Роман ученика с учителем. С чего начинается и к чему приводит

Wed Oct 24 2018 13:48:00 GMT+0000 (GMT)

Влюбленные в учителя ученики есть в каждой школе. Но вот педагоги, испытывающие нежные чувства к своим подопечным, встречаются намного реже. И если к школьникам у общества претензий нет, то с учителями все не так однозначно. Кто-то уверен: заводить роман с учеником безнравственно. А кто-то считает, что педагоги тоже люди, и сердцу не прикажешь. Кто прав и почему? Как быть учителю, за которым открыто ухаживает ученик? Истории из жизни, мнение опытных педагогов, рекомендации психологов – в нашей статье.

Истории из жизни

Сначала стоит отметить, что для учителя роман с учеником – это всегда уголовное преступление. Даже если инициатором связи стал подросток. Даже если учесть, что возраст сексуального согласия в России наступает не в 18, а в 16 лет. Все равно. За роман с несовершеннолетним педагогу в любом случае грозит условный либо реальный срок.

Два года назад 28-летняя учительница и мать двоих детей Ангелина Дорофеева из Волгоградской области забеременела от 15-летнего Алексея – ученика той же школы, где она преподавала. Стоит отметить, что школа коррекционная, VIII вида (для умственно отсталых детей). Этот роман длился пару месяцев. Раскрыла его мама Алексея, когда увидела в телефоне сына фотографии влюбленных. На этом общение Алексея и Ангелины закончилось. Девушке дали два года условно за развращение подростка и запретили заниматься педагогической деятельностью в течение трех лет. Ангелина уверена: «Если бы я была не педагог, это был бы просто рядовой случай, который никто не афиширует».

В прошлом году 30-летняя учительница, мать-одиночка Екатерина Елисеева из Тверской области родила сына от 16-летнего Артема – ученика школы, в которой работала. Эти отношения длились полгода, влюбленные даже планировали расписаться. В итоге Екатерина получила шесть месяцев условно и год отстранения от преподавания в школе. Артем уехал на заработки в Москву и не общается ни с сыном, ни с его матерью. Они встретились лишь в мае этого года на шоу Андрея Малахова «Прямой эфир». В студии подросток пообещал помогать своему сыну материально, но от дальнейшего общения с Екатериной отказался.

Когда учительнице Мэри Кей Летурно было 34 года, начался ее роман с 12-летним Вилли Фуалаау. Тайна раскрылась из-за беременности женщины. Но Вилли отнюдь не был жертвой: он сам соблазнил свою преподавательницу (и мать четверых детей, между прочим) на спор с приятелем. Перед тем как сесть в тюрьму, Летурно забеременела от подростка во второй раз. Женщине дали семь лет реального срока. В тюрьме написала она обо всем этом книгу «Единственное преступление – любовь», которая стала бестселлером в Америке. В 2004 году Летурно вышла на свободу, а в 2005-м пара поженилась. В прошлом году супруги, воспитывающие двух общих дочерей, решили развестись. 

В Англии 34-летний учитель Пол Трамонтини завел роман с 14-летней Кэтрин Бейли. Он даже сделал девочке официальное предложение, но родители и школьная администрация не одобрили эти отношения. В результате парочка сбежала. Четырнадцать месяцев они путешествовали по Англии под чужими именами, перебиваясь случайными заработками. Устав от такой жизни, влюбленные сдались полиции. Трамонтини получил полтора года заключения. 

А бывает и так

Нина Валентиновна Щербакова:

- Борис Натанович пришел к нам в школу преподавать физику. Было это сразу после войны. Офицер, множество наград, идеально сидящая по фигуре форма. Ну как тут можно устоять! Тем более мужчин-учителей очень мало, а те, кто работал, старенькие. Вот все одноклассницы и влюблялись, я тоже входила в это число. Но Борис Натанович был стоек и сдержан, вел свой урок и не позволял себе лишнего. Он всегда был открыт, ярок, интересен. Все с ним общались наравне, барьеров не было, но и панибратства тоже. Возможно, мы так и сблизились. Просто общались, дружили. Как потом выяснилось, это была любовь с первого взгляда. Офицер запаса ждал, пока я окончу школу, и после выпускного бала сделал мне предложение. Через десять лет он стал директором школы, а я – его лаборантом. Всю жизнь мы вместе, отметили бриллиантовую свадьбу. 

Сергей Осоргин:

- Когда я учился в выпускном классе, у моего одноклассника был роман с 25-летней учительницей физкультуры. То есть они не были пошлыми тайными любовниками. Это был очень красивый и трогательный роман, который они особо не скрывали, но и специально не афишировали. Он дарил ей цветы, приглашал в кино, театр. Часто можно было увидеть их гуляющими под руку. У администрации школы и у родителей хватило ума и благородства не изгадить эти красивые отношения. После школы она ждала его из армии, потом они поженились и до сих пор живут. Сейчас уже внуки у них. 

Марина Кудрина, мама одиннадцатиклассницы:

- В прошлом году дочке исполнилось 16 лет, поступила в десятый класс. Это физмат, только-только набрали. Большая часть класса друг с другом не знакома, педагоги новые. Классным руководителем у них стал учитель математики, довольно молодой – лет 35. Очень приятный, слегка странноватый парень – настоящий математик. Немного зажатый. Дочка еще с начала прошлой зимы рассказывала, что одна из одноклассниц вешается на преподавателя. Причем учитель не знает, как себя вести, и девчонки над ним посмеиваются. 

На каникулах у класса была поездка в Питер. Я поехала с ними. Сама увидела, что девочка и впрямь вешается: то за руку его схватит, то волосы ему поправляет, то кусок шоколадки чуть не в рот ему положить пытается. А он сам себя как-то неясно ведет. Схватили за руку – он и идет за руку, поправляют волосы – и ладно. Сам к этой девочке внимания не проявлял, но и на место не ставил. 

После поездки я поговорила с мамой этой девочки (папы у нее нет). Оказалось, что у ее дочери это уже не первая попытка создать отношения с мужчиной много старше себя. Мама сама побеседовала с учителем. Вроде бы после этого ситуация нормализовалась.

Юлия Полякова:

- У нас в школе работал молодой историк Вадим Олегович, было ему лет 30. Его жена преподавала в нашей же школе географию. Когда я училась в 11-м классе, жена от Вадима ушла, и началось… Он заводил отношения то с одной старшеклассницей, то с другой. Приглашал каждую к себе домой. За год через его руки прошла, наверное, половина девочек из выпускных классов. Никто ничего не скрывал, девчонки за ним по школе табуном бегали. Одна точно сделала от него аборт. Все прекрасно об этом знали, в том числе администрация школы, но никаких санкций к Вадиму не применили. Это были «лихие 90-е», и взрослым, наверное, не до того было: не до какого-то там историка с его несовершеннолетними пассиями. 

Мнение педагогов

Учитель биологии Людмила Дорохина:

- За мою многолетнюю практику не было ни одного случая, чтобы подросток влюбился во взрослого учителя. А вот мимолетные «романы» с практикантками бывают, наверное, во всех школах. Судите сами. В 10-й или 11-й класс приходит девочка, которая старше своих учеников всего на несколько лет. Ей лестно внимание парней, она флиртует с ними. Мальчишка, почувствовав, что дистанция между ним и «педагогом» стремительно сокращается, легко может увлечься. В этом нет ничего противоестественного, и взрослые, на мой взгляд, не должны лезть к подростку с советами и упреками – будет еще хуже. В утешение родителям скажу, что обычно любовь к студенткам заканчивается тогда же, когда и их практика. Единственное, что могут сделать взрослые – объяснить ребенку, что роман, вероятно, не будет иметь продолжения, ведь студенткам нравятся мужчины постарше. Поэтому для мальчика разочарование неизбежно. Естественно, если речь не идет о взаимной любви. 

Учитель истории Нина Наместникова:

- Я считаю, что у учителя, который вступает в связь с учеником, просто низкий моральный уровень. Как для педагога, так и для человека. Не должны возникать такие чувства. Есть определенное табу: если я учитель, я отношусь к ученику соответствующим образом. Есть такие профессии, которые не просто профессии, а моральные ориентиры. Учитель в их числе. Они должны выполнять свою роль правильно. Свято, я бы сказала. Если так случилось и захлестнули чувства – увольняйся из школы и решай свою судьбу как хочешь. 

Завуч Наталья Севастьянова:

- Такие связи существуют испокон веков. Просто раньше это было более завуалировано, чем сегодня. Хотя если в современной школе произойдет такой инцидент, то его тоже постараются не предавать огласке. Но все же это крайности. Обычно такие отношения не начинаются вовсе или заканчиваются ничем. На романтическую удочку чаще попадаются молодые учителя. У них нет педагогического опыта. Они просто не знают, как себя вести с влюбившимися в них детьми – вот, сами не замечая, и отвечают им взаимностью. К таким связям общество не лояльно. Оно всегда карает, хотя каждая ситуация слишком индивидуальна. И тем не менее стоит думать о своем будущем и будущем ученика. Не о чувствах думать, а смотреть на перспективу. 

Мнение психологов

Психолог Антон Сорин:

- С точки зрения морали, если в учителя влюбились, нужно сделать все, чтобы ребенок понимал: чувства лестны и приятны взрослому. Вы должны создать ощущение, что такое внимание много значит для вас. Школьник должен быть уверен, что его воспринимают серьезно. И тем не менее подростку нужно сказать прямо о том, что отношений никаких быть не может. Сослаться на возраст, разные социальные роли, жизненный опыт. Подростки очень ранимы, поэтому нужно быть осторожным в словах. Конечно, каждая ситуация индивидуальна, но принцип один: фантазиям нельзя давать развития, а отношения должны быть выстроены с точки зрения иерархии. Ни в коем случае нельзя выносить эту информацию на общественное обозрение и обсуждать с коллегами, тем более с одноклассниками школьника. 

С педагогической точки зрения, любовь или ее подобие – отличная мотивация, позволяющая учителю увлечь ребенка своим предметом, помочь ему многого добиться. 

На мой взгляд, если роман уже состоялся, то преподавателю нужно увольняться. Отношения подобного характера внутри школы недопустимы – как и вне ее. Это уголовно наказуемо, если говорить о несовершеннолетних. Выход один: полностью игнорировать внимание со стороны малолетнего воздыхателя, забыть о своих чувствах или отложить до взросления второй половины. В педагоге ученик должен видеть только воспитателя, не друга. Отношения могут быть доверительными, демократичными, но не панибратскими. Преподаватель обязан быть авторитетом, стоять на ступеньку выше. На нем лежит уголовная и материальная ответственность. Отвечать за воспитанника можно, а вот за друга – нельзя. Здесь уже равноправие. 

Психолог Елена Дубовик:

- В чувствах к преподавателю есть один из компонентов любви – уважение. Учитель – авторитет, который во время учебы принимает решения за себя и за подопечных. Это большая доминантная фигура, ученики видят в нем родительский архетип. Покровительствующее отношение нужно ребенку, если в детстве ему недоставало внимания и тепла родителей. Строить отношения с ровесниками таким ребятам неинтересно: нет ощущения защищенности и подчиненности. А ситуация с преподавателем позволяет подростку вернуться в детство и прожить непрожитые моменты, в которых он тогда нуждался.

Обратная ситуация, когда учитель начинает испытывать чувства большие, чем забота и внимание к ученику (тоже компоненты любви). Когда один партнер младше другого и имеет иной социальный статус, это говорит о сложностях в процессе личностного развития: уверенности в себе (ученик находится в подчиненном, зависимом положении) и о неосознанном запрете иметь то, в чем этот взрослый нуждается. У влюбленного педагога происходит активация комплекса пуэра (подростка). Это значит, что он или пропустил свой полный энергии и перемен период, или остался в нем – то есть, все еще незрел и взрослеть ему не хочется.

Любая сторона ситуации кричит о том, что влюбленные пытаются решить свои личностные проблемы за счет объекта привязанности. Но, конечно, каждая ситуация индивидуальна. 

Мнение сексологов

Сексолог Борис Мостовский:

- Взрослые идут на связь с подростками по двум причинам. Во-первых, из-за психического нарушения – эфебофилии, то есть влечения к незрелым девушкам и юношам переходного периода (вспомним «Лолиту» Владимира Набокова). Во-вторых, просто не срабатывают моральные нормы. Тут взрослый, особенно учитель, должен вспомнить о своей роли, проявить ответственность. Но не всегда он поступает так. 

Вовлеченным в такие отношения рискует оказаться подросток, который не чувствует родительской любви. И тут на него учительница обратила внимание. Теперь он считает себя счастливым, любимым, нужным плюс идет бонус в виде хороших оценок. Подросток, вступая в связь с учителем, понимает, что вторая сторона тоже уязвима. Он в этом случае уже не пассивный участник. 

Современные школьники ведут себя по-разному, и оказаться в неловкой ситуации рискуют сами учителя. Если проявление чувств старшеклассника выходит за пределы субординации, это лучше не игнорировать. Нужно сразу дать понять ребенку, что его поведение не осталось незамеченным, и строго с позиции учителя разъяснить, что это неприемлемо. Нужно не стыдить и ругать, а обозначить: я твой учитель, я хорошо к тебе отношусь как твой преподаватель, и давай соблюдать эту дистанцию. Это те моменты, которые молодым учителям толком не преподают, а в наше время это нужно. Это в общем-то техника безопасности и охраны труда.  

Читайте также
Комментарии (0)
Марина Севастьянова
все материалы автора
Окончила педагогический университет по специальности "учитель русского языка и литературы". Пишу статьи с 2011 года. Самая интересная и близкая мне тема - все, что касается детей и сферы образования.

Мы будем сообщать Вам по e-mail о новых материалах данного автора

Подписаться




Роман ученика с учителем. С чего начинается и к чему приводит

Истории из жизни. Мнения сторон
Wed Oct 24 2018 13:48:00 GMT+0000 (GMT)

Марина Севастьянова
Подписаться

Влюбленные в учителя ученики есть в каждой школе. Но вот педагоги, испытывающие нежные чувства к своим подопечным, встречаются намного реже. И если к школьникам у общества претензий нет, то с учителями все не так однозначно. Кто-то уверен: заводить роман с учеником безнравственно. А кто-то считает, что педагоги тоже люди, и сердцу не прикажешь. Кто прав и почему? Как быть учителю, за которым открыто ухаживает ученик? Истории из жизни, мнение опытных педагогов, рекомендации психологов – в нашей статье.

Истории из жизни

Сначала стоит отметить, что для учителя роман с учеником – это всегда уголовное преступление. Даже если инициатором связи стал подросток. Даже если учесть, что возраст сексуального согласия в России наступает не в 18, а в 16 лет. Все равно. За роман с несовершеннолетним педагогу в любом случае грозит условный либо реальный срок.

Два года назад 28-летняя учительница и мать двоих детей Ангелина Дорофеева из Волгоградской области забеременела от 15-летнего Алексея – ученика той же школы, где она преподавала. Стоит отметить, что школа коррекционная, VIII вида (для умственно отсталых детей). Этот роман длился пару месяцев. Раскрыла его мама Алексея, когда увидела в телефоне сына фотографии влюбленных. На этом общение Алексея и Ангелины закончилось. Девушке дали два года условно за развращение подростка и запретили заниматься педагогической деятельностью в течение трех лет. Ангелина уверена: «Если бы я была не педагог, это был бы просто рядовой случай, который никто не афиширует».

В прошлом году 30-летняя учительница, мать-одиночка Екатерина Елисеева из Тверской области родила сына от 16-летнего Артема – ученика школы, в которой работала. Эти отношения длились полгода, влюбленные даже планировали расписаться. В итоге Екатерина получила шесть месяцев условно и год отстранения от преподавания в школе. Артем уехал на заработки в Москву и не общается ни с сыном, ни с его матерью. Они встретились лишь в мае этого года на шоу Андрея Малахова «Прямой эфир». В студии подросток пообещал помогать своему сыну материально, но от дальнейшего общения с Екатериной отказался.

Когда учительнице Мэри Кей Летурно было 34 года, начался ее роман с 12-летним Вилли Фуалаау. Тайна раскрылась из-за беременности женщины. Но Вилли отнюдь не был жертвой: он сам соблазнил свою преподавательницу (и мать четверых детей, между прочим) на спор с приятелем. Перед тем как сесть в тюрьму, Летурно забеременела от подростка во второй раз. Женщине дали семь лет реального срока. В тюрьме написала она обо всем этом книгу «Единственное преступление – любовь», которая стала бестселлером в Америке. В 2004 году Летурно вышла на свободу, а в 2005-м пара поженилась. В прошлом году супруги, воспитывающие двух общих дочерей, решили развестись. 

В Англии 34-летний учитель Пол Трамонтини завел роман с 14-летней Кэтрин Бейли. Он даже сделал девочке официальное предложение, но родители и школьная администрация не одобрили эти отношения. В результате парочка сбежала. Четырнадцать месяцев они путешествовали по Англии под чужими именами, перебиваясь случайными заработками. Устав от такой жизни, влюбленные сдались полиции. Трамонтини получил полтора года заключения. 

А бывает и так

Нина Валентиновна Щербакова:

- Борис Натанович пришел к нам в школу преподавать физику. Было это сразу после войны. Офицер, множество наград, идеально сидящая по фигуре форма. Ну как тут можно устоять! Тем более мужчин-учителей очень мало, а те, кто работал, старенькие. Вот все одноклассницы и влюблялись, я тоже входила в это число. Но Борис Натанович был стоек и сдержан, вел свой урок и не позволял себе лишнего. Он всегда был открыт, ярок, интересен. Все с ним общались наравне, барьеров не было, но и панибратства тоже. Возможно, мы так и сблизились. Просто общались, дружили. Как потом выяснилось, это была любовь с первого взгляда. Офицер запаса ждал, пока я окончу школу, и после выпускного бала сделал мне предложение. Через десять лет он стал директором школы, а я – его лаборантом. Всю жизнь мы вместе, отметили бриллиантовую свадьбу. 

Сергей Осоргин:

- Когда я учился в выпускном классе, у моего одноклассника был роман с 25-летней учительницей физкультуры. То есть они не были пошлыми тайными любовниками. Это был очень красивый и трогательный роман, который они особо не скрывали, но и специально не афишировали. Он дарил ей цветы, приглашал в кино, театр. Часто можно было увидеть их гуляющими под руку. У администрации школы и у родителей хватило ума и благородства не изгадить эти красивые отношения. После школы она ждала его из армии, потом они поженились и до сих пор живут. Сейчас уже внуки у них. 

Марина Кудрина, мама одиннадцатиклассницы:

- В прошлом году дочке исполнилось 16 лет, поступила в десятый класс. Это физмат, только-только набрали. Большая часть класса друг с другом не знакома, педагоги новые. Классным руководителем у них стал учитель математики, довольно молодой – лет 35. Очень приятный, слегка странноватый парень – настоящий математик. Немного зажатый. Дочка еще с начала прошлой зимы рассказывала, что одна из одноклассниц вешается на преподавателя. Причем учитель не знает, как себя вести, и девчонки над ним посмеиваются. 

На каникулах у класса была поездка в Питер. Я поехала с ними. Сама увидела, что девочка и впрямь вешается: то за руку его схватит, то волосы ему поправляет, то кусок шоколадки чуть не в рот ему положить пытается. А он сам себя как-то неясно ведет. Схватили за руку – он и идет за руку, поправляют волосы – и ладно. Сам к этой девочке внимания не проявлял, но и на место не ставил. 

После поездки я поговорила с мамой этой девочки (папы у нее нет). Оказалось, что у ее дочери это уже не первая попытка создать отношения с мужчиной много старше себя. Мама сама побеседовала с учителем. Вроде бы после этого ситуация нормализовалась.

Юлия Полякова:

- У нас в школе работал молодой историк Вадим Олегович, было ему лет 30. Его жена преподавала в нашей же школе географию. Когда я училась в 11-м классе, жена от Вадима ушла, и началось… Он заводил отношения то с одной старшеклассницей, то с другой. Приглашал каждую к себе домой. За год через его руки прошла, наверное, половина девочек из выпускных классов. Никто ничего не скрывал, девчонки за ним по школе табуном бегали. Одна точно сделала от него аборт. Все прекрасно об этом знали, в том числе администрация школы, но никаких санкций к Вадиму не применили. Это были «лихие 90-е», и взрослым, наверное, не до того было: не до какого-то там историка с его несовершеннолетними пассиями. 

Мнение педагогов

Учитель биологии Людмила Дорохина:

- За мою многолетнюю практику не было ни одного случая, чтобы подросток влюбился во взрослого учителя. А вот мимолетные «романы» с практикантками бывают, наверное, во всех школах. Судите сами. В 10-й или 11-й класс приходит девочка, которая старше своих учеников всего на несколько лет. Ей лестно внимание парней, она флиртует с ними. Мальчишка, почувствовав, что дистанция между ним и «педагогом» стремительно сокращается, легко может увлечься. В этом нет ничего противоестественного, и взрослые, на мой взгляд, не должны лезть к подростку с советами и упреками – будет еще хуже. В утешение родителям скажу, что обычно любовь к студенткам заканчивается тогда же, когда и их практика. Единственное, что могут сделать взрослые – объяснить ребенку, что роман, вероятно, не будет иметь продолжения, ведь студенткам нравятся мужчины постарше. Поэтому для мальчика разочарование неизбежно. Естественно, если речь не идет о взаимной любви. 

Учитель истории Нина Наместникова:

- Я считаю, что у учителя, который вступает в связь с учеником, просто низкий моральный уровень. Как для педагога, так и для человека. Не должны возникать такие чувства. Есть определенное табу: если я учитель, я отношусь к ученику соответствующим образом. Есть такие профессии, которые не просто профессии, а моральные ориентиры. Учитель в их числе. Они должны выполнять свою роль правильно. Свято, я бы сказала. Если так случилось и захлестнули чувства – увольняйся из школы и решай свою судьбу как хочешь. 

Завуч Наталья Севастьянова:

- Такие связи существуют испокон веков. Просто раньше это было более завуалировано, чем сегодня. Хотя если в современной школе произойдет такой инцидент, то его тоже постараются не предавать огласке. Но все же это крайности. Обычно такие отношения не начинаются вовсе или заканчиваются ничем. На романтическую удочку чаще попадаются молодые учителя. У них нет педагогического опыта. Они просто не знают, как себя вести с влюбившимися в них детьми – вот, сами не замечая, и отвечают им взаимностью. К таким связям общество не лояльно. Оно всегда карает, хотя каждая ситуация слишком индивидуальна. И тем не менее стоит думать о своем будущем и будущем ученика. Не о чувствах думать, а смотреть на перспективу. 

Мнение психологов

Психолог Антон Сорин:

- С точки зрения морали, если в учителя влюбились, нужно сделать все, чтобы ребенок понимал: чувства лестны и приятны взрослому. Вы должны создать ощущение, что такое внимание много значит для вас. Школьник должен быть уверен, что его воспринимают серьезно. И тем не менее подростку нужно сказать прямо о том, что отношений никаких быть не может. Сослаться на возраст, разные социальные роли, жизненный опыт. Подростки очень ранимы, поэтому нужно быть осторожным в словах. Конечно, каждая ситуация индивидуальна, но принцип один: фантазиям нельзя давать развития, а отношения должны быть выстроены с точки зрения иерархии. Ни в коем случае нельзя выносить эту информацию на общественное обозрение и обсуждать с коллегами, тем более с одноклассниками школьника. 

С педагогической точки зрения, любовь или ее подобие – отличная мотивация, позволяющая учителю увлечь ребенка своим предметом, помочь ему многого добиться. 

На мой взгляд, если роман уже состоялся, то преподавателю нужно увольняться. Отношения подобного характера внутри школы недопустимы – как и вне ее. Это уголовно наказуемо, если говорить о несовершеннолетних. Выход один: полностью игнорировать внимание со стороны малолетнего воздыхателя, забыть о своих чувствах или отложить до взросления второй половины. В педагоге ученик должен видеть только воспитателя, не друга. Отношения могут быть доверительными, демократичными, но не панибратскими. Преподаватель обязан быть авторитетом, стоять на ступеньку выше. На нем лежит уголовная и материальная ответственность. Отвечать за воспитанника можно, а вот за друга – нельзя. Здесь уже равноправие. 

Психолог Елена Дубовик:

- В чувствах к преподавателю есть один из компонентов любви – уважение. Учитель – авторитет, который во время учебы принимает решения за себя и за подопечных. Это большая доминантная фигура, ученики видят в нем родительский архетип. Покровительствующее отношение нужно ребенку, если в детстве ему недоставало внимания и тепла родителей. Строить отношения с ровесниками таким ребятам неинтересно: нет ощущения защищенности и подчиненности. А ситуация с преподавателем позволяет подростку вернуться в детство и прожить непрожитые моменты, в которых он тогда нуждался.

Обратная ситуация, когда учитель начинает испытывать чувства большие, чем забота и внимание к ученику (тоже компоненты любви). Когда один партнер младше другого и имеет иной социальный статус, это говорит о сложностях в процессе личностного развития: уверенности в себе (ученик находится в подчиненном, зависимом положении) и о неосознанном запрете иметь то, в чем этот взрослый нуждается. У влюбленного педагога происходит активация комплекса пуэра (подростка). Это значит, что он или пропустил свой полный энергии и перемен период, или остался в нем – то есть, все еще незрел и взрослеть ему не хочется.

Любая сторона ситуации кричит о том, что влюбленные пытаются решить свои личностные проблемы за счет объекта привязанности. Но, конечно, каждая ситуация индивидуальна. 

Мнение сексологов

Сексолог Борис Мостовский:

- Взрослые идут на связь с подростками по двум причинам. Во-первых, из-за психического нарушения – эфебофилии, то есть влечения к незрелым девушкам и юношам переходного периода (вспомним «Лолиту» Владимира Набокова). Во-вторых, просто не срабатывают моральные нормы. Тут взрослый, особенно учитель, должен вспомнить о своей роли, проявить ответственность. Но не всегда он поступает так. 

Вовлеченным в такие отношения рискует оказаться подросток, который не чувствует родительской любви. И тут на него учительница обратила внимание. Теперь он считает себя счастливым, любимым, нужным плюс идет бонус в виде хороших оценок. Подросток, вступая в связь с учителем, понимает, что вторая сторона тоже уязвима. Он в этом случае уже не пассивный участник. 

Современные школьники ведут себя по-разному, и оказаться в неловкой ситуации рискуют сами учителя. Если проявление чувств старшеклассника выходит за пределы субординации, это лучше не игнорировать. Нужно сразу дать понять ребенку, что его поведение не осталось незамеченным, и строго с позиции учителя разъяснить, что это неприемлемо. Нужно не стыдить и ругать, а обозначить: я твой учитель, я хорошо к тебе отношусь как твой преподаватель, и давай соблюдать эту дистанцию. Это те моменты, которые молодым учителям толком не преподают, а в наше время это нужно. Это в общем-то техника безопасности и охраны труда.  

Читайте также
Комментарии (0)