Кузя, «Пирогов» и «Телементор»: что поможет школьникам стать врачами




Проект «Медицинский класс в московской школе» дает возможность старшеклассникам предпрофессиональных классов (а это более 4 тысяч человек) осваивать азы врачебной профессии, изучать микробиологию, биохимию, анатомию, получать практические навыки, занимать призовые места на олимпиадах и поступать в медвузы. Будущие врачи учатся брать кровь, ухаживать за больными, делать уколы и сердечно-легочную реанимацию. Посмотрим на примерах, какое оборудование для этого нужно школе и как оно используется.

Как оборудованы медклассы московских школ

Интерактивные помощники

Более 70 столичных школ, где открыты медклассы, оснащены медицинским оборудованием по последнему слову техники. Скажем, анатомию и физиологию человека подростки изучают на высокотехнологичных столах «Телементор» и «Пирогов».

При помощи «Телементора» – интерактивного комплекса для обучения будущих врачей и отработки навыков младшей медицинской сестры – ребята учатся делать внутримышечные инъекции, забор крови, перевязки, пеленать новорожденных, обрабатывать раны и пролежни. 

В школе №2120 мы используем “Телементор” в рамках обучающих программ, для индивидуальной работы, которая помогает ученику оценить правильность своих действий, и для оценивания работы ученика педагогом, 

– рассказывает учитель биологии школы №2120 Людмила Абрамова.

Изучить анатомию человека и внутренние органы, распознать патологию позволяет интерактивный анатомический стол «Пирогов». Каждый орган подписан на латыни, все тело человека как на ладони можно посмотреть в разных проекциях, в реальном и увеличенном размере. 

Это оборудование позволяет быстро и четко объяснить будущим врачам тонкую разницу между тем, где возникает боль, и местом, где мы ее ощущаем, 

– делится куратор проекта «Медицинский класс в московской школе» школы №2065 Федор Окольников.

Как оборудованы медклассы московских школ

По словам куратора медицинского направления школы №1354 «Вектор» Ольги Хорошиловой, юным медикам очень нравится работать на интерактивных столах: 

Во-первых, это интересно и наглядно (не сравнить с картинками из учебника!). Во-вторых, у педагога есть много вариантов организации работы. А в-третьих, такое оборудование редко встретишь на обычных уроках, ученики чувствуют себя первооткрывателями, и это мотивирует.

Диагностика в чемодане

Самый лучший способ вылечить болезнь – предотвратить ее. Современные методы диагностики и мониторинга здоровья ребята в медклассах осваивают с помощью цифровых мини-лабораторий – чемоданчиков с датчиками для измерения пульса, ритма сердцебиения, сатурации. 

Для изучения органов выделительной системы в лаборатории медицинского класса школы №2065 есть тест-полоски и анализатор мочи Uriscan. Он позволяет быстро определить количественные показатели мочи и сравнить их с нормой. Для изучения патологий старшеклассники вместе с учителем химии составляют аналитическую задачу для клинических случаев. Например, подбирают состав раствора, имитирующего наличие крови или кетонов в моче, и доказывают превышение нормы с помощью тест-полосок в составе анализатора мочи, 

– говорит Федор Окольников. 

Как оборудованы медклассы московских школ

Школа №1392 им. Д. Рябинкина только готовится вступить в проект «Медицинский класс», но уже проводит лабораторные работы с использованием оборудования. Учитель биологии Светлана Иванеско вместе с учениками отслеживают и сравнивают различные показатели, полученные, когда человек был в состоянии покоя, при физической нагрузке и при привыкании к ней. Все данные проходят мониторинг. На лабораторных ребята с помощью датчиков химической лаборатории измеряют уровень pH в напитках и сравнивают с надписями на упаковках. Диагностическое оборудование помогает школьникам разрабатывать проекты на профессиональном уровне. Так, старшеклассницы медкласса школы №1354 на аппарате ЭКГ сняли электрокардиограмму у 20 школьников разного телосложения в возрасте от 14 до 17 лет и создали проект «Положения электрической оси сердца и ее связь с морфотипами человека». Результаты исследования показали, что можно самостоятельно определить положение своей ЭОС и выявить возможный круг болезней сердца, связанных с отклонение оси влево или вправо.


Восьмиклассница медицинского класса школы №2065 с помощью электронного динамометра создала проект «Влияние различных факторов на силу мышц кисти руки» и стала призером конференции «Старт в медицину». А ученица 10-го класса с помощью аппарата ЭКГ и цифровой лаборатории «Физиология» обследовала участников спортивных секций при разных уровнях физических нагрузок и с проектом «Мерцательная аритмия. Стоит ли бояться?» стала призером региональной научно-практической конференции «Творчество юных».

Под микроскопом

Дети в восторге от того, что у них есть возможность рассмотреть клетки, срезы растений и насекомых под микроскопом. Но работа не ограничивается созерцанием: ученики еще и фотографируют микроизображения, выводят на экран компьютера и даже подписывают отдельные элементы. Главное, как говорит учитель биологии школы №1392 Светлана Иванеско, не переусердствовать:

Один урок поработали с микроскопом, на другом сравнили фотографии образцов, а на третьем разобрались с реагентами.

Как оборудованы медклассы московских школ

С помощью наборов красителей и современных микроскопов дети знакомятся с понятием «микробиом организма». Именно с восстановлением микробиома связывают новые способы комплексного лечения и профилактики болезней человека. Также в школе №2065 используют спектрофотометр – прибор, с помощью которого измеряют химический состав изучаемого вещества. Например, на этом приборе десятиклассники делали проект «Создание основы для косметического средства по типу пилинга с молочной кислотой из отходов безалкогольной продукции», ставший, кстати, призером предпрофессиональной олимпиады по направлению «Биотехнология». А в школе №2120 ученица 11-го класса с помощью бинокулярного микроскопа с цифровой видеокамерой исследовала влияние зубной пасты на эмаль зубов.

Манекены и муляжи

По демонстрационным моделям сердца, уха, челюсти и торса ученики медицинских классов изучают анатомию и пробуют, к примеру, брать мазки из зева. Кроме того, ребята практикуются ухаживать за больными и, конечно, оказывать первую помощь. К слову, этому должны учиться все, а не только будущие медики: по статистике, 90% пострадавших могли бы остаться в живых, если бы им оказали помощь в течение 5–10 минут после происшествия. 

Как оборудованы медклассы московских школ

На медицинских манекенах и муляжах дети «качают» сердце, отрабатывают маневр Геймлиха, извлекают инородное тело из верхних дыхательных путей, накладывают шины и повязки, проводят сердечно-легочную реанимацию. Руку набивают на Кузе и Германе, на Гоше и Искандере – так будущие медики называют манекены. Среди учеников в белых халатах «пластиковые товарищи» пользуются особой популярностью. На манекенах приходится много тренироваться, ведь правильно провести сердечно-легочную реанимацию непросто. Наибольшую эффективность показывает схема 30/2/30: 30 надавливаний руками на грудную клетку, 2 выдоха при искусственном дыхании и снова 30 надавливаний. При такой активной эксплуатации Гоши и Кузи долго не выдерживают, но лучше на них отработать СЛР, ведь медики и спасатели не имеют право на ошибку.

Как оборудованы медклассы московских школ

Техническое оснащение медклассов позволяет разнообразить занятия, отработать практические навыки в рамках школы, создать интересные проекты. Но прежде всего учеба в медклассе помогает ребятам, которые хотят стать врачами, убедиться в том, что профессия ими выбрана правильно.

Благодарим Маргариту Тимофееву за помощь в подготовке статьи.

Источники фото: фотоархивы школ №№ 1354, 2065, 2120


к комментариям


Читайте также

Комментарии (0)