Хронический перегруз школьников: причины и последствия

2019-05-07T09:46:00.000Z
17 0

Современные дети кроме школы зачастую заняты сразу в нескольких кружках или секциях. Но оправданно ли это, ведь чрезмерная нагрузка может стать причиной проблем? Разбираемся вместе с психологом.

Причины перегруза школьников

Надо сказать, что поколение советских родителей само было слишком занято делами и работой, чтобы уделять много времени своим детям. Не потому ли их дети, сегодняшние родители, так сконцентрировались на развитии и обучении уже  своих отпрысков? Эта причина имеет право на существование, учитывая органическую потребность ребенка во внимании своих родителей. И неудовлетворенная потребность может оставить своеобразный отпечаток на родительстве обделенных детей, вложив им мысль о том, что «уж мои дети не будут чувствовать нехватку внимания и недолюбленность, от которых страдал я». 

Интересно, что компенсация внимания и любви видится почему-то только в чрезмерном развитии своих чад.

Говоря еще о причинах появления моды на всяческое развитие детей, мы обнаруживаем, что сегодня ярко звучит такая социальная ценность, как успешность. С чем она ассоциируется? С хорошим образованием, разносторонним развитием, подтвержденными достижениями, высокой зарплатой и статусом в будущем. Разные времена – разные ценности. Успешность – не самая плохая ценность, если она не единственная, но для ее достижения родители кладут на алтарь здоровье и детство своих детей начиная уже с детского сада. 

А если смотреть еще глубже, родители, в погоне за своей успешностью через детей, начинают отказывать им в принятии и прощении при малейшей ошибке, отсутствии достижений.

Сегодня как никогда популярно раннее развитие. Сразу после рождения родителей с детьми приглашают многочисленные центры, работающие по методикам Зайцева, Никитиных, Домана, Монтессори, Чарковского и пр. Полно ультрарадикальных теорий о том, что человеческий мозг развивается только до 6–7 лет, и поэтому нельзя опоздать (например, японский автор Масару Ибука и его книга «После трех уже поздно»). Вот родители и начинают готовить дитя к школе с 2–3 лет, и к фактическому поступлению в школу имеют опережающий интеллектуальный уровень у ребенка, за который заплачено следующей «валютой»: 

  • снижением познавательного интереса ребенка (когда ему уже в первом классе неинтересно учиться), 
  • детской усталостью и перегруженностью еще на стадии старшей группы детского сада,
  • потерей важного психологического этапа развития ребенка – игры. А ведь недоигравший ребенок входит во взрослую жизнь, как нетренированный футболист на серьезный матч – с неуверенностью и страхом.

К каким сложностям может привести чрезмерная нагрузка


С этим багажом семилетка отправляется в школу. А там его ждут свои сложности. Это:

  • постоянно меняющаяся учебная программа,
  •  увеличение количества учебных часов, 
  • установка не на качественный, а на количественный результат (кто быстрее выполнит задание, кто наберет определенное количество баллов),
  •  увеличение домашнего задания при сохранении обычного количества учебных часов, 
  • появление новых предметов и факультативов,
  •  избыток содержания в каждом предмете,
  •  сокращение перемен, 
  • концентрация контрольных и самостоятельных в один день,
  •  общее усложнение учебных программ, сопоставимых с сокращенными вузовскими (заметим, что усложнение не обязательно подразумевает актуальность и качество – в определенное время школьник не может обойтись без помощи репетитора).

Вот факторы, которые тяжелым грузом ложатся сначала на неокрепшие плечи младшего школьника, потом распространяются и на среднюю, и на старшую школу. В полной мере выполнять предлагаемый учебный объем почти невозможно, поэтому некоторые дети перестают делать домашние задания; более ответственные делают, расплачиваясь за это своим здоровьем. На должном уровне справляются со школьными требованиями только от 15 % до 30 % учеников (источник).   

Что говорят ученые

Обратимся к данным, которые приводят российские исследователи касательно детского здоровья. Абсолютно здоровых школьников сейчас насчитывается только 10–15 %, остальные имеют разные отклонения. За период обучения в школе здоровье ухудшается в 4–5 раз! К моменту окончания школы каждый третий выпускник имеет патологию зрения, осанки либо сердечно-сосудистой системы. Т. е. школьное обучение подрывает здоровье, вместо того чтобы его укреплять! Согласно данным Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее десятилетие число школьников с  дефицитом массы тела увеличилось в 1,5 раза. Растет число заболеваний нервной системы (неврозы, фобии, депрессии, невротические реакции) (источник).

Исследования Д. Н. Исаева показали, что одной из основных причин ухудшения нервно-психического здоровья детей является невозможность справиться с возложенной учебной нагрузкой. В учреждениях с интенсификацией процесса обучения (гимназиях, лицеях) время, проведенное на уроках и потраченное на выполнение домашних заданий, приводит к увеличению рабочего дня школьника до 10–12 часов для учащихся начальных классов (вундеркинд Сева Соколов в книжке занимался 9 ч 30 мин, и этот факт возмутил его дедушку, который сказал, что взрослые работают меньше, чем ребенок) и до 15–16 часов в сутки для старшеклассников. Недостаток времени учащиеся компенсируют за счет сна, в том числе ночного (недосып составляет 1,5–2 ч в сутки), и двигательной активности (75 % школьников находятся в состоянии гиподинамии). Результатом интенсификации учебного процесса является выраженное утомление к концу дня и недели у 40–55 % учащихся, в то время как в общеобразовательных школах доля таких детей составляет 20–30 % (источник).

Школа дает много нагрузки интеллектуальной и совсем мало физической и трудовой, что является фактором, негативно влияющим на здоровье детей. 

Э. Днепров, бывший министр образования России, подсчитал, что ученику старших классов нужно 169 часов в неделю, чтобы выполнить домашние задания, а в неделе всего 168 часов. При школьной нагрузке в 65–70 часов в неделю у ребенка остается всего 29 минут в сутки, чтобы погулять. Подсчитано, что без движения старшеклассники проводят до 11 часов в день! 

Информационная перегрузка

Информационная перегрузка – характерное явление для нашего общества. Объем полезной информации во много раз превышает способность человека к ее усвоению. Эта перегрузка может приводить к нервному истощению, к ухудшению памяти, потере концентрации внимания, стрессу.

В связи с этим уместно вспомнить закон Йеркса – Додсона, согласно которому с повышением мотивации качество деятельности (в нашем случае учебной) сначала растет, но потом, достигнув максимальной точки, начинает неуклонно снижаться (источник). Другими словами, при постоянно высоком уровне интеллектуального возбуждения (надо напрячься и учиться, чтобы поступить в 5-й, 10-й класс гимназии, институт и пр.) когнитивные компоненты учебной деятельности начинают распадаться.

Симптомами информационной перегрузки являются:

  1. Отсутствие ясности в голове.
  2. Ухудшение памяти.
  3. Обрывки фраз в голове.
  4. Хаотичность умственной деятельности.
  5. Рассуждения вслух.
  6. Бормотание во сне.
  7. Постоянное желание выговариваться, чтобы избавляться от лишней информации.
  8. Повышение раздражительности, быстрое нервное истощение.
  9. Снижение работоспособности.
  10. Плаксивость, истеричность.

Надо сказать, что родители и учителя часто путают перегрузку ребенка и, как следствие, невозможность быть на привычно высоком образовательном уровне, с ленью, нежеланием, немотивированностью и считают, что ребенок испортился и его надо исправлять...

Помимо физиологических последствий перегрузки мы видим, что современный ребенок гораздо меньше и хуже умеет общаться со своими ровесниками. А ему просто некогда. По сути, он не знает, что делать на улице, потому что просто так, без дела, там не бывает. Перегрузка ставит ребенка в изоляцию, и единственным доступным и простым средством для развлечения и виртуального общения становится гаджет, который, в свою очередь, приносит много тревог взрослым.

Если искать хоть какой-то приемлемый вариант общения с учетом сложившейся информационно-образовательной среды развития и ставки на успешность, то, наверное, только гаджет и может закрыть эту потребность, т. к. на реальное обычное общение, к которому привыкли родители, у современного ребенка нет ни внутреннего ресурса, ни времени.

А если ребенок свободное время проводит на улице, то сегодня это означает, что он не развивается и просто теряет свое время! И это не является примером для подражания.

Таким образом, чтобы ребенку выжить в наших реалиях и не прийти к информационной перегрузке, надо соблюдать конкретные правила:

  1. Уметь работать с информацией: выделять главное, не распыляться на второстепенное, быстро находить нужное, формулировать свою задачу до начала поиска информации.
  2. Ставить конкретную цель и достигать ее, а потом только ставить новую.
  3. Не пытаться одновременно выполнять много важных задач.
  4. Отдых должен быть пропорционален учебе, ребенку нужно гораздо больше двигательной активности, чем взрослому, лучше всего – на свежем воздухе.

В заключение хочется задать острые вопросы для размышления. А на самом ли деле успешность означает счастье и радость? 

И не слишком ли высока цена, которую мы платим сегодня за абстрактную будущую успешность наших детей?!


Читайте также
Комментарии (0)
2019-05-07T09:46:00.000Z
17 0

Хронический перегруз школьников: причины и последствия


Современные дети кроме школы зачастую заняты сразу в нескольких кружках или секциях. Но оправданно ли это, ведь чрезмерная нагрузка может стать причиной проблем? Разбираемся вместе с психологом.

Причины перегруза школьников

Надо сказать, что поколение советских родителей само было слишком занято делами и работой, чтобы уделять много времени своим детям. Не потому ли их дети, сегодняшние родители, так сконцентрировались на развитии и обучении уже  своих отпрысков? Эта причина имеет право на существование, учитывая органическую потребность ребенка во внимании своих родителей. И неудовлетворенная потребность может оставить своеобразный отпечаток на родительстве обделенных детей, вложив им мысль о том, что «уж мои дети не будут чувствовать нехватку внимания и недолюбленность, от которых страдал я». 

Интересно, что компенсация внимания и любви видится почему-то только в чрезмерном развитии своих чад.

Говоря еще о причинах появления моды на всяческое развитие детей, мы обнаруживаем, что сегодня ярко звучит такая социальная ценность, как успешность. С чем она ассоциируется? С хорошим образованием, разносторонним развитием, подтвержденными достижениями, высокой зарплатой и статусом в будущем. Разные времена – разные ценности. Успешность – не самая плохая ценность, если она не единственная, но для ее достижения родители кладут на алтарь здоровье и детство своих детей начиная уже с детского сада. 

А если смотреть еще глубже, родители, в погоне за своей успешностью через детей, начинают отказывать им в принятии и прощении при малейшей ошибке, отсутствии достижений.

Сегодня как никогда популярно раннее развитие. Сразу после рождения родителей с детьми приглашают многочисленные центры, работающие по методикам Зайцева, Никитиных, Домана, Монтессори, Чарковского и пр. Полно ультрарадикальных теорий о том, что человеческий мозг развивается только до 6–7 лет, и поэтому нельзя опоздать (например, японский автор Масару Ибука и его книга «После трех уже поздно»). Вот родители и начинают готовить дитя к школе с 2–3 лет, и к фактическому поступлению в школу имеют опережающий интеллектуальный уровень у ребенка, за который заплачено следующей «валютой»: 

  • снижением познавательного интереса ребенка (когда ему уже в первом классе неинтересно учиться), 
  • детской усталостью и перегруженностью еще на стадии старшей группы детского сада,
  • потерей важного психологического этапа развития ребенка – игры. А ведь недоигравший ребенок входит во взрослую жизнь, как нетренированный футболист на серьезный матч – с неуверенностью и страхом.

К каким сложностям может привести чрезмерная нагрузка


С этим багажом семилетка отправляется в школу. А там его ждут свои сложности. Это:

  • постоянно меняющаяся учебная программа,
  •  увеличение количества учебных часов, 
  • установка не на качественный, а на количественный результат (кто быстрее выполнит задание, кто наберет определенное количество баллов),
  •  увеличение домашнего задания при сохранении обычного количества учебных часов, 
  • появление новых предметов и факультативов,
  •  избыток содержания в каждом предмете,
  •  сокращение перемен, 
  • концентрация контрольных и самостоятельных в один день,
  •  общее усложнение учебных программ, сопоставимых с сокращенными вузовскими (заметим, что усложнение не обязательно подразумевает актуальность и качество – в определенное время школьник не может обойтись без помощи репетитора).

Вот факторы, которые тяжелым грузом ложатся сначала на неокрепшие плечи младшего школьника, потом распространяются и на среднюю, и на старшую школу. В полной мере выполнять предлагаемый учебный объем почти невозможно, поэтому некоторые дети перестают делать домашние задания; более ответственные делают, расплачиваясь за это своим здоровьем. На должном уровне справляются со школьными требованиями только от 15 % до 30 % учеников (источник).   

Что говорят ученые

Обратимся к данным, которые приводят российские исследователи касательно детского здоровья. Абсолютно здоровых школьников сейчас насчитывается только 10–15 %, остальные имеют разные отклонения. За период обучения в школе здоровье ухудшается в 4–5 раз! К моменту окончания школы каждый третий выпускник имеет патологию зрения, осанки либо сердечно-сосудистой системы. Т. е. школьное обучение подрывает здоровье, вместо того чтобы его укреплять! Согласно данным Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее десятилетие число школьников с  дефицитом массы тела увеличилось в 1,5 раза. Растет число заболеваний нервной системы (неврозы, фобии, депрессии, невротические реакции) (источник).

Исследования Д. Н. Исаева показали, что одной из основных причин ухудшения нервно-психического здоровья детей является невозможность справиться с возложенной учебной нагрузкой. В учреждениях с интенсификацией процесса обучения (гимназиях, лицеях) время, проведенное на уроках и потраченное на выполнение домашних заданий, приводит к увеличению рабочего дня школьника до 10–12 часов для учащихся начальных классов (вундеркинд Сева Соколов в книжке занимался 9 ч 30 мин, и этот факт возмутил его дедушку, который сказал, что взрослые работают меньше, чем ребенок) и до 15–16 часов в сутки для старшеклассников. Недостаток времени учащиеся компенсируют за счет сна, в том числе ночного (недосып составляет 1,5–2 ч в сутки), и двигательной активности (75 % школьников находятся в состоянии гиподинамии). Результатом интенсификации учебного процесса является выраженное утомление к концу дня и недели у 40–55 % учащихся, в то время как в общеобразовательных школах доля таких детей составляет 20–30 % (источник).

Школа дает много нагрузки интеллектуальной и совсем мало физической и трудовой, что является фактором, негативно влияющим на здоровье детей. 

Э. Днепров, бывший министр образования России, подсчитал, что ученику старших классов нужно 169 часов в неделю, чтобы выполнить домашние задания, а в неделе всего 168 часов. При школьной нагрузке в 65–70 часов в неделю у ребенка остается всего 29 минут в сутки, чтобы погулять. Подсчитано, что без движения старшеклассники проводят до 11 часов в день! 

Информационная перегрузка

Информационная перегрузка – характерное явление для нашего общества. Объем полезной информации во много раз превышает способность человека к ее усвоению. Эта перегрузка может приводить к нервному истощению, к ухудшению памяти, потере концентрации внимания, стрессу.

В связи с этим уместно вспомнить закон Йеркса – Додсона, согласно которому с повышением мотивации качество деятельности (в нашем случае учебной) сначала растет, но потом, достигнув максимальной точки, начинает неуклонно снижаться (источник). Другими словами, при постоянно высоком уровне интеллектуального возбуждения (надо напрячься и учиться, чтобы поступить в 5-й, 10-й класс гимназии, институт и пр.) когнитивные компоненты учебной деятельности начинают распадаться.

Симптомами информационной перегрузки являются:

  1. Отсутствие ясности в голове.
  2. Ухудшение памяти.
  3. Обрывки фраз в голове.
  4. Хаотичность умственной деятельности.
  5. Рассуждения вслух.
  6. Бормотание во сне.
  7. Постоянное желание выговариваться, чтобы избавляться от лишней информации.
  8. Повышение раздражительности, быстрое нервное истощение.
  9. Снижение работоспособности.
  10. Плаксивость, истеричность.

Надо сказать, что родители и учителя часто путают перегрузку ребенка и, как следствие, невозможность быть на привычно высоком образовательном уровне, с ленью, нежеланием, немотивированностью и считают, что ребенок испортился и его надо исправлять...

Помимо физиологических последствий перегрузки мы видим, что современный ребенок гораздо меньше и хуже умеет общаться со своими ровесниками. А ему просто некогда. По сути, он не знает, что делать на улице, потому что просто так, без дела, там не бывает. Перегрузка ставит ребенка в изоляцию, и единственным доступным и простым средством для развлечения и виртуального общения становится гаджет, который, в свою очередь, приносит много тревог взрослым.

Если искать хоть какой-то приемлемый вариант общения с учетом сложившейся информационно-образовательной среды развития и ставки на успешность, то, наверное, только гаджет и может закрыть эту потребность, т. к. на реальное обычное общение, к которому привыкли родители, у современного ребенка нет ни внутреннего ресурса, ни времени.

А если ребенок свободное время проводит на улице, то сегодня это означает, что он не развивается и просто теряет свое время! И это не является примером для подражания.

Таким образом, чтобы ребенку выжить в наших реалиях и не прийти к информационной перегрузке, надо соблюдать конкретные правила:

  1. Уметь работать с информацией: выделять главное, не распыляться на второстепенное, быстро находить нужное, формулировать свою задачу до начала поиска информации.
  2. Ставить конкретную цель и достигать ее, а потом только ставить новую.
  3. Не пытаться одновременно выполнять много важных задач.
  4. Отдых должен быть пропорционален учебе, ребенку нужно гораздо больше двигательной активности, чем взрослому, лучше всего – на свежем воздухе.

В заключение хочется задать острые вопросы для размышления. А на самом ли деле успешность означает счастье и радость? 

И не слишком ли высока цена, которую мы платим сегодня за абстрактную будущую успешность наших детей?!

Читайте также
Комментарии (0)