. 

Нестыковка в программах

В начальной школе большая вариативность учебно-методических комплектов, а преемственности со средней школой практически нет. Это значит, что учителю нужно перестраивать обычное изложение материала по имеющимся учебникам с «нулевого» уровня на «первый-второй». Вот что об этом говорит Анна Литягина: 

Много разночтений в нюансах. Например, как выделять «-ть» в неопределенной форме глаголов? Одни авторы говорят, что это окончание, другие считают, что суффикс. Если учителя средней школы не знакомы с программами 4-го класса и не договорились заранее о единообразии требований, детей приходится переучивать. Качество знаний страдает из-за «каши» в головах учеников. 

Анна Литягина

Калейдоскоп уровней подготовки

Дети с разным уровнем подготовки по предмету оказываются в одном классе. Это случается, когда класс «собран» заново. В основном такая проблема возникает в крупных городских школах −выпускники начальной школы редко полным составом переходят в 5-й класс своей же школы, многие дети переходят в другие образовательные организации. 

В пятом классе собираются ученики, обучавшиеся по разным учебно-методическим комплектам, и темы, знакомые одной части класса, могут быть незнакомы другой. Учителю средней школы приходится очень стараться, приводя знания вчерашних четвероклассников к единому знаменателю. 

Незнакомцы с указками

За четыре года ученики привыкли к стилю изложения материала своего учителя, приспособились к нему, знают все его требования, а теперь каждый урок  приходит новый. Кто-то говорит эмоционально, быстро, сыплет шутками и прибаутками, кто-то излагает медленно, монотонно. Кто-то делает упор на самостоятельную и индивидуальную работу, кто-то предпочитает делить класс на группы. Детям приходится настраиваться на особенности речи, манеры, нюансы поведения каждого учителя. А ведь до этого у них был всего один педагог, и никакой настройки на манеру изложения материала предмета не требовалось!

Классный руководитель, принимая класс после одного основного преподавателя, тоже должен улавливать психологический настрой детей, разбираться, к чему они привыкли: к какой громкости речи, эмоциональности, темпу изложения материала и т.д. Все это требует времени, понимания и терпения с обеих сторон. 

Распад треугольника

Взаимоотношения родителей и учителя в начальной школе обычно тесные и контактные. Учитель - дети - родители – это довольно слаженный треугольник. Это и понятно − один-единственный педагог был всем как вторая мама – не только понимал психолого-педагогические особенности каждого ребенка, но и знал, в какой семье воспитывается ученик, какие у семьи материальные возможности, полная она или неполная, есть ли у ребенка братья и сестры. Учитель поддерживал контакт с родителями и мог подсказать, на что обратить внимание в общении с ребенком. Внутри треугольника за три-четыре года сложились прочные связи и цепочки общения.

С переходом в среднюю школу эти связи разрываются. Первое время новоиспеченные пятиклассники, как вставшие на крыло птенцы, еще кружат над родным гнездом – заглядывают к своему первому учителю, ища тепла и опоры. Но их все круче затягивают бурные вихри школьной жизни: приходится изучать девять (а иногда и больше) предметов и привыкать к девяти (как минимум) новым педагогам.

Новые задачи психологической «геометрии». В игру вступает классный руководитель

У каждого учителя своя роль в образовательном процессе, приемы и методы обучения и особенности характера. Зачастую предметники не особо вникают в потребности каждого из 30 учеников, им главное успеть дать материал и бежать на уроки в следующие классы. 

Пятиклассникам ничуть не легче. На некоторые предметы выделяется один час в неделю – лицо актера в сериале лучше запомнишь, чем лицо учителя, где уж тут думать о душевном общении! 

Создание и расширение связей между учителями-предметниками и учениками, а также между учителями, школьниками и родителями практически полностью ложится на плечи классного руководителя, причем отводится на это кратчайший отрезок времени. Выход только один – классному руководителю и предметникам следует заранее познакомиться с классом, родителями и учителем начальных классов. 

На этапе перехода должен сформироваться новый треугольник: учитель начальных классов – классный руководитель – предметники. Первый в этом случае сможет дать второму и третьему общую психолого-педагогическую характеристику класса и каждого ученика в отдельности: у этого школьника склонность к гуманитарным предметам, но с математикой туго, а у этого наоборот; в работе с этой группой подойдут коллективные задания, а этих учеников лучше никому в пару не ставить, больше подойдут задания индивидуальные; вот тот мальчик − активный энтузиаст, и на него можно смело опираться в общественной работе, а та девочка − стеснительный интроверт, к ней нужен особый подход. 

Не лишним классному руководителю будет побывать на уроках своих потенциальных учеников, пока они еще четвероклассники, а также посетить итоговое в начальной школе родительское собрание. Встреча с мамами и папами поможет снизить уровень их тревоги по поводу перехода детей в среднюю школу и послужит первым кирпичиком в фундаменте сотрудничества родителей и педагога. 

Также учителю стоит поинтересоваться здоровьем учеников, придя на диспансеризацию класса или хотя бы ознакомившись с медкартами детей.

Классный руководитель принимает эстафету от учителя начальной школы – теперь он отслеживает не только жизнь учеников в стенах класса, но и факультативы, дополнительные занятия, кружки и секции, кто с кем дружит, кто участвует в общественной деятельности и т.д. Чем больше учителя знают о своих учениках, тем крепче коллектив и тем комфортнее в нем детям.

Важность преемственности

Учителя говорят, что самое главное на трудном первом этапе – это преемственность, сохранение и развитие того багажа, который получили дети в начальной школе. Новым учителям необходимо изучить методы работы учителей начальной школы, понять, чему и как научили детей, знать применявшиеся технологии обучения. 

Так создается единое образовательное пространство при переходе из начальной школы в среднюю. При загруженности сегодняшних учителей это сложнейшая задача. Но на то и дан учителю профессионализм, чтобы справляться с трудностями, зная, что труднее всего все-таки детям.

Читайте также
Комментарии (0)