Агрессия у дошкольников: как вести себя родителям

Wed Sep 26 2018 13:57:35 GMT+0000 (GMT)
3 0 284

Надо сказать, что отношение к агрессии и способам ее выражения сегодня имеет свои особенности. С одной стороны, людей, как малых, так и больших, учат моделям «терпимого, бесконфликтного» поведения, ставя на агрессии клеймо, как на однозначном зле. Пытаясь искоренять ее с самого рождения, некоторые родители доходят до того, что отрицают всякое проявление мужественности и энергии у мальчика (драться недопустимо ни при каких обстоятельствах; бегать, кричать, делать резкие движения неприлично) и, мягко говоря, получают гору психологических проблем. С другой стороны, агрессия в обществе только увеличивается, потому что, вместо того, чтобы учить, как ее выражать приемлемо,  детям и взрослым просто запрещают ее иметь. А ведь она никуда не девается и выходит во все более уродливых формах, предлагаемых и вдохновленных фильмами, компьютерными играми, литературой, которые «брызжут» враждебностью.

Агрессия в первоначальном виде – это энергия, данная человеку для различных свершений. Мужчина наделен ею в большей степени, т.к. важнейшая задача его состоит в самоутверждении в большом мире, а для этого требуется много энергии. Агрессия как энергия всегда присутствует у людей, которые ставят перед собой большие цели и двигаются навстречу им.

Соответственно, когда у человека мало энергии (и агрессии, поскольку они взаимосвязаны), он выглядит пассивным, инертным, слабым. Это про то, что изначально агрессия – это наша данность, необходимая для жизни.

Когда агрессия становится проблемой - агрессивностью? Тогда, когда она направляется не в то русло: не в созидание, а в разрушение. Т.е. когда человек не строит, защищает, придумывает, помогает (и расходует на это свою энергию), а когда спорит, кричит, ругается, дерется, травмирует. 

Поэтому глобальные задачи взрослого человека: 

  • там, где ситуация предполагает появление агрессии! - научить маленького человека понимать и выражать ее приемлемым путем (к примеру, выхватили из рук игрушку – как себя вести?)
  • там, где ситуация не предполагает появление агрессии! - направлять ее в нужное русло (к примеру, ребенок хочет в споре настоять на своем – как перенаправить возросшую агрессию?)

Мы вернемся еще к обсуждению того, как с наибольшим успехом выполнить эти задачи, а пока поговорим о той враждебной агрессивности, которая становится проблемой для общения между детьми.

Виды агрессии

Девочки (и женщины) чаще применяют словесную агрессию  - насмешки, подколы, оскорбления, т.д., и нельзя сказать, что этот вид агрессии является безобидным. Иногда словом можно просто «убить человека». Женщина – существо словесное, эмоциональное и физически хрупкое, поэтому использует те способы, какие наилучшим способом отражают особенности ее натуры. Как правило, она боится прямой агрессии и физического столкновения. 

Мальчик предпочитает физическую схватку, потому что он от природы более динамичный и, как уже выше было сказано, агрессивный. Мальчику в норме всегда требуется больше движения, чем девочке, он больше устает сидеть за школьной партой, ему тяжелее дается обездвиженное положение на занятиях в детском садике. Мальчик рожден осваивать новые пространства и земли и, если у него не перекрыта любознательность, то с ранних лет он больше повсюду залазит, больше набивает шишек, больше исследует мир именно в динамике. Девочка исследует чаще в статике (читает, рисует, говорит).

Агрессия бывает открытая или прямая (полез с кулаками или обзывается нехорошими словами), бывает косвенная (язвительные слова в спину ушедшего приятеля, предложения старшего ребенка «отдать родившегося братишку или сестренку соседям»).

Причины появления агрессии у дошколят

Ребенок учится моделям поведения из трех источников: своей семьи, социума (садика в дошкольном возрасте) и СМИ. В рассматриваемом возрасте преобладающее влияние имеет, конечно же, семья. Да, малыш склонен «заражаться» новыми поведенческими моделями в саду и часто их приносит домой. Но там эти модели проходят через фильтр родительской оценки и не задерживаются в случае несоответствия  традициям и ценностям конкретной семьи. СМИ сегодня оказались в более широком доступе для дошколят, хотя многие думающие родители хорошо контролируют и дозируют этот процесс, который должен быть минимален, т.к. провоцирует резкое развитие агрессии, которая выливается на ребенка из каждого первого современного мультика. Ученые Уильямс и Джой подсчитали, что в наиболее популярных американских телевизионных программах на каждый час вещания приходится в среднем около девяти актов физической и восьми актов вербальной агрессии. Таким образом, ребенок, проводящий у телевизора два часа, видит за день свыше семнадцати актов насилия.

Мы обращаемся к семье и ее проблемам, чтобы понять, какая почва способствует появлению агрессивности, как модели поведения. Исследователи сходятся на мнении, что появлению агрессивности у малыша способствует высокая агрессивность родителей или хотя бы одного; конфликтные отношения между супругами, особенно при участии ребенка в них. Неполная семья является провокатором развития агрессии у детей по многим причинам: увеличившиеся материальные, эмоциональные, социальные проблемы родителя (чаще мамы) в ситуации развода дают обильную почву для несдержанности; общение с родителями, которые находятся по «разные стороны баррикад» (а также родственниками с обеих сторон), также не добавляет мирного духа малышу.

Агрессия часто появляется в ответ на «ущемление прав», на неожиданную и резкую фрустрацию, т.е. лишение чего-то важного. Например, ребенку родители пообещали, что он получит новую игрушку, он в предвкушении, но вдруг оказывается, что нет денег, либо он плохо себя вел, и все резко меняется.

Агрессивными дети становятся в условиях сильной жары, переутомления, когда не выспятся, во время и после длительной болезни.

Агрессивность развивается в семье, где к ребенку относятся жестоко, и он изначально уже видит мир, как враждебный. Либо отношение к ребенку гиперопекающее, потому что родители видят мир, как враждебный, такой, от которого надо защищать чадо всю жизнь. Тогда ребенок склонен наследовать отношение мамы/папы, как основное мироощущение и взращивать в себе агрессию по отношению к окружающим.

Отдельно стоит упомянуть агрессию детей, проходящих кризис взросления. Говорят, что самый труднопереносимый ребенок – это трехлетка. С ним труднее всего договориться. Что может помочь родителю в том, чтобы потерпеть ребенка в этот период – так это понимание того, что агрессия сейчас направлена не против родителей как таковых. Это так называемая «спортивная» агрессия – посмотреть, а получится ли прогнуть мир под себя? А способен ли я пересилить волю взрослых? В этом состоянии ребенок сам толком не понимает, чего он хочет. Он себя и свои желания едва осознает, его цель – просто не согласиться.

Разная реакция на агрессию мамы и папы

Можно заметить, что мамы чаще учат своих деток избегать прямых выяснений, не вмешиваться в конфликты, «разберись словами, а не кулаками». Для воспитания девочек это естественно, для мальчиков – нет. Хорошо, когда рядом есть вовлеченный папа, который дополнит мамино воспитание мужским взглядом и скажет, что мальчику необходимо когда-то использовать свою физическую силу, особенно когда речь идет о защите слабых, женщин, Родины. И будет закалять и воспитывать своего сына в мужском ключе. Это не означает, что мальчику не надо пробовать решать конфликты мирным путем. Просто мальчик научится разделять вещи принципиальные и второстепенные, поймет, когда уместно слово, когда дело.

Распространенной ошибкой родителей является полное табу не просто на выражение или проявление злости, но на само наличие ее. Нам надо понять, что чувство возникает у человека быстрее мысли, и мы не властны над этим процессом. Любой ребенок – это сначала человек с человеческим набором эмоций и чувств, и если у него появляется агрессия в ответ на то, что его обидели, обозвали, повысили голос и пр. – то это объективная реакция. Было бы странно, если бы ребенка сильно толкнули в песочнице, а он почувствовал вместо злости нежность.

Если родитель не может признать этого и запрещает ребенку даже чувствовать злость, то это чревато большим внутренним напряжением. Ведь удержать самую сильную эмоцию внутри себя чрезвычайно сложно. Подавленная злость, не имеющая права на существование, проявится по-другому: в виде астматического кашля, спазмических болей в желудке, другими словами – в теле. Отрикошетит она в отношения с близкими и друзьями. Кроме того, такое табу делает из ребенка потенциальную жертву: его обижают, а он ни сказать, ни сделать ничего не может. Как правило, сдерживаемая злость растет, а не уменьшается, как пытаются мечтать родители, «научившие» детей не иметь этого чувства.

Поэтому родителям надо учить деток:

  1. Опознавать свою злость - объяснить, что происходит с ребенком, когда появляется злость, где она локализуется, отчего она вдруг возникла;
  2. Выразить свою злость нормальным, приемлемым способом – сказать, что тебе не нравится; пытаться договориться о предмете спора; сказать взрослому, если не можешь справиться с ситуацией; перевести в шутку;
  3. Если злость очень сильна, то можно переводить ее в физическую нагрузку (спорт, труд физический, подвижная активная игра);
  4. Если появившаяся злость не имеет под собой объективного основания, родителю стоит говорить с ребенком, рассуждать о том, что сейчас нет повода для злости; пытаться переключать внимание ребенка, отвлекать его от раздражения.

Важно: чтобы научить ребенка нормально понимать и выражать свою агрессию, родитель должен быть внимателен, прежде всего, к себе. Ведь как научишь, если сам не понимаешь это чувство у себя? Это повод задуматься: а мы сами умеем ли опознавать свою агрессию, способны ли ее конструктивно выражать, чтобы не сжигать все мосты за собой? А можем ли в минуты злости остановить себя или перевести свою ярость в какое-то действие, которое даст разрядку? А знаем ли вообще свои собственные работающие способы выведения агрессии? Родитель, ответивший на все эти вопросы, может научить ребенка справляться со своей агрессией.

Стоит ли пресекать любую агрессию со стороны ребенка? Конечно, стоять и смотреть, когда твой ребенок дерется, - странно. И мы всегда склонны к тому, чтобы восстанавливать мир - это правильно. Но, думаю, родителю стоит быть очень разумным, чтобы в какие-то вопиющие моменты понять ребенка в его праведном гневе (посочувствовать, поддержать: «я бы в такой ситуации тоже бы вышла из себя»), а когда – то подсказать, что можно было бы сделать по-другому. Хорошего обдумывания заслуживают ситуации, где младшие обижают старших, а последнему запрещено ответить малышу; где девочка обижает мальчика, а его учат быть рыцарем. Чтобы ребенка не сделать жертвой, надо такие случаи разбирать с ребенком и давать ему в руки какие-то «инструменты» самозащиты. К примеру, девочку не бить, но ответить ей можно и нужно, если она перегибает палку.

Таким образом, наша задача – помочь ребенку остаться чувствующим, но при этом созидающим и социально адаптированным человеком.

Случай из практики

Мальчик 6,5 лет, подготовительная группа д/с. Обратилась мама с жалобой на высокую агрессию, истерики, крики, непослушание. Мальчик живет с мамой и отчимом. Единственный в семье. Мама развелась с отцом три года назад из-за сквернословия, периодических выпивок и агрессии последнего. Контакты поддерживают. Сын с отцом общается, дружит, любит. После диагностики выяснилось, что мальчик надеется до сих пор на воссоединение семьи, на возвращение отца. Пытается всеми средствами, ему доступными, заставить мать склониться на его сторону. В связи с этим враждебно принял отчима, воюет с ним. К маме стал относиться покровительственно, снисходительно, решил, что сам лучше знает, как жить.

С мальчиком проводилась диагностика, с мамой беседа и рекомендации. Корректирующих занятий с ребенком не проводилось.

Рекомендовано было:

1. Маме вместе с папой продумать разговор, который должен расставить все точки над "и". Суть разговора в том, чтобы до сына донести мысль, что взрослые отношения разрушились без его влияния (развод произошел в начале дошкольного возраста, когда дети склонны причины всего происходящего приписывать себе) и точно так же ребенок не может иметь силы и возможности и прерогативы влиять на воссоединение семьи. Надо снять с ребенка ответственность за реанимацию семьи, которую он сам на себя наложил.

2.Поговорить о том, что от сына частично зависит выстраивание отношений с родителями, но не родителей друг с другом. Делать акцент на том, что после развода прошло три года, и родители все равно остались для ребенка родителями, хотя они давно уже не супруги. Что так будет продолжаться и дальше - родителем человек не перестанет быть, где бы он ни находился (для профилактики страха потери родительской любви, если уже нет семьи).

3. Разговор с ребенком проводить вместе, чтобы не было разночтений. Ответить на все его вопросы в доступной по возрасту форме.

4. Принять переживания ребенка по поводу необратимости происшедшего. Не отвергать его переживания, не бояться их, потерпеть.

5. Отдельно поговорить с папой по поводу того, что, возможно, он провоцирует сына на такое поведение неосторожными словами (развода не хотел, новой семьи и отношений нет, возможно, не против вернуться). Ребенок может неосознанно транслировать позицию любимого родителя. Поэтому родителям между собой не лишним будет разговор об их отношениях, который тоже окончательно прояснил бы ситуацию

6.Не ожидать мгновенного  послушания от сына маме. Успокоение приходит после стадии "переваривания" и отгоревания. Поэтому не требовать идеального послушания во всем и сразу. Стоять твердо только на самых принципиальных вещах.

7. При необходимости и потребности с ребенком можно провести несколько корректирующих занятий со специалистом. Приглашены на последующую работу при необходимости.
 Обращения повторного не было.     
 
 

Читайте также
Комментарии (0)

Агрессия у дошкольников: как вести себя родителям

Разбираемся вместе с психологом
3 0 284

Wed Sep 26 2018 13:57:35 GMT+0000 (GMT)
Надо сказать, что отношение к агрессии и способам ее выражения сегодня имеет свои особенности. С одной стороны, людей, как малых, так и больших, учат моделям «терпимого, бесконфликтного» поведения, ставя на агрессии клеймо, как на однозначном зле. Пытаясь искоренять ее с самого рождения, некоторые родители доходят до того, что отрицают всякое проявление мужественности и энергии у мальчика (драться недопустимо ни при каких обстоятельствах; бегать, кричать, делать резкие движения неприлично) и, мягко говоря, получают гору психологических проблем. С другой стороны, агрессия в обществе только увеличивается, потому что, вместо того, чтобы учить, как ее выражать приемлемо,  детям и взрослым просто запрещают ее иметь. А ведь она никуда не девается и выходит во все более уродливых формах, предлагаемых и вдохновленных фильмами, компьютерными играми, литературой, которые «брызжут» враждебностью.

Агрессия в первоначальном виде – это энергия, данная человеку для различных свершений. Мужчина наделен ею в большей степени, т.к. важнейшая задача его состоит в самоутверждении в большом мире, а для этого требуется много энергии. Агрессия как энергия всегда присутствует у людей, которые ставят перед собой большие цели и двигаются навстречу им.

Соответственно, когда у человека мало энергии (и агрессии, поскольку они взаимосвязаны), он выглядит пассивным, инертным, слабым. Это про то, что изначально агрессия – это наша данность, необходимая для жизни.

Когда агрессия становится проблемой - агрессивностью? Тогда, когда она направляется не в то русло: не в созидание, а в разрушение. Т.е. когда человек не строит, защищает, придумывает, помогает (и расходует на это свою энергию), а когда спорит, кричит, ругается, дерется, травмирует. 

Поэтому глобальные задачи взрослого человека: 

  • там, где ситуация предполагает появление агрессии! - научить маленького человека понимать и выражать ее приемлемым путем (к примеру, выхватили из рук игрушку – как себя вести?)
  • там, где ситуация не предполагает появление агрессии! - направлять ее в нужное русло (к примеру, ребенок хочет в споре настоять на своем – как перенаправить возросшую агрессию?)

Мы вернемся еще к обсуждению того, как с наибольшим успехом выполнить эти задачи, а пока поговорим о той враждебной агрессивности, которая становится проблемой для общения между детьми.

Виды агрессии

Девочки (и женщины) чаще применяют словесную агрессию  - насмешки, подколы, оскорбления, т.д., и нельзя сказать, что этот вид агрессии является безобидным. Иногда словом можно просто «убить человека». Женщина – существо словесное, эмоциональное и физически хрупкое, поэтому использует те способы, какие наилучшим способом отражают особенности ее натуры. Как правило, она боится прямой агрессии и физического столкновения. 

Мальчик предпочитает физическую схватку, потому что он от природы более динамичный и, как уже выше было сказано, агрессивный. Мальчику в норме всегда требуется больше движения, чем девочке, он больше устает сидеть за школьной партой, ему тяжелее дается обездвиженное положение на занятиях в детском садике. Мальчик рожден осваивать новые пространства и земли и, если у него не перекрыта любознательность, то с ранних лет он больше повсюду залазит, больше набивает шишек, больше исследует мир именно в динамике. Девочка исследует чаще в статике (читает, рисует, говорит).

Агрессия бывает открытая или прямая (полез с кулаками или обзывается нехорошими словами), бывает косвенная (язвительные слова в спину ушедшего приятеля, предложения старшего ребенка «отдать родившегося братишку или сестренку соседям»).

Причины появления агрессии у дошколят

Ребенок учится моделям поведения из трех источников: своей семьи, социума (садика в дошкольном возрасте) и СМИ. В рассматриваемом возрасте преобладающее влияние имеет, конечно же, семья. Да, малыш склонен «заражаться» новыми поведенческими моделями в саду и часто их приносит домой. Но там эти модели проходят через фильтр родительской оценки и не задерживаются в случае несоответствия  традициям и ценностям конкретной семьи. СМИ сегодня оказались в более широком доступе для дошколят, хотя многие думающие родители хорошо контролируют и дозируют этот процесс, который должен быть минимален, т.к. провоцирует резкое развитие агрессии, которая выливается на ребенка из каждого первого современного мультика. Ученые Уильямс и Джой подсчитали, что в наиболее популярных американских телевизионных программах на каждый час вещания приходится в среднем около девяти актов физической и восьми актов вербальной агрессии. Таким образом, ребенок, проводящий у телевизора два часа, видит за день свыше семнадцати актов насилия.

Мы обращаемся к семье и ее проблемам, чтобы понять, какая почва способствует появлению агрессивности, как модели поведения. Исследователи сходятся на мнении, что появлению агрессивности у малыша способствует высокая агрессивность родителей или хотя бы одного; конфликтные отношения между супругами, особенно при участии ребенка в них. Неполная семья является провокатором развития агрессии у детей по многим причинам: увеличившиеся материальные, эмоциональные, социальные проблемы родителя (чаще мамы) в ситуации развода дают обильную почву для несдержанности; общение с родителями, которые находятся по «разные стороны баррикад» (а также родственниками с обеих сторон), также не добавляет мирного духа малышу.

Агрессия часто появляется в ответ на «ущемление прав», на неожиданную и резкую фрустрацию, т.е. лишение чего-то важного. Например, ребенку родители пообещали, что он получит новую игрушку, он в предвкушении, но вдруг оказывается, что нет денег, либо он плохо себя вел, и все резко меняется.

Агрессивными дети становятся в условиях сильной жары, переутомления, когда не выспятся, во время и после длительной болезни.

Агрессивность развивается в семье, где к ребенку относятся жестоко, и он изначально уже видит мир, как враждебный. Либо отношение к ребенку гиперопекающее, потому что родители видят мир, как враждебный, такой, от которого надо защищать чадо всю жизнь. Тогда ребенок склонен наследовать отношение мамы/папы, как основное мироощущение и взращивать в себе агрессию по отношению к окружающим.

Отдельно стоит упомянуть агрессию детей, проходящих кризис взросления. Говорят, что самый труднопереносимый ребенок – это трехлетка. С ним труднее всего договориться. Что может помочь родителю в том, чтобы потерпеть ребенка в этот период – так это понимание того, что агрессия сейчас направлена не против родителей как таковых. Это так называемая «спортивная» агрессия – посмотреть, а получится ли прогнуть мир под себя? А способен ли я пересилить волю взрослых? В этом состоянии ребенок сам толком не понимает, чего он хочет. Он себя и свои желания едва осознает, его цель – просто не согласиться.

Разная реакция на агрессию мамы и папы

Можно заметить, что мамы чаще учат своих деток избегать прямых выяснений, не вмешиваться в конфликты, «разберись словами, а не кулаками». Для воспитания девочек это естественно, для мальчиков – нет. Хорошо, когда рядом есть вовлеченный папа, который дополнит мамино воспитание мужским взглядом и скажет, что мальчику необходимо когда-то использовать свою физическую силу, особенно когда речь идет о защите слабых, женщин, Родины. И будет закалять и воспитывать своего сына в мужском ключе. Это не означает, что мальчику не надо пробовать решать конфликты мирным путем. Просто мальчик научится разделять вещи принципиальные и второстепенные, поймет, когда уместно слово, когда дело.

Распространенной ошибкой родителей является полное табу не просто на выражение или проявление злости, но на само наличие ее. Нам надо понять, что чувство возникает у человека быстрее мысли, и мы не властны над этим процессом. Любой ребенок – это сначала человек с человеческим набором эмоций и чувств, и если у него появляется агрессия в ответ на то, что его обидели, обозвали, повысили голос и пр. – то это объективная реакция. Было бы странно, если бы ребенка сильно толкнули в песочнице, а он почувствовал вместо злости нежность.

Если родитель не может признать этого и запрещает ребенку даже чувствовать злость, то это чревато большим внутренним напряжением. Ведь удержать самую сильную эмоцию внутри себя чрезвычайно сложно. Подавленная злость, не имеющая права на существование, проявится по-другому: в виде астматического кашля, спазмических болей в желудке, другими словами – в теле. Отрикошетит она в отношения с близкими и друзьями. Кроме того, такое табу делает из ребенка потенциальную жертву: его обижают, а он ни сказать, ни сделать ничего не может. Как правило, сдерживаемая злость растет, а не уменьшается, как пытаются мечтать родители, «научившие» детей не иметь этого чувства.

Поэтому родителям надо учить деток:

  1. Опознавать свою злость - объяснить, что происходит с ребенком, когда появляется злость, где она локализуется, отчего она вдруг возникла;
  2. Выразить свою злость нормальным, приемлемым способом – сказать, что тебе не нравится; пытаться договориться о предмете спора; сказать взрослому, если не можешь справиться с ситуацией; перевести в шутку;
  3. Если злость очень сильна, то можно переводить ее в физическую нагрузку (спорт, труд физический, подвижная активная игра);
  4. Если появившаяся злость не имеет под собой объективного основания, родителю стоит говорить с ребенком, рассуждать о том, что сейчас нет повода для злости; пытаться переключать внимание ребенка, отвлекать его от раздражения.

Важно: чтобы научить ребенка нормально понимать и выражать свою агрессию, родитель должен быть внимателен, прежде всего, к себе. Ведь как научишь, если сам не понимаешь это чувство у себя? Это повод задуматься: а мы сами умеем ли опознавать свою агрессию, способны ли ее конструктивно выражать, чтобы не сжигать все мосты за собой? А можем ли в минуты злости остановить себя или перевести свою ярость в какое-то действие, которое даст разрядку? А знаем ли вообще свои собственные работающие способы выведения агрессии? Родитель, ответивший на все эти вопросы, может научить ребенка справляться со своей агрессией.

Стоит ли пресекать любую агрессию со стороны ребенка? Конечно, стоять и смотреть, когда твой ребенок дерется, - странно. И мы всегда склонны к тому, чтобы восстанавливать мир - это правильно. Но, думаю, родителю стоит быть очень разумным, чтобы в какие-то вопиющие моменты понять ребенка в его праведном гневе (посочувствовать, поддержать: «я бы в такой ситуации тоже бы вышла из себя»), а когда – то подсказать, что можно было бы сделать по-другому. Хорошего обдумывания заслуживают ситуации, где младшие обижают старших, а последнему запрещено ответить малышу; где девочка обижает мальчика, а его учат быть рыцарем. Чтобы ребенка не сделать жертвой, надо такие случаи разбирать с ребенком и давать ему в руки какие-то «инструменты» самозащиты. К примеру, девочку не бить, но ответить ей можно и нужно, если она перегибает палку.

Таким образом, наша задача – помочь ребенку остаться чувствующим, но при этом созидающим и социально адаптированным человеком.

Случай из практики

Мальчик 6,5 лет, подготовительная группа д/с. Обратилась мама с жалобой на высокую агрессию, истерики, крики, непослушание. Мальчик живет с мамой и отчимом. Единственный в семье. Мама развелась с отцом три года назад из-за сквернословия, периодических выпивок и агрессии последнего. Контакты поддерживают. Сын с отцом общается, дружит, любит. После диагностики выяснилось, что мальчик надеется до сих пор на воссоединение семьи, на возвращение отца. Пытается всеми средствами, ему доступными, заставить мать склониться на его сторону. В связи с этим враждебно принял отчима, воюет с ним. К маме стал относиться покровительственно, снисходительно, решил, что сам лучше знает, как жить.

С мальчиком проводилась диагностика, с мамой беседа и рекомендации. Корректирующих занятий с ребенком не проводилось.

Рекомендовано было:

1. Маме вместе с папой продумать разговор, который должен расставить все точки над "и". Суть разговора в том, чтобы до сына донести мысль, что взрослые отношения разрушились без его влияния (развод произошел в начале дошкольного возраста, когда дети склонны причины всего происходящего приписывать себе) и точно так же ребенок не может иметь силы и возможности и прерогативы влиять на воссоединение семьи. Надо снять с ребенка ответственность за реанимацию семьи, которую он сам на себя наложил.

2.Поговорить о том, что от сына частично зависит выстраивание отношений с родителями, но не родителей друг с другом. Делать акцент на том, что после развода прошло три года, и родители все равно остались для ребенка родителями, хотя они давно уже не супруги. Что так будет продолжаться и дальше - родителем человек не перестанет быть, где бы он ни находился (для профилактики страха потери родительской любви, если уже нет семьи).

3. Разговор с ребенком проводить вместе, чтобы не было разночтений. Ответить на все его вопросы в доступной по возрасту форме.

4. Принять переживания ребенка по поводу необратимости происшедшего. Не отвергать его переживания, не бояться их, потерпеть.

5. Отдельно поговорить с папой по поводу того, что, возможно, он провоцирует сына на такое поведение неосторожными словами (развода не хотел, новой семьи и отношений нет, возможно, не против вернуться). Ребенок может неосознанно транслировать позицию любимого родителя. Поэтому родителям между собой не лишним будет разговор об их отношениях, который тоже окончательно прояснил бы ситуацию

6.Не ожидать мгновенного  послушания от сына маме. Успокоение приходит после стадии "переваривания" и отгоревания. Поэтому не требовать идеального послушания во всем и сразу. Стоять твердо только на самых принципиальных вещах.

7. При необходимости и потребности с ребенком можно провести несколько корректирующих занятий со специалистом. Приглашены на последующую работу при необходимости.
 Обращения повторного не было.     
 
 

Читайте также
Комментарии (0)