Эмоциональное выгорание учителя: что делать, чтобы его избежать

2019-09-25T16:50:22.207Z
38 0

Выгорание − слово, хорошо знакомое современному человеку. Симптомами профессионального выгорания учителя могут быть апатия, отсутствие интереса к работе, незаинтересованность в результатах, раздражительность по отношению к ученикам и коллегам, быстрая утомляемость. Если учитель не справляется с профессиональными обязанностями, мы, как правило, автоматически списываем это не на выгорание, а на непрофессионализм или безответственность. Таким образом, учитель, который не выдерживает сложных эмоций, связанных с преподавательской практикой, может стать объектом давления извне, порицания со стороны начальства, коллег, родителей учеников. Все это делает проблему многослойной. Делимся практическими советами, как не допустить выгорания, а заметив признаки его приближения, преодолеть кризис.

Коллектив в помощь

Часто, находясь на грани эмоционального опустошения, человек не в состоянии самостоятельно заметить, что с ним происходит. В этом случае бдительные коллеги могут прийти на помощь и указать учителю на приближение проблемы. Кроме того, регулярное общение с коллегами может быть источником вдохновения, энергии, интересных идей. Главное, чтобы это общение было ресурсным, то есть больше приносило, а не отнимало.

Сейчас во многих европейских и американских школах набирает популярность практика преподавательского напарничества: учителя работают вдвоем, являясь друг для друга своеобразными супервизорами. Но в нашей стране такой формат работы можно встретить лишь в некоторых частных школах. Как правило, наши учителя в одиночку работают с детьми, общаются с родителями, выполняют бумажную работу. 

Именно поэтому важно регулярно организовывать поддерживающие педагогические собрания. Такие собрания не имеют ничего общего с плановыми педсоветами, на которых решаются рабочие вопросы. Главная цель педагогических собраний − помочь тем, на ком держится работа всей школы, то есть учителям. Проводить их можно в формате живых встреч, а можно и в формате онлайн-конференций. Чтобы собрания были эффективными, важно придерживаться определенных правил.

  1. Встречи должны проходить регулярно, периодичность можно выбирать, основываясь на пожелания самих учителей. Хорошо устраивать педагогические встречи, например, в начале и в конце учебной четверти. 
  2. Встречи не должны затягиваться, отнимая личное время. Стоит придерживаться заранее утвержденного тайминга, выделяя определенное количество времени на разбор и обсуждение кейсов. 
  3. Хорошо, если к каждой онлайн- или оффлайн-встрече cможет присоединяться школьный психолог. Если такой возможности нет, стоит попросить психолога заранее разработать рекомендации по проведению собраний. В правилах можно, например, указать, что во время встреч запрещено высказывать осуждение и негативные оценки чужого опыта. 

Инициировать создание поддерживающей педагогической группы в школе может как школьная администрация, так и сами учителя. 

Тайминг в общении с родителями и учениками

Общение с детьми и их родителями — это, как правило, самая эмоционально затратная часть работы учителя. К сожалению, далеко не всегда эти эмоции оказываются приятными. 

В первую очередь необходимо помнить, что общение, ответы на вопросы, выстраивание доверительных отношений — это часть работы. Однако, составляя собственное рабочее расписание, учителю стоит заранее определять время, которое он будет тратить на внеурочное общение с детьми и их родителями − в общей сложности оно не должно превышать 20% рабочего времени. 

Если в своей практике вы встречаетесь с учениками, которые испытывают определенные трудности, вы, разумеется, можете уделить этим ученикам дополнительное время. Но не пытайтесь решить все проблемы самостоятельно, обращайтесь к коллегам: школьным учителям, психологам, к руководству школы. Просьба о помощи не делает вас слабым и непрофессиональным, а наоборот, показывает, что вы умеете заботиться как о детях, так и о себе. 

Рано или поздно каждый педагог сталкивается с «токсичными» родителями. Они могут требовать особого отношения к ребенку, критиковать работу учителя. В такой ситуации учителю важно не вовлекаться в долгие споры, а просто объективно описать свою позицию. 

Если после этого родители не перестают заваливать педагога вопросами и претензиями, стоит сообщить об этом руководству школы. В свою очередь представители школьной администрации и психологи могут продолжить общение с родителями, объяснив им, что учитель должен тратить максимум времени на работу с детьми, а вовсе не на выяснение отношений с их мамами и папами. 

Придерживайтесь тайминга в общении со всеми родителями. Во время установочных родительских собраний сообщите, как часто вы можете отвечать на их вопросы. Есть несколько общепринятых правил.

  1. Учитель может уделять время живому общению с родителями не более двух раз в течение учебной четверти.
  2. На общие вопросы и на вопросы, не требующие срочного ответа, учитель может отвечать в специально организованных чатах или на онлайн-платформах, где должны быть зарегистрированы все родители. Нежелание родителей присоединяться к чату не накладывает на учителя ответственности общаться с ними в индивидуальном порядке. Учителю стоит заранее сообщить родителям, как часто он будет отвечать на вопросы в чатах (например, дважды в неделю).
  3. Учитель должен заранее сообщить родителям, в какие часы ему можно звонить. Он имеет право не отвечать на письма и звонки родителей после окончания рабочего дня, а также в выходные.

Эмоциональная гигиена

Помните, что забота о себе — основа успешной работы и профессионального роста. Психологи утверждают, что именно учителя (наравне с врачами и полицейскими) чаще работников других сфер испытывают эмоциональное выгорание. 

Эмоции — это неосязаемая, невидимая, но исключительно важная сфера нашей жизни, но только мы сами отвечаем за свое психическое состояние и своевременное избавление от эмоционального мусора. Вот некоторые упражнения и практики, которые психологи рекомендуют учителям выполнять регулярно.

Ежедневные настройки

Перед началом рабочего дня или урока уделяйте несколько минут эмоциональной настройке. Напомните себе, почему вы занимаетесь педагогической практикой, что для вас важно, а что — вторично, каких результатов вы хотите добиться, что хотите передать детям. 

В конце урока или учебного дня можно также выполнять настройки, отмечая собственные большие и маленькие успехи, радуясь им, обретая намерение развивать и совершенствовать достигнутое. 

Если в процессе настроек вы чувствуете, что не можете самостоятельно найти смысл своей работы, не затягивая, обратитесь к психологу.

Практики эмоционального сканирования и письменные практики

Выполняя эмоциональное сканирование, мы ежедневно (один или несколько раз в день) уделяем время наблюдению за собственными эмоциями. Находясь наедине с собой и прислушиваясь к себе, мы можем заметить, какие эмоции испытываем в данный момент: это может быть раздражение, грусть, зависть, что угодно. Психологи объясняют, что, замечая эмоции, мы меньше в них вовлекаемся и получаем возможность с ними работать. 

Заметив в себе раздражение, учитель может уделить время чему-то, что поможет успокоиться: выпить чашку чая, прочесть главу хорошей книги, совершить прогулку или поговорить по телефону с близким человеком. 

Но не всем людям с легкостью дается практика сканирования эмоций. В этом случае психологи рекомендуют писательские практики: раз в день, вооружившись карандашом и блокнотом, можно записывать все, что в этот момент захватывает. Письмо помогает структурировать мысли, дает возможность посмотреть на свой внутренний мир со стороны. 

Существует много разных писательских практик. Алгоритм одной из самых популярных выглядит так:

  1. Заведите таймер на 10-15 минут. В течение этого времени, не задумываясь над содержанием и формулировками, опишите, как прошел ваш день, что вы делали и что чувствовали. 
  2. На время отложите написанное, чтобы заняться другими делами. 
  3. Перечитайте то, что получилось, так, словно читаете письмо от другого человека. 
  4. Подумайте, что вы могли бы сказать, посоветовать автору текста.

Занятия сканированием эмоций и работа с записью состояний помогают не только контролировать настроение, но и определять направления для дальнейшего саморазвития.

Часы и дни эмоциональной разгрузки

Каждый день уделяйте хотя бы полтора часа делам, никак не связанным с педагогической деятельностью. Читайте книги, занимайтесь творчеством, общайтесь с близкими людьми. 

Как минимум раз в неделю устраивайте себе день, когда вы не будете думать о работе. Особенно ответственные учителя могут отнестись к эффективному отдыху как к важнейшей части работы, без которой продуктивность рано или поздно начнет сходить на нет.

И помните: ваше эмоциональное самочувствие так же важно, как и ваша работа. Заботьтесь о себе так же, как заботитесь об учениках.


Читайте также
Комментарии (0)
2019-09-25T16:50:22.207Z
38 0

Эмоциональное выгорание учителя: что делать, чтобы его избежать


Выгорание − слово, хорошо знакомое современному человеку. Симптомами профессионального выгорания учителя могут быть апатия, отсутствие интереса к работе, незаинтересованность в результатах, раздражительность по отношению к ученикам и коллегам, быстрая утомляемость. Если учитель не справляется с профессиональными обязанностями, мы, как правило, автоматически списываем это не на выгорание, а на непрофессионализм или безответственность. Таким образом, учитель, который не выдерживает сложных эмоций, связанных с преподавательской практикой, может стать объектом давления извне, порицания со стороны начальства, коллег, родителей учеников. Все это делает проблему многослойной. Делимся практическими советами, как не допустить выгорания, а заметив признаки его приближения, преодолеть кризис.

Коллектив в помощь

Часто, находясь на грани эмоционального опустошения, человек не в состоянии самостоятельно заметить, что с ним происходит. В этом случае бдительные коллеги могут прийти на помощь и указать учителю на приближение проблемы. Кроме того, регулярное общение с коллегами может быть источником вдохновения, энергии, интересных идей. Главное, чтобы это общение было ресурсным, то есть больше приносило, а не отнимало.

Сейчас во многих европейских и американских школах набирает популярность практика преподавательского напарничества: учителя работают вдвоем, являясь друг для друга своеобразными супервизорами. Но в нашей стране такой формат работы можно встретить лишь в некоторых частных школах. Как правило, наши учителя в одиночку работают с детьми, общаются с родителями, выполняют бумажную работу. 

Именно поэтому важно регулярно организовывать поддерживающие педагогические собрания. Такие собрания не имеют ничего общего с плановыми педсоветами, на которых решаются рабочие вопросы. Главная цель педагогических собраний − помочь тем, на ком держится работа всей школы, то есть учителям. Проводить их можно в формате живых встреч, а можно и в формате онлайн-конференций. Чтобы собрания были эффективными, важно придерживаться определенных правил.

  1. Встречи должны проходить регулярно, периодичность можно выбирать, основываясь на пожелания самих учителей. Хорошо устраивать педагогические встречи, например, в начале и в конце учебной четверти. 
  2. Встречи не должны затягиваться, отнимая личное время. Стоит придерживаться заранее утвержденного тайминга, выделяя определенное количество времени на разбор и обсуждение кейсов. 
  3. Хорошо, если к каждой онлайн- или оффлайн-встрече cможет присоединяться школьный психолог. Если такой возможности нет, стоит попросить психолога заранее разработать рекомендации по проведению собраний. В правилах можно, например, указать, что во время встреч запрещено высказывать осуждение и негативные оценки чужого опыта. 

Инициировать создание поддерживающей педагогической группы в школе может как школьная администрация, так и сами учителя. 

Тайминг в общении с родителями и учениками

Общение с детьми и их родителями — это, как правило, самая эмоционально затратная часть работы учителя. К сожалению, далеко не всегда эти эмоции оказываются приятными. 

В первую очередь необходимо помнить, что общение, ответы на вопросы, выстраивание доверительных отношений — это часть работы. Однако, составляя собственное рабочее расписание, учителю стоит заранее определять время, которое он будет тратить на внеурочное общение с детьми и их родителями − в общей сложности оно не должно превышать 20% рабочего времени. 

Если в своей практике вы встречаетесь с учениками, которые испытывают определенные трудности, вы, разумеется, можете уделить этим ученикам дополнительное время. Но не пытайтесь решить все проблемы самостоятельно, обращайтесь к коллегам: школьным учителям, психологам, к руководству школы. Просьба о помощи не делает вас слабым и непрофессиональным, а наоборот, показывает, что вы умеете заботиться как о детях, так и о себе. 

Рано или поздно каждый педагог сталкивается с «токсичными» родителями. Они могут требовать особого отношения к ребенку, критиковать работу учителя. В такой ситуации учителю важно не вовлекаться в долгие споры, а просто объективно описать свою позицию. 

Если после этого родители не перестают заваливать педагога вопросами и претензиями, стоит сообщить об этом руководству школы. В свою очередь представители школьной администрации и психологи могут продолжить общение с родителями, объяснив им, что учитель должен тратить максимум времени на работу с детьми, а вовсе не на выяснение отношений с их мамами и папами. 

Придерживайтесь тайминга в общении со всеми родителями. Во время установочных родительских собраний сообщите, как часто вы можете отвечать на их вопросы. Есть несколько общепринятых правил.

  1. Учитель может уделять время живому общению с родителями не более двух раз в течение учебной четверти.
  2. На общие вопросы и на вопросы, не требующие срочного ответа, учитель может отвечать в специально организованных чатах или на онлайн-платформах, где должны быть зарегистрированы все родители. Нежелание родителей присоединяться к чату не накладывает на учителя ответственности общаться с ними в индивидуальном порядке. Учителю стоит заранее сообщить родителям, как часто он будет отвечать на вопросы в чатах (например, дважды в неделю).
  3. Учитель должен заранее сообщить родителям, в какие часы ему можно звонить. Он имеет право не отвечать на письма и звонки родителей после окончания рабочего дня, а также в выходные.

Эмоциональная гигиена

Помните, что забота о себе — основа успешной работы и профессионального роста. Психологи утверждают, что именно учителя (наравне с врачами и полицейскими) чаще работников других сфер испытывают эмоциональное выгорание. 

Эмоции — это неосязаемая, невидимая, но исключительно важная сфера нашей жизни, но только мы сами отвечаем за свое психическое состояние и своевременное избавление от эмоционального мусора. Вот некоторые упражнения и практики, которые психологи рекомендуют учителям выполнять регулярно.

Ежедневные настройки

Перед началом рабочего дня или урока уделяйте несколько минут эмоциональной настройке. Напомните себе, почему вы занимаетесь педагогической практикой, что для вас важно, а что — вторично, каких результатов вы хотите добиться, что хотите передать детям. 

В конце урока или учебного дня можно также выполнять настройки, отмечая собственные большие и маленькие успехи, радуясь им, обретая намерение развивать и совершенствовать достигнутое. 

Если в процессе настроек вы чувствуете, что не можете самостоятельно найти смысл своей работы, не затягивая, обратитесь к психологу.

Практики эмоционального сканирования и письменные практики

Выполняя эмоциональное сканирование, мы ежедневно (один или несколько раз в день) уделяем время наблюдению за собственными эмоциями. Находясь наедине с собой и прислушиваясь к себе, мы можем заметить, какие эмоции испытываем в данный момент: это может быть раздражение, грусть, зависть, что угодно. Психологи объясняют, что, замечая эмоции, мы меньше в них вовлекаемся и получаем возможность с ними работать. 

Заметив в себе раздражение, учитель может уделить время чему-то, что поможет успокоиться: выпить чашку чая, прочесть главу хорошей книги, совершить прогулку или поговорить по телефону с близким человеком. 

Но не всем людям с легкостью дается практика сканирования эмоций. В этом случае психологи рекомендуют писательские практики: раз в день, вооружившись карандашом и блокнотом, можно записывать все, что в этот момент захватывает. Письмо помогает структурировать мысли, дает возможность посмотреть на свой внутренний мир со стороны. 

Существует много разных писательских практик. Алгоритм одной из самых популярных выглядит так:

  1. Заведите таймер на 10-15 минут. В течение этого времени, не задумываясь над содержанием и формулировками, опишите, как прошел ваш день, что вы делали и что чувствовали. 
  2. На время отложите написанное, чтобы заняться другими делами. 
  3. Перечитайте то, что получилось, так, словно читаете письмо от другого человека. 
  4. Подумайте, что вы могли бы сказать, посоветовать автору текста.

Занятия сканированием эмоций и работа с записью состояний помогают не только контролировать настроение, но и определять направления для дальнейшего саморазвития.

Часы и дни эмоциональной разгрузки

Каждый день уделяйте хотя бы полтора часа делам, никак не связанным с педагогической деятельностью. Читайте книги, занимайтесь творчеством, общайтесь с близкими людьми. 

Как минимум раз в неделю устраивайте себе день, когда вы не будете думать о работе. Особенно ответственные учителя могут отнестись к эффективному отдыху как к важнейшей части работы, без которой продуктивность рано или поздно начнет сходить на нет.

И помните: ваше эмоциональное самочувствие так же важно, как и ваша работа. Заботьтесь о себе так же, как заботитесь об учениках.

Читайте также
Комментарии (0)