Боязнь публичных выступлений у детей. Как с ней бороться

2019-02-18T13:57:48.508Z
5 0

Боязнь публичных выступлений – та проблема, которая становится актуальной для родителей именно с началом школьного периода в жизни ребенка. С каждым учебным годом количество подобных выступлений только возрастает. И если многих из них еще можно избежать, то отвечать у доски так или иначе придется всем.

Конечно, родителям очень хочется гордиться своими детьми, наблюдая за их выступлениями на школьных праздниках, отчетных концертах во всевозможных кружках и студиях. Да и на успеваемости сказывается: «Как же так? Дома все так хорошо знал, а за ответ у доски оценка ниже ожидаемой». Их беспокойство вполне понятно, однако эта проблема гораздо шире и глубже, если смотреть на нее с точки зрения того, что происходит с самим ребенком.

Необходимость выступления перед другими людьми, т. е. момент предъявления себя миру, является ситуацией, наполненной очень интенсивными переживаниями. Такое состояние сильного психического напряжения, вызванного взаимодействием между человеком и окружающим миром, носит название психологического стресса. 

Что может быть причиной страха

Боязнь публичных выступлений у детей. Как с ней бороться

Начальной фазой стресса является тревога – негативное эмоциональное переживание, которое связано с ожиданием чего-то неопределенного, но опасного. Это состояние может быть очень различным по интенсивности: от ощущения напряженности, сопровождающегося внутренним дискомфортом, до тревожно-боязливого возбуждения, когда исчезает любая способность к целенаправленной деятельности. Тревога запускает целый комплекс эмоциональных переживаний: отчаянье, печаль, подавленность, уныние, надежду или, наоборот, безнадежность, апатию, агрессию. Справиться с таким потоком не всегда под силу и взрослому, не говоря уже о ребенке. 

Случается, что тревога сопровождается страхом – эмоциональной реакцией на реальные события. Страх всегда конкретен. Ребенок может бояться физического или эмоционального насилия со стороны сверстников или взрослых, насмешек, которые последуют за выступлением. 

Боязнь выступлений может носить ситуативный характер: например, возникать от случая к случаю (на это может влиять изменчивость как внутренних, так и внешних факторов, о которых мы поговорим ниже) или же в какие-то определенные моменты. Например, ребенок, чувствующий себя свободно и уверенно в центре внимания сверстников, может испытывать сильное волнение при наличии взрослого в аудитории. Ситуация понятна, если у ребенка имеется конфликт с конкретным взрослым. Непонимание возникает, когда ребенок волнуется перед незнакомой взрослой публикой и тем более перед любимым педагогом. Дело в том, что для младшего школьника характерно появление чувства вины за свои неудачи перед авторитетными людьми, от оценки которых все еще зависит их отношение к себе. Только теперь в круг таких авторитетных взрослых входят не только родители, но и учителя, тренеры, педагоги дополнительного образования. Глубокий внутренний конфликт между желанием быть успешным в глазах взрослого и страхом совершить ошибку порождает в ребенке чувство безнадежности или даже отчаянья. А это усиливает тревогу перед ситуацией оценки. Поэтому взрослым так важно иногда «спускаться с пьедестала», принимая участие в совместных играх, не боясь показаться смешным или проиграть детям, делиться своим «ошибочным» опытом.    

Если же состояние достаточно выраженного дискомфорта повторяется часто и в самых разных ситуациях (при ответе у доски, в общении с незнакомыми взрослыми и т. д.), то следует говорить о тревожности как индивидуальной особенности, проявляющейся в склонности к частым и интенсивным переживаниям тревоги. Тревожность как устойчивое состояние негативно влияет на процессы получения и усвоения новых знаний, общения, творческого самовыражения, создает трудности при знакомстве с новыми людьми. Повышенная тревожность вызывает переутомление, т. к. организм тратит всю энергию на подавление тревоги, почти ничего не оставляя на другие сферы деятельности, в том числе и на учебу. А это уже может привести к серьезным проблемам со здоровьем. При этом для формирования тревожности достаточно того, чтобы ребенок часто сталкивался со стрессовыми ситуациями, не сумев выработать успешный способ их преодоления, а это значит, что боязнь публичных выступлений совсем не безобидная проблема и требует особого внимания со стороны взрослых.

Почему же так происходит, что одни дети с легкостью справляются с выступлением на публике или испытывают незначительный дискомфорт, а для других эта ситуация становится настоящим испытанием? Дело в том, что на способность приспосабливаться к различным стрессовым ситуациям, в том числе и к существованию в обществе, влияет множество факторов. Их условно можно разделить на природные (первичные) и социально-психологические (вторичные).  Природные предпосылки – свойства нервной и эндокринной систем – являются основой для развития последующих индивидуальных особенностей. Здесь в зоне риска находятся дети со слабым типом нервной системы. Взрослым стоит обратить внимание на детей, которые быстро утомляются, сложно переключаются с одного вида деятельности на другой, имеют трудности с усвоением учебного материала, детей с соматическими заболеваниями. Важно также отметить, что речевые, когнитивные и поведенческие трудности, обусловленные особенностями протекания нервных процессов, могут влиять на отношение к публичным выступлениям как прямо, так и опосредованно. Испытывая неуспешность в одном виде деятельности, дети с легкостью примеряют ее и на остальные.  

К социально-психологическим факторам относят самооценку, уровень социальной поддержки (ощущение значимости среди окружающих), способность разрешать конфликты, опыт общения (его разнообразие и положительная окраска), стремление соответствовать нормам и требованиям общества и т. д. 

Как помочь ребенку

Боязнь публичных выступлений у детей. Как с ней бороться

Как же помочь ребенку, если, имея вроде бы конкретную проблему, мы сталкиваемся с большим количеством влияющих на нее переменных? Для этого мы можем предложить несколько рекомендаций, учитывающих основные значимые факторы, пользуясь которыми родители могут помочь ребенку справится с такой непростой ситуацией. Тем самым способствуя сохранению его психологического и соматического здоровья. 

Первое, что обычно спрашивают родители: принуждать ли ребенка к выступлениям на публике или старательно избегать таких ситуаций. Эти две стратегии поведения, хоть и лежат на разных смысловых полюсах, являются не только самыми неэффективными, но и могут способствовать усугублению состояния ребенка. С принуждением вроде бы все ясно, хотя стоит отметить, что здесь имеются в виду не только угрозы, но и попытки «подкупа» ребенка обещанием награды, уговоры, различные манипуляции. Что касается старательного избегания, то оно порождает зону дополнительного напряжения, что усиливает тревогу, провоцируя «страх самого страха». К тому же ребенок лишается опыта разрешения сложных ситуаций, заучивая модель «избегания трудностей». 

Как же тогда поступить? Следует спокойно придерживаться золотой середины. Главное для ребенка – нейтральная, понимающая и принимающая позиция взрослых. Предлагайте ребенку различные варианты участия в выступлениях как в школе, так и за ее пределами. Не хочет играть ведущую роль в спектакле, но, может быть, «третьим пеньком» постоит на сцене с удовольствием. Интересная тема на уроке – почему бы не подготовить доклад или презентацию? Ребенок может согласиться или отказаться, задача взрослого – предложить различные варианты и с уважением принять выбор ребенка. 

Следующим моментом является работа над самооценкой. Ребенок младшего школьного возраста смотрит на себя глазами значимых взрослых. Помогите ребенку видеть его сильные стороны и не упускать из виду даже самые маленькие победы и достижения. Чаще обсуждайте с ним, как можно использовать свои умения в различных ситуациях. Это будет хорошей опорой ребенку в будущем, научит его использовать свои внутренние ресурсы. 

Для умения преодолевать стрессовые ситуации ребенку также необходим опыт успешности, принятия и положительной оценки социумом. Зоной такой успешности могут стать кружки, внеклассные занятия. Даже если они на первый взгляд не несут в себе какой-либо полезной нагрузки. «Прививка» уверенности в себе поможет в дальнейшей жизни ничуть не меньше, чем дополнительные занятия по «важным» предметам.

Снизить тревогу также помогут предварительные знакомства с возможными неприятными ситуациями и проигрывание различных способов справиться с ними. Предложите ребенку не просто репетировать свои выступления, но и пофантазировать на тему: «А что, если…». Предложите свою помощь, если ребенок не может придумать выход из трудной ситуации самостоятельно. Попробуйте в процессе меняться ролями. Такие репетиции расширят его представление о возможных способах поведения, что повысит уверенность в себе.  

Часто перед выступлениями дети могут чувствовать скованность. Страх действительно парализует. Справиться с мышечными зажимами помогут различные техники релаксации. Их очень много, и найти их в интернете не составит труда. Важно, чтобы родители, особенно в первое время, выполняли их вместе с детьми. Ну а самым простым и эффективным упражнением являются… объятия. Не бойтесь гладить и обнимать своих детей. Этого «витамина родительской любви» никогда не бывает слишком много. Семейные взаимоотношения вообще оказывают огромное влияние на ребенка. Дети живут в контексте семьи, а то, что происходит с одним из ее членов, неизбежно действует на всех остальных. И самые младшие, как правило, наиболее восприимчивы ко всему, что переживают взрослые. Заметили, что у ребенка появились трудности в учебе или он стал более тревожным? Это повод задуматься о том, какой эмоциональный климат на данный момент в вашей семье, не появились ли зоны напряженности во взаимоотношениях и не нужна ли кому-то из членов семьи дополнительная поддержка. 

Эти основные моменты необходимо учитывать родителям, чтобы помочь своему ребенку преодолеть боязнь выступления на публике. Но важно также понимать, что в ее основе могут лежать другие, более глубокие проблемы. Если вы видите, что вашей поддержки недостаточно, если проявления тревоги носят слишком выраженный характер и выходят далеко за определение легкого волнения, если вы можете предположить, что существуют природные предпосылки для развития тревожности у вашего ребенка, это повод обратиться к специалистам. Для помощи вашему ребенку могут понадобиться консультации не только детского, но и семейного психолога (помним о том, что любые стрессовые ситуации в семье ребенок переживает сильнее остальных, и о грамотной организации помощи такому ребенку со стороны всех ее членов), а также невролога (при сильных вегетативных проявлениях волнения: дрожи, затрудненном дыхании, учащении пульса, потливости, слабости и т. д.) и нейропсихолога (например, при трудностях в сферах внимания, памяти, мышления, речи). 


Читайте также
Комментарии (0)
2019-02-18T13:57:48.508Z
5 0

Боязнь публичных выступлений у детей. Как с ней бороться


Боязнь публичных выступлений – та проблема, которая становится актуальной для родителей именно с началом школьного периода в жизни ребенка. С каждым учебным годом количество подобных выступлений только возрастает. И если многих из них еще можно избежать, то отвечать у доски так или иначе придется всем.

Конечно, родителям очень хочется гордиться своими детьми, наблюдая за их выступлениями на школьных праздниках, отчетных концертах во всевозможных кружках и студиях. Да и на успеваемости сказывается: «Как же так? Дома все так хорошо знал, а за ответ у доски оценка ниже ожидаемой». Их беспокойство вполне понятно, однако эта проблема гораздо шире и глубже, если смотреть на нее с точки зрения того, что происходит с самим ребенком.

Необходимость выступления перед другими людьми, т. е. момент предъявления себя миру, является ситуацией, наполненной очень интенсивными переживаниями. Такое состояние сильного психического напряжения, вызванного взаимодействием между человеком и окружающим миром, носит название психологического стресса. 

Что может быть причиной страха

Боязнь публичных выступлений у детей. Как с ней бороться

Начальной фазой стресса является тревога – негативное эмоциональное переживание, которое связано с ожиданием чего-то неопределенного, но опасного. Это состояние может быть очень различным по интенсивности: от ощущения напряженности, сопровождающегося внутренним дискомфортом, до тревожно-боязливого возбуждения, когда исчезает любая способность к целенаправленной деятельности. Тревога запускает целый комплекс эмоциональных переживаний: отчаянье, печаль, подавленность, уныние, надежду или, наоборот, безнадежность, апатию, агрессию. Справиться с таким потоком не всегда под силу и взрослому, не говоря уже о ребенке. 

Случается, что тревога сопровождается страхом – эмоциональной реакцией на реальные события. Страх всегда конкретен. Ребенок может бояться физического или эмоционального насилия со стороны сверстников или взрослых, насмешек, которые последуют за выступлением. 

Боязнь выступлений может носить ситуативный характер: например, возникать от случая к случаю (на это может влиять изменчивость как внутренних, так и внешних факторов, о которых мы поговорим ниже) или же в какие-то определенные моменты. Например, ребенок, чувствующий себя свободно и уверенно в центре внимания сверстников, может испытывать сильное волнение при наличии взрослого в аудитории. Ситуация понятна, если у ребенка имеется конфликт с конкретным взрослым. Непонимание возникает, когда ребенок волнуется перед незнакомой взрослой публикой и тем более перед любимым педагогом. Дело в том, что для младшего школьника характерно появление чувства вины за свои неудачи перед авторитетными людьми, от оценки которых все еще зависит их отношение к себе. Только теперь в круг таких авторитетных взрослых входят не только родители, но и учителя, тренеры, педагоги дополнительного образования. Глубокий внутренний конфликт между желанием быть успешным в глазах взрослого и страхом совершить ошибку порождает в ребенке чувство безнадежности или даже отчаянья. А это усиливает тревогу перед ситуацией оценки. Поэтому взрослым так важно иногда «спускаться с пьедестала», принимая участие в совместных играх, не боясь показаться смешным или проиграть детям, делиться своим «ошибочным» опытом.    

Если же состояние достаточно выраженного дискомфорта повторяется часто и в самых разных ситуациях (при ответе у доски, в общении с незнакомыми взрослыми и т. д.), то следует говорить о тревожности как индивидуальной особенности, проявляющейся в склонности к частым и интенсивным переживаниям тревоги. Тревожность как устойчивое состояние негативно влияет на процессы получения и усвоения новых знаний, общения, творческого самовыражения, создает трудности при знакомстве с новыми людьми. Повышенная тревожность вызывает переутомление, т. к. организм тратит всю энергию на подавление тревоги, почти ничего не оставляя на другие сферы деятельности, в том числе и на учебу. А это уже может привести к серьезным проблемам со здоровьем. При этом для формирования тревожности достаточно того, чтобы ребенок часто сталкивался со стрессовыми ситуациями, не сумев выработать успешный способ их преодоления, а это значит, что боязнь публичных выступлений совсем не безобидная проблема и требует особого внимания со стороны взрослых.

Почему же так происходит, что одни дети с легкостью справляются с выступлением на публике или испытывают незначительный дискомфорт, а для других эта ситуация становится настоящим испытанием? Дело в том, что на способность приспосабливаться к различным стрессовым ситуациям, в том числе и к существованию в обществе, влияет множество факторов. Их условно можно разделить на природные (первичные) и социально-психологические (вторичные).  Природные предпосылки – свойства нервной и эндокринной систем – являются основой для развития последующих индивидуальных особенностей. Здесь в зоне риска находятся дети со слабым типом нервной системы. Взрослым стоит обратить внимание на детей, которые быстро утомляются, сложно переключаются с одного вида деятельности на другой, имеют трудности с усвоением учебного материала, детей с соматическими заболеваниями. Важно также отметить, что речевые, когнитивные и поведенческие трудности, обусловленные особенностями протекания нервных процессов, могут влиять на отношение к публичным выступлениям как прямо, так и опосредованно. Испытывая неуспешность в одном виде деятельности, дети с легкостью примеряют ее и на остальные.  

К социально-психологическим факторам относят самооценку, уровень социальной поддержки (ощущение значимости среди окружающих), способность разрешать конфликты, опыт общения (его разнообразие и положительная окраска), стремление соответствовать нормам и требованиям общества и т. д. 

Как помочь ребенку

Боязнь публичных выступлений у детей. Как с ней бороться

Как же помочь ребенку, если, имея вроде бы конкретную проблему, мы сталкиваемся с большим количеством влияющих на нее переменных? Для этого мы можем предложить несколько рекомендаций, учитывающих основные значимые факторы, пользуясь которыми родители могут помочь ребенку справится с такой непростой ситуацией. Тем самым способствуя сохранению его психологического и соматического здоровья. 

Первое, что обычно спрашивают родители: принуждать ли ребенка к выступлениям на публике или старательно избегать таких ситуаций. Эти две стратегии поведения, хоть и лежат на разных смысловых полюсах, являются не только самыми неэффективными, но и могут способствовать усугублению состояния ребенка. С принуждением вроде бы все ясно, хотя стоит отметить, что здесь имеются в виду не только угрозы, но и попытки «подкупа» ребенка обещанием награды, уговоры, различные манипуляции. Что касается старательного избегания, то оно порождает зону дополнительного напряжения, что усиливает тревогу, провоцируя «страх самого страха». К тому же ребенок лишается опыта разрешения сложных ситуаций, заучивая модель «избегания трудностей». 

Как же тогда поступить? Следует спокойно придерживаться золотой середины. Главное для ребенка – нейтральная, понимающая и принимающая позиция взрослых. Предлагайте ребенку различные варианты участия в выступлениях как в школе, так и за ее пределами. Не хочет играть ведущую роль в спектакле, но, может быть, «третьим пеньком» постоит на сцене с удовольствием. Интересная тема на уроке – почему бы не подготовить доклад или презентацию? Ребенок может согласиться или отказаться, задача взрослого – предложить различные варианты и с уважением принять выбор ребенка. 

Следующим моментом является работа над самооценкой. Ребенок младшего школьного возраста смотрит на себя глазами значимых взрослых. Помогите ребенку видеть его сильные стороны и не упускать из виду даже самые маленькие победы и достижения. Чаще обсуждайте с ним, как можно использовать свои умения в различных ситуациях. Это будет хорошей опорой ребенку в будущем, научит его использовать свои внутренние ресурсы. 

Для умения преодолевать стрессовые ситуации ребенку также необходим опыт успешности, принятия и положительной оценки социумом. Зоной такой успешности могут стать кружки, внеклассные занятия. Даже если они на первый взгляд не несут в себе какой-либо полезной нагрузки. «Прививка» уверенности в себе поможет в дальнейшей жизни ничуть не меньше, чем дополнительные занятия по «важным» предметам.

Снизить тревогу также помогут предварительные знакомства с возможными неприятными ситуациями и проигрывание различных способов справиться с ними. Предложите ребенку не просто репетировать свои выступления, но и пофантазировать на тему: «А что, если…». Предложите свою помощь, если ребенок не может придумать выход из трудной ситуации самостоятельно. Попробуйте в процессе меняться ролями. Такие репетиции расширят его представление о возможных способах поведения, что повысит уверенность в себе.  

Часто перед выступлениями дети могут чувствовать скованность. Страх действительно парализует. Справиться с мышечными зажимами помогут различные техники релаксации. Их очень много, и найти их в интернете не составит труда. Важно, чтобы родители, особенно в первое время, выполняли их вместе с детьми. Ну а самым простым и эффективным упражнением являются… объятия. Не бойтесь гладить и обнимать своих детей. Этого «витамина родительской любви» никогда не бывает слишком много. Семейные взаимоотношения вообще оказывают огромное влияние на ребенка. Дети живут в контексте семьи, а то, что происходит с одним из ее членов, неизбежно действует на всех остальных. И самые младшие, как правило, наиболее восприимчивы ко всему, что переживают взрослые. Заметили, что у ребенка появились трудности в учебе или он стал более тревожным? Это повод задуматься о том, какой эмоциональный климат на данный момент в вашей семье, не появились ли зоны напряженности во взаимоотношениях и не нужна ли кому-то из членов семьи дополнительная поддержка. 

Эти основные моменты необходимо учитывать родителям, чтобы помочь своему ребенку преодолеть боязнь выступления на публике. Но важно также понимать, что в ее основе могут лежать другие, более глубокие проблемы. Если вы видите, что вашей поддержки недостаточно, если проявления тревоги носят слишком выраженный характер и выходят далеко за определение легкого волнения, если вы можете предположить, что существуют природные предпосылки для развития тревожности у вашего ребенка, это повод обратиться к специалистам. Для помощи вашему ребенку могут понадобиться консультации не только детского, но и семейного психолога (помним о том, что любые стрессовые ситуации в семье ребенок переживает сильнее остальных, и о грамотной организации помощи такому ребенку со стороны всех ее членов), а также невролога (при сильных вегетативных проявлениях волнения: дрожи, затрудненном дыхании, учащении пульса, потливости, слабости и т. д.) и нейропсихолога (например, при трудностях в сферах внимания, памяти, мышления, речи). 

Читайте также
Комментарии (0)