Престиж профессии учителя: что об этом думают в разных странах




О том, что отношение родителей, детей и общества в целом к профессии учителя в последние годы меняется, говорят не только в нашей стране. Каково мнение педагогов о статусе своей профессии и совпадает ли оно с точкой зрения общества? Престижно ли сегодня работать в школе? Связана ли успеваемость учеников и нагрузка учителя с его зарплатой? Хотят ли сами педагоги, чтобы их дети связали судьбу со сферой образования? На все эти вопросы попытались ответить специалисты фонда Varkey Foundation, провозгласившего своей миссией «качественное образование для каждого ребенка через повышение статуса учителя и признание профессии». С этой целью в 2013 году в 21 стране мира был проведен масштабный опрос, а в 2018-м исследование было расширено – добавились еще 14 стран, в число которых вошла и Россия. Отчет о результатах опроса The Global Teacher Status Index 2018 (GTSI 2018) опубликован на официальном сайте Varkey Foundation. Приводим некоторые его данные. 

123

Согласно GTSI 2018, список из десяти стран, в которых учителя пользуются наибольшим уважением, выглядит так (по убывающей):

  1. Китай
  2. Малайзия
  3. Тайвань
  4. Россия
  5. Индонезия
  6. Южная Корея
  7. Турция
  8. Индия
  9. Новая Зеландия
  10. Сингапур

Десять стран, в которых учителя пользуются наименьшим уважением (по возрастающей):

  1. Бразилия
  2. Израиль
  3. Италия
  4. Гана
  5. Аргентина
  6. Республика Чехия
  7. Венгрия
  8. Уганда
  9. Испания
  10. Колумбия

Сложно достоверно установить реальную ценность профессии учителя в разных странах, особенно если сравнивать ее с другими профессиями. Чтобы решить эту проблему, авторы GTSI 2018 выяснили, статусу какой профессии наиболее соответствует профессия педагога: социального работника, медсестры, библиотекаря, чиновника местного самоуправления или врача. Цель этого сравнения − узнать, как общество в каждой стране относится к учителям и как сами учителя оценивают свою профессию. 

В таблице представлены некоторые результаты:

Наиболее схожая с учительской профессия
 (по странам, на основании ответов общественности и педагогов)
СТРАНАМНЕНИЕ ОБЩЕСТВАМНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ
Китайврачврач
Малайзияврачврач
Россияврачсоциальный работник
Канадабиблиотекарьмедсестра
Великобританиясоциальный работникмедсестра
СШАбиблиотекарьчиновник местного самоуправления
Франциябиблиотекарьсоциальный работник
Перусоциальный работникмедсестра
Аргентинасоциальный работниксоциальный работник
Бразилиябиблиотекарьмедсестра

Только в Китае, Малайзии и России (странах, где учителя пользуются наибольшим уважением) и общество, и педагоги ставят профессию учителя на один уровень с профессией врача. В половине стран (51%) общество считает педагога «социальным работником», при этом только 34% учителей сравнили себя с соцработниками. Около половины учителей (43%) поставили на один уровень профессии медсестры и педагога, и только 11% от всех не учителей, принимавших участие в опросе, с ними в этом согласны.

Эти сравнения позволяют предположить, как общество и педагоги относятся к размеру заработной платы. Известно, что чем более уважаемой и ценной считается профессия, тем выше, по мнению общества, должна быть оплата труда, и если «социальный работник» не входит в число престижных профессий, то и зарплата высокой не будет. Становится понятно, почему во многих странах учителя считают, что их доходы несправедливо низкие.

Уважение общества и самоуважение учителя

Если сравнивать мнение педагогов о статусе своей профессии с мнением общества, то можно обнаружить существенные различия. В 14 странах, где проводился опрос, учителя оценили статус директора школы выше, нежели общество в целом (особенно большой разрыв в оценках был в Корее, Сингапуре и Германии). А в Китае, возглавляющем список стран с максимально уважительным отношением к педагогам, учитель пользуется авторитетом в глазах общества, но при этом в стране не относятся уважительно к профессии директора школы. В некоторых странах (например, в Перу) все наоборот. В Аргентине, Бразилии и Португалии педагоги меньше уважают учителей средней школы, а в Панаме, Великобритании и Венгрии еще менее престижной в глазах педагогов выглядит профессия учителя начальных классов.

Выбор профессии педагога

Одним из аспектов отчета GTSI 2018 была оценка того, хотят ли педагоги, чтобы их дети пошли по стопам родителей и тоже стали учителями. Участников исследования попросили сказать, будут ли они «определенно не поощрять», «вероятно, не поощрять», «возможно, поощрять», «вероятно, поощрять» или «определенно поощрять» своих детей, если те выберут профессию учителя.

Неудивительно, что в странах с более высоким уровнем уважения к педагогам, таких как Китай и Малайзия, более половины опрошенных ответили на это вопрос утвердительно. В Бразилии и Израиле (странах, находящихся в топе антирейтинга) около 20% процентов также дали положительный ответ. А вот в России, где учителей, по данным опроса, уважают, большинство респондентов заявили, что меньше всего хотели бы, чтобы их дети стали учителями. Еще один интересный факт: Испания − одна из десяти стран, где педагоги пользуются наименьшим уважением, но при этом 80% опрошенных ответили, что они «определенно будут поощрять» или «возможно, будут поощрять» своих детей становиться учителями.


Эти результаты наталкивают на вывод, что в некоторых странах существует противоречие между уважением к педагогам, оплатой их труда и тем, будут ли родители «за» поступление ребенка в педвуз.

Уважение учеников к учителям

Нельзя говорить об уважении к профессии учителя, не принимая во внимание отношение к ней учеников. В целом около половины респондентов заявили, что они «согласны» или «полностью согласны» с тем, что дети в их странах к педагогам относятся уважительно. Любопытно, что в этом опросе Уганда (страна из десятки стран, где к учителям относятся с наименьшим уважением) оказалась в топе, на втором месте. 

Размер зарплаты и представления о нем в обществе

Экономическое вознаграждение часто рассматривается как косвенная оценка социального положения или статуса профессии в обществе. Опрос для GTSI 2018 затрагивал три аспекта: сколько, по мнению общественности, получают педагоги (оценка реальной заработной платы); уверено ли общество, что это справедливая заработная плата (справедливость заработной платы); каков размер фактической зарплаты (реальная заработная плата).

На этом графике можно увидеть результаты опроса по странам: 

Размер в долларах США за год. Источник: varkeyfoundation.org
Размер в долларах США за год. Источник: varkeyfoundation.org

Самые высокие зарплаты у учителей в Европе  (в Швейцарии и Германии), а самые низкие − в странах Латинской Америки и Африки. Заработные платы российских педагогов также одни из самых низких в мире. Отметим, что в Бразилии, Аргентине и Колумбии общество предполагает, что справедливая заработная плата намного выше, чем та, что на самом деле получают педагоги. Аналогичная ситуация и в России.

Результаты опроса показывают, и это очень хорошо демонстрирует график, что оценочная зарплата намного ниже реальной почти во всех странах (в 28 из 35). Это косвенно указывает на то, что, по мнению общества, учителя должны получать за свой труд больше, чем получают на самом деле, особенно это касается стран Африки и Южной Америки, а также России. Более того, в нашей стране, Китае, Уганде и Гане разрыв между справедливой и оценочной заработной платой составляет 40−60%. Интересно также, что в Швейцарии, Германии и Сингапуре происходит обратное: «справедливая» заработная плата намного ниже реальной.

Оценка труда и временные затраты педагога

Установлено, что чем лучше оплачивается труд учителя, тем выше успеваемость учеников. Это подтверждается реальным примером, ссылку на который специалисты TGTSI 2018 приводят на страницах отчета («Под покровом эффективных школ: данные из Нью-Йорка»): учителям одной из школ США выплатили в начале года премию, которую они обязаны были вернуть, если в конце года успеваемость их учеников будет низкой. Однако показатели детей к концу года значительно улучшились: как считают организаторы исследования, по причине «отвращения к потерям». 

С другой стороны, респондентам был задан вопрос: считают ли они, что будет правильно, если педагоги будут получать премию в зависимости от успеваемости учащихся, должна ли заработная плата быть связана с результатами. Около 49% ответили «полностью согласны» или «согласны». Однако в стране из топов рейтингов PISA (Финляндия) ответы были противоположными, что может быть связано с особым форматом работы всей финской системы образования.

Исследователи также пытались установить связь между желанием привязать зарплату к результатам работы и уровнем уважения к учителям, но данные опросов не показали явных взаимозависимостей.

Специалисты Varkey Foundation проанализировали и восприятие обществом рабочего времени учителей, сравнив его с фактическим временем, которое педагог тратит на подготовку и проведение уроков, проверку домашних зданий. В большинстве стран люди ошиблись в оценках, считая, что работа педагога не так уж и трудозатратна. Особенно большими занижения оказались в Южной Америке, Египте и Панаме (от 16 до 39%)

Какой он, учитель: мнение общества и самих педагогов

Хотя в большинстве стран общество в целом считает учителей заботливыми, трудолюбивыми, влиятельными, вдохновляющими, умными и заслуживающими доверия специалистами, представление об этой профессии в мире разное. В таких странах, как Китай и Гана, где учителя воспринимаются высоко статусными профессионалами, 86% респондентов оценили их, дав положительные характеристики, в то время как в Перу и Греции так поступили только 45% опрошенных.

Что касается восприятия обществом компетентности учителей и уважения общества к профессии, отчет GTSI 2018 обнаруживает взаимосвязь. В таких странах, как Китай и Гана, общество считает учителей очень компетентными, одновременно к ним относятся с большим уважением. Противоположное верно для таких стран, как Перу, Греция и Израиль. В третьей группе стран (Нидерланды, Новая Зеландия, Бразилия, Чешская Республика и Великобритания) общество положительно оценивает качества учителей, но их социальный статус считает низким.


Если говорить о самоуважении педагогов, то оно в подавляющем числе стран более высокое, чем уважение учителей обществом. Но и здесь есть вариации: в Перу, Индии, Уганде, Индонезии, Швейцарии и Панаме, где существует большой разрыв во мнениях, учителя видят друг друга более положительными, чем их видит общество. В Португалии, США, Венгрии, Испании и Франции происходит обратное: учителя оценивают свой статус ниже, чем общество.

Мнение общества о качестве образования 

В рамках GTSI 2018 было, кроме прочего, проанализировано восприятие обществом системы образования своей страны без привлечения педагогов. Собрав оценки респондентов по 10-балльной шкале, исследователи составили рейтинг, в котором 1 балл – самая низкая оценка страны, а 10 – самая высокая. Большая часть стран набрала примерно по 5,9 баллов. Меньше 5 баллов оказалось лишь у Египта, Бразилии, Перу, Турции, Венгрии, Греции и Панамы.

Самой надежной и сильной считают систему образования в своей стране финны, швейцарцы и сингапурцы. А слабой назвали свою систему образования египтяне, бразильцы, перуанцы и турки.

Взаимосвязь между заработной платой учителя и его статусом

Отчет показывает, что существует четкая связь между статусом педагога в стране и уровнем его заработной платы: чем выше статус, тем больше платят. И, как упоминалось в начале статьи, во многих странах общество воспринимает вознаграждение за труд, назначенное педагогам, недостаточно высоким по сравнению с зарплатами, которые получают представители других профессий. Правительство каждой страны само решает, сколько платить учителям, и на это никак не влияет статус профессии в глазах общества – значение имеют благосостояние государства, готовность высшей власти договариваться с педагогами, понимание и принятие на государственном уровне важности профессии учителя, многие другие факторы. 

При повышении заработной платы статус профессии может повышаться, но, если повышается статус профессии педагога в обществе, это совсем не означает, что государство будет платить больше. При этом повышение статуса учителя и повышение заработной платы могут положительно повлиять на успеваемость в классе – данные, представленные в отчете, подтверждают эту связь. 

Выводы

GTSI 2018 показывает, что директор образовательной организации часто воспринимается обществом как человек, имеющий более высокий социальный статус, чем учитель. Уважение к профессии учителя, его трудозатраты и заработная плата не во всех странах прямо пропорциональны. В большинстве стран оценка труда педагогов, выраженная в денежном эквиваленте, воспринимается и самим учителем, и обществом в целом как заниженная, несправедливая.

При этом данные исследования говорят о том, что существует тесная взаимосвязь между зарплатой учителей и местом страны в рейтингах PISA. Не пришло ли время правительствам стран всего мира увидеть, осознать и признать ценность профессии учителя, приложить усилия для повышения ее социального статуса, сделать все возможное, чтобы труд педагога оплачивался достойно? Ведь уже сейчас наблюдаются растущий недостаток педагогических кадров в образовательных организациях, нежелание молодежи связывать свою судьбу со школой. Настал момент развернуться лицом к учителю и исправить ситуацию, особенно в тех странах, где профессия педагога не вызывает большого уважения в обществе.

Источник: observatory.tec

к комментариям


Читайте также

Комментарии (0)