Что делать учителю, если в класс пришел новенький

2019-02-28T15:10:20.656Z
2 0

Дети после окончания начальной школы стали поступать в гимназии (после 4-го в 5-й), после 7-9-го переходить в профильные классы, т. е. обучение стало дифференцированным. В связи с этим появление новичка в классе сегодня – дело очень  актуальное, обычное, можно сказать. При всем при этом оно не стало менее острым и важным для детей, переходящих в другую школу или класс.

Что делать учителю, если в класс пришел новенький

Если учитель заинтересован в детях и своей работе, то помочь адаптироваться новому ребенку не составляет огромного труда. Нужно:

  • желание, 
  • небольшое усилие,
  • повышенное внимание к новенькому на первых порах,
  • наблюдательность.

Хорошо, когда учитель «вводит» ребенка в класс. Для этого лучше познакомиться с ребенком и его родителями перед непосредственным началом учебного процесса, чтобы иметь уже представление о нем.

Игры с классом могут помочь адаптироваться новенькому

Отличный вариант – уделить полноценное время знакомству ребенка со своим классом во время классного часа. Для этого используются интересные легкие игры на знакомство, например:

  1. «Сосед справа» – учитель вручает эстафетную палочку любому ребенку, и он должен рассказать хотя бы пару слов об однокласснике, сидящем справа. Затем рассказывающий ребенок передает палочку другому ребенку, который рассказывает уже о своем соседе справа и т. д. Таким образом новичок знакомится с классом. Если палочку вручили новенькому, он рассказывает о себе сам.
  2. «Переходящий мяч» – учитель задает вопрос: «Чем ты любишь заниматься после уроков?» и бросает мяч любому ученику. Тот должен ответить и бросить мяч обратно. Учитель спрашивает, кто еще любит проводить время после уроков, как Миша/Даша/Арсений? Дети присоединяются к отвечающему. Так учитель обходит детей и задает разные вопросы.
  3. «Тайный комплимент» – дети пишут свои имена на листочках и пускают свой листочек по кругу. Одноклассники должны написать одно-два слова для характеристики обладателя листочка. Учитель дает установку на позитивное качество, которое привлекает в ребенке, указанном на листочке. Когда каждый листочек с именем обошел весь круг детей, учитель собирает их. Зачитывает их, дети стараются угадать, про какого ребенка идет речь. Интересно, какие характеристики дадут новенькому дети.

Игр существует множество, выбирать надо те, которые направлены на знакомство и сплочение коллектива детей.

Очень важна внимательность

Что делать учителю, если в класс пришел новенький

Учитель должен знать, что первый портрет новичка – тревожный, малообщительный, скорее замкнутый в себе ребенок – не является характером. Это приспособительная реакция, маска, за которой скрывается чувство одиночества и растерянность нового человека, которому надо быстро освоиться с новой жизнью. Если учитель придет домой к новенькому, то там он может увидеть совершенно другую картину. И это важный ход, чтобы понять переживания ребенка и помочь ему на первых порах преодолевать эту растерянность.

Внимательность поможет учителю понять, насколько общителен и открыт новенький ребенок по своей натуре. Если эти качества присутствуют, то адаптация в классе произойдет достаточно быстро, если нет, то поддержка учителя будет очень востребована. Дольше и сложнее адаптируются застенчивые, робкие, закрытые дети. Это нужно будет понять, потому что первое время в новом классе даже очень открытые по характеру дети могут производить впечатление робких.

Конечно, мы понимаем, что не все зависит от учителя. Особенно в средних и старших классах, где отношение учителя к новичку и отношение класса к нему могут отличаться (что очень редко наблюдается в младших классах).

Чего боится новенький?

Что делать учителю, если в класс пришел новенький

К тому же, есть распространенные страхи, которые отмечаются у большинства новых детей:

  1. Стать самым последним учеником, не справиться, не потянуть учебу – страх характерен не только для амбициозных учеников, которые имели хорошую репутацию в прошлом коллективе. В целом, школьный статус является частью общего самоотношения. Чтобы снизить этот страх, учителю надо со снисходительностью отнестись в первое время к ученику. С одной стороны, мягко проверять уровень его знаний, с другой стороны, давать ему возможность проявить себя в хорошем свете.
  2. Страх учителя (особенно, если последний имеет в школе определенную репутацию) – более характерен для начальной школы, где один учитель ведет все предметы, и если с ним не сложились отношения, то ученик рискует оказаться в тяжелом моральном состоянии. На снижение страха будет работать возможность неформального общения учителя с ребенком: прийти в гости к ребенку; остаться на несколько минут после уроков, чтобы расспросить о том, как новичок приживается.
  3. Страх не вписаться в детский коллектив (особенно при замкнутом характере новичка) – более характерный страх для подростков, хотя у младших встречается тоже. Про коллектив мы скажем еще отдельно. Ясно одно: страх имеет основание, т. к. коллектив – живая социальная система, работавшая определенное время без новичка, а тот, кто не знает законов системы, оказывается в уязвимом положении. Чтобы этот страх снижался, мы проводим знакомство в неформальной обстановке, даем ребенку задания, где бы он мог отличиться в выгодном свете, налаживаем мостки взаимодействия класса и новичка.

Чего делать нельзя

Если учитель не особо заинтересован в психологическом самочувствии новых детей и сплочении класса, то обычно занимает одну из следующих позиций:

  1. Игнорировать адаптацию новичка – «сам разберется, не маленький». Если новый ребенок застенчивый, то при таком отношении он рискует остаться чужим в этом классе надолго. Девятиклассник Р., пришедший в новый класс 1 сентября, по словам родителей, до сих пор (на февраль 2019-го) чужой в классе. Мальчик умный, хорошо учится, но класс достаточно автономный, не сплоченный, учительница, к сожалению, не приложила даже небольшого усилия для введения новичка в класс. Этим стали заниматься некоторые общительные девочки, как это часто бывает. Однако большого эффекта это не дало. Мальчики практически игнорируют новичка Р. Он замкнут, общается только при инициативе подошедшего. Чувствует себя скованно, тревожно, идти в школу не хочет. Мама говорила с классным руководителем, позиция которого выразилась в словах: «Класс выпускной, чего уже налаживать отношения, скоро все разойдутся по колледжам».
  2. Включаться только тогда, когда возник инцидент – учитель ведет себя, как рефери на ринге, разнимающий боксеров только тогда, когда бой дальше недопустим. Такой учитель может пропустить деструкцию и серьезные происшествия в классе. Вспомним «Чучело» Железнякова, где класс стал травить Лену Бессольцеву. Учительница фрагментарно включалась, а поняла весь размах проблемы только в самом конце, когда Лена уже ушла из школы и уехала из города.

Существует возрастная динамика отношений с новичком

Младшие школьники принимают новичка через призму учебной деятельности, в соответствии с адаптационной фазой их школьной жизни. Последняя предполагает бурное социальное развитие личности маленького школяра. Это уже не садик, где малыш находится, пока родители на работе. Школа – это место, где ребенок обязан предъявить себя миру, а мир разнообразный, требовательный и оценивающий. Дети адаптируются и привыкают к своей новой роли в жизни. Во всем ориентируются на учителя, который, собственно, и является проводником во взрослый социальный мир.

Поэтому оценка новичка у младших школьников будет опосредованной через учителя. Эта оценка индифферентная – не личность сама по себе, а личность в учебе. Сначала дети выжидают, потом после оценки учителя присоединяются к ней. По статистике, в младших классах лучше относятся к новичкам-девочкам, как потенциально примерным ученикам.

Труднее всего приходится новичкам-подросткам, ученикам средних классов – 6,7,8-х. Фаза развития, в которой находится подросток, – индивидуализация. Это время, когда ребенку необходимо выделить себя из всего остального мира, понять себя, увидеть себя, т. е. персонализироваться. И в ситуации новичка в классе дети нередко стремятся персонализироваться за счет деперсонализации новенького, т. е. самоутвердиться за счет принижения слабейшего. Новичок в средних классах часто видится, как конкурент, соперник, что провоцирует изначально недоброжелательное отношение к нему, особенно у детей неуверенных.  

Старшеклассники находятся на стадии интеграции – познания себя глубже, поиска своего места в жизни. Новичок – это тоже источник познания, расширения горизонта и круга общения. Поэтому старшие классы, как правило, демонстрируют доброжелательное отношение к новенькому, особенно, если тот может показать свою личностную нешаблонность. Старшие подростки смотрят на человека как на собственно личность и соответственно оценивают.

Между прочим, определенное значение имеет отношение лидера, звезды класса к новичку. Он задает тон и одновременно является выразителем общего отношения.

Психологический тест

Для исследования внутреннего климата в классе на сегодняшний день используется социометрический тест, смысл которого состоит в том, что каждый ребенок в классе должен сделать несколько выборов (чаще три), отвечая на вопрос (к примеру: кого ты пригласишь на свой день рождения в первую очередь, во вторую очередь, в третью очередь, если не будет тех, кого бы ты изначально хотел позвать). Психолог высчитывает результаты и дает учителю картину межличностных отношений в классе, которая часто видна и без тестов.


Напоследок хочется сказать, что учителю необходимо не пропустить признаки школьной дезадаптации у новенького. Они выражаются в том, что по прошествии достаточного времени (3-4 месяца) ребенок сохраняет «психологический портрет новичка»: выглядит таким же замкнутым, одиноким, робким, ни с кем в классе не завязал отношений, держится постоянно обособленно от детей, предпочитает не участвовать во внеклассных мероприятиях, не проявляет никакой активности ни на уроке, ни на перемене, возможно, снижается образовательный уровень. Если хотя бы половина из упомянутых симптомов присутствует, есть смысл в индивидуальном подходе к ребенку, разговоре с ним, родителями, школьным психологом с целью помочь ребенку преодолеть сложности адаптации в новом классе.

Читайте также
Комментарии (0)

Что делать учителю, если в класс пришел новенький

2 0

2019-02-28T15:10:20.656Z

Екатерина Шевелева
Подписаться

Дети после окончания начальной школы стали поступать в гимназии (после 4-го в 5-й), после 7-9-го переходить в профильные классы, т. е. обучение стало дифференцированным. В связи с этим появление новичка в классе сегодня – дело очень  актуальное, обычное, можно сказать. При всем при этом оно не стало менее острым и важным для детей, переходящих в другую школу или класс.

Что делать учителю, если в класс пришел новенький

Если учитель заинтересован в детях и своей работе, то помочь адаптироваться новому ребенку не составляет огромного труда. Нужно:

  • желание, 
  • небольшое усилие,
  • повышенное внимание к новенькому на первых порах,
  • наблюдательность.

Хорошо, когда учитель «вводит» ребенка в класс. Для этого лучше познакомиться с ребенком и его родителями перед непосредственным началом учебного процесса, чтобы иметь уже представление о нем.

Игры с классом могут помочь адаптироваться новенькому

Отличный вариант – уделить полноценное время знакомству ребенка со своим классом во время классного часа. Для этого используются интересные легкие игры на знакомство, например:

  1. «Сосед справа» – учитель вручает эстафетную палочку любому ребенку, и он должен рассказать хотя бы пару слов об однокласснике, сидящем справа. Затем рассказывающий ребенок передает палочку другому ребенку, который рассказывает уже о своем соседе справа и т. д. Таким образом новичок знакомится с классом. Если палочку вручили новенькому, он рассказывает о себе сам.
  2. «Переходящий мяч» – учитель задает вопрос: «Чем ты любишь заниматься после уроков?» и бросает мяч любому ученику. Тот должен ответить и бросить мяч обратно. Учитель спрашивает, кто еще любит проводить время после уроков, как Миша/Даша/Арсений? Дети присоединяются к отвечающему. Так учитель обходит детей и задает разные вопросы.
  3. «Тайный комплимент» – дети пишут свои имена на листочках и пускают свой листочек по кругу. Одноклассники должны написать одно-два слова для характеристики обладателя листочка. Учитель дает установку на позитивное качество, которое привлекает в ребенке, указанном на листочке. Когда каждый листочек с именем обошел весь круг детей, учитель собирает их. Зачитывает их, дети стараются угадать, про какого ребенка идет речь. Интересно, какие характеристики дадут новенькому дети.

Игр существует множество, выбирать надо те, которые направлены на знакомство и сплочение коллектива детей.

Очень важна внимательность

Что делать учителю, если в класс пришел новенький

Учитель должен знать, что первый портрет новичка – тревожный, малообщительный, скорее замкнутый в себе ребенок – не является характером. Это приспособительная реакция, маска, за которой скрывается чувство одиночества и растерянность нового человека, которому надо быстро освоиться с новой жизнью. Если учитель придет домой к новенькому, то там он может увидеть совершенно другую картину. И это важный ход, чтобы понять переживания ребенка и помочь ему на первых порах преодолевать эту растерянность.

Внимательность поможет учителю понять, насколько общителен и открыт новенький ребенок по своей натуре. Если эти качества присутствуют, то адаптация в классе произойдет достаточно быстро, если нет, то поддержка учителя будет очень востребована. Дольше и сложнее адаптируются застенчивые, робкие, закрытые дети. Это нужно будет понять, потому что первое время в новом классе даже очень открытые по характеру дети могут производить впечатление робких.

Конечно, мы понимаем, что не все зависит от учителя. Особенно в средних и старших классах, где отношение учителя к новичку и отношение класса к нему могут отличаться (что очень редко наблюдается в младших классах).

Чего боится новенький?

Что делать учителю, если в класс пришел новенький

К тому же, есть распространенные страхи, которые отмечаются у большинства новых детей:

  1. Стать самым последним учеником, не справиться, не потянуть учебу – страх характерен не только для амбициозных учеников, которые имели хорошую репутацию в прошлом коллективе. В целом, школьный статус является частью общего самоотношения. Чтобы снизить этот страх, учителю надо со снисходительностью отнестись в первое время к ученику. С одной стороны, мягко проверять уровень его знаний, с другой стороны, давать ему возможность проявить себя в хорошем свете.
  2. Страх учителя (особенно, если последний имеет в школе определенную репутацию) – более характерен для начальной школы, где один учитель ведет все предметы, и если с ним не сложились отношения, то ученик рискует оказаться в тяжелом моральном состоянии. На снижение страха будет работать возможность неформального общения учителя с ребенком: прийти в гости к ребенку; остаться на несколько минут после уроков, чтобы расспросить о том, как новичок приживается.
  3. Страх не вписаться в детский коллектив (особенно при замкнутом характере новичка) – более характерный страх для подростков, хотя у младших встречается тоже. Про коллектив мы скажем еще отдельно. Ясно одно: страх имеет основание, т. к. коллектив – живая социальная система, работавшая определенное время без новичка, а тот, кто не знает законов системы, оказывается в уязвимом положении. Чтобы этот страх снижался, мы проводим знакомство в неформальной обстановке, даем ребенку задания, где бы он мог отличиться в выгодном свете, налаживаем мостки взаимодействия класса и новичка.

Чего делать нельзя

Если учитель не особо заинтересован в психологическом самочувствии новых детей и сплочении класса, то обычно занимает одну из следующих позиций:

  1. Игнорировать адаптацию новичка – «сам разберется, не маленький». Если новый ребенок застенчивый, то при таком отношении он рискует остаться чужим в этом классе надолго. Девятиклассник Р., пришедший в новый класс 1 сентября, по словам родителей, до сих пор (на февраль 2019-го) чужой в классе. Мальчик умный, хорошо учится, но класс достаточно автономный, не сплоченный, учительница, к сожалению, не приложила даже небольшого усилия для введения новичка в класс. Этим стали заниматься некоторые общительные девочки, как это часто бывает. Однако большого эффекта это не дало. Мальчики практически игнорируют новичка Р. Он замкнут, общается только при инициативе подошедшего. Чувствует себя скованно, тревожно, идти в школу не хочет. Мама говорила с классным руководителем, позиция которого выразилась в словах: «Класс выпускной, чего уже налаживать отношения, скоро все разойдутся по колледжам».
  2. Включаться только тогда, когда возник инцидент – учитель ведет себя, как рефери на ринге, разнимающий боксеров только тогда, когда бой дальше недопустим. Такой учитель может пропустить деструкцию и серьезные происшествия в классе. Вспомним «Чучело» Железнякова, где класс стал травить Лену Бессольцеву. Учительница фрагментарно включалась, а поняла весь размах проблемы только в самом конце, когда Лена уже ушла из школы и уехала из города.

Существует возрастная динамика отношений с новичком

Младшие школьники принимают новичка через призму учебной деятельности, в соответствии с адаптационной фазой их школьной жизни. Последняя предполагает бурное социальное развитие личности маленького школяра. Это уже не садик, где малыш находится, пока родители на работе. Школа – это место, где ребенок обязан предъявить себя миру, а мир разнообразный, требовательный и оценивающий. Дети адаптируются и привыкают к своей новой роли в жизни. Во всем ориентируются на учителя, который, собственно, и является проводником во взрослый социальный мир.

Поэтому оценка новичка у младших школьников будет опосредованной через учителя. Эта оценка индифферентная – не личность сама по себе, а личность в учебе. Сначала дети выжидают, потом после оценки учителя присоединяются к ней. По статистике, в младших классах лучше относятся к новичкам-девочкам, как потенциально примерным ученикам.

Труднее всего приходится новичкам-подросткам, ученикам средних классов – 6,7,8-х. Фаза развития, в которой находится подросток, – индивидуализация. Это время, когда ребенку необходимо выделить себя из всего остального мира, понять себя, увидеть себя, т. е. персонализироваться. И в ситуации новичка в классе дети нередко стремятся персонализироваться за счет деперсонализации новенького, т. е. самоутвердиться за счет принижения слабейшего. Новичок в средних классах часто видится, как конкурент, соперник, что провоцирует изначально недоброжелательное отношение к нему, особенно у детей неуверенных.  

Старшеклассники находятся на стадии интеграции – познания себя глубже, поиска своего места в жизни. Новичок – это тоже источник познания, расширения горизонта и круга общения. Поэтому старшие классы, как правило, демонстрируют доброжелательное отношение к новенькому, особенно, если тот может показать свою личностную нешаблонность. Старшие подростки смотрят на человека как на собственно личность и соответственно оценивают.

Между прочим, определенное значение имеет отношение лидера, звезды класса к новичку. Он задает тон и одновременно является выразителем общего отношения.

Психологический тест

Для исследования внутреннего климата в классе на сегодняшний день используется социометрический тест, смысл которого состоит в том, что каждый ребенок в классе должен сделать несколько выборов (чаще три), отвечая на вопрос (к примеру: кого ты пригласишь на свой день рождения в первую очередь, во вторую очередь, в третью очередь, если не будет тех, кого бы ты изначально хотел позвать). Психолог высчитывает результаты и дает учителю картину межличностных отношений в классе, которая часто видна и без тестов.


Напоследок хочется сказать, что учителю необходимо не пропустить признаки школьной дезадаптации у новенького. Они выражаются в том, что по прошествии достаточного времени (3-4 месяца) ребенок сохраняет «психологический портрет новичка»: выглядит таким же замкнутым, одиноким, робким, ни с кем в классе не завязал отношений, держится постоянно обособленно от детей, предпочитает не участвовать во внеклассных мероприятиях, не проявляет никакой активности ни на уроке, ни на перемене, возможно, снижается образовательный уровень. Если хотя бы половина из упомянутых симптомов присутствует, есть смысл в индивидуальном подходе к ребенку, разговоре с ним, родителями, школьным психологом с целью помочь ребенку преодолеть сложности адаптации в новом классе.

Читайте также
Комментарии (0)