Барбара Оакли: как тренировать память и добиваться успехов в обучении

2019-10-18T09:40:00.000Z
21 0

Ежедневно школьнику приходится запоминать много разной информации: даты, правила, формулы, теоремы. Но что делать, если запоминание дается ребенку с большим трудом? Можно ли тренировать память? Ответы на эти вопросы в интервью ActivityEdu дала Барбара Оакли, профессор Оклендского университета, автор популярного онлайн-курса «Учимся учиться» и книги «Думай как математик». О приемах запоминания, применение которых поможет ребенку в обучении, рассказываем в нашей статье.

Повторенье – мать ученья!

Лучший способ закрепления полученных знаний – повторять. Конечно, это самый нелюбимый прием школьников, но именно тренировки и повторения позволяют запоминать что-то надолго. Так устроен наш мозг, утверждает Барбара Оакли.

Краткосрочная память временно хранит какую-то информацию, но она может удерживать всего четыре ее элемента.  Когда вы чему-то учитесь, нейроны создают наборы связей в вашей оперативной памяти. Когда они собраны, то хранятся в нашей долгосрочной памяти, − говорит Барбара. − Представим, что это такой набор ящичков, которые способны удерживать миллиарды объектов, и внутри лежат наборы связей. Если вашей оперативной памяти нужна информация, она дотягивается до долгосрочной памяти и захватывает себе нужный набор связей. 

Моя дочь Рейчел только недавно научилась сдавать назад на автомобиле. Когда она пыталась это сделать впервые, ее машина свалилась в канаву. Проблема была в том, что когда она пыталась понять, как сдавать назад, ее оперативная память сходила с ума, потому что на нее приходилась очень большая когнитивная нагрузка. 

Теперь, когда она уже хорошо знает, как ехать задним ходом на машине, ей достаточно только об этом подумать: «Хочу сдать задом». Она вызывает эту цепочку в голове из долговременной памяти, и легкая когнитивная нагрузка дает возможность думать о чем-то другом: пристегнута ли я, что там по радио, и стоит ли включить кондиционер.

Когда ребенок учит слова на иностранном языке или аккорды на гитаре, чем больше он отрабатывает их на практике, тем прочнее становится связь между нейронами его мозга. Если этого не делать, то вся информация, которая не используется, будет удалена. Поэтому важно периодически повторять новый материал и на практике отрабатывать то, что было изучено.

Но как сделать запоминание менее сложным, а тренировку памяти немонотонной и увлекательной? Барбра Оакли дает несколько рекомендаций на этот счет.

При объяснении нового материала используйте метафоры или аналогии – запоминание материала ускорится

Один из лучших способов не зазубрить, выучить не понимая, а осмыслить и быстрее запомнить новый материал − использовать при его объяснении понятные ученику образы.

Мы теперь знаем, благодаря прогрессу в изучении мозга и нейронов, − отмечает Барбара,− что если мы используем метафору, чтобы передать какую-то идею, то она доходит до человека гораздо быстрее. Например, рассказывая о том, что такое электрический ток, можно использовать воду в качестве метафоры. Электрический ток – поток воды, а электрическое напряжение – давление на этот поток. Напряжение гонит электрический ток в заданном направлении. Становится понятнее? Да.

Метафора бесценна в процессе обучения. Если метафора не работает, придумываем новую метафору.

Старайтесь, чтобы в процессе запоминания ученики задействовали эмоции

С помощью ярких, необычных образов, вызывающих эмоции, хорошо запоминаются даже сложные вещи. Причем, чем сильнее эти эмоции, тем прочнее запомнится нужная информация.

Например, чтобы запомнить второй закон Ньютона: f = ma, Барбара предлагает представить летящего мула. 

Буква F в формуле может означать flying (полет), MULE (мул), а слово для A придумайте сами. 

Чем больше нейронных зацепок, связанных с эмоциями, будет создано в процессе запоминания, тем легче ученику будет вспомнить нужное понятие и его значение.

Вы не просто видите мула – вы чувствуете его запах и тот же порыв ветра, который мул ощущает на своей шкуре. Вы даже слышите свист ветра. Можно прибегать и к слуховым зацепкам: для этого полезно проговаривать то, что нужно запомнить.

Создавайте с учениками «дворцы памяти»

Этот прием использовали еще древнегреческие ораторы. Его суть состоит в мысленном расположении деталей, которые требуется запомнить, в знакомых местах, например, в классе. Если требуется запомнить что-то абстрактное, стоит придумать для этой информации какой-то запоминающийся визуальный образ.

Это полезный способ запоминать перечни – например, 5 компонентов рассказа или 4 этапа доказательства теоремы. Метод «дворца памяти» поможет запомнить более 95% списка из 40-50 предметов после одной-двух мысленных «прогулок» по «местности», где разложена информация, которую нужно запомнить. Пусть поначалу на создание опорного образа какого-либо уравнения и размещения его, например на партах класса, уйдет четверть часа – зато потом, с практикой, на такую же операцию будут уходить считанные минуты и даже секунды.

Предложите детям петь, когда они пытаются что-то выучить

Порой какая-то известная песня «застревает» в голове без всяких усилий. Так можно с легкостью и правило из школьной программы запомнить, распевая его на любимый мотив.

Есть мелодии, помогающие запомнить формулу квадратного уравнения, формулы исчисления объема геометрических фигур и другие. Если вбить в поисковик запрос «квадратное уравнение» и «песня», то найдутся примеры, а можно придумать и свой собственный.

Развивайте у детей привычку группировать по смыслу

Информацию намного проще уложить в памяти, если объединить несколько понятий в одну группу.

Допустим, вы хотите запомнить четыре растения, отпугивающие вампиров: чеснок, боярышник, розу и горчицу. Первые четыре буквы складываются в аббревиатуру ЧБРГ – и вам всего лишь остается закрепить в памяти образ чизбургера. Достаньте чизбургер с кухонной полки в вашем «дворце памяти», стряхните лишние буквы – и готово!

Учите находить ассоциации

Числа запоминаются лучше, если придумать к ним ассоциации, которые имеют для вас какое-то значение. Например, 1995 может быть годом рождения кого-то из родственников ученика.

Чаще проводите небольшие тесты и контрольные

Устраивайте чаще небольшие проверочные работы и тесты по пройденному материалу. Такой прием помогает не только проверить знания, но и хорошо закрепить материал в памяти. Это происходит оттого, что проверка усиливает и стабилизирует нужные нейронные паттерны в мозгу.

Плохая память – не помеха в обучении

Даже если память ученика никак не улучшается с помощью тренировок − это еще не повод ставить на нем крест. Ведь тот, кто быстро прогрессирует в обучении, может промчаться мимо очень интересных деталей, которые сможет заметить тот, кто осваивает знания и запоминает информацию медленно. Закончила беседу Барбара таким примером.

У Сантьяго Рамон−и-Кахаля была ужасная память, он имел серьезные проблемы в обучении, и мальчика выгнали из двух школ. Тем не менее он получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине и считается отцом современной нейронауки. 

Когда его спросили, как ему удалось добиться таких успехов и как он учился, он ответил: «Здесь важны две разные черты. Во-первых, я был очень настойчивым. Во-вторых, я был гибким. Если мне говорили, что я не прав, я мог изменить свою точку зрения, ведь я не гений. Я работал с очень умными людьми, которые не привыкли к самоисправлению. Они сразу, быстро приходят к выводам, и, если ошибаются, вместо того чтобы изменить свое мнение, проявить гибкость, используют свой интеллект чтобы обосновать, почему они на самом деле правы. Мне не составляет труда признать ошибки, и к правильным выводам я в итоге прихожу быстрее, несмотря на то, что моя память и скорость мысли никогда не будут такими, как у этих великих людей».


Читайте также
Комментарии (0)
2019-10-18T09:40:00.000Z
21 0

Барбара Оакли: как тренировать память и добиваться успехов в обучении


Ежедневно школьнику приходится запоминать много разной информации: даты, правила, формулы, теоремы. Но что делать, если запоминание дается ребенку с большим трудом? Можно ли тренировать память? Ответы на эти вопросы в интервью ActivityEdu дала Барбара Оакли, профессор Оклендского университета, автор популярного онлайн-курса «Учимся учиться» и книги «Думай как математик». О приемах запоминания, применение которых поможет ребенку в обучении, рассказываем в нашей статье.

Повторенье – мать ученья!

Лучший способ закрепления полученных знаний – повторять. Конечно, это самый нелюбимый прием школьников, но именно тренировки и повторения позволяют запоминать что-то надолго. Так устроен наш мозг, утверждает Барбара Оакли.

Краткосрочная память временно хранит какую-то информацию, но она может удерживать всего четыре ее элемента.  Когда вы чему-то учитесь, нейроны создают наборы связей в вашей оперативной памяти. Когда они собраны, то хранятся в нашей долгосрочной памяти, − говорит Барбара. − Представим, что это такой набор ящичков, которые способны удерживать миллиарды объектов, и внутри лежат наборы связей. Если вашей оперативной памяти нужна информация, она дотягивается до долгосрочной памяти и захватывает себе нужный набор связей. 

Моя дочь Рейчел только недавно научилась сдавать назад на автомобиле. Когда она пыталась это сделать впервые, ее машина свалилась в канаву. Проблема была в том, что когда она пыталась понять, как сдавать назад, ее оперативная память сходила с ума, потому что на нее приходилась очень большая когнитивная нагрузка. 

Теперь, когда она уже хорошо знает, как ехать задним ходом на машине, ей достаточно только об этом подумать: «Хочу сдать задом». Она вызывает эту цепочку в голове из долговременной памяти, и легкая когнитивная нагрузка дает возможность думать о чем-то другом: пристегнута ли я, что там по радио, и стоит ли включить кондиционер.

Когда ребенок учит слова на иностранном языке или аккорды на гитаре, чем больше он отрабатывает их на практике, тем прочнее становится связь между нейронами его мозга. Если этого не делать, то вся информация, которая не используется, будет удалена. Поэтому важно периодически повторять новый материал и на практике отрабатывать то, что было изучено.

Но как сделать запоминание менее сложным, а тренировку памяти немонотонной и увлекательной? Барбра Оакли дает несколько рекомендаций на этот счет.

При объяснении нового материала используйте метафоры или аналогии – запоминание материала ускорится

Один из лучших способов не зазубрить, выучить не понимая, а осмыслить и быстрее запомнить новый материал − использовать при его объяснении понятные ученику образы.

Мы теперь знаем, благодаря прогрессу в изучении мозга и нейронов, − отмечает Барбара,− что если мы используем метафору, чтобы передать какую-то идею, то она доходит до человека гораздо быстрее. Например, рассказывая о том, что такое электрический ток, можно использовать воду в качестве метафоры. Электрический ток – поток воды, а электрическое напряжение – давление на этот поток. Напряжение гонит электрический ток в заданном направлении. Становится понятнее? Да.

Метафора бесценна в процессе обучения. Если метафора не работает, придумываем новую метафору.

Старайтесь, чтобы в процессе запоминания ученики задействовали эмоции

С помощью ярких, необычных образов, вызывающих эмоции, хорошо запоминаются даже сложные вещи. Причем, чем сильнее эти эмоции, тем прочнее запомнится нужная информация.

Например, чтобы запомнить второй закон Ньютона: f = ma, Барбара предлагает представить летящего мула. 

Буква F в формуле может означать flying (полет), MULE (мул), а слово для A придумайте сами. 

Чем больше нейронных зацепок, связанных с эмоциями, будет создано в процессе запоминания, тем легче ученику будет вспомнить нужное понятие и его значение.

Вы не просто видите мула – вы чувствуете его запах и тот же порыв ветра, который мул ощущает на своей шкуре. Вы даже слышите свист ветра. Можно прибегать и к слуховым зацепкам: для этого полезно проговаривать то, что нужно запомнить.

Создавайте с учениками «дворцы памяти»

Этот прием использовали еще древнегреческие ораторы. Его суть состоит в мысленном расположении деталей, которые требуется запомнить, в знакомых местах, например, в классе. Если требуется запомнить что-то абстрактное, стоит придумать для этой информации какой-то запоминающийся визуальный образ.

Это полезный способ запоминать перечни – например, 5 компонентов рассказа или 4 этапа доказательства теоремы. Метод «дворца памяти» поможет запомнить более 95% списка из 40-50 предметов после одной-двух мысленных «прогулок» по «местности», где разложена информация, которую нужно запомнить. Пусть поначалу на создание опорного образа какого-либо уравнения и размещения его, например на партах класса, уйдет четверть часа – зато потом, с практикой, на такую же операцию будут уходить считанные минуты и даже секунды.

Предложите детям петь, когда они пытаются что-то выучить

Порой какая-то известная песня «застревает» в голове без всяких усилий. Так можно с легкостью и правило из школьной программы запомнить, распевая его на любимый мотив.

Есть мелодии, помогающие запомнить формулу квадратного уравнения, формулы исчисления объема геометрических фигур и другие. Если вбить в поисковик запрос «квадратное уравнение» и «песня», то найдутся примеры, а можно придумать и свой собственный.

Развивайте у детей привычку группировать по смыслу

Информацию намного проще уложить в памяти, если объединить несколько понятий в одну группу.

Допустим, вы хотите запомнить четыре растения, отпугивающие вампиров: чеснок, боярышник, розу и горчицу. Первые четыре буквы складываются в аббревиатуру ЧБРГ – и вам всего лишь остается закрепить в памяти образ чизбургера. Достаньте чизбургер с кухонной полки в вашем «дворце памяти», стряхните лишние буквы – и готово!

Учите находить ассоциации

Числа запоминаются лучше, если придумать к ним ассоциации, которые имеют для вас какое-то значение. Например, 1995 может быть годом рождения кого-то из родственников ученика.

Чаще проводите небольшие тесты и контрольные

Устраивайте чаще небольшие проверочные работы и тесты по пройденному материалу. Такой прием помогает не только проверить знания, но и хорошо закрепить материал в памяти. Это происходит оттого, что проверка усиливает и стабилизирует нужные нейронные паттерны в мозгу.

Плохая память – не помеха в обучении

Даже если память ученика никак не улучшается с помощью тренировок − это еще не повод ставить на нем крест. Ведь тот, кто быстро прогрессирует в обучении, может промчаться мимо очень интересных деталей, которые сможет заметить тот, кто осваивает знания и запоминает информацию медленно. Закончила беседу Барбара таким примером.

У Сантьяго Рамон−и-Кахаля была ужасная память, он имел серьезные проблемы в обучении, и мальчика выгнали из двух школ. Тем не менее он получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине и считается отцом современной нейронауки. 

Когда его спросили, как ему удалось добиться таких успехов и как он учился, он ответил: «Здесь важны две разные черты. Во-первых, я был очень настойчивым. Во-вторых, я был гибким. Если мне говорили, что я не прав, я мог изменить свою точку зрения, ведь я не гений. Я работал с очень умными людьми, которые не привыкли к самоисправлению. Они сразу, быстро приходят к выводам, и, если ошибаются, вместо того чтобы изменить свое мнение, проявить гибкость, используют свой интеллект чтобы обосновать, почему они на самом деле правы. Мне не составляет труда признать ошибки, и к правильным выводам я в итоге прихожу быстрее, несмотря на то, что моя память и скорость мысли никогда не будут такими, как у этих великих людей».

Читайте также
Комментарии (0)